Для связи в whatsapp +905441085890

Познание, его возможности и границы — Понятие сознания

Сознание — это субъективный образ объективного мира; высшая форма психической рефлексии, идеальная сторона целенаправленной деятельности. Очень трудно узнать и описать сознание, потому что оно не существует как отдельный объект или вещь. В истории философских размышлений об этом загадочном объекте нет единого мнения. Материализм (научная версия), субъективный идеализм, религия и мистицизм долгое время были предметом споров. Двадцатый век породил еще один спектр теорий, таких как экзистенциальная, феноменологическая, телеологическая, хотя корни каждой из них можно найти еще в древнегреческой философии. Вековые дебаты ведутся главным образом в рамках двух основных тем: 1. Сознание как особая реальность. Это вопросы о свойствах сознания, о том, как оно существует, о его содержании. 2. сознание и материя. Это вопросы о происхождении и функционировании сознания, о его месте в картине мира.

Уже в Древней Греции возникло осознание того, что мысль — это особая реальность со специфическими свойствами. Был поднят вопрос о разграничении индивидуальной и социальной форм сознания (мир идей по Платону). Индивидуальное сознание — внутренний мир человека, все компоненты его умственного опыта, его знаний — состоит из нескольких уровней, которые тесно взаимосвязаны: а) уровень чувственного восприятия, б) уровень разума и интеллекта, в) уровень бессознательного, г) уровень самосознания или умственного «я» человека, который цементирует все остальные компоненты личности.

Самосознание — это не только знание о себе, но и известное отношение к себе, т.е. самоуважение и самоконтроль. Правильная самооценка подразумевает критическое отношение к себе, постоянное взвешивание своих способностей в соответствии с жизненными требованиями, способность ставить выполнимые цели, строгую оценку своего мыслительного процесса и его результатов. Истинное чувство собственного достоинства сохраняет достоинство и дает моральное удовлетворение. Разные люди обладают разной степенью самосознания: от мимолётного контроля над потоком мыслей до глубокого размышления о себе, когда психическое «я» становится главным объектом сознания. В процессе самосознания человек отделяет себя от окружающего мира и пытается определить свое отношение к нему. В процессе самосознания человек становится личностью.

Познание, его возможности и границы - Понятие сознания

Понятие сознания

Сознание — это особая реальность, характеризующаяся идеальностью и субъективностью. По самой природе бытия сознание субъективно, то есть всегда принадлежит конкретному человеку и выражает его личные качества. Сознание — идеальная реальность. Мысль не имеет пространственных координат (длина, ширина, форма), не обладает материальными свойствами (масса, физические свойства), не имеет запаха, не имеет вкуса, не дается в зрительных ощущениях. Его временные измерения могут охватывать одновременно настоящее, прошлое и будущее. Это не является частью нашего организма или мозговых процессов.

С точки зрения содержания, сознание представляет собой информацию о внешнем мире, идеальный образ желаемого результата, анализ ситуаций и эвристических решений. Это позволяет людям предвидеть последствия своих действий, планировать их, придумывать наиболее целесообразные пути достижения целей в данных условиях. Сознание также включает в себя ощущения, восприятия, идеи, акты внимания, чувства и эмоции, память и волю.

Сознание как субъективная идеальная реальность обладает такими свойствами, как активность, избирательность, осмысленность, свобода мысли и воображения, гибкость. Форма объективации сознания — речь, слово, жест, практика.

Взаимосвязь сознания, мысли и речи является одной из философских проблем. Мысль — это форма активного отражения объективной реальности, которая заключается в признании субъектом сущностных связей и отношений объектов и явлений. Человеческое мышление имеет различные формы и структуры (понятия, категории, теории). Сознание можно считать высшей формой мышления, которая ассоциируется с творческим творчеством, созданием новых идей, предсказанием событий и т.д. Формы мышления: Концепция, Суд и Отступление. Формальная логика касается их изучения.

Существует два типа мышления: 1) Разум — самый низкий уровень логического понимания, мирского мышления, характеризующийся чувственной конкретностью и ориентацией на практическую полезность; 2) Разум — самый высокий уровень логического понимания, теоретического, философского сознания, ориентированный на глубокое познание истины.

