Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие личности в отечественной психологии — Концепция личности В.Н.Мясищева

В психологии личность изучается различными отраслями психологической науки. Это связано с многомерными проявлениями личности, противоречивым и порой даже загадочным поведением человека. Многогранность поведения, в свою очередь, требует многоуровневого психологического анализа.

Как отмечал К.К. Платонов, для периода с 1917 по 1970-е годы в советской психологии можно выделить как минимум четыре доминирующие теории личности: 1917 — 1936 гг. — личность как профиль психологических черт; 1936 — 1950 гг. — личность как человеческий опыт; 1950 — 1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962 — 1970 гг. — личность как совокупность установок, проявляющихся в направленности. Другой известный советский психолог, А.В. Петровский, также говорил о существовании разных подходов к пониманию личности в отечественной психологии в разные исторические временные отрезки. Так, период 50-60-х годов характеризуется так называемым «коллекционным» подходом, в котором «личность функционирует как совокупность черт, особенностей, характеристик и специфических черт психики человека». По мнению А.В. Петровского, такой взгляд на личность оказывается «удивительно неэвристичным», поскольку стирается граница между понятиями «личность» и «индивид», личность расщепляется на составные, рядоположенные элементы. По мнению А.В. Петровского, биосоциальная природа человека и его индивидуальность не могут быть причиной спора. Однако личность — субъект и продукт общественного развития, превратившего биологического индивида в творца исторического процесса, — явно не могла сохранить биологическую подструктуру, которая следует за социальной подструктурой. Конечно, сома индивида, его эндокринная система, достоинства и недостатки его физической организации влияют на протекание его психических процессов и формирование его психических характеристик. Биологическое, которое входит в личность в человеке, становится социальным и превращается в социальное. В конце 1970-х годов акцент на структурном подходе к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного (или структурно-системного) подхода, который требует выделения системообразующих признаков личности.

Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.) поставило ряд вопросов, в том числе вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, обозначаемое термином «личность», которое оказалось несводимым к биологическим предпосылкам, заложенным в природе его носителя — индивида. А.Н. Леонтьев писал, что личность — это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, в совокупности отношений, носящих социальный характер, в которые вовлечен индивид. Другими словами, личность — это системное и потому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является полностью чувственный, физический индивид со всеми его врожденными и приобретенными качествами. Можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространена концепция индивида, личности и субъекта деятельности, но в то же время нет более или менее общепринятой концепции личности.

Понятие личности в отечественной психологии - Концепция личности В.Н.Мясищева

Концепция личности В.Н.Мясищева

Предметом данной концепции являются отношения личности. Основными задачами, решаемыми этой концепцией, являются:

1) Изучение сознательной регуляции личности ее отношениями;

2) Патогенетическая клиника неврозов. В.Н.Мясищев определяет личность следующим образом: «Личность — это система ее отношений, в которых она проявляется во всей своей полноте и целостности».
У истоков теории В.Н. Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности по типам ее отношений с окружающей действительностью. Основная предпосылка реляционной психологии заключается в том, что личность, психика и сознание человека в любой момент времени представляют собой единство отражения объективной реальности и отношения человека к ней. Психология человеческих отношений в развитой форме выступает как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и социальными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Отношения связаны с различными подструктурами личности. Таким образом, с точки зрения Мясищева, динамические индивидуально-психологические характеристики темперамента на уровне развитого характера являются «отдаленной» формой индивидуальных различий, движущие силы которых определяются сознательными установками, а не свойствами нервной системы. Характер — это система установок и то, как они выполняются человеком. Качества реакции человека, выражающие его темперамент и характер, проявляются только в активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека естественным образом связаны со склонностями, которые являются движущей силой для развития способностей. Склонность — это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности или избирательно-положительное отношение к ней.

Положения психологии отношения лежат в основе патогенетической концепции невроза Мясищева. Невроз трактуется как заболевание личности, вызванное обстоятельствами, значимыми в системе его личностных отношений. Эта концепция имела огромное научное и практическое значение и оказала влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

Содержание концепции Б.Г.Ананьева

Объектом этого понятия является индивидуальность, которая включает в себя индивида, личность и субъект. Основными задачами, решаемыми этой концепцией, являются:

1) Изучение человека как целого, как индивидуальности;

2) Исследование структуры личности;

3) Исследование онтогенеза личности.

