Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие субстанции в философии Нового времени

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики
  2. Полемика между реалистами и номиналистами средневековой философии
  3. Представитель скептицизма М. Монтень
  4. Теория познания Декарта
  5. Сравнительный анализ правовых теорий Т. Гоббса и Дж. Локка
  6. Философия Нового времени
  7. Философия французского Просвещения
  8. Характеристика философии французского Просвещения
  9. Теория морали Канта
  10. Учение Канта о формировании самосознания развивающейся культурной жизни

Введение

Научный характер философии Нового времени определяется как выбором тем исследования — материальная структура Вселенной, естественное происхождение общества, способы познания природы — так и развитием основных принципов классического научного мировоззрения. Одним из основных принципов является учение о субстанции как стабильном объективном начале мироздания. Цель — истинное знание того, что действительно существует, а не просто результат человеческого восприятия. Философы Нового времени разработали концепции бытия, отличающиеся количеством и природой элементов реальности. Содержательный подход к анализу предпосылок научной мысли также имеет отношение к основанию современных естественных наук. Открытие новых элементов и глубоких свойств материи требует пересмотра представлений о ее стабильных и изменчивых компонентах, поэтому современные представления о веществе будут отличаться от представлений классической эпохи. Тем не менее, способ структурирования мира, разработанный в Новое время, который делает акцент на веществе и внешних качествах, плодотворен и сегодня.

Цель реферата — изложить различные философские взгляды на проблему субстанции.

Цель:

  • Показать важность категории субстанции для философских учений о бытии;
  • Сравнить и проанализировать преимущества и недостатки дуалистической, монистической и плюралистической концепции субстанции.

В философии Нового времени одним из главных вопросов был вопрос об источниках достоверного знания. В решении этого вопроса выделяют два направления: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм выводит знания из чувственного опыта и считает опыт критерием истины. Рационализм выводит знания из очевидных определений разума с помощью законов и правил логики, соблюдение которых гарантирует истинность знаний. Поскольку объективная реальность подчиняется разумным законам, но не зависит от организации познающего человека и не дана в непосредственном восприятии, рационалистическая философия разработала концепцию субстанции, которая служит для познания тайн мироздания.

Основными представителями современного рационализма были Рене Декарт (1596-1650), Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Каждый мыслитель развивал учение о субстанции как основе истинного существования, исходя из своих конкретных представлений о возможностях и границах рационального познания.

Субстанция как философская категория

Субстанция (лат. substantia, объект, основа) — это то, что существует само по себе, в отличие от принадлежности, т.е. свойства, которое существует только в другом объекте. Субстанция стабильна и постоянна; это сущность, лежащая в основе явлений, постигаемых разумом.

В истории философии существует три основных подхода к трактовке субстанции: монистический (от греческого «один»), дуалистический (от латинского «два») и плюралистический (от латинского «много»). Философы-монисты признают единую субстанцию, которая мыслится как причина самой себя.

Иное понимание субстанции связано с учением о сотворении мира Богом. Дуалисты признают относительный характер независимости сотворенной субстанции. Только высшая, божественная, субстанция обладает абсолютной независимостью. Аристотель был первым философом-дуалистом, который провел различие между двумя началами — божественной формой и материей. Субстанция — это самостоятельное бытие, единичная сущность, которая в языке может быть выражена только субъектом. Например, «этот человек» является субстанцией — конкретным индивидуумом. А «ученый» или «военный» — это случайности, которыми могут обладать или не обладать разные люди. Христианское понимание Бога как личности обусловило развитие доктрины о двух субстанциях — Творце и сотворенной вещи. Эта доктрина позволила разделить науку и религию в наше время: Каждая форма духовной культуры имеет дело только со своей собственной субстанцией.

Плюралистические доктрины также восходят к Аристотелю, который представлял реальность как множественность отдельных вещей, состоящих из формы и материи, которые являются центрами самостоятельного движения. На протяжении всей истории европейской философии идея субстанции-субъекта, личности, индивидуальной души играет роль главного инструмента теоретического познания человека.

Дуализм Декарта

Французский философ и естествоиспытатель Р. Декарт считается основателем рационализма Нового времени. Он считал мыслящий разум высшей реальностью, а его законы — основными принципами самого бытия. Декарт выразил сущность бытия с помощью основного понятия субстанции. Само понятие субстанции Декарт характеризовал так: «В каждой вещи, в которой что-то непосредственно содержится как предмет, или если через ее посредничество присутствует нечто, что мы воспринимаем, есть также свойство, качество или атрибут, и сама его идея находится в нас, что и называется субстанцией».

