Для связи в whatsapp +905441085890

Понятия «инновационный менеджмент» и «креативный менеджмент». Отличия и сфера применения — Основные направления менеджмента

Инновационный менеджмент — относительно новое понятие для научного сообщества и деловых кругов стран СНГ. Начиная с 1990-х годов, страны СНГ переживают бум инноваций. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все — от государственного уровня управления до вновь созданного малого бизнеса в сфере малого предпринимательства.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике стран СНГ как самостоятельно, так и для обозначения ряда смежных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.д. В литературе существует множество определений, например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют технические, экономические, организационные, управленческие и т.д. инновации.

Принято считать, что понятие «инновации» — это русский вариант английского слова innovatoin. Дословный перевод с английского означает «внедрение новшеств» или в нашем понимании этого слова «внедрение инноваций». Под инновацией мы понимаем новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление [1-3].

Таким образом, с момента принятия и до распространения новшество приобретает новое качество — становится новшеством (инновацией). В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия инновация, новшество, нововведение, инновация, нововведение, что вполне объяснимо. Инновация может быть новым порядком, новым методом, изобретением. Инновация означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы получают общественное признание только тогда, когда их принимают к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как новшества (инновации).

Известно, что переход из одного качества в другое требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.д.)[2-4]. Процесс перевода новшества (инновации) в новшество (инновацию) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и инновации. Инновации формируют рынок нововведений (инноваций), инвестиции формируют рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) формируют рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента формируют сферу инновационной деятельности.

Под инновациями в широком смысле понимается выгодное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, управленческого или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации и до ее использования называется жизненным циклом инновации. Учитывая последовательность работ, жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однокоренные. Инновационный процесс связан с созданием, разработкой и распространением инноваций. Создатели инноваций (инноваторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл продукта и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов путем создания инновации, которая будет признана уникальной в определенной области. Научно-технические разработки и изобретения — это применение новых знаний с целью их практического использования, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в производственном процессе с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Неизменными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и промышленная применимость.

Понятия "инновационный менеджмент" и "креативный менеджмент". Отличия и сфера применения - Основные направления менеджмента
Понятия «инновационный менеджмент» и «креативный менеджмент». Отличия и сфера применения — Основные направления менеджмента

Основные направления менеджмента

Одной из основных областей менеджмента также является креативный и эвристический менеджмент. Как креативный, так и эвристический менеджмент тесно связаны с инновационным менеджментом. Следует отметить, что инновационный менеджмент оперирует интеллектуальным продуктом как целостным и неделимым объектом [1,2,7]. В отличие от него, креативный и эвристический менеджмент рассматривают этот продукт как сложное структурное образование. Соответственно управление созданием новой системы знаний, умений и навыков, связанных с ней, должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению с целью осуществления грамотных практических действий. Несколько упрощая, можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, и креативный и эвристический менеджмент, с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае (инновации) извне, как готовый, в другом (креативный и эвристический менеджмент) — изнутри, как проходящий процесс создания.

Далее необходимо провести различие между креативным и эвристическим менеджментом. Креативный (от английского «creative») — буквально «творческий, созидательный». В принципе, он имеет дело с проблемами управления коллективом, а такие проблемы связаны с предметными областями, которые не поддаются четкой формализации и подчиняются изменчивым, «дрейфующим» критериям целеполагания. Отличие эвристического менеджмента (от греческого heuristro, буквально «ищу, открываю») от креативного заключается в том, что он занимается управлением личностью и ее самоуправлением в тех же условиях априорного отсутствия существующей определенности, которые характерны для креативного менеджмента. Последний «работает» там, где интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельному человеку, а безоговорочно является результатом деятельности коллектива. Эвристический менеджмент, напротив, связан с индивидуальным целеполаганием и управлением деятельностью индивида как решающего участника создания интеллектуального продукта.

Проблемы креативного и эвристического менеджмента требуют своего рассмотрения, поскольку совершенно необходимо повышение качества управленческих решений и их интенсификация на всех уровнях, начиная с национального уровня и заканчивая индивидуальным рабочим местом.

