Для связи в whatsapp +905441085890

Практически-нравственная ориентация русской философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Объективный идеализм Г.Гегеля
  2. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  3. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  4. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли
  5. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  6. Философия русского космизма
  7. Основные черты философии экзистенциализма
  8. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  9. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  10. Понятие материи. Основные формы и свойства материи

Введение

Русская философия — это феномен философского мировоззрения.
Это проявляется в том, что философская мысль в России формировалась как под влиянием достижений мировой философии, так и под влиянием социокультурных, исторических процессов, происходивших в России. Русская философия отличается глубиной мысли, масштабностью и спецификой исследуемых проблем, которые порой непонятны западным философам.

Русская философия формировалась под влиянием социальных и культурных процессов на Руси: развитие языческой культуры Руси, ее христианизация, освободительная борьба против монголо-татар, шведов, турок, образование единого русского государства. Чрезвычайно ценными источниками русской средневековой общественно-политической мысли были такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (XII век), «Повесть временных лет» (XI-XII века) и другие.

Для русской философии характерны:

  • Во-первых, сильная подверженность религиозному влиянию (православие и язычество);
  • Во-вторых, специфическая форма выражения философской мысли (художественное произведение, литературная критика, «эзопов язык», что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);
  • В-третьих, целостность, т.е. стремление всех философов заниматься не одной проблемой, а всем комплексом интеллектуальных проблем;
  • В-четвертых, велика роль нравственных проблем, доходчивости и доступности для простых людей.

Особенности русской философии

Как мы уже говорили, философия — это, прежде всего, история философии, в которой мы находим основные философские («вечные») вопросы, проблемы и вопросы, узкие пути и широкие способы поиска человеческой мысли, мысли, которые в своей совокупности есть не что иное, как специфическая форма интеллектуальной культуры человечества — философия. В этой книге кратко рассматривается история мировой философии, начиная с религиозно-философских учений древнего Востока и заканчивая современными философскими идеями.

Как вы заметили, до сих пор мы говорили только о зарубежной философии, и в основном — о западной. И это действительно так, потому что философия, которая, согласно общепринятому утверждению, развилась из мифологии и религиозно-философских учений Востока, появилась в своем полном и законченном виде в Древней Греции, колыбели западноевропейской цивилизации. Она стала всемирным явлением и покорила все народы и континенты, не обойдя вниманием и нашу родину. Была ли в России философия? Конечно, это было и есть. Только русская философия существенно отличается от западной. О его характеристиках, течениях и наиболее ярких представителях пойдет речь в этой последней главе.

По словам исследователя русской философии С.А. Левицкого, «древняя Русь не знала ни богословия, ни философии…». До XVIII века философские идеи в России либо присутствовали в чисто религиозной оболочке, либо проявлялись в искусстве (не зря древнерусскую иконопись часто называют «умозрением в красках»). Преподавание философии в Российском государстве началось лишь в конце XVII века в первом высшем учебном заведении Московского царства — Славяно-греко-латинской академии.

XVIII век, начавшийся с реформ Петра I, часто называют «учительским веком» русской философии, периодом, когда в России начала формироваться самостоятельная философская мысль, когда появились фундаментальные философские концепции, когда началось отделение философии от религии. В то время на русской земле охотно воспринимались и усваивались зрелые философские доктрины Запада, основанные на многовековой традиции, сначала идеи французских мыслителей эпохи Просвещения, затем представителей немецкой классической философии, с которыми мы уже знакомы. Однако это не означает, что русская философия (как это часто утверждается) не имеет самостоятельной ценности, оригинальности и важности. При всей важности западных влияний и разнообразии различных русских философов и течений мысли, мы можем указать на некоторые общие черты, характерные для русской философии в целом.

Прежде всего, это ярко выраженный публицистический характер, острая полемичность работ русских мыслителей, их отвращение к чистой теории и абстрактным проблемам (оторванным от жизни). Не случайно известный русский философ Владимир Соловьев также написал работу с характерным названием: «Критика отвлеченных начал», а известный философ А.Ф.Лосев сказал: «Русская философия питает отвращение к … логические конструкции как таковые, и это неприятие очень часто переходит в прямую и острейшую ненависть против любой абстрактной конструкции и против тенденции мыслить абстрактно…». Поэтому неудивительно, что функцию философии в России часто брала на себя художественная литература. Известно, что «поэт в России больше, чем поэт» (Евгений Евтушенко). И в XIX веке, веке наивысшего расцвета русской литературы, философские идеи часто выражались не профессорами в привычной форме трактатов и лекций, а писателями и поэтами в форме романов, поэм и лирики.

