Для связи в whatsapp +905441085890

Постпозитивизм — Классический позитивизм

Позитивистский стиль мышления — это мировоззрение, получившее широкое распространение в западных странах в XIX-XX веках.

Основателем позитивизма является выдающийся французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). Основные принципы концепции изложены в его работе «Курс позитивной философии» (1830-1842). Комте сам ввел слово «позитивизм», сформулировав так называемый «Закон интеллектуального развития человечества, или Закон трех ступеней». Согласно закону трех этапов, человеческое познание прошло через три этапа развития:

(1) богословский (религиозный);

(2) метафизический, или отрицательно рациональный;

(3) позитивный, или позитивно рациональный.

На первом этапе разум попытался ответить на традиционные вопросы мировоззрения с помощью религии. Однако религиозные идеи не смогли понять глубинную природу реального мира и решить эти проблемы. Поэтому на втором этапе своего развития разум перешел из религии в науку и попытался понять мир с помощью философии (в графской терминологии: «метафизика»). «Метафизика, как и богословие, — писал французский мыслитель, — стремится объяснить внутреннюю природу существ, происхождение и назначение всего сущего, фундаментальный способ возникновения всех явлений». Но и философия не справилась с задачей понимания сущности мира, человека и решения древних проблем мировоззрения (О. Конт полностью разделял мнение И. Канта о неведомости мира вещей как такового). Только на третьем, положительном этапе человеческий разум развивает подлинно научный, рациональный подход к миру: «Наш разум отныне отказывается от абсолютных исследований, уместных только в зачаточном состоянии, и концентрирует свои усилия в области фактических наблюдений». Другими словами: Проблемы с мировоззрением были расценены Графом как неразрешимые. Задача философии состояла в том, чтобы иметь дело с областью «фактических наблюдений», т.е. упорядочивать и классифицировать знания, генерируемые другими науками, избегая при этом общемировоззренческих обобщений, традиционных для философов прошлого. Таким образом, позитивистский стиль мышления заключается в сознательном отказе от определения и решения проблем мировоззрения, в попытке ограничить философию и другие науки разрешением частных, сиюминутных проблем, возникающих в познании и практической деятельности общества. Наука должна основываться на наблюдении и иметь описательную, а не пояснительную функцию.

Позитивистское мировоззрение достаточно популярно в современном мире. Многие люди, живущие в развитых странах, ориентированы на позитивистскую систему ценностей. Они предполагают, что глобальные и мировые проблемы не имеют ничего общего с их повседневной деятельностью. Действительно, управление компьютером в офисе, машиной на фабрике, в магазине или коровой на ферме не обязательно означает, что человек задумывается о происхождении Вселенной, о существовании Бога или о будущем человечества. Однако последователи других философских доктрин имеют серьезные возражения против позитивистского взгляда на знание и человеческую деятельность. На самом деле, все действия и решения человека, сознательно или бессознательно, основываются на философских и мировоззренческих идеях, от которых никто не может убежать. Так можно верить в существование Бога или нет, но невозможно не иметь отношения к религии. Каждый человек развивает свое отношение к идее Бога, к религиозным доктринам, к верующим и неверующим. За каждым человеческим действием стоит та или иная система ценностей, представлений о себе, о других людях, о возможностях человека, о цели и значении его деятельности. Мнения о человеке и обществе, в свою очередь, глубоко связаны с представлениями о природе и мире культуры.

Постпозитивизм

Классический позитивизм

Крупнейшими представителями классического позитивизма, кроме О. Конта, являются известные английские ученые Джон Стюарт Милл (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903). Х. Спенсер пытался разработать теорию эволюции, основанную на простом описании наблюдаемых фактов. Однако отказ от крупномасштабных теоретических обобщений не дал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития.

Второй этап позитивизма имеет два названия: Машизм, от имени известного австрийского физика Эрнста Маха (1838-1916), и эмпириотизм, от слов «эмпирия» — опыт и «критика» — критика. Основателями и величайшими представителями этой философской концепции были Эрнест Мах, швейцарский философ Ришар Авенарий (1843-1896 гг.) и выдающийся французский математик Жюль-Анри Пуанкаре (1854-1912 гг.).