Субстанция — это то, что существует объективно и для своего существования не требует ничего, кроме самой себя. Только одно вещество удовлетворяет этому условию: Бог, который вечен, бесконечен, всемогущ, всеведущ, творец и причина всего. Бог может существовать в отсутствие всех других объектов, но ни одна вещь во Вселенной не может существовать без первичного агента. В первую очередь, это абсолютная субстанция.

Термин «субстанция» также используется в другом смысле для характеристики того, что создано. Бог создал мир, который также состоит из веществ. Созданные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) обладают главным свойством субстанции — самодостаточностью (они не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя) только по отношению друг к другу. По отношению к высшей субстанции, Богу, они являются производными, вторичными и зависимыми от Него, будучи сотворены Им.

Декарт разделил все сотворенные субстанции на два вида:

  • Материал (вещи);
  • Ментальные (идеи).

При этом он подчеркивал неотъемлемые свойства (атрибуты) каждого вида субстанции: для материальной — протяженность, для психической — мышление.

Согласно определению Декарта, «субстанция, которая является непосредственным субъектом протяжения на месте и акциденции, предполагающей протяжение (форма, положение, движение на месте и т.д.), называется телом».

Все материальные субстанции обладают общим свойством — пространственной протяженностью (длина, ширина, высота, глубина), размером и делимостью до бесконечности. Все духовные субстанции являются мыслящими и мыслимыми и, кроме того, неделимыми.

Другие свойства как материальных, так и психических субстанций вытекают из их атрибутов и были названы Декартом модусами. (Например, способы протяженности — это форма, движение, положение в пространстве и т.д.; способы мышления — это чувства, желания, ощущения).

Можно представить себе вещи без запаха, вкуса, цвета, формы — без любого качества, воспринимаемого органами чувств. Но мы не можем представить себе вещи без расширения. Если мы варьируем все качества органов чувств, то вещь не перестает существовать; если мы исключаем протяженность, то вещь не существует. Протяженность, таким образом, является единственным атрибутом созданной материальной субстанции.

Протяженность — это первичное качество, необходимое для объектов, но вторичные качества (цвет, запах, вкус и т.д.), возникающие в процессе нашего познания вещи, могут меняться, а могут и вовсе отсутствовать. Другими словами, протяженность — это атрибут материи, ее главный принцип; все остальные качества являются случайными.

Таким образом, существуют две сотворенные субстанции: Мысль и степень. Поэтому, поскольку основным свойством материи является ее протяженность, Декарт разработал геометрический и математический подход к познанию материи. Сведение фундаментальных свойств материи к геометрическим свойствам и отношениям частей пространства стало серьезным шагом в развитии математической физики и классического естествознания, которое использовало математический аппарат для познания законов природы. В связи с этим возникает еще один принцип Декарта, который характеризует науку Нового времени: Поскольку протяженность является атрибутом материи и ее существенным свойством, материя везде одинакова. Мы не можем сказать, что материя на земле и на небе — это разные материи, что у них разная сущность. Везде существует одна материя, ибо она обладает одним атрибутом — протяженностью, поэтому все свойства всего мира одинаковы.

Декарт настаивает на том, что протяженность является единственным атрибутом материи, и поочередно рассматривает различные другие свойства материи (движение и т.д.), утверждая, что они не могут быть существенными свойствами. Движение не является существенным свойством материи, поскольку можно представить себе вещь неподвижной. Но, тем не менее, движение существует в мире постольку, поскольку мир приводится в движение Богом. С этой позиции Декарт является чистым деистом, то есть для него вопрос об участии Бога в движении мира возникает только в связи с первоначальным импульсом. Бог сообщил миру определенное количество движения и впоследствии не вмешивается в движение мира. Бог сообщил миру некоторые законы, и затем мир развивается в соответствии с этими законами, сохраняя определенную меру движения.

Из этого положения Декарт вывел свой знаменитый закон сохранения количества движения (закон сохранения импульса).

Разделение этих двух видов субстанций имеет важное когнитивное значение. Когда мы изучаем физический мир, мы отвлекаемся от факта присутствия в нем человеческого сознания. Протяженные тела и системы тел описываются физикой независимо от того, есть ли на планете разумная жизнь. Законы движения материи, ее структура и развитие автономны от отдельного субъекта. В этом смысле материальная субстанция независима. Полная информация о нем включает только факты и закономерности протяженной природы и не включает информацию о сознании.