С этой первой особенностью русской философии тесно связана вторая — ее повышенное внимание к нравственным, историческим, социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни во Вселенной и в обществе. Поэтому неудивительно, что если журналистика и художественная литература часто решали философские проблемы, то от философии, в свою очередь, ожидалось прямое руководство для практической жизни.

Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии

Как известно, формирование зрелой личности возможно духовными и психическими средствами. Каждый человек принимает решение на определенных этапах своей жизни. Согласно К. Юнгу, путь души предполагает осознание сил бессознательного, глубинных архетипов. Ибо русская душа — это сплав смутных мечтаний, надежд, веры, страданий, которые очищают ее и соединяют со всем истинно русским.

Духовный путь открыт не для всех, это расширение личного пространства, обретение совершенно иного вида личной душевной организации.

Духовность в России во многом проявлялась и проявляется в фигурах старцев, ушедших от мирской жизни с ее страстями. Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) — религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель, оставивший нам ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его учение «О рассеянной и внимательной жизни» посвящено иллюстрации необходимости внутренней концентрации и внимания. Отвлеченная жизнь, наполненная только мирскими заботами, «много есть и много есть», — это мимолетное увлечение, суета, усыпляющая действие духовных чувств, она питается действием телесных чувств. Духовно отсутствующий человек не может совершать добродетель, не способен исполнять заповеди Христа. Рассеянный человек может сначала научиться быть внимательным в повседневной жизни, например, при выполнении своего служебного долга. Только тогда он сможет практиковать внимательность и сосредоточенность в своей уединенной жизни. В трудах епископа Игнатия представлен идеал духовной трезвости и самоотречения для достижения духа мира и любви. Идея творчества — это внутренняя духовная работа, то есть превращение человека в духовное существо.

Поиск духовного возрождения России может быть связан и с изучением наследия русской религиозно-философской психологии. Традиция религиозно-психологического учения, восходящая к истокам древнерусского священного писания и отечественной философской мысли, представлена в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и академий, ученых религиозной ориентации: Никанор, архиепископ Херсонский, митрополит Антоний (Храповицкий), С.С. Гогоцкий, В. Серебрянников, Н.О. Лосский, В. И. Несмелов, В.А. Снегирев, П.Д. Юркевич, В.В. Розанов, И.И. Лапшин, С.Ф. Франк, Л.М. Лопатин и др.

Николай Сергеевич Арсеньев (Л. Г. Филонов) подчеркивает особую роль духовных сил в жизни русского народа. Как отдельный человек, так и каждый народ должен иметь источник вдохновения перед лицом духовных сил, которые творчески расширяют горизонты жизни, поднимая на более высокий уровень по сравнению с природными данными людей. Духовное начало — это самое ценное достояние в жизни людей, они дают людям возможность дышать духовно. Для русского народа главным источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему православной восточной церковью.

Вопрос о смысле жизни в работах русских философов

Идеалистические и, прежде всего, христианские религиозные доктрины позволяют нам строить вполне логичные конструкции смысла человеческого существования. В работах русских философов начала 20 века Бердяева, Франка, Соловьева, Труецкого и др. вопрос веры в Бога становится главным условием существования смысла жизни. В то же время в материалистической философии, в которой человеческая жизнь конечна и за ее порогом нет ничего, само существование условия для решения этого вопроса становится затруднительным и порождает этические проблемы, которые трудно решить.

Василий Розанов был первым русским философом конца XIX — начала XX века, обратившимся к изучаемой проблеме. В своем эссе «Цель человеческой жизни» он задался целью найти такую цель человеческого существования, которая была бы не искусственной, не воображаемой, а естественной. В человеческой природе Розанов находит три изначальных стремления: стремление познать истину, стремление сохранить свободу для себя и стремление творить добро. Три идеала — истина, добро и свобода, утверждает Розанов, — одновременно являются тремя высшими целями человека. «Свободу здесь следует понимать как внутреннюю и внешнюю; первая заключается в отсутствии страха выразить свое внутреннее содержание, и это зависит от нас … Во внутреннем страхе всегда присутствует безразличие к истине и чрезмерная любовь к себе, к своему положению среди людей».

