Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие материи. Основные формы и свойства материи

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Практически-нравственная ориентация русской философии
  2. Философия русского космизма
  3. Основные черты философии экзистенциализма
  4. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  5. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  6. Философское и естественнонаучное представление о материи
  7. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  8. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное
  9. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  10. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека

Введение

Материальный мир, окружающий человека, — это бесконечное множество предметов и явлений с самыми разнообразными свойствами. Несмотря на все их различия, все они имеют две важные характеристики:

1) Все они существуют независимо от человеческого сознания;

2) способны влиять на человеческое сознание и отражаться в нем.

В домарксистской философии возникли различные концепции материи: атомистическая (Демокрит), эфирная (Декарт), материальная (Гольбах). «… Материя вообще — это все, что каким-либо образом воздействует на наши органы чувств» (Гольбах. Система природы). Общим для всех концепций было отождествление материи с ее конкретными видами и свойствами, или с атомом как одной из простейших частиц, лежащих в основе структуры материи.

Разрабатывая научное определение материи, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали объективный мир как целое, совокупность составляющих его тел. Опираясь на диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса, В.И. Ленин развил это учение дальше и сформулировал понятие материи в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями и существует независимо от них» [т. 18, с. 131].

Необходимо отличать научные и социальные представления о ее видах, структуре и свойствах от философского понятия материи. Философская концепция материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучная и социальная концепции выражают ее физические, химические, биологические и социальные свойства. Материя — это объективный мир в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, а являются конкретными формами ее существования, такими как неживая, живая и социально организованная материя, элементарные части, клетки, живые организмы, производственные отношения и т.д. Все эти формы существования материи изучаются различными естественными, общественными и техническими науками.

Происхождение и развитие общей концепции материи

Самый поверхностный анализ представлений древних ученых о материи показывает, что все они были материалистически настроены, но их общим недостатком было, во-первых, сведение понятия материи к конкретному веществу или совокупности веществ.

Во-вторых, признание материи в качестве строительного материала или первой неизменной субстанции автоматически исключало преодоление существующих представлений. Таким образом, любой конкретный вид вещества с присущими ему свойствами ограничивал дальнейшее познание, проникновение в природу материи. Однако великой заслугой древних материалистов было изгнание идей о Боге-Творце и признание взаимосвязи материи и движения и вечности их существования.

Древнегреческие мыслители Лейципп и особенно Демокрит, основатели атомистического учения об окружающем нас мире, оставили заметный след в развитии учения о материи. Они были первыми, кто отстаивал идею о том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов. Первичная субстанция — атомы движутся в пустоте, а их различные комбинации составляют суть материального образования. Разрушение вещей, согласно Демокриту, означает лишь их разложение на атомы. Само понятие атома содержит нечто общее для различных тел.

Но хотя атомистическое учение устанавливало общий характер бытия микрообъектов, оно не полностью раскрывало понятие материи; в силу своей субстанциональности и ограниченности оно не могло служить критерием всеобщности всего многообразия материи. Теперь мы знаем, что атомы разнообразны по своей природе и структуре и представляют собой лишь частицы материи. Таким образом, у Демокрита мы видим отождествление понятия материи с одним из ее конкретных проявлений, с веществом.

Довольно важную попытку дать определение материи предпринял французский материалист XVIII века. В XVIII веке Гольбах, который в своей работе «Система природы» писал, что «по отношению к нам материей является все, что каким-либо образом влияет на наши чувства».

Здесь мы видим желание выделить то, что является общим для различных форм материи, а именно то, что они вызывают у нас ощущения. Этим определением Гольбах уже дистанцируется от конкретных свойств предметов и дает представление о материи как об абстракции. Определение Гольбаха, однако, было ограниченным. Она не раскрыла до конца сущность всего, что действует на наши органы чувств, не раскрыла особенности того, что не может действовать на наши органы чувств. Эта неполнота определения материи, данного Гольбахом, создала возможности как для материалистической, так и для идеалистической интерпретации материи.

