Для связи в whatsapp +905441085890

Познавательные способности в психологии — Роль познавательных процессов в художественном творчестве

Навыки — это индивидуально-психологические характеристики человека, которые выражают его готовность к выполнению определенной деятельности. Они обнаруживаются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами той или иной деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, определяющими возможность их приобретения.

Художественная с. — Создание предметов материальной и духовной культуры, продуцирование новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных сферах человеческой деятельности.

Способности обнаруживаются только в деятельности. Невозможно говорить о способностях человека к рисованию, если его не учили рисовать, если он не приобрел навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специальных уроков рисунка и живописи можно выяснить, есть ли у ученика навыки. Это проявится в том, как быстро и легко он или она освоит технику работы, цветовые отношения и научится видеть красоту в окружающем мире.

Роль воображения в процессе wkth велика, wkth тесно связан со всем психическим. Процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, язык, сознание), включая воображение. Возможность творчества в значительной степени задается имеющимися у человека знаниями, способностями. Главным условием для творчества является наличие определенных переживаний, которые определяют эмоциональный тон деятельности. Кроме того, важно обладать некоторыми качествами восприятия:

  1. чувство целого;
  2. чувство меры;
  3. форма объекта;
  4. оттенок;
  5. цвет;
  6. ритм.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих силах, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость в суждениях и действиях, очень успешны, одарены, социально адаптивны. Дети с низкой креативностью, но высоким интеллектом стремятся к академическим успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказывать свое мнение, рисковать, боятся удара по самооценке, отдаляются от одноклассников. Дети с низким интеллектом и высокой креативностью часто попадают в категорию «аутсайдеров», плохо адаптируются к школьным требованиям, часто имеют хобби и интересы на стороне, «странные мечтатели», не понимаются учителями или сверстниками. Дети с низким уровнем интеллекта и креативности внешне хорошо адаптированы, находятся в «середине», имеют достаточную самооценку, низкий уровень профессиональных навыков компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Для одаренных детей характерны высокий уровень энергии, короткая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива: склонность к постановке новых сложных задач, что, по мнению Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком одаренности. Творческий талант и творческая продуктивность характеризуются параметрами:

Богатство мышления (количество новых идей в единицу времени); Гибкость мышления (скорость перехода от одной задачи к другой); Оригинальность; Любознательность;

способность к разработке гипотезы; нерелевантность — логическая независимость реакции от стимула; воображение — отрыв реакции от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Познавательные способности в психологии - Роль познавательных процессов в художественном творчестве

Роль познавательных процессов в художественном творчестве

Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

5 основных когнитивных процессов: Ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.

Некоторые ученые, например, Р.С. Немов, добавляют к вышесказанному внимание и речь.

Чувства являются основой всех психических явлений. Они являются сознательным или бессознательным продуктом обработки центральной нервной системой стимулов из внутренней или внешней среды.

Мышление — это активная познавательная деятельность и внутренний процесс планирования и регулирования внешней деятельности. Мышление — это высший познавательный процесс.

Творческое мышление — это тип мышления, который приводит к решениям, идеям, восприятию, созданию форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми.

Творческое мышление связано с тем, что в нем преобладают четыре характеристики:

1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда стремится найти собственное решение, отличное от других.

2) Семантическая гибкость, то есть способность увидеть объект с новой точки зрения, открыть его новое использование, расширить его функциональное применение на практике.

3) образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта так, чтобы увидеть его новые стороны, скрытые от наблюдения.

4) семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно в ситуации, не содержащей опорных точек для этих идей.

Воображение — это способность представлять, удерживать в сознании и мысленно манипулировать объектом, который не существует или существует не на самом деле.

Творческое воображение — это вид воображения, при котором человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и воплощающиеся («кристаллизующиеся») в конкретные, оригинальные продукты деятельности.

Без способности запоминать человек не сможет выжить. Память подразделяется на непосредственную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую. Кроме того, существуют моторная, зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, эмоциональная и другие виды памяти.

Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. С помощью памяти мы запоминаем информацию об окружающем нас мире. Владение этими процессами необходимо для учителя, особенно для тех, кто преподает в области художественного образования. Ведь не овладев им сам, он не сможет передать его своим ученикам.

Методы преподавания — это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и преподавателя в процессе обучения.

Активный метод — это форма взаимодействия ученика и учителя, при которой учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе урока, и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Активные методы позволяют: 1) овладеть конкретными знаниями за гораздо более короткий промежуток времени; 2) улучшить различные психологические, навыки: учитывается способность анализировать решение проблем, умение управлять своими эмоциями, брать на себя ответственность в запутанных ситуациях (проблемных).

