Для связи в whatsapp +905441085890

Постклассическая философия XIX–начала XX веков

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Основные течения философской мысли в России XIX-XX веков
  2. Основные этапы развития русской философской мысли
  3. Истоки и смысл русского коммунизма
  4. Философские взгляды Чокана Валиханова
  5. Философско-правовые учения в СССР
  6. Философский смысл проблемы бытия
  7. Закон как философская категория
  8. Категории диалектики
  9. Природа как объект философского осмысления
  10. Диалектика. Закон отрицания отрицания

Введение

Постклассическая философия представляет собой совокупность философских доктрин 19-го и начала 20-го веков, в которых пересматриваются центральные постулаты классической философии и устанавливаются основные принципы философии 20-го века. Постклассическая философия — это переходный этап от классики к модерну и постмодерну, но, несмотря на свою «переходность», ценность постклассических философских концепций не стоит недооценивать. Представителями этой «переходной» философии являются Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Карл Маркс, Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Огюст Конт, Уильям Джеймс, Чарльз Пирс и др. Основными школами постклассической философии считаются философия воли и жизни, неокантианство, марксизм, позитивизм и прагматизм. Общей чертой философских доктрин этого периода (возможно, за исключением марксизма) является иррационализм, который связан с переопределением категории бытия. Бытие больше не отождествляется с разумом и предстает в виде воли, жизни, практики, опыта и т.д. Постепенно происходит трансформация взглядов на природу человека, который уже не рассматривается как существо, главной характеристикой которого является рациональность, и который предстает во всей полноте своих жизненных воплощений. Постклассическая философия также предлагает новый взгляд на историю, отказываясь квалифицировать ее как четко линейный процесс или переосмысливать исторический процесс на материалистических основаниях.

В этой статье мы рассмотрим философию марксизма, классического позитивизма, иррационализма и «философии жизни».

Философия марксизма

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными, Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895), во второй половине 19 века и является составной частью более широкого учения, марксизма, которое помимо философии включает экономику (политэкономию) и социально-политические вопросы (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие вопросы современности. Он широко распространился (вышел за пределы Германии, стал международным) в мире и приобрел большую популярность в конце XIX — первой половине XX века.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и стала догмой.

Основой философского марксизма являются труды его основателей, таких как:

  • «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса;
  • «Das Kapital» К. Маркса;
  • «Экономико-философские рукописи 1844 года». C. Маркс;
  • «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса;
  • «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса;
  • «Диалектика природы» Ф. Энгельса;
  • «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса;
  • «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса;
  • «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.

Материалистическая философия, предшествующая философии марксизма (Демокрит, Эпикур, английские материалисты XVII века, Бэкон, Гоббс). — Бэкон, Гоббс и Локк, французские философы эпохи Просвещения XVIII века, атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха в середине XIX века); быстрый рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Бэкона). Теория Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проводного телеграфа, паровоза, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в области производства, механизации труда); крушение идеалов Французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), невозможность их реализации в реальной жизни; нарастание противоречий и конфликтов между общественными классами (революции 1848 и 1849 годов, реакция, войны, Парижская коммуна, революция 1839 года), реакция, войны, Парижская коммуна 1871 года); кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной силы в консервативную, кризис буржуазного брака и морали) — все это способствовало развитию и распространению марксистской философии и самого марксизма.

Главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической миссии пролетариата, о диктатуре пролетариата. Историческая миссия пролетариата, обусловленная его решающей ролью в системе крупного промышленного производства, порожденного развитием капитализма, заключается в разрушении буржуазного строя, создании бесклассового коммунистического общества. Освободительное движение рабочего класса неизбежно ведет к социалистической революции и установлению диктатуры пролетариата, необходимого условия для построения социализма. Основатели научной идеологии пролетариата Маркс и Энгельс показали, что рабочий класс принципиально отличается от всех предыдущих и нынешних эксплуатируемых классов. Учение Маркса о социалистической миссии пролетариата было необходимым выводом из всего предшествующего исторического опыта и анализа развития общественной мысли, достижения которой были критически рассмотрены основателями марксизма.

Маркс никогда не закрывал глаза на реальную ситуацию, в которой оказались пролетарии его времени. Достаточно вспомнить его знаменитый упрек «имбецилам» из эмигрантских кругов 1950-х годов, которые недоумевали, кто дал ему право говорить от имени пролетариата, когда он сам не был рабочим. Маркс ответил, что он сам присвоил себе это право и что оно подтверждается лишь ненавистью, которую питают к нему правящие классы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» является достаточным доказательством того, что вступление Маркса в пролетарское движение было результатом не эмоций или расчета, а глубокого понимания хода истории, своей собственной исторической роли и беспрекословной веры в свою теорию.