Инструментом как рассуждения, так и познания является язык. Язык — это система знаков, используемых человеком для записи и перевода своих мыслей. Все мыслительные процессы (абстрагирование, обобщение, посредничество и т.д.) являются лингвистическими. Без языка, в котором отдельные мысли твердо выражаются в словах, наше мышление было бы расплывчатым, неясным и нечетким. Нам трудно думать о вещах, для которых нет слов в нашем языке. Ученые обнаружили, что материальным механизмом языка является человеческий мозг, его нейродинамические структуры. Изучение этой связи основано на происхождении языка ребенка. Это показывает, что логическое мышление детей начинается с момента овладения языком. Следовательно, человеческое мышление — это языковой процесс. Язык функционирует не только как средство общения человека, но и как способ хранения информации, описания и понимания внешнего мира. Образ жизни человека формирует язык, который, в свою очередь, формирует определенный вид сознания, выражающего мир через соответствующий набор понятий. Например, по данным, в русском языке всего 2 тысячи слов предназначены для выражения индивидуальных особенностей личности, а в английском языке — 17 тысяч. Зачем? Российские люди придают большее значение коллективному, а не индивидуальному опыту; они склонны терпеть боль, а не анализировать ее.

Вопрос «сознания как реальности»

Вопрос «сознания как реальности» в настоящее время является спорным. Например, природа сознания рассматривается как информационное биополе, тесно связанное с пространственным информационным полем (исследования В. Налимова, Н. Бехтерева и др.). В качестве гипотезы современная наука вводит понятие космического информационного и семантического поля, которое выступает высшим источником сознания. Исследователи приходят к выводу, что «мозг связан со Вселенной по двум каналам связи — энергетическому и информационному».

Тема «сознание и материя» оказалась чрезвычайно запутанной в философии. Оппозиционный «материализм — идеализм» имеет долгую историю. В рамках диалектического материализма были предложены классические формулы «материя первична, сознание вторично», «общественное бытие первично — общественное сознание вторично».

Идеалистическая интерпретация сознания представлена прямо противоположной концепцией: «сознание первично — материя вторична». Эта формула может служить ответом на вопрос: «Если духовность отсутствует в до-человеческой природе, то как природа могла дать человеку то, чего не имела в себе?». Следовательно, духовность и разум должны были присутствовать до того, как что-то материальное, и должны были помочь ему появиться на свет.

Противостояние между материей и сознанием

Философия конца ХХ века, переосмысливая проблемы сознания, приходит к выводу, что любое противостояние между материей и сознанием является искусственным. Все счастливее от открытого диалога между разными позициями. Вот некоторые позиции по решению проблемы сознания, отвечающие этим критериям в современной философии:

  1. сознание не является самостоятельной реальностью (веществом), а возникает под воздействием таких факторов, как работа человеческого мозга, нервной системы и во взаимодействии с объективным миром. Сознание не является врожденным, так как человеческое общение, обучение и передача знаний необходимы для его возникновения. Она возникает не в результате созерцания или взгляда на мир, а только в результате определенной деятельности, поведения, человеческой деятельности. Сознание не наследуется, а формируется заново, как оно было, в каждом человеке. Человек может стать человеком только тогда, когда он вовлечен в систему общественных отношений.
  2. сознание — высшее свойство мозга, то есть отражение внешнего мира в идеальных образах. Сознание — это не простое отражение или копирование объективных материальных структур, как считалось в марксизме-ленинизме; это творческий процесс построения образов и смыслов, сущностей и смыслов, которые не существуют заранее ни в человеческом сознании, ни во внешнем мире, но генерируются в области человеческой деятельности с миром. Динамика процесса рефлексии включает в себя духовность самого человека, его собственный неповторимый образ жизни и переживания.
  3. сознание оказывает огромное влияние на материальный мир, из которого оно возникло. Общественные идеи, парадигмы, стили мышления, нравственные нормы являются первичными для человека, передаются в его индивидуальное сознание, и через их трансформацию и развитие оказывают большое влияние на внешнюю среду и самого человека.

