Для связи в whatsapp +905441085890

Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия — Понятие постмодернизма

На протяжении всего существования человека и общества первое постоянно стремилось объяснить не только смысл своего существования, но и смысл бытия последнего. Так родилась онтология, доктрина бытия. Зародившись сначала в рамках мифологии, на рубеже второго тысячелетия она стала философией, то есть более или менее самостоятельной сферой сознательной деятельности, главной задачей которой стало постижение природы и общества, мысли и бытия.

С момента своего возникновения (на рубеже V1-V вв. до н.э.) и по настоящее время философия прошла через тысячи движений, сотни школ, многочисленные концепции и течения, пытаясь объяснить суть бытия, открыть общие законы знания и тем самым решить главный вопрос философии. Но, как известно, до сих пор не решена.

Какое решение предлагает современная философия?

В современном научном обществе почти каждый знает о существовании особого «государства», для которого характерны культурные кризисы, называемые постмодернизмом.

Термин «постмодернизм» был впервые использован Р. Ранвицем в его работе «Кризис европейской культуры» (1917). (1917) на фоне интеллектуального упадка после Первой мировой войны. В 1934 году Ф. де ОНИЗА использовал его для отказа от авангардной поэзии. Английский социолог А. Тойнби использовал его для радикального отличия от предыдущей эпохи модернизма. В 1960-1970-х годах этот термин использовался для обозначения новых тенденций в архитектуре и искусстве. Ж. Ф. Лиотар, один из теоретиков постмодернизма, в своей работе «Постмодернистское состояние: отчет о знаниях» 1979 г. выразил статус этой категории как «установление интеллектуальной специфики целой эпохи».

Теоретической основой постмодернизма (как концептуального комплекса «деконструктивизма», «постструктуризма») являются концепции французских апологетов постструктуризма: Ж. Лакана, Ж. Дерриды, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотара и др. Р. Бартес (1970) рассматривал постмодернизм как «критику феноменалистских и формалистских концепций». Переосмысление всего искусства Запада в послевоенный период происходило в работах Ж.-Ф.Лиотара, И.Хасана и М.Заварзаде. Работы В.Вельша, Ж.Бодриллара и Ф.Джеймсона породили множество идей и взглядов постмодернизма. «В результате постмодернизм стал пониматься как выражение духа времени во всех сферах человеческой деятельности»: Искусство, социология, наука, экономика, религия и т.д.» Батай, Бланшо, Й.Бодрильяр, Делюз, Джеймисон, Гуаттари, Клоссовски, Кристева, Мерло-Понти и др.

В настоящее время история трансформации содержания термина «постмодернизм» становится предметом постмодернистской философской рефлексии (Х. Бертенс, М. А. Роуз).

Таким образом, хотя «логическая и хронологическая локализация постмодернизма неуместна» , И. Ильин географически разграничивает его с Францией и США, хронологически «последние работы рецензионного характера пытаются связать появление постструктуризма и деконструктивизма с как можно более ранней датой, почти с началом 1960-х годов».

«В XXI веке, когда научно-технический прогресс находится на информационном этапе, деятельность человека выходит за рамки не только его чувств, но и его мышления и воображения. Революция миров — это способ сформулировать фундаментальный смысл научно-технической революции, произошедшей в XX веке в различных сферах человеческой деятельности» С точки зрения эпистемологии, «в начале XXI века, продолжая идти по пути рационализма и редукционизма от мифа к логосу, человеческое познание дошло до абсурда» По мнению Ж.Бодрильяра, последнее выражается в «катастрофе смысла»: «Мы находимся во вселенной, в которой все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла».

Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия

Понятие постмодернизма

Само слово «пост» указывает на то, что это явление возникло от предшественника. Модернизм, зародившийся в ХI веке, породил феномен постмодернизма (другие названия: постструктуризм, деконструктивизм).

Модернизм был продуктом интеллектуальной свободы буржуазного общества; это была реакция на другие философские течения, протест против устоявшихся традиций.

Что такое постмодернизм как феномен ХХ века?

Согласно философским словарям и энциклопедиям, постмодернизм «не имеет парадигматического определения». В самом общем смысле, мы можем дать следующее определение: Постмодернизм — «явление, характерное для последних десятилетий на Западе, выраженное в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентаций метафизической мысли».

Другое определение — «термин, которым современная философская рефлексия обозначает тип философской характеристики современной культуры, дистанцирующейся значимо и аксиологически не только от классических, но и от неклассических традиций и представляющей себя как постмодернистскую, т.е. постнеклассическую философию».