Следующим после Василия Розанова о цели жизни заговорил профессор Казанской духовной академии Виктор Иванович Несмелов, величайший русский богослов, чьи научные интересы были сосредоточены на религиозно-философской антропологии. В своем эссе «Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения» (1895) Виктор Несмелов показывает, что глубочайшее решение вопроса о смысле жизни «раскрывается только с появлением христианства в учении новозаветного откровения и в области христианской философии». Христианство говорит человеку, что он существует не для смерти и не для теневого существования в таинственных обителях мифологического Аида, а для вечной разумной жизни на небесах в Божьем царстве света и правды» Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного Откровения.

Философия Ф.М. Достоевского как основателя русского варианта экзистенциализма несколько иная. Он любил исследовать пограничные ситуации, в которых оказывается человек и где его личность рассыпается. Он признает «вседозволенность» некоторых своих литературных героев, но все же видит реальную жизнь в определенных моральных рамках, к которым люди приходят после долгих и порой мучительных поисков. Эти рамки каждый устанавливает для себя сам, но они объединены, так сказать, во Христе как объединяющей основе человечества. Все подотчетны всем», — говорит Достоевский в своем опусе «Братья Карамазовы».
По мнению Льва Толстого, смысл жизни может быть постигнут только через «истинную религию», через отказ от всякой борьбы, непротивление злу насилием, через добродетель и нравственность. Чем ближе мы к природе и людям, тем ближе мы к истине, которая придает смысл жизни. Толстой проповедовал всеобщую любовь, следуя за Сковородой и повторяя: «Царство Божие внутри нас».
В таком же положении находятся и другие славянские философы. Нравственный смысл личности, которая является связующим звеном между божественным и природным миром, они видят в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. На мой взгляд, эта позиция лучше других раскрывает понятие смысла жизни.

Например, Сковорода, странствующий украинский философ XVIII века, умел согласовывать свои действия со своими знаниями. Возможно, это и есть высшая мудрость.
Смысл жизни Сковорода видел во «внутреннем мире» человека, в «радости сердца», в цельности души: «Как человек находит свою мать дома, так человек находит свое счастье в самом себе. Согласно Сократу, у человека может быть два образа жизни: «мирской» и «божественный».

Правда как главный идеал русской философии

Идеалом русской философии во все времена была истина. Русский народ всегда стремился к высшей правде жизни

Гениальным русским философом был гениальный писатель Лев Толстой (1828-1910). Критикуя царский режим, он надеялся на нравственный и религиозный прогресс в человеческом сознании и связывал решение этой проблемы с этикой религиозного самосовершенствования человека. Он связывал этику религиозного самосовершенствования человека с отказом от всякой борьбы, с принципом непротивления злу силой, с проповедью всеобщей любви. Толстой видел суть познания в понимании смысла жизни: зачем мы живем и каково отношение человека к миру.

Великий писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) занимает особое место в истории русской философии. Он искал искру Божью во всех людях, даже в плохих и преступных. Миролюбие и мягкость, любовь к идеалу и раскрытие образа Божьего даже под личиной временной подлости и стыда — вот идеал этого художника слова и тонкого психолога.

Для Достоевского истина — это добро, которое может быть постигнуто человеческим разумом. Ему принадлежит фраза: «Красота спасет мир». Будущее России он видел в развитии национальных традиций, обычаев, религии, духовности. Особую роль в его философии играла проблема человека и его места в жизни. Он требовал, чтобы человек в своих поступках следовал тому пути, который указывает ему Бог.

Конец XIX — начало XX века называют «золотым веком» духовной жизни России. Произошел расцвет русской литературы, искусства, философии. Среди философов этой эпохи особенно ярко выделяется В.И. Вернадский (1863-1945), выдающийся русский и советский ученый, основоположник теории ноосферы. Он утверждал, что в процессе научно-технического прогресса повышается преобразующая активность человека. Появляется ноосфера — сфера духа, жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и включает в себя другие сферы бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно и непрерывно вливается в ноосферу.