Сознание — это естественный результат эволюции мира природы от низших форм материи к высшим — человеку. Человек — это часть природы, и в то же время он выходит за пределы мира природы. Это проявляется в развитии различных форм рефлексии, высшей из которых является человеческое сознание. У животных тоже врожденный ум, но он качественно отличается от нашего интеллекта. Человек способен мыслить абстрактно, формировать общие понятия, смотреть на себя со стороны и таким образом изучать не только окружающий мир, но и самого себя.

Тема бессознательного в современной философии

Тема бессознательного в современной философии весьма актуальна. Чтобы раскрыть структуру этого явления, ученые анализируют различные бессознательные импульсы, составляющие бессознательную активность нашей психики. Она включает в себя три группы явлений: бессознательное, подсознательное и сверхсознательное. Бессознательное — это самые глубокие слои индивидуальной психики человека, переданные ему с тайной рождения, но так и не осознанные. Именно этот аспект активно изучается Фрейдом и его последователями. Речь идет о действиях, в которых деятельность человека спровоцирована смутными, незначительными или вообще отсутствующими сознательными влечениями, принадлежащими к «подвалу сознания», который Фрейд охарактеризовал как домен «id».

Примером сверхсознания могут служить творческие явления в человеческой деятельности, известные как просветление. Они были описаны многими учеными и композиторами. Такие случаи творческой интуиции позволяют человеку «пропустить» стадию логического рассуждения между постановкой ментальной задачи и ее решением. Это, например, решение задач во сне.

Бессознательные импульсы ближе к рефлексивным формам поведения и в каком-то смысле основываются на рефлексах, но не сводятся к ним, а представляют собой специфическую социальную форму их сознательного использования в поведении. Психологи называют их навыками или привычками. На их месте сознательное исчисление заменяется автоматическим восприятием деятельности, например, ходьбой по знакомой дороге. Эта форма включает в себя рефлекторные механизмы поведения и в то же время дополняет сознательную деятельность человека, основанную на «экономике сознания».

Эпистемология

Эпистемология (гносеология) — это отрасль философии, которая исследует природу и возможности познавательного процесса, отношения между знанием и реальностью, раскрывает условия достоверности и правдивости знания. Хотя термин «эпистемология» был введен в философию только в 1854 г., учение о знании было разработано еще во времена Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.). В современной литературе этот термин используется в двух основных значениях: 1) как учение об общих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека, познания в целом, независимо от его конкретных форм и типов; 2) как философское понятие, объектом которого является научное познание в своей специфике.

Познание — процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный социально-исторической практикой. Познавательный процесс определяется понятиями «объект» и «субъект».

Субъект является источником целенаправленной деятельности, носителем субъект-практической деятельности, оценки и познания. Субъект — это, прежде всего, сам индивидуум, затем коллектив, класс, общество в целом. Общество считается универсальным субъектом, потому что оно объединяет субъектов всех уровней, людей всех поколений. Для субъекта познания характерны следующие особенности: работа органов чувств и умение чувствовать; он всегда индивидуальен, конкретен, находится в процессе развития, активен и активен; обладает сознанием, то есть способностью выражать мир в идеальных образах, абстрагироваться, конструировать в мыслях то, чего нет в реальности; вовлечен в систему знаний своего времени, культурную практику, этническую и социальную группу.

Объект и субъект

Объект — это то, что противостоит субъекту, на что направлена субъект-практическая, оценочная, познавательная деятельность субъекта. Термины «объект» и «объективная реальность» не совпадают. Объективная реальность существует вне и независима от личности. Объект обязательно предполагает существование субъекта. Говоря о существовании объекта знаний, индивидуум предполагает объективность его существования, расширение, наличие некоторых свойств и характеристик, способность взаимодействовать с другими объектами.

В понятиях объект и субъект есть момент относительности: если что-то действует как объект в одном отношении, то оно действует как субъект в другом, и наоборот. Так Фейербах заявил: «Для себя я субъект, а для других — объект». Каждый человек способен сделать себя объектом знаний. Каждый феномен природной и социальной, духовной культуры может быть объектом.