Напротив, законы разумного разума не зависят от фактов материального мира. Правила математики и логики были бы верны, даже если бы во Вселенной не было ни одного тела. Моральные нормы остаются верными и действительными, даже если ни один человек не подчиняется им, а люди руководствуются только биологическими инстинктами. Рациональные законы, нормы и идеалы образуют системы со связями иного рода, чем связи между протяженными вещами. Для философа-рационалиста две независимо познаваемые области объектов должны иметь независимую сущность.

Человек, согласно Декарту, состоит из двух различных субстанций — материальной (телесной) и психической (мыслительной).

Человек — единственное существо, в котором материальные и психические субстанции объединены и работают вместе, что позволило ему подняться над природой. Из того, что человек соединяет в себе две субстанции, следует идея дуализма (двуединства) человеческой природы. Организм человека функционирует по законам природы, как и организм любого животного. Но душа автономна от тела в своих действиях и может принять решение не на основании физических изменений в окружающей среде, а на основании рациональных доводов или во имя высших этических идеалов. Поэтому спор о том, что первично, материя или сознание, бессмысленен по отношению к человеческой природе. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (в нем соединены две субстанции — материальная и духовная), то ни материя, ни сознание не могут быть первичными — они всегда существуют и являются двумя разными проявлениями одного существа.

Декарт говорил, что физическая и психическая субстанции могут быть объединены только в Боге как единой несотворенной субстанции. То же самое относится и к человеку: Мы можем знать его как существо, состоящее из души и тела, только на том основании, что человек — это существо, созданное Богом, и только понимая его как существо, существующее в Боге, мы можем понять, как человеческое тело соединяется с человеческой душой.

Таким образом, дуалистическое понимание субстанции оказалось эффективным в объяснении рациональной структуры физического мира, но в то же время привело к множеству проблем в понимании природы человека.

Монизм Б. Спинозы

Голландский философ Б. Спиноза критиковал дуализм Декарта за неопределенный статус вещество. С одной стороны, только бесконечная субстанция, Бог, обладает истинным бытием; с другой стороны, сотворенные и конечные субстанции зависят от первой. Поэтому существуют вещества высшего и низшего рода. Из этого следует, что помимо божественного в мире существует и низшее начало. Спиноза попытался преодолеть эту дихотомию. Он создал монистическую доктрину о единой субстанции.

Учение Спинозы о единой субстанции содержится в первой части «Этики» под названием «О Боге». По мнению философа, истинной является только одна субстанция, атрибутами которой являются мышление и существование или природа. Кроме Бога, нет никакой другой субстанции. «Под субстанцией я понимаю то, что существует само по себе и представляется само по себе, то есть, чье представление не требует представления другой вещи, из которой оно должно быть образовано». Бог и субстанция слиты у него в одно понятие, Бог не выше природы, не является творцом вне природы, он находится непосредственно в природе.

Сама субстанция обладает рядом определенных существенных свойств. Во-первых, она существует полностью, о чем свидетельствует ясность и уникальность идеи. Во-вторых, субстанция обладает свойством самостоятельности и не зависит ни от какого другого бытия. В-третьих, субстанция имеет свою собственную причину, которая состоит из нее самой. За пределами субстанции ничего нет. Он содержит в себе все, что существует вокруг. В-четвертых, субстанции также присуще свойство быть бесконечной в пространственном и временном отношениях. Он не находится в потоке времени, а парит над ним. В-пятых, субстанция вечна. Вечность не движется, а находится в неподвижном состоянии, то есть не изменяется во времени. Он вечен в смысле несотворенного и неразрушимого. Спиноза начал с древнего пантеистического отождествления Бога с совокупностью природы; его формула — «Бог или субстанция или природа», которая является причиной самой себя (causa sui).

Таким образом, Спиноза преодолел дуализм Декарта в своем учении о субстанции. Протяженность и мышление, которые у Декарта были субстанциями сами по себе, у Спинозы объединены в единое целое. Согласно пантеистической доктрине Спинозы (по-гречески «все божественное»), существует слияние Бога и материи, наполнение материи божественным смыслом и воплощение Бога в космосе. Субстанция у Спинозы — это не бытие вообще, а объективное бытие, т.е. материя.

Субстанция обладает существенными и неотъемлемыми свойствами, которые Спиноза назвал атрибутами. Любая субстанция может иметь бесконечное число атрибутов. Но только два из них известны человеку: Расширение и мышление. В отличие от Декарта, который говорил, что протяжение — это одна субстанция, а мысль — другая, Спиноза называл эти два свойства одной субстанцией. Таким образом, Бог был расширен, а материя — мыслима.

