Для связи в whatsapp +905441085890

Последствия расизма и национализма для психики — История расизма

Несмотря на то, что открытое проявление расизм является в большинстве стран уголовно наказуемым, сложно признать, что это обеспечивает достаточно надежную защиту от его проявлений.

В данном реферате делается попытка посмотреть на проблему расизма с различных точек зрения, потому что однозначно видно, что, несмотря на полное подтверждение ненаучности расистских теорий, идеи расизма и национализма продолжают активно жить в современном обществе.

Таким образом, предлагается посмотреть на проблемы расизма с нескольких точек зрения, отдельно выделяя сферы распространения и проявлений расизма:

· Расизм как проявление политических интересов стран или отдельных лиц.

· Расизм как способ обоснования и оправдания интервенции на территории других государств.

· Социальный расизм, который проявляется шире проблемы цвета кожи и находит свое выражение в господстве одной группы людей над другими.

· Психологический расизм. В данном случае речь пойдет о попытке выделить причины проявления расизма на основе рассмотрения ситуации с отдельным индивидом, исходя из психоаналитической теории.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации расизм обозначен как:

Любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

Последствия расизма и национализма для психики  - История расизма

История расизма

В средние века утверждения о «кровных» различиях между «знатью» и «чернью» призваны были оправдать сословное неравенство. В эпоху первоначального накопления капитала (16—18 вв.), когда европейские государства впервые захватили колонии, расизм служил целям бесчеловечной эксплуатации, а часто и обоснованием истребления индейцев Америки, африканцев, многих народов Южной Азии, Австралии и Океании.

В эпоху рабства расизм обслуживал интересы рабовладельцев, доказывавших, что уравнение людей в правах противоречило бы самой природе, в которой царит неравенство. В условиях феодального строя расизм принял форму догмата о голубой крови у господствующей верхушки, якобы созданной самой природой для безраздельной власти над судьбой земледельца.

Эпоха капитализма ознаменовалась новым расцветом расистских теорий, которые были призваны служить теоретической базой насильственного захвата земель у коренных народов Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Непосредственная цель расизма всегда заключалась в том, чтобы морально обезоружить жертву угнетения, уничтожить ее веру в свои силы, поселить в ней презрение к самой себе, внушить ей сознание законности ее бесправия и тем самым парализовать ее волю к борьбе против своих угнетателей.

В Америке в 18-19 вв идет активная охота за скальпами индейцев, и согласно подобной расовой политике, в рассматриваемый период появляется ряд расовых теорий, которые, казалось, играли на руку колониальной политике Англии и других европейских стран, теорий превозносивших белую расу, и указывавших на факты их интеллектуального превосходства, на основании этих теорий и расцветало угнетение чернокожих рабов в Америке.

К расизму прибегали политиканы многих стран, когда они чувствовали необходимость оправдания «права» на господство или захват. Яркий пример тому — японский расизм. Как только Япония начала колониальную экспансию в другие страны (например, Китай), была создана теория превосходства «японской расы» над всеми другими расами и народами мира (генерал Араки, Таинзаки Дзюничиро, Акияма Кэнзоо и другие «японисты»). «Оригинальные» расистские теории были созданы в своё время некоторыми ретивыми пантюрками, идеологами шляхетской Польши, финскими реакционерами, мечтавшими о создании «великой Финляндии» от Скандинавии до Урала, нечто схожее выдвигают еврейские шовинисты, воспевающие величие «избранного» богом народа — Израиля и т.д.

В XVIII столетии, в рамках становящейся биологической науки, возникла теория полигенеза — происхождения человечества от разных прародителей. И хотя эта теория достаточно скоро была опровергнута (Дарвином, в частности), попытки научного обоснования расизма предпринимались вплоть до конца XIX века.

Какие доводы приводились в качестве оправдания необходимости расистских теорий?

1. Более высокий культурный уровень государства. Наличие большей социализованности и сложности общественного устройства.

2. Технически более совершенные предметы и орудия. Орудия труда и вооружение, средства передвижения.

3. Как следствие второго пункта, в качестве доказательства приводилась возможность цивилизованными народами воздействовать на природу и окружающую среду.

