Для связи в whatsapp +905441085890

Познание — Ощущения

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, объем научных знаний в настоящее время удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, являются нашими современниками. Примерно за 300 лет, век современной науки, человечество совершило такой огромный скачок, о котором даже не могли мечтать наши предки (около 90% всех научно-технических достижений было сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука стала основной причиной столь стремительного прогресса НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, появления «новой экономики», к которой не применимы законы классической экономической теории, начала перевода человеческих знаний в электронный вид, столь удобный для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.

Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого знания — наука в наши дни все больше становится значимой и существенной частью реальности.

Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела такой внутренне развитой системы методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод в сочетании с талантом ученого помогает ему увидеть глубинную связь явлений, раскрыть их сущность, обнаружить законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания реальности, постоянно растет. Их точное количество, вероятно, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и содержание.

В то же время все эти методы диалектически связаны с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в них в различных сочетаниях, и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, определяющих важность философских знаний для любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих законах бытия и развития мира» изучает тенденции и пути развития научного знания, его структуру и методы исследования, рассматривая его через призму своих категорий, законов и принципов. Кроме того, философия вооружает ученого универсальным методом, без которого он не может обойтись ни в одной сфере научного знания.

Процесс познания включает в себя получение информации органами чувств (сенсорное познание), обработку этой информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение когнитивных фрагментов реальности (социальная практика). Существует тесная связь между познанием и практикой, в процессе которой происходит материализация (объективизация) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Сенсорное и рациональное познание тесно связаны и представляют собой две основные стороны познавательного процесса. В то же время, эти стороны познания не существуют в отрыве от практики или друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум функционирует на основе необработанной информации, предоставляемой органами чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, мы можем в некотором смысле говорить о них как о стадиях, этапах познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание осуществляется в форме непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Следует отметить, что такое познание может осуществляться с помощью специальных технических средств (устройств), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами сенсорного познания являются ощущение, восприятие и представление.

Познание - Ощущения

Ощущения

Ощущения — психические процессы, происходящие в головном мозге при возбуждении нервных центров и управляющих рецепторов. «Ощущения — это отражение индивидуальных качеств, качество предметов объективного мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление. Чувства являются специализированными. Зрительные ощущения информируют нас о форме предметов, их цвете, яркости световых лучей. Чувство слуха сообщает нам о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Чувство осязания дает нам возможность ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных факторов на тело, их давление на него и т.д. Наконец, запах и вкус дают нам информацию о химических примесях в окружающей среде и составе проглоченной пищи.

Биологические и психофизиологические дисциплины, изучающие ощущение как своеобразную реакцию человеческого организма, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, т.е. ощущения, от интенсивности стимуляции того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной емкости» на первом месте у человека находятся зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.

Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, родились сомнения в его способности познавать внешний мир. Сомнения в способности человека познавать мир через органы чувств оборачиваются неожиданным образом, поскольку эти сомнения оказываются свидетельством мощных возможностей человеческого познания, включая возможности органов чувств, усиленные, при необходимости, соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп, ночное видение и т.д.).

Прежде всего, человек способен распознавать предметы и явления, недоступные его органам чувств, благодаря способности практического взаимодействия с окружающим миром. Человек способен уловить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органам чувств, и явлениями, недоступными для них (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радио, между движениями электронов и видимыми следами, которые они оставляют в камере Вильсона, и т.д.). Понимание этой объективной связи является основой для перехода (совершаемого в нашем сознании) от ощутимого к неощутимому.

В научном познании, при обнаружении изменений, происходящих без видимых причин в воспринимаемых явлениях, исследователь подозревает существование неощутимых явлений. Но для того, чтобы доказать их существование, открыть законы их действия и использовать эти законы, его (исследователя) деятельность должна быть одним из звеньев в цепи, соединяющей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этой связью по своему усмотрению и вызывая наблюдаемые явления на основе знания законов ненаблюдаемых явлений, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих законов. Например, преобразование звуков в электромагнитные волны, которое происходит в радиопередатчике, а затем их обратное преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не только факт существования поля электромагнитных колебаний, не воспринимаемых нашими органами чувств, но и истинность положений учения об электромагнетизме, которое было создано Фарадеем, Максвеллом, Герцем.

Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для познания мира. У человека столько органов чувств, — писал Л. Фейербах, — сколько необходимо для восприятия мира в его совокупности, в его тотальности.

Процесс познания

Познание — это особый вид человеческой деятельности, направленный на постижение окружающего мира и себя в нем. «Познание, обусловленное прежде всего социально-исторической практикой, — это процесс приобретения и развития знаний, их постоянного углубления, расширения и совершенствования».

Человек постигает окружающий мир и осваивает его различными способами, среди которых можно выделить два основных типа. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств для жизни, работы, практики. Вторая — ментальная (идеальная), в рамках которой познавательное отношение субъекта и объекта является лишь одним из многих других. Процесс познания и получаемые в нем знания, в свою очередь, становятся все более дифференцированными и воплощенными в различных формах в ходе исторического развития практики и самого познания.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие формы: бытовая, игровая, мифологическая, художественно-изобразительная, философская, религиозная, личностная, научная. Последние, хотя и взаимосвязаны, не идентичны, но каждый из них имеет свои особенности.

Мы не будем останавливаться на рассмотрении отдельных форм познания. Объектом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть только характеристики последних.