Для описания единичных конечных вещей Спиноза использует термин «модус». Единичную вещь можно проиллюстрировать на примере волны или пузырька на поверхности океана. Таким образом, единичный дом или камень является способом субстанции, то есть материя в этом месте в это время принимает форму дома или камня. Единичные вещи, называемые модусами, имеют внешнюю причину своего возникновения и существования. Это существование характеризуется конечностью, изменением, движением в пространстве и времени.

В философской системе Спинозы отношение между субстанцией и модусом приобрело характер противоречия. Проблему возникновения единичных вещей из материи очень трудно объяснить. Для этого Спиноза вводит понятия «творящая природа» и «созданная природа». Субстанция выступает как творческая природа, а единичные вещи — как сотворенная природа. К миру единичных вещей применимы время, мера и число, но они не имеют силы по отношению к самой субстанции, потому что бесконечное величие недоступно измерению. Самой сложной проблемой философии Спинозы является примирение вечности природы Бога-субстанции с миром временных, конкретных единичных вещей. Исходя из предположения, что актуально бесконечный, безличный Абсолют обладает бесчисленными атрибутами, Спиноза выделяет два хорошо известных атрибута субстанции, которые проявляются в мире природы и человека — это протяженность (пространственность) и мышление. Первым из атрибутов является материя, которая, как и у Декарта, трактуется строго механистически. Другой атрибут субстанции — это, по сути, человеческая мысль. Единичные вещи становятся модусами — единичными проявлениями субстанции. Как рационально-интуитивный способ познания, они познаются в терминах вечности, и в этом проявляется познавательная любовь Бога. Связующими звеньями между миром способа и двумя атрибутами субстанции являются бесконечный способ — движение и покой в атрибуте протяженности и бесконечный интеллект в атрибуте мысли. Субстанция с ее атрибутами и бесконечными модусами действует как порождающая, производящая природа, а система единичных модусов действует как произведенная природа.

Понятие детерминизма как однозначной обусловленности всех явлений их причинами определяется предпосылкой единства субстанции. Все в мире имеет свою причину, и только сущность имеет причину в себе. Единичные вещи (modus vivendi) имеют только одну внешнюю причину для своего существования и развития. Все является причиной чего-то другого, ибо нет ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы целое действие. Мир, согласно Спинозе, управляется жестким детерминизмом.

Все без исключения отдельные вещи связаны железной цепью причинно-следственных связей. Механистический детерминизм Спинозы в его радикальной форме отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность, рассматриваемую как причинность. Совпадение — лишь иллюзия, вызванная недостатком известной человеку информации; оно становится вечной необходимостью для мыслителя, способного путем рационально-интуитивного познания подняться к познанию мировой связи всех вещей с атрибутами субстанции, когда отдельные вещи уже мыслятся как необходимый модус. Это явление кажется случайным только тому, кто не знает его причин. В самой природе явление имеет строго необходимые причины. Таким образом, случайность чисто субъективна, является проблемой познания, а не свойством природных явлений. Исключение случайности также отвергает многочисленные представления о чудесах, которые наводнили массовое религиозное сознание того времени: чудо, согласно Спинозе, — это полнейший абсурд.

Плюрализм Г. Лейбница

Немецкий философ и математик Г. Лейбниц критически проанализировал и развил идеи своих предшественников, включая теории субстанции Декарта и Спинозы. Согласно Лейбницу, число субстанций не ограничивается одним или двумя основаниями, а может быть бесконечным Плюрализм означает множественность отдельных оснований.

Центральное место в метафизике Лейбница занимает понятие субстанции. Субстанция — это нечто отдельное, неделимое. Лейбниц противопоставил учению Спинозы об одной субстанции учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Термин «монада» на греческом языке означает «один» или «единство».

Согласно Лейбницу, монада проста и неделима, то есть нематериальна. Сущностью каждой монады является активность, которая выражается в непрерывном чередовании состояний. Самая известная монада, которую мы можем наблюдать, — это жизнь нашей собственной души.

