Для связи в whatsapp +905441085890

Правомерность гуманистической интерпретации процесса — Приоритет творческой стороны в человеке

Могут существовать различные подходы к пониманию сути образования и процесса социализации личности в целом.

Гуманистический подход к этому процессу сформировался в рамках этого направления в теории личности, которое называется «гуманистической психологией» (его еще называют психологией «третьей силы» или «развития человеческого потенциала»). Философы и психологи, такие как Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Джордж Келли, Жан-Поль Сартр, Виктор Франкл и Ролло Мэй, оказали большое влияние на его развитие. Однако наиболее полно его разработал Авраам Х. Маслоу (1908-1970).

Хотя взгляды приверженцев гуманистической психологии представляют собой широкий спектр, они имеют общие характеристики [Hjell, Ziegler, 2001, гл. 10]. Отправной точкой в рамках этой концепции является предположение экзистенциалистской философии об ответственности индивида за свои действия, о возможности для него сделать выбор между данными возможностями и о том, что индивид является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди воспринимаются как активные дизайнеры собственной жизни, имеющие свободу выбора и развития своего образа жизни. Эта свобода ограничена только физическими или социальными воздействиями [Сартр, 1989].

Поэтому приверженцы гуманистического подхода считают неправильным рассматривать личность как пассивный продукт социальных воздействий, а саму социализацию — как процесс ее адаптации к обществу, его традициям, нормам и ценностям культуры. Они предполагают, что человек активно участвует в этом процессе и не только приспосабливается к обществу, но и влияет на свои обстоятельства и себя самого. Таким образом, под социализацией понимается «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, ассимиляцию социального опыта индивида через вход в социальную среду, систему социальных связей, а с другой (часто недооцениваемую в исследованиях) — процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивида за счет его активной деятельности, активной вовлеченности в социальную среду» [Андреева, 1980, с. 335].

Представители гуманистической психологии и другие сторонники гуманистической концепции образования также характеризуются позитивным отношением к человеку, верой в его силу и позитивность личного потенциала. Они подчеркивают идею свободного развития личности, ее полной самореализации (А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Э. Фромм), которая выражается, например, в реализации индивидуальных смыслов личности (В. Франкл) и создании «помогающих отношений» (К. Роджерс) для достижения этих целей.

Правомерность гуманистической интерпретации процесса -  Приоритет творческой стороны в человеке

Приоритет творческой стороны в человеке

Еще одним важным принципом гуманистической теории личности является признание приоритета творческой стороны в человеке. А. Маслоу рассматривает творчество как врожденное качество человеческой природы, качество, которое потенциально присутствует во всех людях с рождения. Это качество проявляется во всех формах самовыражения и не требует особых талантов. Однако она может быть утеряна в результате «культуризации» (особенно под влиянием конкретного воспитания, приведенного в движение) [Maslow, 1987].

К. C. Роджерс, чья феноменологическая теория личности также находится в русле гуманистической персонологии, обосновал позицию, что важнейшим мотивом в жизни человека является тенденция к актуализации — тенденция к максимальному использованию лучших качеств его личности, которые присущи ему по своей природе, «развивать все свои способности для поддержания и развития своей личности». Наиболее необходимым аспектом этой тенденции является стремление человека к самореализации, которую К. Роджерс понимал как процесс реализации потенциала человека на протяжении всей жизни для того, чтобы стать «полнофункциональной» личностью. Он использовал термин «полностью функционирующий» для обозначения людей, которые используют свои навыки и таланты, реализуют свой потенциал и двигаются к полному познанию себя и своего царства опыта (Rogers, 1961).

Таким образом, идея самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования, самоутверждения Для концептуального аппарата концепции самоутверждения см: Никитин Е.П., Харламенкова, 1997. — одна из основных идей гуманистического подхода к образованию.

Эта идея органично дополняется концепцией самопередачи. Речь идет о необходимости для человека выйти за пределы себя и направить себя к другим людям и, в более широком смысле, к социальному феномену, отличному от него самого. На важность такого дополнения указывали представители гуманистической психологии, которые подчеркивали, что самореализация лучше всего достигается через страсть к осмысленному труду (А. Маслоу), что в служении делу или в любви к другому человеку человек осознает себя (В. Франкл), и что утверждение собственной жизни, счастья, развития и свободы уходит корнями в способность к любви (Э. Фромм).

Концепция культуры мира

Как отмечает А.А. Рин, «возможно, действительно целью человеческого существования является одновременно собственное совершенство и счастье других». В то время как противоположное утверждение неприемлемо, потому что формулировка «личного счастья» как цели приводит к эгоцентризму, а стремление к «совершенству других» не может принести ничего, кроме неудовлетворенности (И. Кант). Поэтому он настаивает, что неуместно «категорически возражать против самореализации и самореализации как двух альтернатив». Сила гуманистического подхода и перспективы его развития заключаются в органическом сочетании этих двух идей» [Rean, 2004, p. 331].