К концу прошлого века естественные науки, особенно физика, достигли достаточно высокого уровня своего развития. Были открыты общие и, казалось бы, незыблемые принципы строения мира. Была открыта клетка, сформулирован закон сохранения и превращения энергии, Дарвин установил эволюционный путь развития живой природы, Менделеев создал периодическую таблицу элементов. Атомы, мельчайшие частицы материи, неделимые с точки зрения того времени, были признаны основой существования всех людей и предметов. Таким образом, понятие материи отождествлялось с понятием вещества; масса характеризовалась как мера количества вещества или как мера количества материи. Считалось, что материя находится вне контекста пространства и времени. Благодаря работе Фарадея, а затем Максвелла, были установлены законы движения электромагнитного поля и электромагнитная природа света. В то же время распространение электромагнитных волн связывалось с механическими колебаниями гипотетической среды — эфира. Физики с удовлетворением отметили: наконец-то картина мира создана, окружающие нас явления укладываются в предназначенные для них рамки.

Если мы обратимся к учениям XIX века о структуре и свойствах материи, то обнаружим, что они страдали от тех же недостатков, что и учения древности. Взгляд на материю как на первичную, неизменную субстанцию и ее отождествление с веществом содержали предпосылки возможности критических ситуаций в физике. Это не замедлило сказаться.

Свойства и структура материи

Материя — это все, что прямо или косвенно воздействует на органы чувств человека и другие объекты. Окружающий нас мир, все, что существует вокруг нас и может быть воспринято нашими органами чувств прямо или косвенно, представляет собой материю, которая тождественна реальности. Движение — это неотъемлемое свойство материи. Без движения нет материи, и наоборот. Движение материи — это любое изменение, которое происходит в материальных объектах в результате их взаимодействия. Материя не существует в бесформенном состоянии: она образует сложную иерархическую систему материальных объектов разного размера и сложности.

Главная особенность научного знания состоит в том, что естествоиспытателей интересует не материя и движение вообще, а конкретные виды материи и движения, свойства материальных объектов и их характеристики, которые можно измерить с помощью приборов. Современное естествознание выделяет три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум.

Материя — это основная форма материи, обладающая массой. К материальным объектам относятся элементарные частицы, атомы, молекулы и многочисленные материальные объекты, образованные из них. В химии вещества делятся на простые (с атомами одного химического элемента) и сложные — химические соединения. Свойства веществ зависят от внешних условий и интенсивности взаимодействия между составляющими их атомами и молекулами, в результате чего возникают различные состояния вещества: твердое, жидкое и газообразное. При относительно высоких температурах формируется плазменное состояние материи. Переход материи из одного состояния в другое можно рассматривать как один из видов движения материи.

В природе наблюдаются различные виды движения материи, которые можно классифицировать с учетом изменения свойств материальных объектов и их воздействия на окружающий мир. Механическое движение (относительное движение тел), колебательное и волновое движение, распространение и изменение различных полей, тепловое (хаотическое) движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы в макросистемах, фазовые переходы между различными состояниями вещества (плавление, парообразование и т.д.), радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, эволюция живых существ и биосферы, эволюция звезд, галактик и Вселенной в целом — вот примеры разнообразных видов движения материи.

Физическое поле — это особый вид материи, который позволяет осуществлять физическое взаимодействие между материальными объектами и их системами. Физические поля включают электромагнитное и гравитационное поля, поле ядерных сил, а также волновые (квантовые) поля, соответствующие различным частицам (например, электронно-позитронное поле). Источниками физических полей являются частицы (например, для электромагнитного поля — заряженные частицы). Физические поля, создаваемые частицами, осуществляют взаимодействие между ними с конечной скоростью. В квантовой теории взаимодействие обусловлено обменом квантами поля между частицами.

Физический вакуум — это самое низкое энергетическое состояние квантового поля. Этот термин введен в квантовой теории поля для объяснения некоторых микропроцессов. Среднее число частиц — полевых квантов — в вакууме равно нулю, но в нем могут рождаться виртуальные частицы — частицы в промежуточных состояниях, существующие короткое время. Виртуальные частицы влияют на физические процессы. В физическом вакууме могут создаваться пары частица-античастица различных типов. При достаточно высокой концентрации энергии вакуум взаимодействует с реальными частицами, что подтверждается экспериментами. Предполагается, что из физического вакуума, находящегося в возбужденном состоянии, была создана Вселенная.

Время и пространство предполагаются как универсальные формы существования и движения материи. Движение материальных объектов и различные реальные процессы происходят в пространстве и времени. Особенностью научной концепции этих понятий является то, что время и пространство можно охарактеризовать количественно с помощью приборов.