Целью и результатом познавательного взаимодействия субъекта и объекта является знание. Знание — это основное психическое образование, цель и результат познавательной деятельности человека. Благодаря знаниям человек удовлетворяет свои когнитивные и практические потребности. Знания — это не то, что дается раз и навсегда, неизменное. Первоначально знания появляются в сознании человека в виде знакомства с объектом, когда мы распознаем один объект и отличаем его от другого. В будущем такие знания могут развиться в существенное представление об объекте, то есть стать более глубокими и всеобъемлющими.

Познание

Познание — это процесс рефлексии, связанный с активным взаимодействием человека с окружающим миром. Содержанием знания является внешняя реальность по отношению к нашим ощущениям (сенсуализм). Наши знания характеризуют объекты реальности со стороны их свойств и отношений. Процесс отражения не является зеркальной копией объекта и не является воспроизведением его свойств. Знание всегда включает в себя элементы как объективного, так и субъективного. Познавательный процесс больше похож на построение, моделирование и творчество. Человек не ждет пассивно, пока в его сознании отразится внешний мир. Он сам создает когнитивные структуры (образы, идеи, теории, гипотезы) и в ходе практической деятельности проверяет степень их соответствия (адекватности) объективной реальности.

Познавательный процесс представляет собой сложное взаимодействие между субъектом и объектом. Рассмотрим основные аспекты механизма субъектно-объектных отношений.

Объект действует как относительно пассивная сторона, субъект — как активная сторона познавательного процесса. Человека интересуют объекты внешнего мира не как таковые, а как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию. Например, человек воспринимает камень как кусок вещества с определенным цветом и структурой. Но геолог смотрит на этот камень с другой точки зрения — это целый мир со множеством объектов наблюдения. Зачем? Это видение определяется всей предшествующей практикой геологической науки, опытом теоретической и практической деятельности геолога. Субъект всегда предполагает существование объекта, поэтому мы приходим с необходимостью к формуле «без субъекта нет объекта». Субъект, как бы он ни был, «генерирует» объект, точнее, превращает его в объект своей деятельности. В то же время, каждое действие субъекта является объектом.

  1. любое знание можно рассматривать как субъективный образ объективного мира. Другими словами, необходимо помнить, что знания не являются копиями и изображениями внешних объектов. Познавательный образ всегда содержит элемент субъективности: а) в форме выражения знания (он создается и принадлежит человеку), б) в его содержании. На последнем аспекте было бы желательно остановиться на деталях. Знания, т.е. образы, значения и контексты смысла, априори не содержатся в самих объектах, но также не содержатся в сознании людей. Знания создаются в поле действия между человеком и внешним миром. Создание знаний отражается в профессиональных, эмоциональных и перспективных характеристиках субъекта. Наконец, человек способен создавать в сознании то, чего нет в реальности, например, мифологические образы. Но поскольку деятельность субъекта направлена на объект, то содержание познания обязательно включает в себя объективный момент, который в конечном итоге является определяющим в силу практической обусловленности процесса познания. Возьмем, к примеру, такие высказывания, как «снег белый», «земля круглая», «человек смертный», в которых можно выделить как объективные, так и субъективные элементы.
  2. субъектно-объектные отношения позволяют раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса. Созданные знания несут в себе не только информацию об объекте, но и отражают состояние социального развития, потребности и цели общества, преобладающие парадигмы, этнические ценности. Знания, закрепленные в материальной оболочке, становятся общественным благом.

Структура познавательного процесса — это переплетение и взаимосвязь сенсорных и рациональных элементов. Познание начинается с опыта и непосредственной встречи с объектами внешнего мира, под влиянием которых возникают ощущения, восприятия, идеи. Это три формы сенсорного восприятия мира.

