Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие политического в философии Фомы Аквинского — Власть — от Бога

В шестнадцатом веке Римская церковь достигла наибольшего могущества: Папа объявил себя наместником Христа, до этого он считался наместником апостола Петра. Именно в это время произошло окончательное формирование средневековой религиозной догмы. Церковь обязана этим «славнейшему», «ангельскому» Фоме Аквинскому (1225 или 1226 — 1274), который, помимо теологии и философии, толковал проблемы права, морали, государства и экономики.

Фома Аквинский родился недалеко от Неаполя, происходил из аристократической семьи и был правнучатым племянником Фридриха Барбароссы. Его жизнь не отмечена внешним драматизмом, поэтому обстоятельства его жизни обычно описываются очень кратко. Он жил и учился в Неаполе и Париже,

Кельн. В Неаполе он вступил в доминиканский орден. Его учителем был Альберт Великий, также доминиканец. Он был образцовым профессором университета, учителем, священником и членом ордена. За 49 лет своей жизни он добился удивительно многого. Фома — первый схоластический учитель Церкви, «князь философии». Он объединил христианское учение (особенно идеи Августина Блаженного) и философию Аристотеля, став официальным философом католической церкви. Политические взгляды Фомы Аквинского были изложены в его работе «О правлении королей» и в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

В своих политических взглядах Томас отвергал социальное равенство и считал, что разделение на классы было установлено Богом. В отличие от Августина, он также был более последователен в вопросе оправдания земной власти. Утверждая, что нет власти, которая не от Бога, Аквинский противопоставляет свою позицию позиции Августина. Августин считал, что государство появилось в результате грехопадения и что политическая власть существует для того, чтобы обеспечить барьер против зла и преступлений путем применения наказаний, сдерживания зла и наказания преступников. С другой стороны, аквинисты возводят желание человека жить в обществе под управлением правительства в ранг естественного закона. Политическая власть — это авторитетный институт, который устанавливает и предписывает правила, способствующие общему благу.

Понятие политического в философии Фомы Аквинского - Власть - от Бога

Власть — от Бога

Все виды власти на земле — от Бога, утверждал он. При этом следует различать природу, форму и использование власти. Власть, учрежденная Богом, приносит людям добро. Основной функцией государственной власти является содействие общему благу, обеспечение справедливости в общественных делах и предоставление мира и безопасности своим подданным. Но использование власти может быть злом. Поэтому в той мере, в какой светская власть нарушает законы Бога, подданные имеют право сопротивляться ей.

Рассматривая формы правления, Фома прибегнул к предложенному Аристотелем делению на «чистые» и «смешанные». Из «чистых» (по Аристотелю) форм государственной власти Фома отдавал предпочтение монархии, но не считал, что монархия является единственным условием благосостояния народа. Хорошо известно, что римский народ потерял свою власть при императорском правлении, а не при республиканском режиме.

Смешанная власть

Учение Фомы Аквинского подтверждает идею Аристотеля о смешанной власти: «Король, предавший свой долг, не может требовать повиновения. Это не восстание, направленное на свержение короля; поскольку он сам восстал, народ имеет право свергнуть его. Однако лучше ограничить его власть, чтобы предотвратить злоупотребления.

Для этого весь народ должен участвовать в управлении государством. Система правления должна сочетать ограниченную и выборную монархию с аристократией, основанной на учености, и такой демократией, которая обеспечит всем классам доступ к власти путем всенародных выборов. Ни одно правительство не имеет права взимать налоги сверх того, что определено народом. Вся политическая власть осуществляется с согласия народа, и все законы должны приниматься народом или его представителями. Мы не можем быть в безопасности до тех пор, пока зависим от воли другого.

Развитие теории права

Заслугой Аквината является развитие теории права. Человек как гражданин христианского государства имеет дело с четырьмя видами закона: вечным, естественным, человеческим и божественным. Вечный закон — это божественный дух, управляющий вселенной. Вечный закон содержится в Боге и поэтому существует сам по себе. Все остальные законы являются производными и подчиненными вечному закону.

Аквинский начинает свое обсуждение законов с вечного закона. Он говорит, что у Бога, как Творца всего сущего, есть план создания всего сущего. Божественная мудрость указывает каждой вещи ее цель и знает все о средствах достижения этих целей; и она подчиняет частные цели отдельных вещей единой цели всех вещей, созданных Богом, тем самым позволяя вещам со-творить в божественном совершенстве. «Следовательно, вечный закон есть не что иное, как план божественной мудрости, поскольку он направляет все действия и движения всех сотворенных вещей через Бога. Поскольку Бог имеет вечный план для человека и ставит перед ним цель стремления к совершенству, Он дает человеку соответствующую природу и условия для надлежащей реализации потенций, предполагаемых этой природой. Итак, вечный закон — это план божественной мудрости, который направляет все вещи, как одушевленные, включая человека, так и неодушевленные, к достижению их целей. Неодушевленные тела ведут себя определенным образом, не противоречащим их природе, и не могут действовать иначе.

Все существа, ниже человека, бессознательно подчиняются вечному закону. Человек, будучи разумным и свободным, способен на поступки, несовместимые с вечным законом. Поэтому человек, не способный читать мысли Бога, все же должен каким-то образом знать, что такое вечный закон. С помощью света собственного разума человек может обрести знание естественного закона. Человек может знать основные склонности и потребности своей природы, и его разум, если он думает о них, может сформулировать для себя естественный моральный закон: набор общезначимых предписаний здравого смысла о том, к какому добру он должен стремиться и какого зла должен избегать.