Эмпириокритикой была разработана программа критической переоценки человеческого опыта, то есть попытка создания новой эпистемологии. Эта доктрина возникла на рубеже XIX-XX веков в эпоху кризиса физики, который был связан с пересмотром наиболее фундаментальных понятий физики и ее философских и идеологических основ. До конца XIX века предполагалось, что все физические явления описываются законами классической механики, разработка которых была завершена Дж. Ньютоном (1643-1727). Но открытие делимости атома, радиоактивности, электромагнитного поля, дефекта массы, постоянства скорости света по отношению к любому наблюдателю привело к неизбежному выводу: классическая механика не может объяснить многие природные явления. Его законы действовали не везде. Ситуация осложнялась тем, что все научное мировоззрение основывалось на классической механике. Ученые задались вопросом: может ли наука осмыслить новые физические открытия и найти законы, объясняющие непонятные явления? Какой должна быть новая фундаментальная физическая теория?

Эрнст Мач попытался преодолеть кризис физики, пересмотрев свои представления о природе человеческих знаний. Его подход основывался на принципе «экономики мысли» и вытекающем из этого идеале «чисто описательной» науки. В развитой науке все объяснения излишни — из «скупости» она отбрасывает их и ограничивается простым описанием событий. Экономически мыслить, по словам Маха, — это как можно проще, минимальными теоретическими средствами, описать явления, изучаемые наукой, которые являются продуктом познавательного опыта субъекта. Таким образом, машинисты повторяют подход классиков субъективного идеализма Дж. Хьюма, который считал, что «тела — это комплексы ощущений», а не материальные объекты, которые существуют независимо от человеческого сознания. Маха считал, что фундаментальные физические понятия, возникающие из объяснения реальности (пространство, время, движение, сила и т.д.), субъективны и плохо отражают свойства вещей. С точки зрения машинистов, сведение задач науки к простому описанию ощущений преодолело бы кризис, который возникает при попытках объяснить физические процессы. Поэтому Мач считал, что наука должна рассматривать мир как совокупность «нейтральных элементов» — своего рода «ничьих ощущений». Было бы правильнее думать о том, что мы называем материальными объектами, как о просто «комплексах элементов». Введение в науку понятия материального тела было сочтено Машиной ненужным, так как оно нарушает принцип экономии мысли.

Мачизм, или эмпириотизм

Анри Пуэнкаре и ряд других ученых пытались преодолеть кризис в физике с помощью так называемого принципа конвенционализма (от латинского conventio — соглашение). Принцип конвенционализма заключается в утверждении, что математические и научные теории основаны на соглашениях («конвенциях») между учеными. Законы природы не являются жесткими, аморфными и неопределенными. Поэтому ученые могут по-разному описывать одно и то же событие и по-разному формулировать законы, происходящие в нем. Формулировка закона природы зависит не столько от объективных свойств вещей, сколько от решений научного сообщества, руководствуясь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономики мысли» и т.д. Пуэнкаре, по сути, повторял идеи И. Канта, который считал, что вещи сами по себе неведомы и что мир явлений, доступных человеческому сознанию, создается одним и тем же сознанием.

Наиболее звучная критика в адрес машинистов содержится в крупнейшем философском труде Ленина «Материализм и эмпириокритизм». В науке действительно присутствуют соображения удобства и элемент условности, «соглашение» между учеными. Однако они касаются только формы представления знаний, а не содержания законов природы. История науки доказывает, что одни и те же законы могут быть сформулированы по-разному, в более или менее успешной форме, но реальные процессы природы не зависят от нашего способа их описания. В этом смысле факты и законы природы имеют принудительную власть над ученым.

Принцип экономии мысли также отражает реальные требования к научному методу познания. Уже английский ученый Уильям Оккам (ок. 1285-1349) сформулировал методологический принцип, который он назвал «бритвой Оккама»: «сущности не должны излишне размножаться». Суть этого утверждения заключается в том, что, приобретая знания, следует стремиться к простым и ясным объяснениям и отбрасывать идеи, которые не поддаются проверке опытом и не интуитивно достоверны. Оккам настоятельно призвал доверять только эмпирическим знаниям. Идея Е. Маха об экономике мысли воспроизводит подход Оккама в контексте современной науки. Действительно, в физике, математике и даже гуманитарных науках ценятся простота, регулярность и последовательность научной теории. Требование «ясности и четкости» было навязано науке Р. Декартом. Однако предложенное Махсом толкование этих методологических правил вызывает принципиальные возражения. Ведь главное требование знания — не простота, а правда. Если теория искажает реальные свойства и отношения вещей (например, отказываясь от понятий тела или материи), то никакой учет, каким бы простым и логичным он ни был, не сможет восстановить его правдивость. В действительности, «экономический» — это теория, которая правильно, объективно отражает материальный мир.