Описанная выше гуманистическая концепция целостного развития личности, модель здоровой, полноценной, самореализующейся личности Маслоу и взаимодополняющие идеи других представителей гуманистической психологии определяют гуманистическое понимание цели образования (социализации в целом) и задают идеал, модель, которой должен руководствоваться не только учитель в своей образовательной деятельности, но и учащийся в процессе самообразования, саморазвития и самоутверждения.

Концепция культуры мира вносит существенные коррективы в понимание гуманистических образовательных задач. Это диктует необходимость воспитания человека, «способного к сочувствию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальным интеллектуальным усилиям, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в своих суждениях, открытого к иному мнению и неожиданным мыслям» [Краевский, 2001, с. 211].

Современный человек

Важные качества гуманиста нашего времени, которые должны формироваться в процессе образования, определены в ряде международных документов ЮНЕСКО и Совета Европы. Они отмечают, что современный человек — это гибкий человек, способный думать о новых социально-экономических требованиях и контролировать свое развитие с учетом этих требований; он мыслящий, действующий, адаптирующийся человек. Это также широко образованный и полностью информированный человек, но его образование основано не на простом накоплении знаний, а на способности извлекать и обрабатывать новую информацию в соответствии с воспринимаемыми потребностями; это человек с развитым самостоятельным и творческим мышлением. Система образования должна заложить основу будущей профессиональной мобильности, развить в человеке готовность сразу же включиться в новый рабочий процесс в случае изменения вида работы, способствовать оптимальному развитию навыков организации и планирования, психологической совместимости, способности к сотрудничеству в разных группах, ответственности и компетентности, готовности принимать решения и реализовывать их.

Важным для реализации гуманистического подхода в образовательном процессе является соблюдение принципов гуманистической педагогики, которые определяют отношение учителя к учащемуся.

Эти принципы обычно включают в себя следующее:

Усиление внимания к учащемуся, уважение к его личности как к высшей социальной ценности; личность учащегося является основным предметом, целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то абстрактной цели;

превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия учителя в субъект активной творческой деятельности, основанной на обращении к внутреннему миру ребенка, на раскрытии его способностей к саморазвитию, на формировании внутренних побуждений к самосовершенствованию и самореализации; личностно-человеческий подход учителя к ученикам предусматривает, что его задачей является, прежде всего, поиск, поддержка, развитие личности в человеке, создание механизмов самореализации, саморазвития, понимания, общения и сотрудничества в человеке

Формирование мотивации для целостного развития личности;

Гуманитарная функция образования

Образование — это не только предоставление учащимся знаний, умений и навыков, подготовка их к жизни, это, прежде всего, развитие человека, обретение уникальной индивидуальности, духовности и творчества;

создание условий для формирования индивидуальных способностей, делающих его личностью, — культуры нравственного выбора, рефлексивных механизмов поведения, определения и реализации своего «я» в избранной творческой сфере, его автономии и свободы, готовности принимать ответственные решения;

гуманитарная функция образования, суть которой заключается в сохранении и восстановлении экологии человека: его физического и психического здоровья, чувства жизни, личной свободы, нравственности;

Наличие в содержании образования следующих компонентов: аксиологического (приобщение учащихся к миру ценностей и помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций); познавательного (формирование научных знаний о человеке, культуре, истории и т.д.); творческого (формирование и развитие различных видов деятельности, творческих навыков, необходимых для самореализации личности в трудовой, научной, художественной, спортивной и других видах деятельности); личностного (развитие самопознания, рефлексивных и творческих способностей учащегося).

Личная активность учащегося проявляется только тогда, когда: а) образовательное содержание вводится в учебную ситуацию в виде задачи, имеющей для него осмысленный смысл; б) содержание и процесс его выполнения принимают форму диалога субъектов, культур; в) учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся игра (контекстная задача актуализирует функции осмысления и ответственности, диалог — рефлексии и автономии поведения, игра — творчества, свободы выбора, самореализации);

Индивидуализация в педагогике

Индивидуализация в педагогической работе на основе получения и учета информации о состоянии здоровья, уровне физической подготовки, индивидуальных психологических особенностях обучающихся и т.д. [Алексеев Н.А., 1996; Балашов М.М., Лукьянова, 1999; Бондаревская, 1997, 2004; ; Вяткин, Кармаев, Капичникова, 1999; Давыдов, 1996; Краевский, 2001, 2003; Крюкова, 1999; Лебедев, Филиппова Л., 1992; Лебедев, Филиппова Л.В., Столяров, 1997; Подлясый, 2001; Рожков М.И., Байбородова, 2001; Селевко, 1998; Сериков, 1994; Стратегия образования. 2004; Якиманская, 2000; Якимович, 2002].

С учетом этих принципов современная педагогика различает два противоположных подхода учителя с точки зрения его отношения к ученикам и позиции в образовательном процессе: традиционный («императивный», по терминологии Ш. Амонашвили) подход (авторитарная педагогика) и гуманистический подход (личностно-ориентированная, личностно-гуманистическая, личностно-развивающая педагогика).