Для успеха такого начинания требуется, конечно, многое. Для начала необходимо определить и внедрить в практику новые, более совершенные, научно обоснованные и психологически совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР). Такие методы призван дать креативный менеджмент. Особая сложность решения этой задачи состоит в необходимости, с одной стороны, обрабатывать огромный массив исходной информации, с другой — учитывать специфику лиц, принимающих решения, и характер их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенным характером, навыками, стереотипами, и все это надо иметь в виду, предлагая исходную информацию для принятия решения. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов вовлеченных в процесс людей, построена на полном использовании их творческого потенциала, включая самые глубинные его слои, особенно если речь идет о крупных решениях глобально-стратегического масштаба. Пути и формы раскрытия и более полного использования потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, относятся к сфере эвристического менеджмента. Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает решение ряда проблем в современных условиях. Некоторые из них, представляющиеся наиболее важными, отмечены ниже.

Оценка творческого потенциала личности

Область, о которой здесь идет речь, как уже отмечалось, неразрывно связана с инновационным менеджментом. Некоторое время его «пионеры» считали, что он вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармоничного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно-технической революции. Но быстро стало ясно, что такие надежды были слишком оптимистичными. Дальнейший ход развития показал, что за заполненной нишей оказалась другая ниша, более глубокая и труднопроходимая, полная лабиринтов с непредсказуемыми поворотами. Эта ниша образовалась в связи с обращением к творчеству человека, к потенциалу его способностей, которые в данных условиях могут быть реализованы. Возможно, впервые это в полной мере осознал А.И. Пригожин, который интуитивно разделил области инновационного и креативного (эвристического) менеджмента. Это разделение стало отправной точкой для изучения темы данной статьи, и постепенно сформировалось предложенное выше понимание креативного и эвристического менеджмента (хотя, конечно, его нельзя считать исчерпывающим и полным). Во всяком случае, примерно такой взгляд на указанные разновидности менеджмента можно считать закрепившимся как в научных обменах, так и в преподавании соответствующих дисциплин в тех пока еще немногочисленных случаях, когда оно осуществляется.

Из приведенных определений следует, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом», а эвристический менеджмент — к «персональному менеджменту» и «самоменеджменту». Креативный менеджмент, в свою очередь, опирается на креативность — область знаний о продуктивных коллективных решениях творческих задач; эвристический менеджмент опирается на эвристику — область знаний о продуктивном творческом мышлении отдельных людей.

Попытки систематизировать методы эвристики и креативизма были предприняты Р. Декартом и Г. Лейбницем. В последнее время опубликовано большое количество научных работ, связанных с проблематикой творчества, как коллективного, так и личного [2,4,5].

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, существуют теоретические и прикладные аспекты. Теория креативного (а также эвристического) менеджмента является составной частью теории творчества. Последняя имеет множество разновидностей (теория научно-технического, художественного творчества и т.д.), которым соответствуют разновидности креативного и эвристического менеджмента.

Прикладные аспекты креативного менеджмента связаны, прежде всего, с нововведениями и инновациями. Организационно проблемы креативного менеджмента связаны с управлением персоналом, когда необходимо создавать так называемые временные творческие коллективы.

И теория, и практика исследования творчества до середины 80-х годов прошлого века развивались под знаком доминирования тех его сторон, которые занимаются научно-техническим творчеством (НТТ). Направления НТТ в конечном счете диктуются имеющейся системой знаний, структурой производства и социально-экономическими задачами, стоящими перед обществом. Большую роль в использовании имеющегося большого потенциала НТТ призван сыграть творческий и эвристический менеджмент.

Реализуется он, как известно, через деятельность менеджеров. Последняя охватывает пересекающиеся области. Первая — это работа с людьми, обязательно направленная на усиление и лучшее непосредственное применение творческого потенциала (креативный менеджмент), а также на активизацию их собственных интеллектуальных способностей (эвристический менеджмент). Второе направление — это работа с бумагой. Она ориентирована на ассоциативно-генеративные потребности тех, кто поглощает информацию в документе (креативный менеджмент), и на развитие стремления соответствующих участников процесса создавать документы, максимально удовлетворяющие потребителя (эвристический менеджмент).