Вячеслав Глазычев определяет постмодернизм следующим образом: «В общем смысле, постмодернизм следует рассматривать как отказ от многих, если не большинства, культурных констант, на которых базировалась западная жизнь на протяжении последних нескольких столетий. Это поставило под сомнение нашу преданность идее «прогресса» в культуре (экономический рост должен продолжаться, качество жизни должно повышаться бесконечно и т.д.), а также политическим системам, поддерживающим этот вид веры».

Значит, постмодернизм — это отказ от основ западного общества.

Чтобы лучше понять данное явление, давайте рассмотрим его основные принципы, сформулированные Хасаном. Эти принципы не являются каноном новой философии, они лишь выявляют основные черты, присущие постмодернистскому состоянию. Это:

Неопределенность (выражается в неясности, двусмысленности, перестановках смысла); фрагментарность (художник использует нетрадиционные средства: коллаж, монтаж и т.д.). ); деканонизация (относится к потере всех канонов общества: В культуре, в знании); безличность (стирание «я», множественность «я», «смерть субъекта», автора); нерепрезентабельность, неповторимость (искусство постмодернизма нереально, иконографическое); ирония (обращение к игре, диалогу, полилогу при отсутствии парадигмы); гибридизация или мутирующая репрезентация жанров (экспансия прошлого в настоящее); Карнавализация (центробежная сила языка воплощает участие в диком беспорядке жизни, а также имманентность смеха) Перформанс, участие (ситуация неопределенности, пробелы, которые необходимо заполнить, поэтому новые виды искусства называют «перформансом»); Конструктивизм (усиливающееся вмешательство разума в сферу культуры, искусства, самовыражение через символы); Имманентность (усиленная память, усовершенствованные технические средства дают возможность постичь мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе.

В познании реальности последователи старых классических теорий и модернизма гоняются за «химерами», как выразился И.Ильин. В чем постмодернизм видит эти химеры? Он высмеивает три неприемлемые формы эстетического опыта: модернизм, реализм и массовую культуру.

Именно последнее после Второй мировой войны начало бурно распространяться в западном мире. Этому способствовала конфронтация двух идеологических систем: социалистической и капиталистической. Массовая культура воплощала ценности западного мира.

Постмодернистская деконструкция классического логоцентризма

По определению, постмодернизм — это всегда протест, отказ от всего старого, догматического, от любых законов. Главным аргументом постмодернистов является несовершенство наших знаний, обусловленное неразвитостью «передаточного механизма» — языка. Именно к анализу этого вопроса обращаются многие апологеты постмодернизма.

В.С. Данилова приводит три основных тезиса постмодернизма:

Люди не имеют доступа к реальности, и, следовательно, нет средств, чтобы понять истину;

Реальность недоступна, потому что мы — пленники языка, который придает форму нашим мыслям еще до того, как мы сможем думать, поэтому мы не можем выразить то, что мы думаем;

мы создаем реальность через язык, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет власть формировать язык.

По мнению Дж. Дерриды, «чистая мысль — вопреки утверждению философов об обратном — никогда не свободна от способа своего выражения…».

Поэтому постмодернисты выступают против любого догматического способа выражения мыслей, поскольку они в любом случае односторонни.

В этой ситуации выходом является особый способ передачи мыслей и выражения реальности, например, повествование. «…каждый научный анализ начинает формироваться в соответствии с законами вымысла, как «повествование», то есть как сюжет со всеми характеристиками и признаками вымышленного повествования». Часто ходят разговоры о возрождении повествования (этот процесс начался в западной науке в 1980-х годах). Применительно к исторической науке это тенденция, которая отвергает статистические и математические методы «новой научной истории» школы Анналеса. Как и общая тенденция постмодернизма, повествование отвергает доминирование строгих методов и форм выражения исторической реальности. Используются такие устройства, как романтическое повествование, комедия, трагедия, сатира и т.д..

Что такое классический логоцентризм?

Это основа классической системы мирового знания. Оно взяло на себя исключительную роль слова как абстрактного выражения мыслей и обозначения объектов.

В.А. Кутырев показывает возникновение логоцентризма и формирование современного научного мировоззрения с позиций модернизма.