Восприятие

Восприятие — это простейший элемент познания, связанный с реакцией организма на действие внешнего мира на наши органы чувств. Здесь определяются индивидуальные свойства объектов (цвет, вкус, запах, форма) и их система. Восприятие предусматривает формирование целостной картины объекта, непосредственно наблюдаемого человеком. Это не только сумма ощущений, но и их синтез, который достигается в результате активного, активного отношения человека к внешней среде. Например, осознание соотношения цвета некоторых объектов с самими объектами развивается через практическое взаимодействие ребенка с ними, двигая руки по контуру объекта, касаясь его плотности. Изображение — это обобщенное представление одного или нескольких объектов, которое хранится и воспроизводится в памяти без непосредственного восприятия органами чувств. Отсутствие прямой связи с настоящей ситуацией и памятью позволяет сочетать образы, связь воображения, что помогает формировать образы не только настоящего, но и прошлого и будущего.

В истории философии известны дискуссии о вопросах, затрагивающих суть чувственного восприятия: об источниках наших ощущений, о механизмах появления чувственных образов, о простоте или сложности сенсорных впечатлений человека, о доверии к сенсорным данным и возможных ошибках. Давайте рассмотрим некоторые из поднятых вопросов.

Философов, считающих, что единственным источником сенсорных знаний является внешний мир, который действует на мозг человека через органы чувств, называют сенсационалистами. Это основа материалистической традиции в философии. Например, Джон Локк (английский философ XVII века) считал, что «разум — это сначала пустой лист, который затем наполняется опытом». Однако Локк понимал, что нельзя с абсолютной уверенностью утверждать, что все различные впечатления, возникающие в человеке под влиянием внешнего мира, принадлежат самому миру. Соответственно, он разделил все свойства материальных объектов на два типа: 1) первичные, которые характеризуют саму вещь (вес, тяжесть, форма, движение, растяжение); 2) вторичные, которые возникают в субъективном переживании человека и характеризуют его ум (цвет, звук, запах, вкус). Научные знания, по мнению Локка, должны быть сосредоточены на изучении первичных свойств, поскольку это единственный способ получить объективные знания. Впоследствии, воспользовавшись противоречивостью концепции Локка, возникла позиция агностицизма, которая полностью отвергла внешний мир как источник наших ощущений. Чувства считались единственной областью человеческого сознания, и их источник отодвигался на задний план или вообще опускался. Это позиция Джей Беркли, Д. Хьюма.

Смысловые образы

Вопрос о механизме формирования смысловых образов, в ходе которого материал перерождается в идеал, достаточно сложен для решения. Одна из древнейших попыток ответить на этот вопрос была предложена древнегреческим мыслителем Демокритом («теория Видения»). В XVII веке созерцательный материализм (в лице Я. Локка) создал «теорию кирпича», согласно которой все элементы сенсорного знания накладываются в виде кирпичей. Например, изображение кубика сахара образуется сочетанием ощущений белого цвета, сладкого вкуса, особой формы. В современной науке и философии нет точного ответа на вопрос о механизмах возникновения сенсорных образов. Установлено, что в самой природе нет готовых объектов, ждущих только своего открытия. Например, цвет не принадлежит самим вещам, а является результатом волнового воздействия определенной области на сетчатку глаза. Можно предположить, что орган зрения другого существа, например, собаки, не производит той окраски, которая доступна человеку. Сенсорные образы возникают не в процессе созерцания, а в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром, например, при работе глазных мышц, пальпации предметов, обращении с ними.

В отличие от наивного материализма, в мире культуры необходимо представить сложную природу сенсорных впечатлений человека, которая носит социально-исторический характер, развивающийся в общении с другими людьми. Сенсорный образ включает в себя не только визуальные (или другие) ощущения цвета, запаха и вкуса, но и наше отношение к тому, что мы воспринимаем, оцениваем и самооцениваем. Например, восприятие музыки подразумевает не только слуховые ощущения, но и оценку и самооценку, связь с другими знаниями, уровень культурного развития человека.