Определение личности: «Личность — это компонент индивидуальности, ее свойство как социального индивида, как объекта и субъекта исторического процесса. Личность — это «вершина» всей структуры человеческих характеристик. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития в системе синтетической антропологии. По мнению Ананьева, эволюция человека — это единый процесс во всем многообразии его состояний и характеристик, обусловленных историческими условиями жизни человека в обществе.

Как открытая система, человек, находящийся в постоянном взаимодействии с природой и обществом, реализует индивидуальное развитие своих человеческих качеств в личности с ее социальными отношениями и субъекте деятельности, переделывающем действительность. Однако человек также является закрытой системой из-за внутреннего переплетения характеристик личности, индивида и субъекта, которые составляют ядро его личности (самосознание и самость). Уникальность индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, которые изменяют окружающий мир и его социальное развитие.

Структура личности строится одновременно по субординационному принципу подчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелирующих свойств связано с их относительной автономностью (например, система ценностных ориентаций, установок).

Индивидуальность — это продукт слияния социального и биологического в развитии индивида. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, связывает характеристики друг с другом и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта. Специфика и уникальность индивидуальности проявляется в отношениях открытых и закрытых систем, которые раскрывают человека как субъекта деятельности и как субъекта психической активности.

Ядром личности является ее направленность. Ориентация и индивидуальный стиль деятельности образуют общность всех уровней, которая выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Онтогенез индивидуальности — Онтогенез индивидуальности — это внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс.

Интраиндивидная — В личности Ананьев выделяет интраиндивидную структуру как социальное целое, к которому принадлежит личность с ее социальными связями и отношениями в деятельности.

Интраиндивид — или интраиндивидуальная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; черты личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств внутриличностной структуры составляет характер как систему черт личности, ее субъективных отношений к обществу, к людям и к себе, которые постоянно реализуются в социальном поведении и закрепляются в образе жизни. Характер — это вершина личностных качеств.

Содержание концепции А.Н. Леонтьева

Объектом этой концепции является личность как иерархия деятельности, за которой стоят главенствующие мотивы. Основными целями являются:

1) Изучить роль деятельности в функционировании и развитии личности;

2) Изучить структуры личности в связи с ее формированием в деятельности. Личность в теории деятельности — это внутренний момент деятельности, неповторимое образование, выступающее в качестве высшей интегрирующей инстанции, управляющей психологическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности.

Теория деятельности, рассматривающая личность в связи с формированием, функционированием и структурой психического отражения в процессах деятельности, была разработана во второй половине 20 века в работах А.Н. Леонтьева. Исходным методом исследования психики является анализ преобразований психического отражения в деятельности, которая изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной точкой является внешняя, объективная, сенсорно-практическая деятельность, из которой вытекают все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе формы имеют социально-историческое происхождение и принципиально общую структуру. Субъективность является конституирующим свойством деятельности. Сначала деятельность определяется объектом, затем она опосредуется и регулируется образом объекта как его субъективным продуктом. Взаимопреобразующими единицами деятельности являются потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносящиеся с ними виды деятельности <=> действия <=> операции. Действие понимается как процесс, объект и мотив которого не совпадают. Мотив и объект должны быть отражены в психике субъекта: иначе действие для него бессмысленно.

Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние отдельных частных действий в единое действие представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое ранее занимало место осознаваемых целей частных действий, в структуре действия занимает место условий их выполнения. Другой вид операций возникает в результате простой адаптации действия к условиям его выполнения. Операция — это свойство действия, которое формирует действие. Генезис операции заключается в соотнесении действий, их включении друг в друга.

Теория действия вводит понятие «мотив-цель», т.е. осознанный мотив, который выступает в качестве «общей цели» и «целевой зоны», выбор которой зависит от мотива или конкретной цели, а процесс формирования цели всегда связан с утверждением цели через действие.

