Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие как основная форма рационального познания — Формирование понятий

При рассмотрении сенсорного познания, т.е. познания, вовлеченного в материально-предметную деятельность, была показана его зависимость от языка, от понятийного мышления. Что такое концепции и как они формируются? В самом общем виде ответ будет следующим.

В процессе физического воздействия на конкретные предметы и явления, в процессе их использования и преобразования, в процессе создания и изменения общественных отношений человек приобретает разнообразные знания об отношениях. Выявляются отношения между различными типами и видами материальных объектов и процессов, между различными свойствами объектов и т.д. Отношения вещей, явлений, процессов разнообразны и, соответственно, разнообразны знания об отношениях. Это может быть, например, знание о соотношении свойств железа, из которого сделан топор, и дерева, которое топор может рубить. Но это могут быть и более сложные знания о взаимосвязях между массой и ускорением тела, о взаимосвязях между элементарными частицами внутри атома и так далее.

Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами объектов, между самими объектами и процессами, в которые они вовлечены, эти отношения становятся объектами знания. Но что это означает для понимания процесса познания, и в частности для понимания механизмов возникновения понятий и их роли в познании?

Уже в повседневной практической жизни мы постоянно имеем дело с единичными конкретными объектами, которые существуют реально и могут быть непосредственно восприняты зрением, слухом, осязанием. Но при этом мы обязательно выявляем отношения между объектами, а также устанавливаем свое отношение к ним, что становится заметно, например, в следующих элементарных предложениях: «Это дом», «Этот дом красивый», «Роза красная» и так далее. Слова «дом», «красивый», «красный» могут относиться не только к этому конкретному единичному объекту, который мы имеем в виду непосредственно. Слово «дом» можно применить ко всем самым разным зданиям, которые служат жилищем для людей. Слова «красивый» и «красный» также могут быть применены к самым разным объектам, различным классам объектов: Не только дома красивы, не только розы красны.

Эти слова уже выражают отношения между конкретными предметами и явлениями и отражают их в обобщенном виде. Когда мы их используем, то думаем об определенных общих свойствах, характерных особенностях различных предметов и явлений, которые сильно отличаются друг от друга по многим другим параметрам. Именно объективная общность свойств становится главным объектом познания. Процесс познания развивается следующим образом: Во-первых, мы опираемся на изучение реальных, конкретных объектов как материальных предметов, их реальных, объективно существующих свойств и характеристик. Но в то же время происходит активный познавательный процесс: Человек целенаправленно сравнивает различные объекты, которые не всегда напрямую влияют друг на друга. Когда человек совершает определенное действие с данными объектами и преследует ту или иную практическую цель, он сравнивает их и сопоставляет в определенном отношении друг к другу, оставляя в стороне те отношения и связи, которые не интересуют его в данный момент и в данном аспекте. Человек как бы мысленно «расчленяет» реальную целостность конкретного объекта, который всегда вовлечен в самые разнообразные отношения с другими объектами и атрибутами, а значит, потенциально представляет собой совокупность самых разнообразных свойств и признаков.

Понятие как основная форма рационального познания - Формирование понятий

Формирование понятий

Человек с помощью своего мышления, изолированного, так сказать, от целостных конкретных объектов, ищет такие отношения, которые существуют не объективно, сами по себе, а как какие-то особые объекты. Но они оказываются важными для жизни и деятельности человека и человечества, а потому становятся особыми объектами его познавательной деятельности. Эти выделенные и распознанные человеком объекты выражаются и закрепляются в словах-понятиях, подобных словам «дом», «человек», «красный», «красота» и т.д.

Например, красная роза и красная ткань — это во многом разные объекты. Но когда человека интересует их цвет, он отвлекается на другие качества этих объектов. Он сравнивает эти предметы с точки зрения их цвета (часто отступая от оттенков цвета, которые также могут быть совершенно разными). Объективные связи, отношения данных предметов, воплощенные в общности их цвета, фиксируются и отражаются в слове-понятии «красный».

Процессы постепенного и неуклонного формирования понятий, отражающих общие свойства предметов и явлений окружающего мира, насчитывают много веков. Прежде чем знание о тех или иных отношениях приобретет обобщенную форму и, благодаря этому, получит концептуальное выражение, должны быть осуществлены миллиарды процессов сравнения, сопоставления, различения, мысленного «препарирования» и физической модификации объектов. Все моменты, которые не важны, второстепенны для данного отношения, должны быть отброшены. В процессе человеческой деятельности знание также должно быть освобождено от сугубо личных, индивидуальных моментов (чувств, переживаний конкретных субъектов, их сугубо индивидуальных целей). Знание должно иметь обобщенную форму, как в том смысле, что в нем должны быть выражены общие объективные отношения, так и в том смысле, что оно должно каким-то образом приобрести объективное значение для многих людей. При этом результатами практической деятельности становятся не только вновь создаваемые или преобразуемые конкретные предметы и явления, но и понятия, возникшие в ходе этого процесса и неотделимые от него на данном этапе. Концепции, созданные в ходе практической деятельности, становятся важной частью и формой этой деятельности. В последующих процессах использования они проверяются, уточняются и модифицируются путем постоянного сравнения с конкретными объектами и отношениями, принадлежащими к определенному типу.