«Рассматривается длинный путь от мифа и магии к науке и технике, и трудно сомневаться в этом, как путь присвоения людьми власти над природой, возможностей ее преобразования в соответствии с их потребностями. Это был путь прогресса, как движение к развертыванию человеческой деятельности и власти на земле», — пишет автор. «То, что во многих мифах кажется наивным и примитивным объяснением, — отметил Ф.Х.Кэссиди, — на самом деле вовсе не такое, ибо миф — это не оригинальная форма философии и науки, а особый вид мировоззрения, своеобразная, живописная, чувственная, синкретическая репрезентация явлений природы и общественной жизни». Познавательное отношение к реальности формируется тогда, когда человек отделяет себя от нее не только физически, но и мысленно, и признает ее существующей независимо и отдельно от него — как объект». Происходит формирование абстрактных понятий, «на его основе возникают логотипы, знания, существующие без прямой связи с отдельными вещами, обобщенные и абстрактные, то есть рациональные (спекулятивные). Его носитель, стоящий отдельно от преображенного мира, становится субъектом. Миф трансформируется в метафизику как философию и оригинальную науку.

Затем В.А. Кутырев переходит к анализу древней философии. «Платон нанес смертельный удар по единству мира. Существо возвышается до трансцендентного, сверхчувствительного состояния. Видимые, слышимые, осязаемые и т.д. Реальность представляется препятствием на пути познания того, что должно быть преодолено в стремлении к истинному благу. Образ платоновской пещеры (чувственное отождествление с тенями на ее стене) стал фундаментальным для последующей философской работы на протяжении двух тысяч лет: «В отличие от платонизма, «Демокритическая линия» развивалась и в борьбе с феноменологией. И идеализм, и материализм — полюса одного целого, метафизика, как подход, который, в отличие от мифа, отделяет знание от бытия». «В древности не было гносеологии как надлежащего теоретического (рационального) подхода к миру», — считает В.А. Кутырев. — В логотипах, разворачивающихся из мифов, сохраняется весь ипостась духа, более того, истина занимает подчиненное положение добру и прекрасному».

Постмодернизм и иррациональные формы познания бытия

Теперь рассмотрим, в чем именно проявляется иррациональность постмодернизма.

Иррационализм (Latin irrationalis — бессознательное, неразумное) — это философское течение, провозглашающее примат неразумного начала и делающее его главной чертой как самого мира, так и понимания мира. Как упоминалось ранее, «сам термин «иррациональный» появился только в ХУП веке и впервые был связан с изучением иррациональных величин в алгебре и геометрии», т.е., как ни странно, применялся в области одной из наиболее рациональных форм знаний — математики [29, 53]. В Гегеле, который известен тем, что рассматривал разум и интеллект по отдельности, мы также наблюдаем подобную «трансформированную терминологию»: «то, что мы называем рациональным, действительно принадлежит сфере интеллекта, а то, что мы называем иррациональным, скорее, является началом и следствием рациональности» .

Постмодернизм характеризуется гибридизацией, продолжением прошлого в настоящее. Это выражается в обращении к иррациональным формам знания, существовавшим на заре цивилизации, — мифу.

Постмодернизм — это «возвращение к синкретизму, но на более высоком уровне мировоззрения постмодернизму не хватает претензий на изучение глубинных проблем и процессов существования; он стремится к простоте и ясности, к сочетанию культурных эпох». Поверхностные, но синтетические размышления о мире — это сущность человеческого сознания. Мир должен быть принят, а не понят» .

По словам К. Джасперса, «обращение к прошлому знакомит нас с тайной человеческого существования».

Деконструкция логоцентризма исключает использование языка в его обычном понимании. Место языка теперь занимает «симулякр». Иррациональность «симулякрума» приближает его к восточным практикам (таким как созерцание коан в дзен-буддизме или мандал в индуизме) и проявляется в его фундаментальном свойстве «фундаментальной неуместности и неактуальности к любой реальности» .

Интересно отметить сравнительно-исторический анализ С. Корнева, который указывает на сходство постмодернизма и дзен-буддизма. «В Дзэн, который был синтезом буддизма и даосизма, эта практика сыграла именно роль «восточного постмодернизма», став инструмента естественной южнокитайской духовности, сломавшей застарелые догматические учения, привезенные из Индии. Используя внутренние ресурсы самого буддийского учения, учителя Танг-Эра Дзэн насмехались над суровостью старых буддистов, которые пытались заменить истинную духовную практику комментариями и ритуальными практиками. Дзэн-коан, который записывает эту духовную практику в текстовом виде, выглядит снаружи как игра, как чистая шутка — и все же это оказывается единственным способом указать на то, что действительно серьезно. Логика коана — это логика абсурда, нарушающего обычные нормы здравого смысла, застоявшегося льда «нормальной рациональности», а затем, балансируя на этом обломке, ведущего к просветлению. «Когда ученик впервые пытается разгадать коан с помощью интеллекта, его концентрация возрастает. Однако эта начальная попытка не увенчалась успехом, так как невозможно рационально решить коан. По сути, это своего рода насмешка над человеческим интеллектом. Концентрация вместе с иррациональностью создает особую психологическую ситуацию, в которой происходит борьба ученика с коаном».