Отсюда эта мысль. Полное отрицание или полное обожание марксистской философии обычно является результатом нежелания людей думать и находить достоинства и недостатки в различных теориях человеческой жизни. Кто-то, например, до сих пор считает даже Сталина полноценным последователем марксизма и продолжателем дела Ленина, хотя, на мой взгляд, он использовал его в основном как некое прикрытие для своей политики: деиндивидуализации и деиндустриализации страны. Кто-то, наоборот, считает все это абсурдом. Но если вникнуть в философию марксизма, можно понять, что она была актуальна в то время и не могла возникнуть в головах мыслителей того времени. В наши дни философия марксизма имеет место, но в более скрытой форме. Конечно, течение времени и исторические события заставляют многих людей ежедневно менять свою точку зрения, но общий тон мысли Маркса и Энгельса остается актуальным и в настоящее время.

Классический позитивизм

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus — положительный) — широко разветвленное течение в буржуазной социологии. Ульянов (Ленин) называл позитивизм «презренной партией середины», потому что все его разновидности претендуют на то, чтобы подняться «над» материализмом и идеализмом, и пытаются найти «третью линию» в философии и социологии. Позитивисты объявляют надуманными, бессмысленными все важные проблемы, которыми философия занималась на протяжении веков (вопрос об отношении мышления к бытию и т.д.). По их мнению, социология и философия не должны выходить за рамки «позитивного», положительного знания, то есть экспериментальных данных науки. А наука, человеческий опыт, по их мнению, не имеет доступа к сути вещей. Наука может лишь описывать внешние связи между явлениями, выяснять их внешнее сходство, согласованность, но не законы, определяющие их изменение, развитие. Характерной чертой позитивизма, таким образом, является агностицизм. Претендуя на научность, она пытается наложить ограничения на научное знание. Под предлогом преодоления односторонности как материализма, так и идеализма, позитивизм в действительности тайком вкрадывается в субъективный идеализм, объясняет в духе идеализма достижения науки. Идеалистический характер взглядов позитивистов проявляется в их интерпретации понятия опыта, одного из основных понятий позитивистской социологии. В опыте, утверждают позитивисты, человек не может определить объективную природу предметов, явлений, не может проникнуть в их сущность, потому что он занимается только своим внутренним миром, не выходит за пределы своих восприятий, переживаний.

По мере развития позитивизма его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, родственная юизму, становилась все более очевидной. Проблемы мировоззрения постепенно вытеснялись из науки, а значение элементов естественнонаучного материализма ослабевало. Об этом свидетельствуют философские доктрины крупнейших английских позитивистов XIX века — Дж.С.Милля и Г.Спенсера, которые, хотя и отличались существенно в деталях от концепции О.Конта, тем не менее тесно следовали ей в решении важнейших философских вопросов.

Таким образом, суть позитивистской концепции взаимоотношений философии и науки отражена во фразе О.Конта: «Наука сама является философией». Тем не менее, многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна была отличаться по методу от других наук. В ходе развития позитивизма были выдвинуты различные теории о роли научной философии: Методология науки (О. Конт, Дж. Ст. Милль), научное мировоззрение (Г. Спенсер), психология научного творчества и мышления (Э. Мах, П. Дюгем), логический анализ языка науки (М. Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап), лингвистический анализ языка (Дж. Райл, Дж. Остин, позднее Л. Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (К. Поппер, И. Лакатос). Однако все перечисленные варианты позитивной философии подверглись критике, прежде всего, со стороны самих позитивистов, поскольку, во-первых, не соответствовали провозглашенным ими же критериям научности, а во-вторых, основывались на явно (а чаще — неявно) определенных «метафизических» предпосылках.

Иррационализм и «философия жизни». А. Шопенгауэр, Ф. Ницше

Целью неоклассической идеалистической философии была критика немецкой классической философии, особенно Гегеля, с использованием старых подходов вместо разработки новых (как это делали материалисты и позитивисты). Представители неклассической философии, как и «классики», пытались объяснить мир с позиций идеализма, но старого, догегелевского и доклассического идеализма (например, Платона и других) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Два основных направления неклассической идеалистической философии XIX века — иррационализм и «философия жизни» — были представлены в основном работами Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и закономерной системы, критиковал гегелевскую диалектику и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий нас мир представляет собой бессвязный хаос, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, не контролируется разумом и подчиняется другим движущим силам, таким как аффекты и воля.

Важным выразителем иррационализма был Артур Шопенгауэр (1788 — 1860). Он отверг гегелевскую диалектику и историзм и призвал вернуться к кантианству и платонизму, провозгласив волюнтаризм универсальным принципом своей философии, согласно которому воля является главной движущей силой, определяющей окружающий нас мир.

В своей книге «Мир как воля и воображение» философ вывел логический закон достаточного основания. Согласно этому закону, истинная философия должна исходить не из объекта (как это делают материалисты), но и не из субъекта (как это делают субъективные идеалисты), а только из представления, которое является фактом сознания.

Восприятия (не объективная реальность и не познающий субъект) снова делятся на объект и субъект. Закон достаточного основания распадается на четыре независимых закона в зависимости от объекта представления:

  • Закон бытия — для пространства и времени;
  • закон причинности для материального мира;
  • закон логического разума — для познания;
  • Закон мотивации человеческих действий.

Таким образом, окружающий мир (представление субъекта) сводится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Репрезентация субъекта не имеет такой сложной структуры. Человеческое сознание осуществляет познавательный процесс через представление предмета:

  • Прямое познание;
  • Абстрактное (рефлексивное) познание;
  • Интуиция.