Понятия как продукт общественно-исторического процесса познания

Когда мы говорим о конкретном человеке или группах, сообществах людей, мы привычно и естественно используем слово «человек». В большинстве случаев (более или менее осознанно) мы связываем с этим словом знание общих характеристик всех человеческих существ, их отличие от других объектов природы, от животных и т.д. Когда слово появляется в единстве с таким знанием (более или менее полным, более или менее расчлененным), оно появляется как понятие. Понятия — это такие продукты общественно-исторического процесса познания, воплощенные в словах, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений и благодаря этому одновременно обобщают важнейшие знания о способах работы с данными группами предметов и явлений. Без концепций человеческое познание было бы невозможно. Если бы в ходе длительного исторического процесса человеческого познания не были выработаны и закреплены такие обобщенные формы мышления, то каждый человек — в каждом поколении — должен был бы снова и снова описывать, сравнивать и выражать отдельным словом каждую конкретную вещь, каждый факт, каждое явление. С помощью словесных терминов мы аккумулируем и используем в сокращенном виде результаты многовекового практического опыта человечества.

Что же касается понятий, которые возникают и используются в непосредственном процессе материально-практической деятельности, то необходимо еще раз подчеркнуть их связь с чувственным познанием, наблюдением, сенсорно-изобразительным отражением действительности. Изобразительные формы отражения свойств объективного мира сами по себе уже содержат первые этапы и формы обобщения. Если, например, в нашем сознании есть изображение собаки, то это уже достаточно сложный результат сенсорного опыта — в нем так или иначе синтезированы характеристики различных собак, которых мы можем наблюдать. Наши более общие, абстрактные и целостные представления (о доме, городе, стране и т.д.) всегда имеют и образную форму. С помощью понятий процесс обобщения не только продолжается: Связь понятия с совокупностью вполне конкретных объектов определенного класса становится более опосредованной. Термины «собака», «дерево», «стул», в отличие от соответствующих картинок, могут быть лишены признаков конкретности. Тем не менее, оно является понятием (а не простым словом, простой последовательностью звуков) только потому, что с его помощью мы неоднократно осваиваем, используем, обозначаем (и тем самым указываем другим) соответствующие объекты и их отношения. В понятии (т.е. в слове, тесно связанном с совокупностью знаний) такие знания уже обобщены и зафиксированы, что позволяет нам практически действовать с объектами соответствующего класса. Концепции, как если бы были правила, сокращенная схема чувственного и практического действия. Это специфическая особенность понятий, формируемых в процессе сенсорно-предметной деятельности.

Отношения

Обратим особое внимание на действия, которые происходят в процессе формирования таких понятий. Строго взаимосвязанные операции абстрагирования, сравнения и противопоставления, отсеивания того общего свойства, которое присуще неизмеримому множеству объектов и целым классам объектов, называются в философии абстракциями, а получаемые в результате результаты познания — абстракциями. В абстракции человек принимает объективные, реальные свойства предметов и явлений и их реальные отношения друг к другу; фиксируется их реальное единство, существующее независимо от сознания. Но в то же время деятельность по абстрагированию и объединению, синтезу свидетельствует о силе и активности человеческого познания, о возникновении особого вида деятельности, особого вида познания, направленного на фиксацию отношений. Следует еще и еще раз подчеркнуть, что установление отношений, их признание, совершенствование таких знаний и применение их на практике — дело вполне привычное и повседневное. Это процесс, который люди ежедневно и ежечасно осуществляют в своей жизни и который приводит к очень важным не только материальным, но и идеальным результатам. Мы действуем на других людей с некоторыми объектами, потому что уже знаем или можем предположить, а затем точно знать, каковы их отношения.

Древний человек был окружен в принципе теми же материалами природы, что и современный человек. Например, он наткнулся на куски железа. Но человек не сразу понял, что материал, содержащийся в этих кусках, можно использовать для изготовления топора. Только после многих разрозненных, часто случайных действий, люди обнаружили, что этот материал — железо — благодаря своим особым свойствам, подходит и для обработки других предметов. Таким образом, изготовление инструментов означает установление и реализацию прочных отношений между материалами, из которых изготовлен инструмент, и некоторыми другими объектами материального мира. Человек использует заданные материалы для строительства дома, потому что он уже знает взаимосвязь между материалами, необходимыми для строительства, и результатом — построенным домом.

Обнаружить, раскрыть эти отношения человеку помогает практический процесс активного использования одних объектов для воздействия на другие объекты. В то же время это процесс повторения, воспроизведения определенных действий, который выявляет какие-то прочные, устойчивые, повторяющиеся отношения. Такие отношения определяются как существенные или регулярные объективные отношения и связи.

Самостоятельная деятельность

Деятельность по формированию и использованию понятий, которая первоначально включена в непосредственную практическую деятельность и существует только в этой форме, в ходе исторического развития приобретает более сложные формы и затем возникает — очень медленно и постепенно — как самостоятельная деятельность.

Возьмем, к примеру, процесс познания количественных отношений. Сегодня она достигла очень важных научных и практических результатов: Математизация знаний — одна из важнейших объективных тенденций развития науки в эпоху научно-технической революции. В то же время многие понятия и представления о количественных отношениях стали настолько абстрактными, что их иногда интерпретируют как совершенно «свободные» и «произвольные» творения человеческого разума. Не следует забывать, однако, что знание количественных отношений уже давно вплетено в практическую предметную деятельность человека и продолжает развиваться в этом виде.

В ходе этого процесса люди сначала научились сравнивать, измерять определенные материальные объекты, затем уловили сходство между своими действиями, направленными на измерение и подсчет различных объектов, и, подвергнув эти действия анализу, установили количественные отношения между самими материальными объектами. В их сознании сформировалось знание количественных отношений, которое приобрело обобщенную форму, значимое выражение и стало важнейшим фактором дальнейшей практической деятельности. Лишь позднее появились особые группы людей, которые стали носителями знаний о количественных отношениях и приобрели особые навыки работы с числами. Сначала эти люди занимались межеванием земли, подсчетом предметов и вещей, предназначенных для распределения между членами общины или для торговли и обмена; лишь на довольно поздней стадии развития из этих занятий выделился вид деятельности, непосредственным и фундаментальным объектом которой стало число и сами геометрические отношения, уже рассматриваемые и изучаемые отдельно от исчисляемых и измеряемых объектов. Так возникла математика, древнейшая из всех наук. И сегодня деятельность по формированию и использованию концепций количественных отношений сохраняется в двух формах.

Во-первых, зная объективные количественные свойства материальных тел, предметов, процессов развития природы и общества, человек и сегодня привычно использует такие слова, как «меньше», «больше», «равно» и т.д. Человек использует числа каждый день. В результате миллионы раз повторяющегося взаимодействия с различными материальными объектами человек выделил количественные свойства и отношения, распознал их и обозначил специальными языковыми знаками (знаки чисел 1, 3, 5…, операции «больше», «меньше», «равно» и т.д.). И сегодня там используются, применяются на практике и уточняются «количественные» понятия.

Знание

Что касается математики, то она уже имеет дело с различными результатами человеческого познавательного процесса, то есть со знанием. При использовании знаний, представлений о количественных отношениях в процессе последующего, более глубокого осознания этих отношений, при выяснении того, как соотносятся между собой сами числа, — происходит превращение «количественных понятий», то есть обобщенных знаний об отношениях объектов, в особые объекты познания. После того как человек создал математику, он может работать непосредственно с числами как объектами своего познания; он может — в результате работы с числами — получать новые формулы, открывать определенные математические закономерности, т.е. приобретать новые знания.

В рамках гносеологии необходимо, во-первых, подчеркнуть важность и специфику процесса формирования и функционирования концепций, во-вторых, учесть, что в ходе развития истории постепенно формируется особая деятельность, изменяющая знания, то есть формирование и изменение понятий, идей, теоретических концепций. Следовательно, в процессе общественного разделения труда возникает особый вид деятельности, который в конечном счете связан с задачей практического использования, преобразования природного мира и общества, но который имеет своей главной и непосредственной целью производство теоретического знания (а также хранение, накопление, передачу, распространение знания, трансляцию знания). Это особая деятельность по созданию общих понятий, идей, принципов, организованных тем или иным образом в особый процесс в масштабах общества.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия и религия
  2. Сознание и мозг. Соотношение физиологического и психического
  3. Наука как социальный институт
  4. Взаимоотношение абсолютной и относительной истины в научном познании. Практика как критерий истины
  5. Христианская мораль и нравственные представления верующих и неверующих
  6. Изменение представления об истине в философии — Классическая концепция истины
  7. Пьер Абеляр
  8. Понятие субстанции в метафизике 17-18 века, в трудах Декарта, Спинозы, Лейбница. Критика понятия субстанции Юмом
  9. Сознание в философии. Постановка проблемы сознания в философии
  10. Ван Янмин и его учение о сердце; традиционная философия в новое время