Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей — Три группы потребностей

Потребность — в самом общем смысле этого слова — является существенным звеном в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная потребность субъекта в совокупности внешних условий его бытия, претензия на внешние обстоятельства, вытекающая из его существенных свойств, его природы». Как таковая, потребность функционирует как причина деятельности (следовательно, как причина всей жизнедеятельности).

Расширенный смысл связан с уточнением представлений о субъекте деятельности, т.е. о носителе потребностей (биологическом организме, человеческой личности, общности людей (семье, клане, племени, нации), социальной группе или слое (классе, нации, классе, поколении).

Потребность является собственностью всех живых существ и выражает первоначальную форму их активного, избирательного отношения к условиям окружающей среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Термин «потребность» обобщает потребности людей, их стремления, требования, которые требуют постоянного удовлетворения. Потребности человека и другие стимулы его поведения формируются не только под влиянием его социальной позиции, но и под влиянием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных социальных групп.

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на физическое и ментальное. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКаллоха, Германа и других авторов.

Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей -  Три группы потребностей

Три группы потребностей

В классификации К. Олдерфера различают три группы потребностей: Существование, связь и рост. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности в коммуникации — третьей и четвертой группам; потребности роста — пятой группе. Эта схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру. Д. МакКлелланд подчеркивает необходимость достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одна из самых известных — двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории, все факторы, определяющие поведение человека в организации, можно разделить на две группы: гигиенические и мотивационные. Герцберг предложил, чтобы первая группа включала в себя санитарно-гигиенические условия труда, удовлетворение физиологических потребностей, а также потребности в безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Мотивационные факторы коррелируют с потребностями в самовыражении и развитии.

Анализ потребностей получил значительное внимание в отечественной психологической и социологической литературе. В частности, В.И. Тарасенко рассмотрел две группы потребностей: Наличие и развитие; В.Г. Подмарков — три группы: безопасность, призвание и престиж.

В учебниках по общеэкономической теории принято разделять потребности на первичные (на продукты питания, одежду, жилье, репродукцию) и вторичные (на коммуникации, знания, развитие). Традиционность такой группировки обычно наблюдается даже у индивидуума, находящегося на разных этапах жизни.

При классификации потребностей, как и в любой другой классификации, в первую очередь должно быть соблюдено требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть назначен той или иной группе. В рассматриваемой проблеме выполнение этого условия осложняется тем, что построить полный перечень человеческих потребностей практически невозможно.

Во многих классификациях, даже самых известных, требование полноты не выполняется. Таким образом, в схемах Маслоу, Олдерфера и МакКлелленда нет групп, которые могли бы включать потребности в свободе, вере, духовном совершенстве и так далее. Понятие «потребность» используется в трех значениях: как обозначение а) объекта внешней среды, необходимого для нормальной жизнедеятельности (потребность-объект); б) психического состояния, отражающего отсутствие чего-либо (потребность-состояние); в) основных характеристик человека, определяющих его отношение к миру (потребность-свойство).

Потребности можно также разделить на биологические, социальные и идеальные.

Биологические потребности направлены на обеспечение индивидуального и видового существования человека. Биологические потребности включают в себя необходимость сохранения энергии, что заставляет людей искать кратчайший, легкий и простой способ достижения своих целей.

Социальные потребности — это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, наслаждаться любовью и вниманием других, быть объектом их уважения и любви. Социальные потребности сводятся к необходимости настаивать на своих правах — необходимости <для себя> — противопоставляются и в то же время взаимодействуют с необходимостью выполнять свои обязанности — необходимостью <для других>. Силы обеих потребностей контролируются социальными нормами для их удовлетворения. Эти нормы формируются в результате сложнейшего взаимодействия исторических, экономических, национальных и других факторов.

Идеальные потребности — это потребности в знании окружающего мира в целом и его отдельных частей и места в нем, в знании смысла и цели своего существования на земле. Каждая из трех групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности: материальную (производственную), общественно-политическую и духовную. Эти виды потребностей, в свою очередь, подразделяются на потребности сохранения и развития. Потребности в содержании удовлетворяются в пределах социальных норм, в то время как потребности в развитии обычно превышают эти нормы.

Иерархия потребностей Маслоу

Маслоу (1943) следует аналогичному методу и группирует основные потребности по пяти категориям. Однако его анализ касается не только классификации. Он постулирует существование иерархии потребностей в зависимости от стадии развития человека.

Физиологические потребности

Они фундаментальны; как только они встречаются, они перестают быть детерминантами мотивации и больше не влияют на поведение.

Потребности в безопасности

Физическая безопасность, поддержание физической структуры тела; психологическая безопасность, поддержание психической структуры личности. Потребность в формировании личности, чувство ответственности за свою судьбу.

Социальные потребности

Люди — социальные животные, у них есть потребность группироваться, взаимодействовать со сверстниками, потребность любить и быть любимыми. Взаимная поддержка, принадлежность и чувство общности также являются социальными потребностями.

Необходимость уважения.

Самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе и собственная компетентность. Чувство того, что цели конкретного человека имеют смысл. Как нас ценят другие. Необходимость признания, социального статуса.

Потребности самореализации.

Эти потребности находятся на вершине лестницы человеческих потребностей и включают в себя самореализацию и развитие; необходимость того, чтобы люди переступили через себя; использование всех своих способностей и расширение данных границ; осмысление вещей и открытие их смысла в существовании.