Концепция атомизма. Дискретность и непрерывность материи

Структура материи интересовала естествоиспытателей с древнейших времен. В Древней Греции обсуждались две противоположные гипотезы о строении материальных тел. Один из них был предложен древнегреческим мыслителем Аристотелем. Она заключается в том, что вещество делится на более мелкие частицы, и нет предела их делимости. По сути, эта гипотеза подразумевает непрерывность материи. Другая гипотеза была предложена древнегреческим философом Левкиппом (V век до н.э.) и развита его учеником Демокритом и его последователем, философом-материалистом Эпикуром (ок. 341-270 гг. до н.э.). Она предполагала, что материя состоит из мельчайших частиц, называемых атомами. Это концепция атомизма, которая представляет собой дискретную квантовую структуру материи. Согласно Демокриту, в природе существуют только атомы и пустота. Атомы — это неделимые, вечные, неразрушимые элементы материи.

Реальность существования атомов подвергалась сомнению до конца XIX века. В то время для объяснения многих результатов химических реакций понятие атома было не нужно. Для них, как и для количественного описания движения частиц, было введено еще одно понятие — молекула. Существование молекул было экспериментально доказано французским физиком Жаном Перреном (1870 — 1942) путем наблюдения за броуновским движением. Молекула — это наименьшая частица материи, которая обладает основными химическими свойствами и состоит из атомов, соединенных между собой химическими связями. Число атомов в молекуле варьируется от двух (H2 , O2 , HF, KCl и т.д.) до сотен, тысяч или миллионов (витамины, гормоны, белки, нуклеиновые кислоты).

Неотделимость атома как составной части молекулы долгое время не подвергалась сомнению. Однако в начале 20-го века физические эксперименты показали, что атомы состоят из более мелких частиц. Например, в 1897 году английский физик Д. Томсон (1856 — 1940) открыл электрон, составную часть атома. В следующем году он определил отношение заряда атома к его массе, а в 1903 году предложил одну из первых моделей атома.

Атомы химических элементов очень малы по сравнению с наблюдаемыми телами: их размер составляет от 10-10 до 10-9 м, масса — от 10-27 до 10-25 кг. Они имеют сложную структуру и состоят из ядер и электронов. В результате дальнейших исследований было установлено, что атомные ядра также состоят из протонов и нейтронов, то есть имеют дискретную структуру. Это означает, что концепция атомизма для ядер характеризует структуру материи на уровне нуклонов.

В настоящее время предполагается, что не только материя, но и другие виды материи — физическое поле и физический вакуум — имеют дискретную структуру. Даже пространство и время, согласно квантовой теории поля, образуют хаотически изменяющуюся пространственно-временную среду на сверхмалых масштабах, с ячейками размером 10-35 м и временем 10-43 с. Квантовые ячейки настолько малы, что ими можно пренебречь при описании свойств атомов, нуклонов и т.д., если считать пространство и время непрерывными.

Основной вид материи — вещество в твердом и жидком состоянии — обычно воспринимается как непрерывная, связная среда. Для анализа и описания свойств такой материи в большинстве случаев рассматривается только ее непрерывность. Однако при объяснении тепловых явлений, химической связи, электромагнитного излучения и т.д. та же материя рассматривается как дискретная среда, состоящая из взаимодействующих атомов и молекул.

Дискретность и непрерывность присущи другому виду материи — физическому полю. Гравитационные, электрические, магнитные и другие поля считаются непрерывными при решении многих физических задач. В квантовой теории поля, однако, предполагается, что физические поля дискретны.

И непрерывность, и дискретность характерны для одних и тех же типов материи. Для классического описания природных явлений и свойств материальных объектов достаточно рассмотреть непрерывные свойства материи, а для характеристики различных микропроцессов — их дискретные свойства. Непрерывность и дискретность являются неотъемлемыми свойствами материи.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи

При всей ограниченности взглядов античных философов на природу материи, они были правы, признавая неразрывность материи и движения. Концепция Фалеса об изменении первозданного вещества воды привела к образованию различных вещей; у Гераклита была диалектическая концепция вечных изменений огня; Демокрит и другие атомисты предполагали, что атомы постоянно движутся в небытии.