В 1923 году доктор Дж. Данстон, британский психиатр и член Комиссии по умственной гигиене в Южной Америке, заявил: «Есть основания полагать, что аборигены, даже из самых лучших племен, скорее всего, относятся к расе, которая по умственному развитию является более низкой по сравнению с нашей…» «Аборигены «определяют время неточными способами, и, как правило, они не знают, каков их возраст и сколько времени прошло. А в их танцах, которые они так любят, нет изящных движений –важный психологический аспект, который следует тщательно изучить…».

«Мы можем доказать необходимость рабства, – рассуждал сенатор Джон Калхаун. – Африканцы не способны позаботиться о себе и полностью лишаются рассудка, когда на них обрушивается бремя свободы. Милосердным по отношению к ним будет проявить заботу и защитить от умопомешательства»

Расизм 19 века и попытки его научного обоснования

Первые попытки научного обоснования расизма и первые расовые теории появились в 18 в., это было связано с колонизацией земель Африки, Америки, а также некоторых частей Азии. Идея всех первых расовых теорий: белая раса — самая полноценная. Позже появились желтый и черный расизм. Первыми расистами пропагандировавшими белое превосходство были: Мортон, Петт, Гледдон.

Теория «естественного рабства» Аристотеля, оказалась серьёзным первоисточником, на который ссылались многие антропологи-расисты в течение веков. Но следует отметить, что, писав о рабах «от природы», Аристотель вовсе не подразумевал раба как представителя другой расы. Рабами в античные времена были люди, принадлежавшие к той же расе, что и их хозяева. Просто на протяжении веков, рабами становились бедные и незащищённые народы, которые были не в силах противостоять натиску завоевателей.

«Научное» объяснение использовалось для оправдания рабства в Соединенных Штатах. Еще в 1797 году психиатр Бенджамин Раш, «отец американской психиатрии», заявил, что чёрный цвет кожи является результатом редкой, передающейся по наследству болезни, называемой «негритянство», которая произошла от проказы. Раш утверждал, что единственным признаком исцеления является то, что кожа вновь становится белой. Этот ярлык «болезни» послужил основанием для сегрегации чёрных (чтобы белые не могли «заразиться»).

17 ноября 1863 г. открылось первое заседание Лондонского антропологического общества — первой антропологической организации в Англии. Президент общества Джемс Гент выступил с докладом на тему Место негра в природе, в котором были приведены многочисленные доказательства неравенства белых и негров, причем неграм приписаны самые отрицательные свойства человеческой природы. Президент сочувственно цитировал самые бессмысленные мнения, если только они могли послужить ему материалом против негрской расы. Генту удалось сплотить вокруг себя довольно значительную группу единомышленников среди членов общества и сотрудников его печатного органа.

В первом же томе мемуаров этого общества появились очерки истории антропологии, также направленные на обоснование расизма , написанные Бендишем, решительным сторонником полигенизма. Прослеживая ход развития идей о происхождении человеческих рас, начиная с эпохи раннего средневековья, он заявляет, что моногенизм всегда был догмой церкви и что критические умы (Юлиан Отступник, Парацельс, Джордано Бруно), наоборот, всегда в этом вопросе отстаивали идею о множестве независимых центров происхождения различных рас человека.

Попытка обоснования близости негра к обезьяне была сделана Лоуренсом еще в 1819 г., а энергичная защита полигенизма в Англии велась уже в 40-х годах Гамильтоном Смитом и в 50-х — Робертом Ноксом. Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением свободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мор-тона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

Выбить из них дьявола кнутом» – таково было рекомендованное «лечение» для умственного «расстройства» под названием drapetomania (от drapetes – «сбежавший раб» и mania – «сумасшествие» или «ненормальность»). Слово означало «неестественное стремление раба сбежать. Эта болезнь была «открыта» в Луизиане в 1851 году.