Лейбниц наделяет монады восприятием, представлением, стремлением и влечением. Как таковые, он сравнивает их с человеческой душой. Монады, настаивает Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда у них есть понимание. Монадам чужда пассивность. Некоторые из них потенциально активны, как невидимые частицы; другие реально активны, как живые существа. Монада Лейбница — это, по выражению Л. Фейербаха, «не только многоцветный кристалл, но и многоформенный кристалл, не знающий покоя». Каждая монада — это замкнутый мир, по словам Лейбница, «монады не имеют окон, через которые что-либо может войти или выйти». Благодаря своей неделимости, монада проста, не имеет частей. А это значит, что монада нематериальна, потому что все материальные вещи сложны и делимы на части, всегда делимые в свою очередь. Лейбниц различает духовный мир, мир истинно реального, который является предметом метафизики, и эмпирический, или феноменальный, мир, который изучается естественными науками. Сущность монады — не протяженность, а активность: каждая монада наделена восприятием или познанием и стремлением. Активность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Этот процесс является разворачиванием, реализацией содержания, изначально присущего монадам и потенциально содержащегося в них. Лейбниц подчеркивает самодостаточность каждой монады, в силу которой они являются источником собственных внутренних действий, «нематериальными автоматами». Бесконечное число независимых и самодействующих монадических субстанций, понимаемых Лейбницем как центры целенаправленных движений, составляют физическую субстанцию, подобно солдатам армии. Лейбниц писал: «Я… признаю жизненные начала, распространенные по всей природе, бессмертными, поскольку они являются неделимыми субстанциями….. Эти жизненные начала, или души, обладают восприятием и притяжением». Лейбниц называет монады душами, когда они обладают чувством, и духами, когда они обладают пониманием. Однако в неорганическом мире они называются субстанциональными формами, как объясняет философ. Все в мире оказывается живым и одушевленным.

Учение Лейбница о множественности индивидуальных субстанций опрокидывает представления о порядке познания и объективной организации природы. Не физический уровень материи служит основой для биологического, а наоборот. За точку отсчета принимается живое, движущееся начало; сообщества таких начал составляют неживую механическую природу. Поскольку субстанция, согласно ее понятию, определяется только собой, как у Спинозы, монады, по Лейбницу, не могут общаться друг с другом и влиять друг на друга: у них «нет окон». Однако деятельность монад связана заранее установленной гармонией. Например, у каждого в городе есть часы, и они показывают одно и то же время, а не потому, что одни часы сигнализируют другим. На самом деле часы заводятся так, чтобы показывать одно и то же время. Синхронный ход восприятий в замкнутых монадах обусловлен вмешательством Бога, который установил и поддерживает гармонию внутреннего мира бесконечного множества монад. Таким образом, каждая монада воспринимает внутри себя весь космос во всем его богатстве и оказывается «зеркалом Вселенной» — микрокосмом. Монады отличаются друг от друга по степени ясности их восприятия — от низших монад, чья деятельность расплывчата и бессознательна, до разумной человеческой души. От самых темных и тусклых восприятий низших монад к высшей монаде, обладающей полной ясностью сознания, существует бесчисленное множество переходов; согласно принципу непрерывности, который Лейбниц принял как универсальный для метафизики, физики и математики.

Заключение

Философия Нового времени способствовала формированию и развитию классического научного мировоззрения и открыла новые возможности для рационального познания природы вещей. Концепция субстанции стала инструментом для понимания фундаментальной структуры материи, общих идеальных принципов мироустройства и сознания, а также уникальности человеческого разума.

Сложность объекта исследования, наиболее общих основ мироздания, требовала разнообразных подходов к пониманию сущности. Каждая концепция успешно решала свой собственный набор когнитивных проблем.

Дуалистическая доктрина субстанции раскрыла особое место человека в космосе. Особенностью человеческого существования оказалась его двойственность: в каждом из нас есть две группы мотивов, физические и психические.

Монистическая концепция устанавливала не только принцип единства мира как его материальной однородности, но и тесную связь человека с природой, делая человека предметом научного познания.

Идея множественности субстанций стала философской основой для последующих психологических исследований внутреннего мира неповторимой личности. Множественность разумных существ теперь рассматривается не как продукт случайной эволюции неразумной природы, а как императивный атрибут самого бытия.

Таким образом, различные теории субстанции, разработанные в современную эпоху, не только способствовали прогрессу строго рациональной философии, убежденной в безграничных возможностях нашего разума, но и сыграли эвристическую роль в конкретных науках о природе и человеке.

Список литературы

  1. Декарт Р. Рассуждение о способе правильно направлять свой разум и находить истину в науках и других философских сочинениях. М., 2011.
  2. Спиноза Б. Этика. Серия «Великие мыслители», М., 2010.
  3. Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Том I.— М., 1982. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000493/
  4. 4-я Новая философская энциклопедия: в 4-х томах. — М., 2010. http://iph.ras.ru/enc.htm
  5. Рассел Б. История западной философии. Книга 3. М. 2010. http://www.psylib.org.ua/books/rassb01/index.htm
  6. Соколов В.В. Философия разума и материи Р. Декарта. М., 1987. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000540/