Позднее, с господством метафизических и механистических взглядов в философии, неразрывность материи и движения была признана, хотя и поверхностно. Именно английский философ XIII века Д. Толанд выразил убеждение, что «движение — это способ существования материи». Эта идея была подхвачена и развита французскими материалистами.

Сам термин «движение», как и термин «материя», является абстракцией. Движения как такового нет, а есть движение конкретных материальных объектов.

На основе развития отдельных наук, анализа философских идей своих предшественников основоположники диалектико-материалистической философии углубили понимание сущности движения, его непрерывной связи с материей, пространством и временем. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения не более мыслима, чем движение без материи.

Метафизически мыслящие философы, понимая движение как чисто механическое, видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея Первичного Движителя (Ньютон), которая вполне может совпадать с признанием таинственной силы и даже с существованием Бога.

С точки зрения диалектического материализма, причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренним противоречием, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т.д. Таким образом, движение — это результат внутренней активности материи, единство противоречий, это ее самодвижение. Разделение Единого на противоположности и борьба между ними раскрывают источник самодвижения материи.

Концепция самодвижения материи является логическим выводом из сущности диалектики, основными принципами которой являются принципы всеобщей связи и развития. Диалектико-материалистическая концепция движения преодолевает механистическое и метафизическое понимание движения как простого перемещения объектов относительно друг друга, как движения по замкнутому кругу с возвращением в исходное положение, а также как чисто количественных или только качественных изменений. С точки зрения диалектического материализма, любой объект, находящийся в покое относительно одних тел, находится в движении относительно других тел. Более того, в каждом объекте происходят постоянные изменения и процессы, взаимодействия их внутренних частей (элементарных частиц, полей), переход от частиц к полям и наоборот, что является внутренней причиной их изменений, причиной того, что каждая вещь в каждый момент времени является той же самой и в то же время уже другой. Из вышесказанного следует, что «движение относится ко всем изменениям и процессам во Вселенной, начиная с простого движения и заканчивая мыслью». И это бесконечный процесс, это суть, основа и причина существования бесконечного множества вещей, объединенных общим термином «материя». Как видим, если предположить, что отсутствие движения невозможно, то материя была бы массой без всякой определенности, мертвой, безжизненной, полностью лишенной активности. Благодаря движению материя дифференцирует себя, происходит постоянное появление и исчезновение всего многообразия предметов и явлений. Движение — это способ существования материи, и, следовательно, быть, существовать — значит быть вовлеченным в процесс изменения, в движение. А это означает, что движение абсолютно, как и материя. Но это не исключает признания относительности движения в различных частных случаях. Например, механическое движение одного объекта относительно другого или преобразование элементарных частиц определенного состояния относительно другого их состояния. Таким образом, аннигиляция электрона и позитрона приводит к появлению двух протонов. Здесь мы видим разницу конечного результата относительно начального состояния элементарных частиц.

Заключение

В основе всех научных дисциплин лежит понятие материи, законы движения и изменения которой изучаются.

Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение как форма существования материи, ее важнейший атрибут. Движение в самом общем виде — это любое изменение в целом. Движение материи абсолютно, а покой относителен.

Современные ученые-физики опровергли представление о пространстве как о пустоте и о времени как о едином для Вселенной.

Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и пространство существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой, теряя свою независимость и выступая как стороны единого целого.

Весь опыт человечества, включая данные научных исследований, говорит о том, что вечных объектов, процессов и явлений не существует. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, появляются и исчезают. Ведь когда предметы исчезают или разлагаются, они не исчезают бесследно, а превращаются в другие предметы и явления. Цитата из «Идей» Бердяева подтверждает это: «… Но для философии существующее сначала время, а затем пространство — это порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства; он порождает время и пространство». Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Она всегда и везде существовала, всегда и везде будет существовать.

Список литературы

  1. Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философского знания. — Москва: Общество «Знание» России, 1997.
  2. Карпенков С.Х. Современное естествознание. — М.: Академический проект, 2003.
  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. — Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  4. Концепции современного естествознания. — Санкт-Петербург: Питер, 2008.
  5. Концепции современного естествознания / под ред. В.Н. Лавриненко. — Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
  6. Современное естествознание : энциклопедия : в 10 томах. — М.: Издательство «Магистр-Пресс», 2000 г. — Физика химии, т. 1.
  7. Философское понимание мира / Под ред. Терентьева. — ED. ОТ ТЕРЕНТЬЕВА. M., 1994.