Приоритет потребностей

По словам Маслоу, потребности имеют приоритетный рейтинг: сначала мы стараемся удовлетворить доминирующие потребности, а затем переходим в следующую категорию. Удовлетворение потребностей более низкого порядка позволяет более высоким порядкам мотивировать и влиять на наше поведение. Происходит постепенное уменьшение интенсивности уже удовлетворенных потребностей и увеличение интенсивности потребностей более высокого порядка, которые еще не были удовлетворены. Существует эволюция структуры потребностей, которая зависит от развития человека по мере того, как он переходит от общей цели выживания или минимальной цели жизни к целям более высокого порядка, связанным с стилем или качеством жизни.

Анализ Маслоу интересен тем, что он выделяет не только многомерную структуру потребностей, но и тот факт, что потребности характеризуются различной степенью интенсивности для разных индивидуумов. В реальности эти категории потребностей сосуществуют постоянно, причем та или иная из них более важна в зависимости от характеристик человека или обстоятельств, в которых он оказался.

Сообщество полезно для безопасности, а социальные связи растут. В то же время, однако, возникают новые опасения. Новое противоречие связано с эгоцентрическими взглядами отдельного человека или определенной группы людей. Интересы общества, т.е. большинства, и личные интересы находятся в равновесии. В ряде критических ситуаций приходится жертвовать одним или другим интересом.

Община жизнеспособна только в том случае, если большинство ее членов готовы поставить интересы общины выше индивидуальных, в противном случае община распадется или даже погибнет в первой критической ситуации — эгоистичных интересах. Поэтому система социального поощрения выражается в признании правильности действий, согласно этому обществу, образа действий и отношения к действиям, которые выбираются и осуществляются.

Трансформация общественных интересов в личные

Уважение должно быть ключом к решению проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать опасности общину и себя самого, необходимо суметь достичь консенсуса. Конфликт между индивидуальными и общественными интересами разрешается естественной потребностью каждого человека: потребностью в уважении. С его помощью в обществе создается особый механизм трансформации общественных интересов в личные.

Как вы знаете, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. Если бы на планете было только два человека и они жили в разных полушариях, их права были бы почти неограниченными. Но население планеты составляет более 7 миллиардов человек, и, учитывая, что люди — это социальные существа, постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни.

Способность находить общий язык, а также разрешать спорные ситуации повышает уровень безопасности. Дело в том, что поиск общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем больше внешняя угроза, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно управлять конфликтными ситуациями и разрешать ситуации, когда внешняя угроза незначительна или отсутствует? Что может регулировать внутренние интересы, когда уважения может быть недостаточно?

После того, как в сообществе в той или иной форме были установлены правила, одновременно появляются первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а затем и законы, которые появляются вместе с обществом в течение длительного времени, призваны обеспечить безопасность этого общества и защитить его от любых корыстных интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, ведут к эгоистичным привилегиям того же общества.

Религия и вера

Однако традиций и законов может быть недостаточно. Все это может быть выполнено только при постоянном контроле. Как только появлялась возможность сделать что-то еще, особенно в личных интересах, многие делали именно это. Именно поэтому в современном обществе пропагандируется культ самоконтроля и различные учения. Самая идеальная форма самообладания называется религией. Это набор правил для всех, кто призван действовать таким образом, и ни для кого другого. И трудно сказать, чем граждане больше руководствуются: законами государства или религиозными кодексами.

Вера в идеалы, духовная мораль контролирует и защищает лучше, чем любой писаный закон. Каждый человек становится ответственным перед Всевышним, которого нельзя обмануть. Суть в том, что все уровни, от базового до духовного, работают прямо или косвенно на безопасность, и это понятно. Как А. Х. Маслоу утверждает: «Так же, как хорошо кормленный человек не чувствует голода, тот, кто в безопасности, не чувствует угрозы». Потребность в безопасности рассматривается как активный и фундаментальный фактор, мобилизующий ресурсы организма только в поистине исключительных обстоятельствах, таких как война, болезни, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества.

Развитие человека позволяет ему адаптироваться к постоянно меняющимся условиям существования. Духовное развитие, присущее только человеку, имеет своей целью формирование в сознании человека духовных ценностей — они, в свою очередь, всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает того, чтобы ее называли не только первой среди основных потребностей человека, что отличает его от остального мира, но и фундаментальной.

Таким образом, хотя все уровни потребностей важны, все они направлены на обеспечение безопасности. В этом направлении работает система ценностей, направленная на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразованию среды обитания человека, а также меры, направленные на создание общества в области безопасности с приоритетом общественных интересов над интересами личности, что позволит сохранить форму сообщества и сохранить человеческий род.

Следовательно, безопасность является основным источником человеческой деятельности и конечной целью во всех областях человеческой деятельности. Вышеизложенное также позволяет нам утверждать, что безопасность является основным источником человеческой деятельности и конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возникновение этики как системы знаний и этапы развития этической мысли
  2. Направления философских исследований и основные философские дисциплины
  3. Оригенизм
  4. История западной философии
  5. М. Бакунин и его философские идеи
  6. Средневековая христианская концепция о человеке
  7. Причинные и функциональные связи в историческом процессе
  8. Новейший позитивизм
  9. Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
  10. Философия русского космизма