Креативизм и эвристика, как и любая другая наука, базируются на ряде аксиом. Среди них стоит отметить следующие: настоящее эффективное творчество требует всестороннего проникновения в суть предметной области (аксиома «глубина знаний»); творчество требует отказа от существующих стереотипов, догм и штампов, зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием

Распределение ресурсов по направлениям и подразделениям

Содержание управления творческими процессами включает в себя такие элементы, как: оценка творческого потенциала
личности; создание творческой атмосферы в коллективе;
формирование экспертных групп; формирование временных
творческих коллективов; оценка доминирующих мотивационных установок; определение эвристических методов,
операций и приемов, которыми необходимо овладеть для более качественного и быстрого решения творческих задач. Все эти и другие методы и приемы направлены на усиление творческих и эвристических способностей человека
и развитие навыков формализации логической и аналитической
деятельности.
Креативный менеджмент также рассматривается как
система управления талантами. Система управления талантами включает в себя четыре элемента: привлечение талантов,
удержание талантов, управление талантами, идентификация талантов.
таланты.
Управление талантами также требует определенной стратегии и методологии. В частности, требуется:
Определить значимое направление и цель деятельности
определить цель; разработать подходящую структуру реализации;
учесть культурные требования; определить будущие потребности в талантах; разработать стратегии найма и отбора; выявить людей с высоким потенциалом; поставить четкие цели и достичь их; создать стимулы для талантов; ценить
талантливых людей.
Роль творческих лидеров и организаций, создающих среду,
которая создает среду, способствующую инновациям и поддерживающую желания
включенных в нее индивидуумов.
Они должны обладать рядом исключительных качеств,
включая: коммуникативные навыки, способность стимулировать идеи, определять и выявлять креативность; создавать
«творческое напряжение» среди членов команды и
обеспечивать постоянную обратную связь, быть экспертами в установлении социального взаимодействия между
членов команды (часто через неформальные отношения).
Эффективные лидеры творческих команд
понимают управление творческим процессом как защитное, чувствительное управление. Исходя из этого, они
предоставляют членам команды свободу действий для максимального использования творческой энергии, поддерживают право на ошибку и защищают команду от внешнего давления.
Творческая ориентация присуща всем концепциям и системам управления.
Управление проектами, которое имеет долгую
Управление проектами, которое имеет долгую историю и включает в себя управление возможностями, бюджетом, качеством, ресурсами, сроками и графиками,
концептуально ориентирован на творческие результаты.
Управление проектами (PM — project management) применительно к бизнесу означает использование соответствующих инструментов (процедур, технологий, методов,
навыки), используемых в процессе проектирования, например, нового продукта.
Представляется, что творческую ценность имеют такие
элементы управления проектами, как: двухуровневое планирование (планирование проекта и разработка программы его реализации); структура плана проекта (описание
проекта, бюджет и сроки, промежуточные и окончательные);
пошаговая четырехуровневая декомпозиция.

Концептуальная модель инновационного менеджмента

Креативность — это не врожденная
характеристика организации или деятельности, а творческая ориентация
на новые результаты в сочетании с готовностью принять и преодолеть возможные неудачи.
преодоление.
Даже рутинная деятельность не всегда
Даже рутинная деятельность не всегда гарантирует результат, а творческая — тем более.
Именно эта позиция представляется наиболее соответствующей
понятию творчества в менеджменте,
и представлена ниже в виде концептуальной модели.
Позиция автора заключается
заключается также в том, что управление, даже
даже в рамках одного предприятия, неизбежно носит разнонаправленный характер.
Во-первых, необходима системно-структурная ориентация менеджмента, которая предполагает реализацию стратегических намерений
на основе определенной структуры
(обеспечивает статическое равновесие системы на основе нормативных
регуляторов) и набора функций
(обеспечивает динамическое равновесие системы, самосохранение, интеграцию, достижение стратегических целей, заданных параметров технологического, финансового и социального развития, адаптацию на основе обратной связи
технологического, финансового и социального развития).
Во-вторых, для решения чисто творческих задач необходимо ориентировать менеджмент на максимальное
самоуправление и саморазвитие творческих образований,
Имеется в виду полная свобода творчества без
заданных извне целей, системы, структуры и формальной
организации с допущением саморастворения и самосозидания.
Творческий организационный порядок, основанный на
признанных правилах поведения и взаимодействия, опыте
и знаниях.
В-третьих, управляемая структурная и функциональная
организация должна находиться между строгим порядком и творческим хаосом, сохраняя ориентацию на развитие организации как сообщества единомышленников, формирование команды, систему участия, разнообразие и стремление к консенсусу, оставаясь при этом в рамках
Творческое поведение также включает в себя морально-психологические компоненты, которые подразумевают осознанный риск и
готовность к возможной неудаче, принимая во внимание системные препятствия и барьеры (внешние: неразвитая инфраструктура,
отсутствие или недоступность знаний в данной области,
устаревшее законодательство, пренебрежение к талантам; внутренние: жесткие организационные требования и
процедуры, иерархические и формализованные структуры
коммуникации, консерватизм, догматизм, сопротивление
сопротивление изменениям).
Представляется целесообразным сформулировать
Представляется целесообразным сформулировать позицию автора относительно категории креативного
менеджмента. Если считать, что креативный менеджмент — это исключительно
творческую деятельность и соответственно творческие результаты, то необходимо учитывать, что творчество непредсказуемо и творческой может быть только целевая направленность действий.
Предприятие, работающее в рыночных условиях, неизбежно сочетает новые, креативные элементы, а также совершенствование существующих продуктов и процессов,
сохранение статус-кво и некоторые элементы деградации.
Исходя из сугубо творческого критерия, не совсем корректно говорить о творческих предприятиях или творческой деятельности, например, о творческом менеджменте.
Любая деятельность любого предприятия может и должна быть творческой, творчески ориентированной.
любая деятельность любого предприятия может быть творческой и творчески ориентированной.
Это обязательный принцип деятельности для всех современных предприятий, а не привилегия для некоторых.
Другими словами, креативность — одна из обязательных характеристик деятельности современного предприятия.
предприятие.

