Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв. — Отношения

Стремление человека к счастью еще не порождает нравственности; это антропологический факт, это принцип жизни. Этот принцип лежит в основе морали. «Принцип нравственности — это счастье», — говорит Фейербах, но счастье не концентрируется в одном человеке, а «распределяется между разными людьми, в том числе Я и Ты» [1]. Фейербах отрицает возможность получения нравственности от Я, без связи с Тобой и другими людьми, или от разума без связи с чувствами. Мораль невозможна без кантовской «автономии», но и она не поддается объяснению без «гетерономии»; самозаконодательство связано с законодательством.

Подробно описывая различные противоречия, с которыми сталкивается естественное стремление к счастью в жизни человека, самые сильные из которых вызваны «религиозным заблуждением», Фейербах делает однозначный вывод о том, что стремление к счастью получает достойное человеческое развитие, когда оно является нравственным и рациональным стремлением к счастью.

Исходя из этого, Фейербах устраняет то, что он видит как выявленные Кантом противоречия — между склонностями и обязанностями, обязанностями перед самим собой и обязанностями перед другими. То, что человек делает из наклона, он делает из погони за счастьем. То, что человек делает из долга, он делает, ограничивая себя и его стремление к счастью во многих отношениях, выполнение долга может сделать человека несчастным на некоторое время. Но на человека возложена обязанность делать то, что в конечном итоге обеспечит его счастье.

Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв. - Отношения

Отношения

Нравственность как отношения И-Ту. Несомненная заслуга Фейербаха заключается в том, что он переосмысливает тему и проблемы морали как межличностных отношений. Как мы видели, в ранней философии нравственности существовало две традиции — этика личности (личное совершенство), наиболее последовательно разработанная Кантом, и этика общества (общее благо), наиболее отчетливо представленная Мандевилем. В то же время, этика межличностных отношений не была включена.

Даже когда речь заходит об обязанностях по отношению к другому, личная этика сохраняет нравственный субъект как единственный объект своего внимания. Другое существовало как своего рода абстракция, схема, понятное данное. Социальная этика сосредоточилась на гармонизации личных и социальных интересов, главным образом, на том, как личные интересы могут быть наиболее эффективно подчинены интересам общества; возможность соотносить различные частные интересы без их согласования с интересами общества в целом рассматривалась еще со времен Гоббса как опасность сектантства (в смысле социально-политического фракционизма). Отношения И-Тоу анализировались Гегелем по-разному, но вне прямой связи с этическими контекстами.

Обязанности в отношениях

Фейербах, как уже говорилось, видел сам источник и объект нравственности именно в отношениях И-Тоу. «Там, где вне Меня нет Тебя, нет другого человека, нет вопроса морали; только социальный человек есть человек». «Публичный» в данном случае означает общение — связанное с другим. Фейербах не говорит об отношении индивида к обществу. Он говорит только об отношениях индивидуумов; вне этого отношения нет места морали.

В этих отношениях два вида обязанностей являются взаимно опосредованными: «Обязанности по отношению к себе имеют моральное значение и ценность только тогда, когда они признаются косвенными обязанностями по отношению к другим; когда признается, что у меня есть обязанности по отношению к себе только потому, что у меня есть обязанности по отношению к другим — к моей семье, к моей общине, к моему народу, к моей родине». Прототипом нравственности в этом смысле являются отношения любви — отношения между полами; в сексуальной любви нельзя сделать себя счастливым, не сделав в то же время счастливым другого.

Отношение к другому является критерием нравственности и критерием добра и зла. И когда Фейербах говорит: «Добро — это то, что соответствует стремлению человека к счастью; зло — это то, что сознательно противоречит ему», он имеет в виду отношение к стремлению к счастью в другом. Добро выражается только в безоговорочном хорошем отношении к людям.

В контексте межличностных отношений естественное стремление человека к счастью также трансформируется как по сути эгоистическое стремление. В нравственном и рациональном стремлении к счастью эгоизм трансформируется, по Фейербаху, в любовь и заботу о своем роде, то есть в альтруизм.

Долг также интерпретируется в этом свете, что также проявляется в эгоизме и стремлении к счастью. Но это забота об эгоизме другого и стремление к счастью другого. Долг, говорит Фейербах, это самоотречение, продиктованное эгоизмом другого. Это задача морали — «сознательно и добровольно сделать эту связь между стремлением человека к счастью и его стремлением к нему законом человеческого мышления и действия».

Счастье и свобода

В том же духе Фейербах раскрывает проблему свободы. Человек сначала не свободен, «энергонезависимый». Только в процессе своего развития он обретает свободу, точно так же, как человечество побеждает рабство в ходе истории. «Воля не свободна, но она хочет быть свободной», — говорит Фейербах. Свобода, к которой стремится воля, свобода, которую человек действительно обретает, это свобода в стремлении к счастью. Воля как выраженное желание в действии — это воля к добру. Осуществление этого будет означать достижение счастья. Фейербах не принимает то, что он называет «умозрительной свободой немцев», потому что это свобода вне бытия и небытия, вне различия добра и зла.

Но свобода основана не просто на стремлении к счастью, а на нравственном и рациональном стремлении к счастью. Свобода, таким образом, находит свое отражение в практических взаимоотношениях мужчин, то есть во взаимной координации стремления мужчин к счастью. Эта свобода гарантируется законом — не аристократическим и деспотическим, как говорит Фейербах, а демократическим законом, направленным на счастье людей. Эта свобода проявляется в нравственности как добровольное и честное согласование интересов.

Гуманизм

Благодаря антропологически-критическому переосмыслению предыдущей философии Фейербаху удалось обратить этику к эмпирическому индивидууму и представить нравственность не как сферу спекуляции, а как саму жизнь в практических отношениях людей. Гуманизм Фейербаха оказал большое влияние на молодого К. Маркса, что легко прослеживается даже на уровне текстов, и на философию антропологического материализма Н.Г. Чернышевского.

Однако это гуманизм, который не выходит за рамки учения Просвещения о «рациональном эгоизме», хотя и в своей более утонченной, психологически и этически достоверной форме.

С точки зрения актуальной философской теории морали, уровня и степени методологической рефлексии этического анализа, Фейербах делает шаг назад от Канта и Гегеля к французским материалистам, что проявляется как во введении натурализма в этическое мышление, так и в смешении теоретического и нормативного анализа морали.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Операционная подсистема деятельности
  2. Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы
  3. Проблема истины в философии и науке. Критерии истины
  4. Японский вариант «протестантизма» в философии зарубежного Востока XX века
  5. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  6. Греческая патристика
  7. Философия и психология труда
  8. Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм
  9. Смысл, воля, судьба человека
  10. Атомизм