Судьба человека находится в универсальном мировом хаосе вещей и явлений и подчинена всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется им. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четырехкратном законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и т.д.) не была понята или принята многими его современниками и не пользовалась большой популярностью, но сыграла важную роль в развитии неклассической идеалистической философии (иррационализм, символизм, «философия жизни») и позитивизма.

Продолжателем философской традиции Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 — 1900). Ницше считается основателем «философии жизни», которая относится к иррационализму.

Основным понятием этой философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности для познающего субъекта, как единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Религиозно-идеалистическая философия — одно из ведущих течений в русской философии XIX — начала XX века

Жизнь России в XX веке характеризуется не только революционным движением в социально-политической сфере, но и революционным или реформаторским движением в религиозно-философской сфере. Это движение развивается под знаком «нового религиозного сознания» и строит свою программу в сознательной оппозиции к историческому христианству, — оно ждет новых откровений, создает (под влиянием В. Соловьева) утопию «религиозной общественности» и в то же время проникнуто эсхатологическими ожиданиями. Все это очень сложно, богато, порой туманно, но мы коснемся, конечно, только философских размышлений об этом замечательном периоде в жизни России ХХ века. Эти размышления очень разнообразны и разносторонни, и в то же время они оказались очень плодотворными для развития русской философской мысли.

Главное влияние во всем этом было на В.С. Соловьева, и было бы трудно «измерить», на какой аспект его творчества он повлиял больше — как религиозный мыслитель и философ или как поэт. Соловьев заложил традицию русской философии универсализма. Он предвидел наиболее плодотворную тенденцию к синтезу философской и теологической мысли, рационального и мистического способов философствования, западной и восточной культурных традиций и реализовал ее своими способностями. В то же время, будучи чужд всякого рода национализму и интеллектуальной нетерпимости, он оставался глубоко русским, христиански-соборным мыслителем, чей интеллектуально-теоретический призыв к единству был подкреплен личной нравственной искренностью и жизненным достоинством.

Следует помнить, что философия Соловьева была в значительной степени реакцией на недостатки западной философии, а также на атеизм и материализм, проявившиеся в русской философии. Он был недоволен противостоянием рационализма и эмпиризма. Его можно устранить, признав предмет в его целостности. Бог В.С. Соловьева — это воплощение цельности, «положительного единства». Мир, человек и сфера сверхбытия кажутся единым целым. Ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его связи с другими явлениями. Каждая вещь познается в ее отношении к целому. И целое — это не просто множественность вещей, а тотальность. Единство существует во всех своих элементах, является носителем всех своих мировых свойств. Единство включает в себя необусловленное (абсолютное бытие — Бог) и обусловленное (материя). «Единство» постигается «цельным знанием», которое является синтезом религии, философии и науки, или, другими словами, веры, мысли и опыта.

Соловьев строит метафизическую систему «цельного знания», в которой онтология должна раскрыть «все», гносеология — установить иррациональное знание, а социология — найти высший идеал общества. Метод интуитивного, образного и символического постижения истины выдвигается в качестве ядра системы интегрального знания. В.С. Соловьев вводит понятие Софии. Он говорит о трех этапах воплощения Софии, один из которых — Богочеловечество. Это воплощение Софии во всем человечестве.

Заключение

В заключение следует отметить, что разделение философии на направления во многом является условным актом. Его можно сравнить с научной абстракцией — временным отвлечением от целостности в аналитических целях. Философские направления — это та же абстракция для изучения интегральной философии. Они переплетаются, интегрируются в другие, развиваются, изменяются, одним словом, живут. В то же время такое разделение отражает реалии современной философии. Например, философия XX века положила начало огромному количеству конкретных философских течений, размышлений над отдельными, хотя и очень важными, философскими вопросами, но она не создала целостных и всеобъемлющих философских систем, характерных для философских исследований предыдущих веков.

Главное, что жизнь человечества не стоит на месте, и философия должна адекватно отражать и предвосхищать ее динамику. Жизнь сегодня принципиально плюралистична, но не факт, что это стратегическая линия развития человечества в долгосрочной перспективе. В конце концов, во многих сферах жизни существуют определенные тенденции к интеграции. Сегодня мир разделен по многим причинам — национальным, государственным, экономическим и т.д., и развитие по пути интеграции и толерантности, можно сказать, является путем спасения человечества.

Отразит ли философия нового века этот разумный путь? Или — какие-то новые пути, которые человечество нашло для своего выживания и процветания?

Давайте надеяться на это и работать над тем, чтобы наши надежды оправдались. В конце концов, все мы уже люди двадцать первого века.

Список литературы

  1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник — 3.
  2. Бессонов Б. Н. Философия. История и современные задачи. Учебник для высших учебных заведений. М., НОРМА, 2006.
  3. Якушев А. Философия : учебник лекций.
  4. Философия : учебник для вузов / Под общ. ред. В. Миронов. — M. : Норма, 2006.
  5. Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс : учебник для вузов. Изд. 5-е, переработанное и дополненное. — М.: Логос, 2006.