Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие в философии — Теория Понятия

Понятие — узловая форма движения мысли, отражающая конкретно-всеобщую сущность или «общий тип» определенного круга (вида) явлений; синоним «понимания сущности вещи», т.е. имманентного данному виду явлений закона его существования, его конкретного (многократно и закономерно разлагаемого в себе) единства как части объективно обособленного целого. Понятие получает свою полную и законченную форму только в процессе развития определений, только как часть развернутой теоретической картины известного комплекса явлений. Отдельные абстрактные определения являются лишь моментами Понятие ., а Понятие выражается только их единством. Поэтому «определение Понятие » — это не определение «смысла» или «значения» знака, понятия, слова, зафиксированного в других знаках, а лишь объективное единство различных моментов той конкретной сферы явлений, которая составляет объект (субъект) данной Понятие Поэтому Маркс использует термин » Понятие » как полный синоним общего характера или «общего типа» определенного круга явлений (см. «Das Kapital», т. 3, 1955, с. 149).

Термин «Понятие» был введен стоиками. Основатель стоической школы, Зенон из Китиона на Кипре, подразумевал под Понятием (κατάληψις) воспринимаемый взгляд, т.е. взгляд, в котором сознается его соответствие объекту.

В истории философии обнаруживаются две линии в подходе к Понятию — линия Демокрита и Локка (более или менее слияние номинализма, эмпиризма и психологизма, сведение П. как всеобщего к индивидуальному) и линия Платона, Спинозы и Гегеля (реализм в той или иной модификации, априоризм, спекулятивность, выведение частного из всеобщего, понимание частного как модификации всеобщего П.), Понимание Понятия как синтеза, как продукта умственного творчества, конструирования). Временное примирение этих двух направлений (например, у Аристотеля) впоследствии привело к их еще большей поляризации. (Следует, однако, иметь в виду, что исходная Понятия первого направления — например, Понятие атома как философский принцип — не вытекает непосредственно из эмпиризма).

Понятие в философии - Теория  Понятия

Теория Понятия

Способы понимания Понятия вистративного философа . Теория Понятия может рассматриваться в двух аспектах: 1) как учение о постижении в П. явлений, страниц объективной реальности, и 2) как учение о постижении самого П. в П., или как проблема П. о П. Первая получила широкое развитие на протяжении всей истории философии (как и формально-логические учения), вторая — только в немецкой классической философии. Во-первых, П рассматривается как готовое знание, зафиксированное в кластере слов. Мысль, выходящая за пределы эмпирически данного, остается в форме чувственно-воображаемой, и на этой образной основе покоится определенность всеобщих абстракций, внелогическая определенность, которая не соответствует форме мысли и форме П, поскольку Понятие обладает логической определенностью.

Демокрит был первым, кто подошел к проблеме определения Понятие (См. Аристотель, О частях животных, I, 642 a; Revue [M], 1937). Он заложил основы атомистической логики, в которой Понятие армии — это число ее солдат, Понятие колесницы — сумма ее частей, слог — сумма ее букв (см. Платон, Теэтет, 204). Но элементы, с помощью которых все объясняется, оказываются неопределенными.

Теории Сократа и Платона

Сократ принимал за объективную основу, открытую в человеке, такое п., или определение, с помощью которого познается сущность вещей. Следуя за Сократом, Платон признал, что определения имеют своим объектом не чувственные вещи, а нечто иное. В его философии объектом анализа была уже не чувственно воспринимаемая реальность как таковая, а изначальные принципы, «основы». Процесс построения П. Он представляет процесс построения Понятие (идеи) как диалог мысли с самой собой. Для Платона универсальные П., реализуемые в языке, уже не являются просто словами, обозначающими чувственную достоверность, но фактически являются выражением социально принятых норм, определяющих место отдельных людей и вещей.

В отличие от мира чувственных вещей, мир «идей» может быть воспринят только в Понятие. Согласно Аристотелю, Понятие может быть только Понятие об общем, но не о единичном. Это «вторая сущность» — род или вид, в отличие от первых сущностей — единичных вещей. То, что Гегель называет Понятие , Аристотель называет «οὐσία» — сущность, субстанция. Слова, имена, титулы являются у Аристотеля терминами, которые непосредственно обозначают и выражают общие формы вещей, а не П. «Значение» термина и выражаемое им Понятие непосредственно слиты, совпадают с объектом «высказывания». О первых сущностях мы знаем через чувственное восприятие, о вторых — через их П. Понятие о вторых сущностях — это прежде всего Понятие о виде, образованное из следующего вида и рода.