К.Э. Циолковский (1857-1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости и неуничтожимости материи. Он рассматривал материю как мельчайшие частицы — атомы, которые посредством различных конфигураций образуют разнообразные материальные тела. Во Вселенной происходит круговорот атомов, материя сохраняется и периодически меняет свою форму. Космос, говорит он, живой. Следовательно, во Вселенной существуют другие разумные миры. Он верил в возможности науки и техники, что в будущем человек сможет покорить космос и общаться с межпланетными цивилизациями.

А.Л. Чижевский (1897-1964) создал философию космической биологии. Согласно его теории, развитие жизни на Земле происходит не только под влиянием внутренних причин, но и под воздействием космоса, Солнца. Всплески активности солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, а также на социальные катаклизмы — войны, революции.

С 20-х годов XX века философия стала советской, которая имела ярко выраженный материалистический характер. На советскую философию оказали сильное влияние работы В.И. Ленина (1870-1924), который адаптировал марксистскую доктрину к условиям России. Среди проблем, рассматриваемых философами этого периода, такие, как проблемы гносеологии, сознания, культуры, философских методов. Н.И. Бухарин (исследование проблем сознания и психики), А. Богданов (теория систем), А.Ф. Лосев (проблемы истории и человека), А.М. Деборин (проблемы материализма), Л. Гумилев (вопросы этногенеза), М. Мамардашвили (проблемы морали, нравственности), В. Асмус, Ю. Лотман и П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин и др.

Заключение

В философии русских мыслителей и писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как вид связаны друг с другом общим смыслом, который проявляется в данных терминах.

На мой взгляд, смысл жизни одинаков для всех, он характеризует человека в целом, а личность с ее индивидуальностью и неповторимостью определяет свой жизненный путь. Конечно, унификация невозможна, когда думаешь о путях реализации смысла жизни — у каждого свой путь, свои цели. Кроме того, на разных этапах жизни человека формулировка (осознание) смысла жизни может меняться.

Вера — это самый древний смысл человеческой жизни, самый прочный и действенный. И по сей день люди находят в вере свой смысл, цель и гармонию. Вера — это явление, исходящее из чувства; в некотором смысле она противоположна разуму. Вера наполняет жизнь смыслом.

Здесь также есть место для обучения, для накопления знаний как смысла жизни. Именно поэтому существует наука. Многие люди посвящают себя этому и находят в познании смысл своего существования. Это определяет их работу, хранилище ума, целей, стремлений.

В то же время всю русскую классику и пронизывает идея человеческого единства, милосердия, а также в этом заключается великий смысл человеческого существования. На мой взгляд, в любви действительно кроется великая возможность осознать смысл человеческой жизни. Любовь проявляется через общение. Поэтому духовное общение как феномен любви может быть и смыслом жизни.
Я думаю, что на онтологическом уровне между всеми этими формулировками можно поставить знак тождества. В реальной жизни они переплетены, они существуют параллельно. Так что список способов придать жизни смысл бесконечен.

Список использованной литературы

  1. Гуревич, П. С. Философия человека. / П. С. Гуревич. — М.: ИФРАН, 2000 г. — 134 с.
  2. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России (начало XX века). В. А. Кувакин. — 2-е изд. — М.: Логос, 2002 г. — 546 с.
  3. Лосский, Н. О. Бог и зло в мире / Н. О. Лосский. — М.: Республика, 1998 г. — 431 с.
  4. Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учениях новозаветного откровения. — Режим доступа: www. monahserapion. narod. ru / biblioteka / XX nesmelov / smisl. html.
  5. Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. — Режим доступа: www. vehi. Web
  6. Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. — Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm.
  7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX — начало XX века / под ред. А.Ф. Замалеева. — 2-е переработанное и дополненное издание — Санкт-Петербург: издательство ЛТА, 2001. 296 с.
  8. 100 русских философов : библиографический словарь / соавт. и ред. А.Д. Сухов. — М.: Мирта, 2001. — 320 с.
  9. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни (Избранные главы). — Тип доступа: www. hpsy. ru.
  10. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1995. — 590 с.
  11. Франк, С. Л. Смысл жизни. — Тип доступа: www. vehi. Web