Отражение божественного разума

Естественный закон — это отражение божественного разума в человеческом разуме. Благодаря сплетению человеческого разума с Божественным разумом, человеческий разум контролирует все его моральные силы, поскольку он является источником естественного закона (он повелевает ему делать добро и избегать зла). А поскольку естественный закон является преломлением вечного закона в применении к людям и их свободным действиям, и тем самым все люди являются причастниками вечного закона, у человека есть представление о вечном законе, высшей норме всякого поведения. «Естественный закон, — писал Фома Аквинский, — есть не что иное, как существование вечного закона в разумном существе. Именно по закону естественного права проходила блаженная жизнь людей до грехопадения.

Естественный нравственный закон, участвующий в вечном законе, связан с ним как нечто высшее; человек не имеет права изменять естественный нравственный закон, укорененный в его природе. Но человек не просто принимает естественный нравственный закон как данный свыше; признавая его разумность и обязательность, он предписывает его себе. Согласно Аквинасу, существует фундаментальная заповедь, из которой вытекают все остальные. «Первая заповедь этого закона — делать и искать добро и избегать зла; на ней основаны все остальные заповеди. Три основные заповеди естественного закона, касающиеся человека, следующие:

1) сохранение жизни и стремление избежать смерти;

2) стремление к размножению своего вида и воспитанию потомства;

3) стремление к Богу и жизни в обществе.

Закон человеческий

Первое предписание касается человека как представителя мира живой природы в целом: «Человеку присуще предрасположение к благу, которое есть благо для его природы, поскольку она не отличается от природы всех остальных субстанций. Ибо каждая субстанция стремится к поддержанию своего существования в качестве субстанции соответствующего рода. Вследствие этого предрасположения действия, способствующие поддержанию жизни и позволяющие избежать смерти, отвечают естественному закону».

Второе предписание объединяет человека со всем животным, или чувствующим, миром: «Во-вторых, человеку присуще предрасположение, свойственное его природе, поскольку она не отличается от природы других животных». Рефлексия разума по поводу этой предрасположенности находит свое выражение в предписании, что следует умножать вид и воспитывать детей. Аквинат специально оговаривает, что данное стремление присуще всему человеческому роду, а отнюдь не каждому в обязательном порядке. «Естественное предписание о питании с необходимостью должно исполняться всяким индивидом: ибо иначе он не может поддерживать свою жизнь. Но предписание относительно произведения потомства относится к человеческому сообществу, которому надлежит не только размножаться телесно, но и возрастать духовно. Таким образом, достаточным условием для этого будет, если одни будут заботиться только о произведении потомства, тогда как другие посвятят себя созерцанию предметов божественных ради духовного возрастания и спасения всего рода человеческого. Это подобно тому, как в армии одни охраняют лагерь, другие несут знамена, третьи вступают в бой. Все это должно быть сделано, но все не может сделать один человек».

Третье предписание касается человека как существа разумного: «В-третьих, человеку присуще предрасположение к своему благу, свойственное ему как существу разумному. Так, человек имеет по природе стремление познавать истину о Боге и жить в обществе».

Из естественного закона вытекает закон человеческий, созданный по воле людей. Целью человеческого закона должно быть общее благо, которое Фома понимает так же, как и Аристотель: оно имеет в виду интересы, которые касаются одинаково всех граждан. Законы человеческие имеют целью принудить людей делать то, что они должны делать. А достигается эта цель тремя способами: повелевая, допуская и запрещая.

Функция человеческого законотворчества

Помимо направленности к общему благу, закон должен быть издан компетентной властью и обнародован. Функция человеческого законотворчества состоит в том, чтобы естественный закон как можно точнее сформулировать и поддерживать санкциями, которыми располагает государственная власть. Ни в коем случае государство не имеет права принимать законодательство, идущее вразрез с естественным законом. Справедливые законы совпадают с требованиями совести. Закон несправедлив, если он возлагает на граждан бремя не ради общего блага, а для удовлетворения алчности или честолюбия законодателя. Правители, издающие несправедливые законы, — тираны, и могут быть на законном основании свергнуты.

Что касается четвертого вида закона, божественного закона, то это законы Ветхого и Нового Заветов, которые ведут человека к достижению блаженства в будущем. Божественное откровение необходимо из-за неадекватности одного лишь естественного разума. Это законы, открытые Богом; они раскрывают человеку тайну его сверхъестественного предназначения, а также те средства, такие как таинства, которые ведут к нему. Итак, помимо естественного нравственного закона, мы имеем позитивный, то есть божественный закон, четко сформулированный и переданный людям через откровение.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Арабо-исламская философия в средние века
  2. А. Введенский и его философия
  3. Роджер Бэкон, английский философ и естествоиспытатель
  4. Направления социальной философии
  5. Несостоятельность попыток рационального опровержения иррационального
  6. Философия религии А. Бергсона
  7. Художественная мысль А. Рублева — Детство и отрочество Рублева
  8. Общество как система
  9. Философия просвещения
  10. Динамика науки, как процесс порождения нового знания