Личность впервые возникает в обществе. Человек входит в историю как индивид, наделенный природными качествами и способностями, а личностью он становится только как субъект общественных отношений.

Термин «личность» относится к относительно позднему продукту социально-исторического и онтогенетического развития человека. Социальные отношения реализуются через совокупность различных видов деятельности. Иерархические отношения деятельности, за которыми стоят корреляции мотивов, и которые характеризуют личность. Последний рождается дважды: первый раз, когда ребенок проявляет в явных формах полимотивацию и соподчинение своих действий, и второй раз, когда формируется его сознательная личность.

Формирование личности — это формирование личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, потому что главное — это осознание себя в системе общественных отношений. Личность — это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Теория деятельности предлагает использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизации мотивов и их общая структура.

Содержание концепции С.Л. Рубинштейна

Предметом этой концепции является личность как субъект жизни. В рамках данной концепции решаются следующие задачи: 1) изучение становления личности как субъекта жизни; 2) изучение личностного опосредования сознания и деятельности. Определение личности: «Личность — это субъект жизни, она завязывает узел из всех нитей — возрастных, событийных, продуктов творчества, социальных достижений — своим собственным уникальным узлом, определяющим качество ее жизни».

Пионер онтологического подхода в отечественной психологии, Рубинштейн впервые включает человека в структуру своего бытия, не как элемент в ряду с другими уровнями бытия, а как активный, преобразующий субъект бытия.

Познание и деятельность рассматриваются как различные качественные модальности отношения человека к миру, с дополнительным отличием отношения — не только к бытию, но и к другому субъекту. Когда объектом влияния становится другой человек, необходимо преодолеть его отчужденность, его негативную независимость и сделать его самостоятельным существом, в котором реализуется его собственное бытие, обретенное через другого.

В отличие от большинства гносеологически ориентированных концепций сознания, сводящих его к отражению, Рубинштейн рассматривает сознание как выражение отношения субъекта к миру, как возможность его самоопределения. Психика, сознание не самодостаточны, не существуют сами по себе, а принадлежат индивиду. Связь между сознанием и деятельностью личностно опосредована. В мире сознания, как совершенно особом измерении, личность способна выйти за пределы собственных ограничений. Человек, обладающий сознанием, строит свои отношения с миром особым образом.

Прослеживая единство сознания и деятельности, Рубинштейн показал, что сознание, как высший психический процесс, является формой личностной регуляции отношений, складывающихся в деятельности. Сознание выполняет по меньшей мере три взаимозависимые функции: Регуляция психических процессов, регуляция отношений, регуляция деятельности и жизни субъекта в целом.

Психологические модальности деятельности — потребности, способности и ориентация — описаны в «Структуре личности» Рубинштейна. Основы общей психологии определяют личность через триединство — что человек хочет (ориентация как мотивационно-потребностная сфера), что человек может делать (способности, таланты) и что человек собой представляет (характер). Эти модальности образуют единое целое, которое не является априорным, не фиксированным, не статичным: человек проявляет свою направленность, реализует свои способности и формирует свой характер в жизнедеятельности.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевает различные изменения, через которые определяется и закрепляется целостность ее структуры. Активность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостности, системности отношений личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивает свои отношения с ним, с другими людьми, с жизнью как таковой. Личность целесообразно рассматривать не только как субъект деятельности, но и как субъект жизненного пути, как устойчивый менталитет человека. Он самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее ответственность, становится все более избирательным и уникальным.

В жизни каждого человека масштаб личности, масштаб его поступков и масштаб жизни находятся в различном соотношении друг с другом. Жизнь — это особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Личность как субъект жизни связывает клубок всех нитей — возрастных, событийных, продуктов творчества, социальных достижений — в свой собственный уникальный узел, определяющий качество ее жизни.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гендерные особенности состояния счастья
  2. Психологический анализ личности
  3. Детские страхи 5 лет
  4. Свойства воображения
  5. Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по бейлзу — Описание методики Р. Бейлза
  6. Тревожность как свойство личности
  7. Психология влияния
  8. Предмет психологии как науки
  9. Образ взрослости у современных подростков
  10. Формирование самооценки у подростков