Основными чертами научного познания являются:

  1. Основная задача научного познания — открытие объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и т.д. Поэтому ориентация исследования прежде всего на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций. «Сущность научного знания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным, за единичным оно находит необходимое, непротиворечивое — общее, и на этой основе делает предвидение различных явлений и событий»[5]. Научное знание пытается обнаружить необходимые, объективные взаимосвязи, которые фиксируются как объективные законы. Если такого понятия нет, то нет и науки, потому что само понятие научности подразумевает открытие законов, которые проникают в суть изучаемых явлений.
  2. Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является объективная истина, которая постигается прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного знания — объективность, устранение как можно большего количества субъективистских моментов для осуществления «чистоты» созерцания своего объекта. Уже Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердое установление того, что есть. Его задача — дать верное изображение процессов, объективную картину того, что есть. Следует иметь в виду, что активность субъекта является важнейшим условием и предпосылкой научного познания. Последнее невозможно без конструктивно-критического отношения к действительности, которое исключает инерцию, догматизм и апологетику.
  3. Наука в большей степени, чем другие формы знания, ориентирована на то, чтобы быть укорененной в практике, быть «руководством к действию» для изменения реальности и управления реальными процессами. Жизненное значение научного поиска можно выразить формулой: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически» — не только в настоящем, но и в будущем.

Современная методология

Сущностная характеристика современной науки заключается в том, что она стала силой, предопределяющей практику. Из дочери производства наука становится его матерью. Многие современные производственные процессы зародились в научных лабораториях. Современная наука, таким образом, не только обслуживает потребности производства, но и все больше функционирует как предпосылка для технологической революции. Великие открытия последних десятилетий в ведущих областях знаний привели к революции в науке и технике, охватившей все элементы производственного процесса: широкая автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья и материалов, проникновение в микромир и космическое пространство. Это создало условия для гигантского развития общественных производительных сил.

  1. Научное знание в гносеологическом плане представляет собой сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующий целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, зафиксированных в языке — естественном или, что более характерно, искусственном (математические символы, химические формулы и т.д.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, а постоянно воспроизводит их на собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного знания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, когда знания углубляются и детализируются. Процесс постоянного самообновления концептуального арсенала науки является важным показателем научности.
  2. В процессе научного познания используются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», часто очень сложное и дорогое (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, наука в большей степени, чем другие формы познания, характеризуется использованием для изучения своих объектов и самой себя таких идеальных (умственных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, систематика, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).
  3. Научное знание характеризуется строгостью доказательств, обоснованностью полученных результатов и надежностью выводов. В то же время существует множество гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и так далее. Поэтому логическая и методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование их мышления, умение правильно применять их законы и принципы имеют здесь первостепенное значение.

В современной методологии существуют различные уровни критериев научности, включающие, помимо упомянутых выше, такие критерии, как внутренняя непротиворечивость знания, его формальная согласованность, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания рассматриваемые критерии могут иметь место (в разной степени), но они не являются там определяющими.

Методы научного познания: эмпирические и теоретические

Понятие метода (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического управления действительностью.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, в соответствии с которыми он может достичь желаемой цели. Владение методом означает для человека знание того, как, в каком порядке выполнять те или иные действия для решения тех или иных задач, и способность применять эти знания на практике.

«Таким образом, метод (в той или иной форме) сводится к набору определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Это система правил, принципов, требований, которыми руководствуется субъект при решении конкретной задачи для достижения определенного результата в данной сфере деятельности. Она дисциплинирует поиск истины, позволяет (если она верна) экономить силы и время, чтобы достичь цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регуляция познавательной и других форм деятельности»[8] .

Методология начала развиваться уже в науке нового времени. Его представители рассматривали правильный метод как руководство на пути к достоверному, истинному знанию. Выдающийся философ XVII века Ф. Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, который освещает путь путнику, идущему в темноте. Другой известный ученый и философ того же времени, Р. Декарт, объяснял свое понимание метода следующим образом: «Под методом, — писал он, — я понимаю точные и простые правила, строгое соблюдение которых….. без излишней затраты умственных сил, но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует достижению разумом истинного знания всего, что ему доступно»[9].

Существует целая область знаний, специально занимающаяся изучением методов, которую принято называть методологией. Методология буквально означает «учение о методах» (ведь этот термин происходит от двух греческих слов: «методос» — метод и «логос» — учение). Методология изучает закономерности познавательной деятельности человека и разрабатывает на этой основе методы. Основной задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других свойств методов познания.

Методы научного познания принято классифицировать по степени их общности, то есть широте применимости в процессе научного исследования.

В истории познания известны два общих метода: диалектический и метафизический. Это общие философские методы. Метафизический метод с середины XIX века стал все больше вытесняться диалектическим методом в естествознании.

Вторая группа методов познания состоит из общенаучных методов, которые используются в различных областях науки, то есть имеют очень широкую, междисциплинарную сферу применения.

Классификация общенаучных методов тесно связана с концепцией уровней научного знания.

Различают два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет свою основу, во-первых, в неравнозначности способов (методов) самой познавательной деятельности, а во-вторых, в характере получаемых научных результатов». Некоторые общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом уровне (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Уильям Оккам и его философия
  2. Гуманизм возрождения, его особенности
  3. Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
  4. Эрих Фромм: «Бегство от свободы»
  5. Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира
  6. Готфрид Вильгельм Лейбниц
  7. Философско-религиозная антропология
  8. Русский духовный ренессанс
  9. Учение элеатов о бытии и познании. Апории Зенона
  10. Концепция общества и культуры Р. Барта