Можем ли мы доверять нашим собственным ощущениям, не обманывают ли они нас? Необходимо представить, что сенсорные ключи не фиксируют окружающую действительность оригинальным образом, а обобщают, отвлекают внимание от одних сторон, сосредотачиваются на других, включают в себя личные оценки. С этими явлениями связано появление фантазий, иллюзий, галлюцинаций. Современные исследования на эту тему учитывают естественные ограничения наших чувств, с помощью которых из множества внешних стимулов выбираются только определенные качества, контексты, отношения. Можно предположить, что существует выбор только тех элементов, которые необходимы организму для выживания и адаптации к окружающей среде, а также выражают приоритеты наблюдателя и его личные качества.

Рациональный уровень знания

Рациональный (или логический) уровень знания связан с работой разума и интеллекта, с проникновением в суть вещей, с открытием законов бытия. Философов, призывающих доверять только разуму, а не чувствам, называют рационалистами (Аристотель, Декарт, Лейбниц, Спиноза). Утверждается превосходство разума над чувствами, которые являются субъективными мнениями.

Выделяются три формы рационального познания, способом существования которых является абстракция. Понятие — это форма мышления, при которой происходит присвоение универсальных характеристик в совокупности исследуемых объектов. Например, Сократ учил: «Смотрите на единство во множестве и во множестве в одном». Суждение — это форма рассуждения, при которой понятия связаны таким образом, что это приводит к утверждению или опровержению информации. Умозаключение — это форма рассуждения, определяющая причинно-следственные связи между различными понятиями и суждениями. Существует два основных типа льготной конструкции: индукционная и дедукционная. Индуктивный путь ведет от внешнего мира к чувственному опыту и от его обобщения к теории. Эпистемологическая практика естествознания построена по типу индукции. Дедуктивный путь ведет от общих положений (аксиом) к вычету определенных последствий. Все математические науки построены на этой основе.

В философии известны дискуссии о вопросах природы рационального знания, например, о его источниках. Таким образом, И.Кант считал, что существуют предэкспериментальные (априорные) знания, с помощью которых происходит упорядочение сенсорного опыта.

Это традиционная тема философских дискуссий — может ли причина быть неправильной? Диалектика реального процесса познания показывает, что и смысл, и разум могут быть неправильными; оба должны быть проверены. Вопрос о возможностях и пределах познания был поставлен древнегреческими философами: Может ли объективная реальность быть представлена в человеческом разуме, и если да, то каким образом? Другая формулировка этой проблемы: знает ли мир, можно ли достоверно узнать природу предметов, что такое правда? В ответ на поставленные вопросы философы разного времени предложили три варианта: Оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Возможности человеческого познания

Большинство философов и ученых считают себя оптимистами (основанными на материализме и сенсуализме) и обосновывают фундаментальную возможность фундаментальных знаний о материальных системах. Например, «Новый орган» Ф. Бэкона, «Дискурс по методу» Р. Декарта, «Опыт человеческого разума» Дж. Локка, «Позиции оптимизма»:

  • Знание (смысловые образы, значения, теории) — это мысленное воспроизведение объекта знания. Знание объекта идентично самому объекту знания. Эта точка зрения основана на чувственности (например, теория Локка о «кирпичах и строительном растворе»).
  • В процессе познания могут иметь место ошибки, погрешности и искажения, связанные с деятельностью субъекта, которые препятствуют точному воспроизведению объекта в мысли. Теория «идолов» Ф. Бекона служит примером для изучения этого предмета.
  • Возможность полного устранения и преодоления всех заблуждений в процессе познавательного процесса. Теории Ф. Бэкона, К. Маркса.

Скептики сомневаются в возможностях человеческого познания; они размышляют о своей субъективности. И. Кант, поднявший проблему «Что я могу знать?» в «Критике чистого разума», пришел к выводу, что сколько бы человек ни проникал в глубины явлений, его знания все равно будут отличаться от вещей «как они есть на самом деле». В то же время Кант выступал против предрассудков о всемогуществе научного знания. Позиции скептицизма:

  • Знание никогда не согласится с самой реальностью, с объектом знания. В терминологии Канта феномен («вещь для нас») и нумерологии («вещь сама по себе») не могут быть идентичны.
  • Субъективные элементы неизбежно вводятся в процесс познания, связанный с работой органов чувств человека, априорных форм мышления и рассуждения.
  • Абсолютная ликвидация субъективности нашего знания невозможна, так как это означало бы ликвидацию самого человека.