Машистская интерпретация законов физики не позволила ее сторонникам создать новую фундаментальную физическую теорию. Эрнст Мах, Анри Пуэнкаре и Альберт Эйнштейн самостоятельно вывели основные формулы относительности. Однако Маха и Пуанкаре подошли к ним с позиций конвенционализма и рассматривали эти формулы как одно из возможных описаний физических процессов, не хуже и не лучше других описаний. Альберт Эйнштейн, напротив, опирался на традиции рационализма Декарта и европейского материализма XVII-XIX веков. Он попытался интерпретировать полученные формулы как описания реальных физических процессов, независимо от мнений и согласия ученых. Такой подход позволил Эйнштейну создать новую фундаментальную физическую теорию — теорию относительности, которая до сих пор признана физиками наиболее полной и обоснованной.

Неопозитивизм и пост-позитивизм

На третьем этапе развития позитивизма возникло несколько философских школ, объединенных под одним названием — неопозитивизм. Это течение включает в себя логический позитивизм, философию языка, критический рационализм, и во второй половине XX века на его основе возник пост-позитивизм. В неопсивизме остается узкое понимание предмета философии — оно продолжает сводиться к эпистемологии (гносеологии). По мнению неопсивистов, философия должна изучать язык науки как форму выражения знаний, а также человеческую деятельность при анализе этого знания и его выражения на языке. Для анализа научных знаний, помимо принципа конвенционализма, неопозитивисты использовали еще два основных методологических принципа — верификацию и фальсификацию.

Проверка (от латинского verus — true и facio — to do) является проверкой истинности знаний через опыт. Принцип верификации был введен основателями логического позитивизма — членами так называемого Венского круга. Его главными представителями были Мориц Шлик (1882-1936) и Рудольф Карнап (1891-1970). Метод верификации заключается в попытке свести все знания к простейшим утверждениям, которые любой человек может проверить на собственном опыте с помощью своих чувств. Именно такая проверка дает полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Самые простые заявления, которые можно легко проверить эмпирическим опытом, назывались протокольными предложениями. В их число входили предложения, записывающие сенсорный опыт субъекта, например: «Теперь я вижу зеленый», «Здесь я чувствую тепло» и так далее. Но программа проверки правдивости современных научных теорий методом верификации оказалась неосуществимой. Во-первых, сенсорный опыт человека был слишком субъективен — разные люди по-разному воспринимают одни и те же явления. Оказалось, что каждый субъект имеет свою собственную науку и принимает только те научные высказывания, которые соответствуют его личному опыту. Во-вторых, оказалось, что наиболее сложные и абстрактные разделы научного знания вообще нельзя свести к протокольным предложениям.

Следующий принцип, предложенный для проверки истинности знания — принцип фальсификации (от латинского falsus — false и facio — do), — был введен классическим неоопозитивистским английским философом Карлом Поппером (1902-1994). Он назвал свою доктрину критическим рационализмом. Принцип фальсификации в некотором смысле противоположен принципу проверки и означает своеобразную проверку знаний, даже не правды, а лжи. Проверка общей бухгалтерской отчетности признается невозможной: Например, ни одно наблюдение не подтвердит утверждение: «Все лебеди белые». Количество наблюдений всегда ограничено, и всегда есть возможность встретить черного лебедя. Но одно единственное наблюдение за черным (или другим небелым) лебедем сразу и абсолютно достоверно опровергает (фальсифицирует) утверждение о том, что все лебеди белые. Таким образом, достоверное подтверждение (верификация) знаний невозможно, но его абсолютно достоверное опровержение (фальсификация) возможно. Фактически, для гарантированного опровержения утверждения о том, что все лебеди белые, достаточно одного опровергающего примера (так называемого контрпримерного). Знания, которые еще не опровергнуты, по мнению Поппера, должны считаться правдивыми. Однако следует помнить, что его истина всегда остается недоказанной, гипотетической. В любой момент может появиться фальсифицирующий пример, и мы будем вынуждены признать данную позицию ложной. Критерием научности, значимости позиции является ее фальсифицируемость, проверяемость. На данный момент, в силу ограниченных технических возможностей, мы не можем фальсифицировать, например, утверждение о температуре вещества в центре Луны, но в будущем это должно быть технически возможно. Поэтому утверждение «температура в центре Луны — X градусов Цельсия» в принципе фальсифицировано и имеет научное значение.