Большую помощь идеологам невольничества оказала ошибка голландского анатома Кампера, который еще в XVIII в. предложил рассматривать людей и животных в профиль и измерять величину угла, который составляет профильная линия с горизонталью. При таком сопоставлении оказалось, что у статуи Аполлона Бельведерского угол близок к прямому, у европейца на несколько градусов меньше, у негра еще меньше, у орангутангов немного меньше, чем у негра, у других животных угол очень мал.

Современная история расизма

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами – приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции, рабовладельцы-плантаторы с южных штатов взяли на вооружение реакционные расовые теории. В самой выразительной форме их сформулировали антрополог Мортон и его последователи Н. Нортон и Д. Глиддон. Так в 1844г. последние опубликовали книгу « Типы человечества», где проводили мысль о принадлежности негров к особому биологическому виду, близкого к человекоподобным обезьянам.

Как пишет М. Калашников: « Уже в 1907 году был принят первый закон, сделавший легальной насильственную стерилизацию. Вскоре подобные же законы были приняты в большинстве штатов Америки, а потом и во многих странах Европы. Сами же операции по стерилизации слабоумных, больных тяжелыми наследственными болезнями и просто потомственно бедных и небелых начались еще раньше. По оценкам видных специалистов евгеники, стерилизации в США подлежал каждый десятый, то есть по их планам, открыто публиковавшимся в евгенической прессе, около 14 миллионов человек должно было быть лишено способности и права иметь детей.

В других странах, по их планам, этот процент был куда выше. Стерилизации подлежали, по сути, все нации, признанные «неполноценными»: негры, индейцы, евреи, арабы и многие-многие другие. Все, кто не подходил под стандарт изобретенной в начале века американскими специалистами (а вовсе не немецкими нацистами!) «Нордической» германской расы. Для недопущения подобных «выродков» в США принимались соответствующие иммиграционные законы, так же как и законы, запрещающие смешанные браки белых с «неполноценными».

Так, авторитетный деятель в области общественного образования Чарльз Боббит сетовал в своей статье «Практическая евгеника»:

«В былые славные времена кровь расы была чиста как горный источник… Ныне же публичные школы и благотворительность снабжают «костылями» всех умственно и нравственно отсталых, нарушая чистоту наследственности».

Стоит заметить, что доктрины расовой чистоты и превосходства белой расы не были просто идеями невежественных, несознательных масс. Это были тщательно выношенные идеи многих их самых респектабельных и высокообразованных людей Америки, каждый из которых был экспертом в своей области и каждый обладал громадным авторитетом.

Антропология была использована для доказательства того, что все те явления, которые в действительности неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе (сосредоточение богатства в руках незначительного числа собственников, борьба за колонии, безработица, сверхприбыли ничтожного меньшинства и нищета и разорение миллионов трудящихся и пр.), суть якобы проявления неизменных законов природы и наследственного неравенства людей.

Психологические причины проявления расизма

Наличие объективных социологических причин возникновения ненависти, вражды к другим этносам, все равно не объясняет тот факт, что внутри одного общества разные люди по-разному подвержены расистским настроениям. Таким образом можно говорить о наличии в психике того или иного индивида ряда причин, объясняющих его склонность к расизму и вызывающих ксенофобские настроения.

Психика устроена таким образом, что для того, чтобы уважать себя, чувствовать себя спокойно и достойно, большинство людей вынуждено не замечать некоторую часть своих свойств, которыми они на самом деле обладают (или, лучше сказать, которые обладают ими). Все то, что человек в себе не принимает, в юнгианской традиции аналитической психологии принято называть «тенью».

Не замечая собственные неприемлемые для себя качества, люди нередко переносят их внешние объекты вокруг себя: на «людей вообще», говоря, например, что «люди злы», или на каких-то конкретных людей, будучи, например, уверенным, что «он меня ненавидит».

Психический механизм здесь следующий: психика, как правило, распространяет себя и свои свойства за свои пределы. И чувствуя себя каким-то, например, жадным, человек «естественно», предполагает, что такими являются все остальные. Вступаемый дальше в действие механизм оценки, позволяет человеку считать, что «Я не такой», если сознание не готово принять данный феномен. За этим следует вытеснение — в отношении себя. Но предполагая, что «я не такой», человек продолжает других видеть «такими». Тень как бы падает на людей вокруг.