Позиция агностицизма является продолжением скептицизма, но в более жесткой форме: Знание не имеет ничего общего с объективной реальностью, это субъективные идеи. Эту позицию защищали Пирроне, Дж. Беркли, Д. Хьюм, который, тем не менее, внес значительный вклад в дело

Характеризуя скептицизм и агностицизм, следует помнить, что элементы этих позиций встречаются в самых разных философских системах, поэтому неправильно отождествлять весь идеализм с агностицизмом или скептицизмом. Например, Гегель, который был идеалистом, критиковал агностику. Жизнеспособность этих взглядов обусловлена тем, что они смогли осознать некоторые реальные трудности и сложности познавательного процесса. В частности, его неисчерпаемость, невозможность в полной мере осознать вечно изменяющееся существование, субъективное преломление в органах чувств и в человеческой мысли. Скептики и агностики осознали истинную сложность проблемы «Что я могу знать»? Какова когнитивная способность человека?».

Вера и знания

Вера и знания играют важную роль в духовном мире человека. В чем разница между этими понятиями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обнаружить признаки познания и веры.

Научные знания считаются самыми глубокими, надежными. Он соответствует следующим характеристикам:

1) объективность. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «само по себе», с максимальным абстрагированием от интересов личности и от всего божественного. Однако следует помнить, что даже научное знание не может быть максимально сформировано без предмета и в этом смысле быть абсолютно объективным;

2) Рациональность, т.е. доказательность. Принцип достаточности причин гласит: «Никакое явление не может доказать свою истинность или действительность, никакое утверждение не может быть просто без достаточных оснований, почему именно так и не иначе» (Х. Лейбниц);

3) Цель состоит в том, чтобы отразить закономерности и существенные свойства объекта;

4) Систематика, т.е. порядок в виде теории и подробных теоретических понятий;

5) Проверяемость по наблюдению, практике, логическому тестированию;

6) Научные знания носят межсубъектный характер, т.е. являются общеизвестными.

В отличие от знания, вера имеет личный смысл для человека, выражает его уверенность в правильности высказывания, но не зависит от научной обоснованности, потому что для верующего не имеет значения, совпадают ли его идеи с чем-то реальным или противоречат ли они чему-то реальному в жизни. Вера не требует доказательств, более того, фраза «Я верю, потому что это абсурдно (нелепо)» родилась в средние века.

Вера — это внутреннее восприятие человеком чего-то как истинного, опора на бессознательное, интуитивное, эмоциональное или даже логическое. Признавая некую догму (это должна быть не догма церковной доктрины, но и светская догма, например, вера в триумф человеческого разума), он воспринимает ее как отправную точку в цепочке чисто логических выводов, и таким образом пытается оправдать свое поведение или решение.

Существует три типа веры: эмоциональный и чувственный, рациональный (основанный на концептуальных и логических основах) и рациональный (синтез чувств и логики и рациональности).

Вера предполагает целый комплекс чувств и переживаний по отношению к объекту веры: яркость, живость, уважение, авторитет, любовь и т.д. Принятие объекта, находящегося в убеждении, как истинного всегда связано с восприятием и представлениями человека о том, что происходит и что его касается.

Причин существования убеждений много: неполнота и неадекватность наших знаний, способность мобилизовать внутренние психические ресурсы человека, потребность в психологической поддержке, влияние на способы когнитивного поиска, такие как построение гипотезы.

Возрастающая роль религии и мистицизма в современном обществе усилила внимание исследователей к вопросу о взаимосвязи науки (знания) и религий (вера); наблюдаются попытки объединить эти два полюса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
  2. Будда (просветленный), основатель буддизма
  3. Учение Платона о человеке и космосе
  4. Основные характеристики русской философии
  5. Доказательства бытия бога Фомы Аквинского
  6. Анри Бергсон, французский философ
  7. Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
  8. Гносеология философии возрождения и ее специфика
  9. Природа и общество: их историческое взаимодействие
  10. Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения марксистской философии