Прагматизм

Другое течение современной западной философии — прагматизм (от греческого прагматизма, причины, действия). Как и позитивизм, он критиковал классическую философию за ее абстрактность и изолированность от жизни. Важнейшими выразителями прагматизма были американские философы Чарльз Пирс (1839-1914), Уильям Джеймс (1842-1920) и Джон Дьюи (1859-1952), создавшие инструментализм, новейшую версию прагматизма.

Целью прагматизма является создание философской системы, основанной на понимании практического действия (а не теоретической мысли) как основной формы человеческой деятельности. Прагматизм не изучает, как устроен мир вокруг нас, а стремится определить, как люди могут лучше всего в нем распоряжаться. Философия объясняет человеческую деятельность и направлена на разработку общих методов решения практических проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Основатель прагматизма К. Пирс отождествлял окружающую действительность с человеческим опытом. Процесс познания — это переход от сомнений в правильности своих действий к твердому и последовательному убеждению, которое направляет его действия на достижение цели. Сомнение — это отправная точка познания, состояние тревоги. Главная цель познания — избавиться от сомнений и достичь стабильной веры. К. Пирс считал, что вера — это способность действовать определенным образом для достижения успеха. Успех закрепляет веру, а человеческие знания являются лишь инструментом для успешных действий. Несколько упрощенно суть прагматизма можно выразить короткой формулой: «Поистине, то, что полезно». Другими словами, любая идея должна быть принята как правдивая, если она имеет непосредственное практическое значение для человека. Такой подход избавляет от необходимости сложных процедур, предлагаемых позитивистами для проверки истинности содержания знаний, но в то же время разрушает основной принцип научного исследования — стремление к истине.

Ч. Пирс разработал несколько методов для достижения устойчивой веры, которая ведет к успеху:

  1. метод настойчивости. Человек должен твердо придерживаться взглядов после их принятия, отвергать любую критику и сохранять убежденность в том, что он прав.
  2. Метод полномочий. Чтобы закрепить веру, необходимо использовать авторитет и влияние социальных институтов, государственную власть и применять силу.
  3. научный метод. Убеждения людей должны быть поддержаны определенными силами вне сознания. Необходимо признать гипотезу о существовании внешних объектов, поскольку она создает основу для устойчивого, единого убеждения, объединяющего всех людей.

В середине XIX века западноевропейская философская мысль находилась в глубоком кризисе. Это было вызвано, прежде всего, упадком гегелевской философской школы и, в меньшей степени, иррационализмом и позитивизмом, распространившимися в ХХ веке по всему западному миру. ХХ век на Западе был веком неопсивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни, психоанализа, нео-фрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).

В целом, можно констатировать, что позитивизм, неопсивизм и пост-позитивизм как философия науки (в основном естественных наук) подняли ряд актуальных проблем развития научного знания. В то же время предлагаемые решения этих проблем далеко не бесспорны и вызывают постоянную критику со стороны представителей других философских направлений.

Можно отметить, что все эти идеи широко распространяются и продвигаются в американской литературе, кино, выступлениях политических деятелей. Прагматизм является самой популярной философской концепцией в Соединенных Штатах и нашел свой путь в мировоззрение и повседневную жизнь миллионов людей. Его идеи переплетаются с учениями основных протестантских церквей Северной Америки. Протестантские религии также ориентируют людей на трудолюбие и успех, который должна поощрять религиозная вера.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иудейская философия
  2. Единство исторического и логического у Гегеля
  3. Моральные нормы в роли «неписаных законов». Нравственные принципы: оковы или освобождение?
  4. Феноменология
  5. Антропологическая проблема в отечественной философии
  6. Духовная жизнь общества
  7. Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
  8. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
  9. Тождество субъекта и объекта в системе Шеллинга
  10. Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени