Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв. — Неоклассическая философия

Классическая философия (философия немецкого классического идеализма) стремилась к системной целостности, полноте, монизму. Это стремление было основано на вере в естественный порядок мира, доступный рациональному пониманию. Она исходила из представления о гармонии между организацией бытия и субъективной организацией человека. Человек рассматривался как укорененный в этом мировом порядке, как гарант своего места в прогрессивно развивающемся потоке истории. Все глубины мировых связей, включая внутренний мир самого человека, были доступны самосознающему субъекту. Традиционная этика либерального общества основывалась на идеях примата человека над природой, примата разума в человеке и вере в неумолимый прогресс общества, основанный на разуме, свободе и справедливости.

С конца 19 века эти традиционные ценности оказались под угрозой. Успехи в социальных науках привели к открытию цивилизаций, основанных на различных моральных ценностях, а достижения в психологии привели к осознанию того, что наше поведение часто обусловлено бессознательными причинами. Сфера бессознательного оказывается шире сферы сознания и гораздо шире сферы разума. Сознание, разум больше не могут претендовать на единственно верную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На смену морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализации. Возникла и оформилась неклассическая философия.

Таким образом, разделение между классической и неклассической философией первоначально относилось к традиционному рационализму и его противоположности — иррациональному. Немецкая классическая философия (воплощенная в трудах Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла огромный вклад в развитие мировой философии, объяснив природу бытия, познания и другие философские проблемы с позиций идеализма в наибольшей для своего времени степени. Помимо этого, ниже перечислены достижения Канта, которые повлияли на последующее развитие философии. 1. различие между ценностью и бытием. 2. создание этики долга как учения о нравственной сущности свободы личности. Х. Становление эстетики как науки. Однако не все были согласны с идеалистическим объяснением мировоззрения классиков немецкой философии.

Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв. - Неоклассическая философия

Неоклассическая философия

Неоклассическая философия возникла во второй половине 19 века. XIX века, стремились критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, не с помощью новых подходов (как это делали материалисты и позитивисты), а с помощью старых. Представители неклассической философии пытались объяснить мир (как и «классики») с позиций идеализма, но старого, догегелевского и доклассического идеализма (например, Платона и др.) и найти в нем новые, оригинальные подходы.

Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие мира как целостной и непротиворечивой системы, критикует гегелевскую диалектику и саму идею развития. Основная идея неклассической философии заключается в том, что окружающий мир представляет собой бессвязный хаос, он не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, не контролируется разумом и подчиняется другим движущим силам, таким как аффекты и воля.

К неклассическому типу философии относятся «философия жизни» в ее различных формах (это течение представлено работами Шопенгауэра, Ницше, Дильтея), экзистенциализм, персонализм, постмодернизм. Философия жизни, в отличие от классической философии, говорит о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и самой человеческой души. Излагается идея изучения индивидуальной жизни и важность ее анализа для философии. Бессознательное и интуиция становятся центрами философской антропологии.

Философия жизни

Немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844 — 1900) является основателем «философии жизни» — течения в западноевропейской философской мысли, возникшего в Германии в последней трети XIX века, в котором «жизнь» стала исходным понятием при анализе всех возможных областей человеческой деятельности, самого человеческого бытия, а значит и культуры в целом. Это направление можно рассматривать как реакцию на рациональную эпоху Просвещения, которая противопоставила разум силам самой жизни, которые рассматривались как иррациональные и недоступные рациональному пониманию. Сторонники «философии жизни» взяли на себя труд построить целостное мировоззрение, основанное исключительно на понятии «жизнь». С помощью этой концепции возникло представление о мире в целом, о возможностях его постижения, о смысле человеческой жизни и о ценностях, придающих этот смысл «жизни». Исходя из того, что жизнь — это ценность, человеческая жизнь рассматривалась только с позиции полноты проявления жизни. Была выдвинута идея, что философия не должна полагаться исключительно на естественные науки в построении картины мироздания, что приоритет должен быть отдан художественному видению, которое в большей степени, чем точные науки, может постичь изменчивость мира, движение самой жизни.

«Философия жизни оказала огромное влияние на европейскую культуру и сознание в двадцатом веке. Помимо Ницше, это течение представлено именами В. Дильтея, О. Шпенглера, А. Бергсона и Г. Зиммеля. Несмотря на значительное сходство во взглядах этих мыслителей, их трактовка понятия «жизнь» все же имеет некоторые различия, благодаря которым можно выделить ее биологическую, психологическую и культурную интерпретации.