«Примитивная личность (а в каждом народе, как известно, массовая личность реагирует как примитивная личность) не способна осознать зло как “свое личное зло”, поскольку его сознание еще так слабо развито, что не способно разрешить возникшие конфликты. Поэтому массовая личность неизменно воспринимает зло как нечто чуждое и, как результат такого восприятия, везде и всегда чужестранцы становятся жертвами теневой проекции.

В стране объектами теневой проекции становятся национальные меньшинства. Очевидно, что благодаря расовым и этническим особенностям, и тем более при наличии иного цвета кожи, национальные меньшинства наиболее подходят для теневой проекции. Существуют различные варианты психологической проблемы национальных меньшинств: религиозный, национальный, расовый и социальный. Однако все варианты имеют одну общую особенность—раскол в структуре коллективной психики.

Роль чужаков, которую в прежнее время выполняли военнопленные и потерпвшие кораблекрушение мореплаватели, теперь выполняют китайцы, негры и евреи. Один и тот же принцип определяет отношение к религиозным меньшинствам во всех религиях» (Эрих Нойман).

«Чужак как объект проекции тени играет чрезвычайно важную роль в психической энергетике. Тень — чуждая эго часть нашей личности, наша сознательная, противоположная точка зрения, оказывающая губительное воздействие на нашу сознательную установку и чувство безопасности — может быть экстериоризирована и затем уничтожена. Борьба с еретиками, политическими противниками и врагами народа по существу является борьбой с нашими религиозными сомнениями, уязвимостью нашей политической позиции и односторонностью нашего национального мировоззрения» (Нойман).

Действия такого человека является неосознаваемыми. До сих пор проблема Тени проявляет себя и влияет на объективность суждений, некорректных, искаженных оценках, на которые влияет расовый признак. В отчёте американского института Голдуотер, озаглавленном «Раса и неспособности. Расовые предубеждения в учреждениях специального образования Аризоны» за 2003 г. отмечалось, что «60% выпускников четвёртого класса из малоимущих и афро-американских семей при тестировании показали результат “ниже необходимого” на последнем государственном экзамене для оценки прогресса в обучении». Чёрные школьники в 3 раза чаще белых получают ярлык «умственно отсталые». Хотя чёрные ученики составляют всего 16% от общего числа школьников США, среди детей, которые обучаются по программам для умственно отсталых, их 32%.

С точки зрения аналитической психологии «Коллектив будет стремиться к своему освобождению с помощью «козла отпущения» до тех пор, пока существует чувство вины, возникающее в процессе формирования тени в качестве фактора расщепления в сознании».

Например, в качестве предвыборных аргументов Гитлер объявлял о том, что Германия наконец-то сможет восстановить былое величие, которое было потеряно в результате проигрыша в первой мировой войне. Напомним, что в 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция 27 союзных и присоединившихся государств, посчитавших, что окончание Первой мировой войны должно быть оформлено официально. Будущую судьбу Германии победители решали без ее участия. В целом Германия теряла 13,5% территории (73,5 тыс. квадратных километров) с населением в 7,3 млн. человек, из которых 3,5 млн. человек были немцами. Эти потери лишали Германию 10% ее производственных мощностей, 20% объемов добычи каменного угля, 75% запасов железной руды и 26% выплавки чугуна. Германия была обязана передать победителям почти весь военный и торговый морской флот, 800 паровозов и 232 тыс. железнодорожных вагонов. Общий размер репараций должна была позднее определить специальная комиссия, а пока Германия обязывалась уплатить странам Антанты контрибуцию на сумму 20 млрд. золотых марок.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Межличностное взаимодействие
  2. Воображение как психический процесс — Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
  3. Дейл Карнеги — биография, библиография, авторский подход
  4. Психологическая характеристика деятельности
  5. Исследования воображения
  6. Я-концепция женщин с избыточным весом
  7. Особенности эмоциональной сферы леворуких детей — Понятие леворукости и ее причины
  8. Самосознание личности. Проблема «Я» в психологии
  9. Психологические особенности отношений в семье
  10. Этические принципы в психологическом консультировании