Вторая тенденция Фуко — «привязанность к смерти Божьей» — означает, что «смерть Божья не обращает нас к ограниченному и позитивному миру, она обращает нас к тому миру, который растворяется, делает себя и лишается самого себя в переживании предела, в акте злоупотребления, злоупотребления, преодоления этого предела, прохождения, нарушения — в акте нарушения» . Трансгрессия понимается как «одно из ключевых понятий постмодернизма, фиксирующее явление непроходимого пересечения границ и, прежде всего, границы между возможным и невозможным».

Регулярность «отрицания-отрицания».

В глобально-исторической ретроспективе мы считаем, что действует закон «отрицания-отрицания»: Каждая предшествующая культурная эпоха, восходящая к своей предшественнице, в ходе своего развития отрицает последнюю, но затем сама становится догмой (неважно, какие либеральные или демократические ценности она несет). Так было со средневековьем, потом с ренессансным гуманизмом. Просвещение современной эпохи, установившее основные ценности западного мира, сменилось позитивизмом. Реакцией на это стал модернизм XI века, пересмотренный после двух мировых войн постмодернизмом.

Это ставит законный вопрос: Что такое постмодернизм, и каково будущее постмодернистской философии и культуры?

Хоркхаймер и Адорно когда-то предсказывали развитие современной культуры в постиндустриальном обществе. «В современном буржуазном обществе само Просвещение становится мифологией и мифотворчеством. Механизированная воля к овладению прикована к данному, фактическому; познание ограничено повторением. Развитие научно-технической рациональности поглощает различные сферы общественной жизни, подчиняет культуру, философию, язык и т.д. формальным, абстрактным правилам и целям. С объективизацией ума, отношения человека к себе и к другим происходит общая деградация человеческой природы, «уникальность полностью разрушается экономическими силами, которые ей противостоят». Индивидуализм привел к его полной противоположности, псевдо-индивидуальности. Люди больше не делают морального выбора, они просто отождествляют себя со стереотипами господствующего масштаба ценностей. Сообщества людей превращаются в псевдоколлективы, состоящие из атомов людей, единиц доминирования.

Рациональность переросла в иррациональность, способствующую полному контролю над индивидом, в противоположность возможностям, которые должны быть для него открыты. Просвещение и идея прогресса исчерпаны. Новая мифология строится и навязывается индустрией сознания. ХХ век принимает черты коллективного безумия. Всему естественному придаются отрицательные черты, агрессия преподносится как самозащита. Венцом иррациональности рационализма является фашизм, логическое развитие традиций господства в европейской цивилизации».

Таким образом, описание общества полвека назад напоминает постиндустриальное общество сегодняшнего дня. Но авторы не предоставляют ни программ для его трансформации, ни прогнозов на будущее.

Современный философ А.В. Бузгалин делает неутешительный вывод: «Постмодернизм устарел…». — Смысл заложен в заголовке статьи. Он видит сущность постмодернизма в контексте развития рыночных отношений. «Рынок конца двадцатого и начала двадцать первого веков действительно оказался мощной тоталитарной системой, всесторонне подавляющей индивида». «Постмодернизм отрицает не только внутренние связи от феномена к сути, но и внешние — он помогает рынку тотализировать индивида».

Значит, постмодернизм — слуга рынка. Но здесь есть противоречие, ибо оно служит тому, над чем насмехается (т.е. массовой культуре, связанной с рынком). Таким образом, по мнению Бузгалина, причины роста и упадка постмодернизма одни и те же. Автор связывает упадок постмодернизма с процессом глобализации. Первоначально необходимая философия постмодернизма впоследствии заменяется «новой глобальной идеологией (адекватной ультраимпериализму)», служащей интересам транснациональных корпораций. Ей противостоит «новая открытая методология новых альтернативных социальных движений». Эти общественные движения будут продолжать причину постмодернизма.

Читайте дополнительные лекции:

  1. Границы гносеологии
  2. Философская система Гегеля — «Идея Абсолюта»
  3. Философия культуры
  4. Экзистенциализм. Философия экзистенциализма
  5. Запад и Восток: два типа рациональности — Предпосылки для формирования цивилизаций
  6. Методы и формы научного познания
  7. Одномерный человек Маркузе и Ортега-и-Гассета
  8. Сергей Иосифович Гессен, русский философ-неокантианец
  9. Роль науки в формировании философии
  10. Феномен иллюзии в западноевропейской философии