У Ф. Ницше понятие «жизнь» обозначает вечное движение и становление. Что это значит для него? «Жить — значит: снова и снова отталкивать от себя то, что хочет умереть; жить — значит: быть жестоким и беспощадным ко всему, что в нас слабеет и стареет — и не только в нас». Жизненный мир един, целостен, вечен, несмотря на то, что он неустойчив и предполагает вечное перетекание, становление. В полемике с прежними представлениями о мире, воплощенными в понятиях «двух миров», Ницше, используя терминологию классической философии, иронически заявляет: «Кажущийся» мир един: «Истинный мир» лишь примыкает к нему». «Деление мира на «истинный» и «кажущийся», будь то в духе христианина или в духе Канта (в конечном счете, хитрого христианина), является лишь намеком на упадок — симптомом нисходящей жизни». В рамках этого оригинального мировоззрения философ рассматривает знания, истину, науку, искусство и, в конечном счете, культуру в целом.

Критическая оценка культуры

Идеи Ницше о культуре можно рассматривать с двух точек зрения: позитивной — в том смысле, что он утверждает возможность существования более совершенного человека, который создает такую культуру, которая возвышает, а не унижает его; негативной или критической — в том смысле, что он стремится разоблачить и переоценить ценности существующей культуры. Объектом его критики является прежде всего европейская культура следующих двух столетий, которую он рассматривает как апокалиптическую: «Мы, европейцы, стоим перед зрелищем чудовищного мира руин, в котором кое-что еще гордо возвышается, в котором многое сгнило и все еще ужасающе высоко, но большая часть уже превратилась в руины». Основные идеи Ницше таковы: культура больна, человечество больное и вырождающееся, в этой культуре человек несовершенен, он нечто, что нужно «преодолеть». Существенные предпосылки и причины этого кризиса Ницше видит в тех тенденциях, которые определили развитие европейской культуры: в господстве разума над инстинктом, в культе разума, в признании примата духовного над физическим. «В течение огромных периодов времени интеллект не производит ничего, кроме заблуждений», — заявляет мыслитель, — «из сознания возникают бесчисленные ошибки». В кульминацию его критики попадает то самое, что составляло главные устремления новой европейской культуры: «этот дурной вкус, эта воля к истине, к «истине любой ценой»». Он предлагает отказаться от культа науки и научной истины, созданного культурой Нового времени, потому что представления о мире как результат научного прогресса были результатом множества ошибок и фантазий, унаследованных человечеством, что вызвало замену истины ложью, и на этой лжи происходит построение всей европейской культуры. Современная культура, основанная на науке, изображается Ф. Ницше как глубоко враждебная жизни. Разум чужд жизни, он убивает ее, в то время как чувства никогда не обманывают.

Дионисийский принцип

Для него идеалом здорового общества и культуры является древнегреческая досократовская цивилизация. В своей ранней работе «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872) Ницше обращается к анализу античной культуры и рассматривает искусство того времени как полнокровное воплощение и проявление истинной жизни, как некий спонтанный, неопределенный процесс жизненных излияний, зависящий только от воли и инстинктов художника. Искусство предшествует науке в истории человечества, и благодаря ему, по мнению Ф. Ницше, бытие и мир обоснованы в вечности только как эстетический феномен. В этой работе идеи аполлонического и дионисийского начала, уже присутствующие в текстах И. В. Гете, Ф. В. Шеллинга и романтиков, получают дальнейшее развитие. Дионисийский принцип — это примат инстинктивной воли к жизни, игра жизненных сил, «вакхическое опьянение» самой сущностью жизни, неподвластной никакому контролю или диктату разума или интеллекта. Аполлоническое начало, с другой стороны, является диктатом разума или интеллекта и обуславливает формальность, упорядоченность бытия. Эти основы интерпретируются как радикально иные силы, поднимающиеся из самой природы и проявляющиеся как художественные силы, и только в среде художников «художественные импульсы этой природы получают свое удовлетворение самым коротким и прямым путем». Очерк пути к гибели культуры и человечества начинается с Сократа, затем продолжается в христианскую эпоху и достигает своего апогея в эпоху Ф. Ницше. В древности, по его мнению, существовал плюрализм этических и других ценностей; каждое племя, каждая нация, каждый народ имели свои собственные ценности, которые отличались от ценностей других сообществ. Более того, дифференциация общества на аристократов и рабов способствовала возникновению культуры, поскольку рабство, считал Ницше, было необходимо для культуры.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике
  2. Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
  3. «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
  4. Философия познания
  5. Мигель де Унамуно и его философия
  6. Джон Локк
  7. Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени
  8. История русской философии
  9. Смысл
  10. Типы научной рациональности