Объект управления инновационного менеджмента

Специфика инновационного менеджмента, отличие этого вида управленческой деятельности от других, определяется, прежде всего, объектом управления, которым является инновационный процесс. Существуют различные определения этого процесса. Основными составляющими инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации, то есть продукты интеллектуальной деятельности. Инновационный менеджмент — это управление творческими процессами, что требует высокого уровня креативности и эвристики.

В соответствии с известным в кибернетике законом необходимого разнообразия, менеджеры — субъекты инновационного процесса должны обладать не меньшим уровнем креативности и эвристики, что определяет инновационный менеджмент как менеджмент креативный и эвристический. Эти понятия появились в теории и практике менеджмента в последние годы. Если инновационный менеджмент оперирует интеллектуальным продуктом как целостным и неделимым объектом, то креативный и эвристический менеджмент рассматривают этот продукт как сложное структурное образование. Соответственно, связанное с ним управление созданием новой системы знаний, навыков и умений должно быть разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению с целью осуществления грамотных практических действий. Несколько упрощая, можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, и креативный и эвристический менеджмент, с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае с внешней стороны, как готовый (инновационный менеджмент), в другом (креативный и эвристический менеджмент) — с внутренней, как проходящий процесс создания.

Термин «креативный менеджмент» происходит от английского слова «creative» — творческий, созидательный Отличие эвристического (от греческого heuristro — находить, обнаруживать) менеджмента от креативного заключается в том, что его объектом является управление личностью и ее самоуправление. Оба вида менеджмента ориентированы на условия отсутствия априорно существующей определенности, что также характеризует инновационный менеджмент. Креативный менеджмент «работает» там, где созданный интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельному человеку, но, несомненно, является результатом коллективной деятельности. Эвристический менеджмент, напротив, занимается управлением деятельностью отдельного человека, индивида как решающего участника создания интеллектуального продукта.

Креативный менеджмент ориентирован на выявление и внедрение в практику новых, более совершенных, научно обоснованных и психологически лучших методов подготовки исходной информации для ЛПР. Особая сложность решения этой задачи заключается в том, что необходимо, с одной стороны, обработать огромный массив исходной информации, с другой стороны, учесть особенности лиц, принимающих решения, и характер их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, имеет определенный характер, навыки, стереотипы, и все это необходимо держать в поле зрения, предлагая исходную информацию для принятия УР. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех интеллектуальных и моральных резервов участников процесса, основываться на полном использовании их творческого потенциала. Способы и формы выявления и лучшего использования потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, являются сферой эвристического менеджмента.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Акционерная собственность
  2. Автоматизированное управление качеством
  3. Теория лидерских качеств
  4. Методологические основы менеджмента
  5. Совершенствование управления торговым предприятием
  6. Необходимость управленческих решений
  7. Арманд Вэллин Фейгенбаум, американский эксперт в области контроля качества
  8. Современные тенденции социальной корпоративной ответственности на примере российских и зарубежных компаний
  9. История развития функций управления
  10. Оценка информационных рисков