Единство противоположностей

С убеждением, что «…все противоположности всегда восходят к одному субстрату и ни одна из них не может существовать отдельно» (там же, XIV, 1), Аристотель не только указал на онтологическую сторону единства противоположностей, но и смог (в отличие от скептиков) удержать это единство в положительной форме в мысли. Противоположности принадлежат к одному виду и содержатся в определении сущности (см. «Вторая аналитика», I, 4; М., 1952, а также «О душе», I, 5, 411 a; М., 1937). Таким образом, Аристотель решает проблему, поставленную греческой философией до и после него: переход от абстрактного общего понятия к П., т.е. механизм скачка знания.

Согласно Аристотелю, как уверенность в различии между двумя абстрактными представлениями, так и определения этих представлений возникают вместе и одновременно. Таким образом, появляется не одно, а несколько взаимосвязанных П, которые, следовательно, с самого начала представляют собой систему П. Двойственность, существующая в аристотелевском определении категорий (с одной стороны, это высшие роды «высказывания», с другой — реальные роды бытия), уже содержалась в оппозиции номинализма и реализма.

Стоики использовали субъективное состояние ума как посредническое звено между словесным знаком и вещью. Это слово означает не вещь с ними, а только способ переживания вещи индивидом, то изменение, которое происходит во внутреннем состоянии души индивида под влиянием вещи. Для них важен не объект-референт слова, а смысл (λεκτά), который связан в душе с этим словом. Открытие «слова-смысла» — того промежуточного звена между словом и вещью, которое было неизвестно Аристотелю, переводит проблему Понятия из общелогической схемы рассмотрения в психологическую и семантическую.

Скептицизм

Скептицизм, в отличие от Аристотеля, субъективирует П, т.е. делает объектом рассмотрения сами мысли в их языковом выражении, и обладает П противоречиво: во-первых, он требует единства различных моментов, их тождества; во-вторых, он находит противоречия между ними и оставляет это единство в усугубленной разобщенности.

Скептицизм нашел противоречивые моменты в абстрактных понятиях, но не пришел к единству этих моментов — к их опосредованию «третьим», т.е. к Понятию, и остановился лишь на отрицательной диалектике, результатом которой является «ничто». Это был шаг назад по сравнению с Аристотелем.
У целого ряда современных английских мыслителей (Гоббс, Локк, Беркли, Юм) Понятие предстает как имя, понятие или «идея», впечатление, представление. Локк был первым, кто дал широкое и систематическое развитие эмпирической теории. Теория Понятия дала по его мнению, только названия сложных идей могут быть определены; простые идеи не поддаются определению, они являются своего рода «атомами мысли».

Они включают в себя самые широкие абстракции всеобщности — «универсалии»: «субстанция», «причинность» и т.д., которые оказываются самыми непроницаемыми. Самые бессодержательные «имена» (поэтому Беркли, последовательно развивающий эту точку зрения, устраняет п. субстанции как излишний).

Спиноза

Помимо таких абстрактных универсалий, выражающих простые сходства и различия множества единичных вещей, Спиноза предлагает нечто новое: Notiones Communes — П., выражающий подлинно всеобщую природу вещей. Эмпирический синтез признаков, свойств, отношений без внутренне необходимой связи не является синтезом П., который должен выражать внутреннюю сущность предмета, а это не абстракция, присущая конкретной вещи.

Спиноза требует такого П., или определения, чтобы из него, рассматривая вещь саму по себе, можно было вывести все ее свойства … Постоянные и вечные вещи, хотя и единичные, тем не менее, в силу своего существования повсюду и своей величайшей силы (potentia), будут для нас как бы общими (абстрактными) понятиями (universalia) или родами в определении единичных изменчивых вещей, и непосредственными причинами всех вещей.

В отличие от «сотворенных» вещей, «несотворенная» вещь как causa sui требует, чтобы ее определение «…исключало всякую причину, то есть чтобы ее объект не нуждался для своего объяснения ни в чем, кроме своего бытия.
Хотя Лейбниц допускает существование простых идей, которые не могут быть определены, он прокладывает выход за пределы атомизма, указывая, что даже в простой субстанции (монаде) «…должна существовать множественность состояний и отношений, хотя она не имеет частей» . Здесь намечается переход от понимания простого как вещи (материальной или духовной) к пониманию его как отношения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философский взгляд на экономические и политические революции
  2. Этика как философия морали
  3. Сфера управления общественными процессами
  4. Философия как форма ценностного сознания
  5. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  6. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  7. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  8. Человек, общество и государство у Платона
  9. О чем спорили гносеологи и логики
  10. Русская эстетика 19 века