Традиционный («императивный») подход преследует две цели: привитие знаний, навыков, умений и обеспечение адаптации к требованиям общества; учащиеся действуют как некое «сырье», т.е. как объекты формирующего воздействия. Педагогические задачи выполняются без учета личности и потребностей учащихся. Педагог в этом случае уверен, что ученик будет сопротивляться, и поэтому необходимо заставить его учиться по жестким требованиям, императивам.

Гуманистический (личностно-гуманистический) подход отличается. Наиболее важным компонентом является личностный подход к образованию. Это подразумевает, что личность учащегося является основной целью социализации и образования, как «самостоятельная ценность», а не как средство достижения каких-либо целей. При таком подходе учитываются не только возрастные нормы развития, темперамент и характер, но и основные личностные характеристики учащегося (ориентация личности, его ценностные ориентиры, доминирующие мотивы и т.д.). Образование соответствует особенностям личности студента и адаптировано к интересам, способностям, эмоционально-ценностным отношениям и другим составляющим уникальной психологической конституции его личности. Педагог оптимистично смотрит на учеников, относится к ним как к самостоятельным предметам, способным учиться не насильно, а добровольно, по собственной воле и по собственному желанию. Он стремится помочь им в самопознании, самореализации и самореализации. Особое внимание уделяется позиции учителя как посредника, то есть его способности сопереживать, свободе от суждений и заинтересованности в своем партнере по коммуникации не формально, а на глубоком личностном уровне. Такая позиция педагога подразумевает, что он не выступает в роли наставника, который всегда знает, что лучше для его ученика. Его искренняя заинтересованность, доброта, открытость позволяют создать ситуацию неформальности, создать психологический климат, необходимый для творчества, сотрудничества, самораскрытия и самовыражения.

Главная задача педагога

Главная задача педагога на основе гуманистического подхода — помочь ученику найти личный смысл своих поступков, поддержать его в личностном росте. Как отмечает Е.В. Бондаревская, цель педагогической деятельности «заключается не в том, чтобы формировать или даже воспитывать, а в том, чтобы находить в человеке, поддерживать, развивать и закладывать в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самообразования и другие необходимые для формирования своеобразного личностного образа, диалогического и без — опасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [Бондаревская, 1997, с. 13].

Объектом педагогической деятельности на основе личностного подхода является не только и не столько сам учащийся, сколько условия, которые должны быть созданы учителем и другими участниками образовательного процесса для развития учащегося (его активность, самостоятельность, инициативность, интересы), формирования его субъективной позиции и организации благоприятной для этого образовательной среды. «Образовательная среда, созданная учителем, способствует проявлению личных функций учащегося: выбору, оценке, выражению своей позиции, размышлению о собственном поведении, самостоятельному принятию решения» [Киселева, 2004, с. 60].

Характер взаимоотношений учителя с учениками проявляется в стиле его деятельности. Общепринятой классификацией стилей педагогической коммуникации является разделение на авторитарные, демократические и соглашательские. В авторитарном (монологическом) стиле общения учитель решает все вопросы, которые влияют на жизнь его учеников. Основываясь на собственных взглядах, он субъективно оценивает результаты своей деятельности и деятельности студентов, определяет цели взаимодействия с ними. Авторитарный стиль общения характеризуется тактикой диктатуры и патернализма. Учителя, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют ученикам проявлять самостоятельность и инициативу, сосредоточиться на своих негативных действиях, не учитывают мотивы этих действий. Согласительный (анархический, конформистский) стиль общения характеризуется стремлением учителя минимизировать участие в деятельности, что обычно объясняется снятием с себя ответственности за свои результаты. Такие учителя стремятся формально выполнять свои функциональные задачи. Следствием такой тактики является отсутствие адекватного контроля над деятельностью учащихся и динамикой их личностного развития. Альтернативой этим стилям общения является демократический (диалогический) стиль участников педагогического взаимодействия, в котором преподаватель фокусируется на повышении роли своих учеников во взаимодействии, на участии каждого из них в решении общих дел. Особенностями этого стиля являются взаимопонимание и взаимная ориентация. Для учителей, придерживающихся диалогического (демократического) стиля, характерны: активное позитивное отношение к ученикам; обоснованная оценка их способностей, успехов и неудач; глубокое понимание их целей и мотивов их поведения; умение прогнозировать личностное развитие и т.д. В реальной педагогической практике, конечно, чаще встречаются «смешанные» стили общения [см: Иванов В.Д., Иванова Е.В., Иванова А.В., 2003; Климов, 1969; Лобанов, 2000; Маркова, 1998].

Система понятий, описанная выше, позволяет дать характеристику физического воспитания и ввести соответствующее понятие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методология позитивизма
  2. Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
  3. Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
  4. Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
  5. Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
  6. Влияние христианства на духовную культуру Европы
  7. Кибернетическая революция
  8. Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
  9. Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
  10. Понятие исторической корреляции