Активные методы помогают снизить давление стереотипов на усвоение новой информации, решение проблем помогает выработать новые стратегии поведения; если студент не прилагает особых усилий в процессе получения знаний, он впадает в традиционный образ мышления.

Психологические процессы восприятия и творчества художественного произведения

Восприятие — это отражение предметов или явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочивание и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Типы: Восприятие объектов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Достоинства восприятия: 1) объективность — объекты воспринимаются не как разрозненный набор ощущений, а как образы конкретных предметов.

2) Целостность;

3) Структурализм — объект уже воспринимается сознанием как смоделированная структура, абстрагированная от ощущений.

4) Постоянство — неизменность некоторых свойств объектов при изменении условий их восприятия.

5) Апперцепция — на восприятие влияет общее содержание психики человека.

6) Способность к контакту — на восприятие влияют обстоятельства, в которых оно происходит.

7) Перцептивный смысл — объект сознательно воспринимается и мысленно называется (ассоциируется с определенной категорией) и принадлежит к определенному классу.

C. зависит от прошлого опыта, недавнего опыта. Часто одна и та же информация воспринимается по-разному, потому что она трансформируется под воздействием опыта в процессе V.

Восприятие пространства — это представление объективно существующего пространства и включает восприятие формы, размера и относительного положения объектов, их рельефа, расстояния и направления, в котором они расположены.

Восприятие цвета и перспективы.

Согласно психол.признакам, все цвета делятся на 3 группы: активные, пассивные, нейтральные. Активные цвета — оказывают возбуждающее действие, ускоряют жизненные процессы, часто улучшают здоровье (красный, апельсины).

Пассивные цвета — имеют противоположный эффект (синий, фиолетовый).

Линейная перспектива как признак расстояния отражает тот факт, что прямые линии (например, рельсы) по мере сближения удаляются от нас.

При прочих равных условиях, чем меньше проекция на сетчатке, тем дальше воспринимается объект. Результатом перцептивного процесса является построенный образ.

Изображение — это субъективное видение реального мира, воспринимаемое с помощью органов чувств.

Способности — это индивидуально-психологические характеристики человека, выражающие его готовность к выполнению определенной деятельности, природные условия способностей — предпосылки.

Талант, склонность — высшее проявление способностей.

Талант — это высокая степень развития способности к выполнению определенных навыков.

Способности — это врожденная предрасположенность к успешному выполнению определенной деятельности и наличие хороших задатков.

Общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на использовании языка и логики, теоретические и практические, учебные и творческие, профессиональные и межличностные.

Общие способности — это те, которые определяют успех человека в различных видах деятельности. К ним относятся, например, умственные способности, утонченность и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и множество других. Специальные способности определяют успешность человека в определенных видах деятельности, требующих определенного типа способностей и их развития. К ним относятся музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие способности. Наличие общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Часто общие и специальные способности сосуществуют, дополняют и обогащают друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим рассуждениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, часто не могут сочетаться друг с другом и проявляются вместе только у одаренных, мультиталантливых людей.

Методы развития художественных способностей

Художественные способности — это создание предметов материальной и духовной культуры, продуцирование новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных сферах человеческой деятельности.

Развитие навыков — это их совершенствование.

Творческое мышление (креативность) — умственные процессы, которые приводят к решениям, идеям, озарениям, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Не существует точного ответа на вопрос, можно ли развивать ТМ. Существует ряд примерных условий для развития ТМ:

1) необходимо иметь жизненный опыт, приобретенный в процессе образования и воспитания;

2) мы должны сознательно воспитывать и развивать свой ТМ-потенциал;

3) без развитой системы образования невозможно достичь вм-воображения.

Роль воображения в процессе творчества велика, творчество тесно связано со всеми психическими процессами (восприятие, познание, внимание, память, мышление, язык, сознание), в том числе и с воображением. В процессе воображения создают что-то новое, то есть пытаются воплотить это в реальности (в вещах, рисунках, скульптурах).

Развитие воображения у детей:

Благодаря творчеству у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна стать направленная деятельность, то есть вовлечение детского воображения в решение конкретных практических задач. Развитию воображения способствуют:

-Ситуации неполноты;

-Решение и даже продвижение нескольких проблем;

-Стимуляция независимости, самостоятельных разработок;

-Позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Способности — это индивидуально-психологические характеристики человека, которые выражают его готовность к выполнению определенной деятельности. Они обнаруживаются в скорости, глубине и прочности овладения способами и приемами той или иной деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Художественная с. — Создание предметов материальной и духовной культуры, продуцирование новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество в различных сферах человеческой деятельности.

Роль воображения в твеновском процессе велика, Твен тесно связан со всеми психе. Процессы (восприятие, познание, внимание, память, мышление, язык, сознание), включая воображение. Возможность творчества в значительной степени задается имеющимися у человека знаниями, способностями. Самым важным условием для творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творчества.

Структура познавательных способностей

В теории и практике Л.С. Выготский уже в конце 1920-х годов четко разграничил органические (биологические) и культурные процессы развития высших психических функций и показал их тесную взаимосвязь и слияние в процессе онтогенетического развития. Он подчеркивал, что «развитие высших форм поведения требует определенной степени биологической зрелости, определенной структуры как необходимого условия. При изучении высших психических функций Л.С. Выготский рекомендовал изучать, как ребенок овладевает той или иной функцией.

С точки зрения структуры способностей большой интерес представляют идеи В.Г. Ананьева о комплексном изучении механизма психических функций. Согласно его схеме, развитие психических качеств проявляется как развитие функциональных, операционных и мотивационных механизмов. Функциональные механизмы реализуют филогенетическую программу на ранней стадии возникновения и формируются задолго до появления операционных механизмов. Для каждой психической функции формируются отдельные операционные механизмы. Для перцептивных процессов, например, это системы для измерения, соизмерения, конструирования, коррекции, контроля, тонизирования, регулирования и других действий. Существуют сложные взаимодействия между функциональными и операционными механизмами. Для разработки операционных механизмов требуется определенная степень функционального развития. В свою очередь, развитие операционных механизмов переводит функциональные механизмы на новую ступень развития, и их возможности постепенно увеличиваются, а уровень системности повышается. В некоторые периоды индивидуального развития, к которым, как можно предположить, относятся школьный возраст, подростковый и зрелость человека, устанавливается пропорциональность и относительное взаимодействие между оперативными и функциональными механизмами.

При разработке структуры познавательных способностей В.Д. Шадриков обращается к концепции механизма психических функций, разработанной Б.Г. Ананьевым, в которой была предпринята попытка решить проблему соотношения биологических и социальных основ психической деятельности. Функциональные механизмы «определяются онтогенетической эволюцией и естественной организацией человеческого индивида….. Операционные механизмы не содержатся в самом мозге, субстрате сознания; они усваиваются индивидом в процессе воспитания, образования, в его общей социализации и имеют конкретно-исторический характер». Функциональные механизмы относятся к свойствам человека как индивида, операциональные механизмы — к свойствам человека как субъекта деятельности, мотивационные механизмы — к свойствам человека как индивида и личности.

Работы Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева позволяют выделить в структуре способностей функциональные и операциональные компоненты. Только на основе этой структуры можно провести грамотную диагностику способностей. Следует учитывать, что в процессе деятельности происходит тонкая адаптация рабочих механизмов к требованиям деятельности, они приобретают свойства отзывчивости.

Для анализа структуры способностей В.Д. Шадриков предполагает, что каждую конкретную деятельность можно разделить на отдельные психические функции. Психические функции реализуют наиболее общие, родовые формы деятельности, которые являются отправными точками для их анализа. Следовательно, адекватно описать структуру психических функций как психологическую структуру деятельности и развитие способностей как развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза можно только адекватно. Архитектоника этой системы в ее основных компонентах должна совпадать с архитектоникой функциональной системы трудовой деятельности, но содержание каждого компонента будет специфичным для каждой способности, а также для каждой специализированной деятельности.

Особенностью рассматриваемой системы является то, что она обладает природным свойством, направленным на реализацию определенной психической функции и проявляющимся через функциональные механизмы. Это свойство выступает в качестве основного средства, внутреннего условия для достижения цели. В профессиональной деятельности в качестве таких средств выступают знания, умения и навыки субъекта деятельности. Они дают представление о механизме опосредования внешних воздействий внутренними условиями, среди которых наиболее важными являются навыки. Начиная с функциональной системы трудовой деятельности, структура навыков, в свою очередь, помогает понять, как устроена сама система деятельности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Значение семьи и семейной психотерапии
  2. Возрастная депрессия
  3. Развитие внимания детей в раннем и дошкольном возрасте
  4. Как определить психическое расстройство
  5. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки
  6. Психология переживания
  7. Типы характера
  8. Защитная организация личности в норме и патологии
  9. Общение: сущность, механизмы и стили речи — Сущность речевой деятельности как вида деятельности
  10. Уровни развития способностей и индивидуальные различия