Для связи в whatsapp +905441085890

Православная психология — Основы христианской психологии и антропологии

Одной из важнейших проблем, которая волнует как православное догматическое богословие, так и всех христиан, является изучение вопроса о происхождении всего человечества, которое с точки зрения ученых считается эволюционным процессом, а с точки зрения верующих христиан считается творением Бога, определяющим такие факторы, как: Учение о человеке (антропология); учение святых отцов, основанное на писаниях святых отцов, особенностях Книги Бытия и православном толковании Писания; а также на серьезном рассмотрении творений древней и современной философии.

На данный момент сопутствующим и весьма актуальным фактором является изучение психологии личности православных христиан, поскольку данный аспект является отчасти религиозным, а отчасти научным явлением (в зависимости от позиции исследователя).

Термин — психология в переводе с древнегреческого означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»). На протяжении многих лет этот термин имел разные названия. В само понятие психологии вкладывается отрасль науки, изучающая различные проявления души. В настоящее время, с лингвистической точки зрения, вместо термина «душа» используется термин «психика», подразумевая, что «душа» и «психика» — это одно и то же.

Более подробное и глубокое изучение онтологии православия позволяет открыть новые подходы к пониманию современной философии, психологии и духовности, а детальный анализ аскетики Церкви, монашества и пастырства позволяет увидеть, что раньше изучались и рассматривались новые стороны человеческой души, которые стали рассматриваться совсем недавно.

Не стоит пренебрегать учениями и науками, занимающимися медицинскими, психологическими, психиатрическими и нейропсихологическими аспектами, и отдавать предпочтение антропологии, поскольку в некоторых случаях они имеют более глубокий характер изучения и касаются узкоспециализированных вопросов. В том числе вопрос о том, когда практика может доверять ортодоксальной антропологии психотерапии, когда она не противоречит ортодоксальной доктрине.

В настоящее время современная психология строится в основном на материальных ценностях, заимствованных из западного капиталистическо-экономического мировоззрения (ассимиляция, продолжение основных течений западной психологии — психоанализа, бихевиоризма и т.д.), которые берут свое начало в марксистской теории (теория деятельности, системный подход и т.д.). Гуманитарная психология, которая также занимает наиболее доминирующую позицию в отличие от западной гуманистической психологии, основана на движении по созданию христианской психологии и на гораздо более широкой философско-гуманитарной основе. В это время главной задачей построения христианской психологии является учет контекста православной христианской культуры, воспитание и коррекция личности в соответствии с христианскими ценностями и введение в основы психологии на новом уровне постулатов души и духа.

Православная психология - Основы христианской психологии и антропологии

Основы христианской психологии и антропологии

Начиная с обобщенных терминов, определение психологии трактует, что предметом психологии является психика живых существ во всем многообразии ее проявлений.

Чтобы рассмотреть понятие свободы, нам необходимо ознакомиться с антропологией и христианской психологией, которые занимаются интересующими нас вопросами христианского понимания свободы человеческой личности.

Абсолютно любое направление психологии, характеризуется, прежде всего, отношением к концепции понимания человека, движущим импульсом, вкладываемым в основу понимания и формирования его личности в рамках общества. В основе изучения психологии заложено исследование сущности, образа и природы самого человека, поскольку ни одна из отраслей психологии не рассматривается сама по себе, а является методом изучения особенностей человеческой личности.

«Духовный разум» — был описан некоторыми авторами под названием «сверхсознательный разум». Этот термин обозначает различие, существующее между подсознательным или инстинктивным разумом и сознательным разумом или интеллектом. Таким образом, выделяется «духовный разум» (или «интуиция»), и при этом становится ясно, что, хотя он отделен от интеллекта, в то же время он не имеет ничего общего с низшим, инстинктивным разумом. И хотя верно, что существование «факультета озарения» понятно лишь ограниченному числу людей, кроме них есть еще много тех, кто осознает «нечто высшее в себе». И это высшее приводит их к мыслям, желаниям, стремлениям и поступкам, которые становятся все более возвышенными и благородными. И еще больше людей получают лишь слабое мерцание света Духа, и все же, хотя они не знают об этом, они в какой-то мере подвержены его влиянию. Таким образом, все человечество получает благотворные лучи Духа. Хотя во многих случаях свет, исходящий от Духа, до такой степени заслоняется плотными материальными препятствиями, окружающими человека, что его духовные сумерки подобны ночной тьме. Тем не менее, человек постоянно развивается, сбрасывая оболочку за оболочкой, и медленно продвигается к своей высокой цели. В конце концов, свет засияет для всех.

Многие события и происшествия в нашей жизни показывают, что, помимо материальных ощущений, человек использует и другие средства восприятия, выходящие далеко за рамки обычных органов чувств. Эти необычные ощущения называют разными именами в зависимости от способа их восприятия: например, шестое чувство, экстрасенсорное восприятие, интуиция, сознание, внутренний голос, духовный полет и т.д.

Иногда в своей жизни человек сталкивается с ситуацией, когда он не может понять и решить, как поступить в тех или иных обстоятельствах. Пытаясь глубоко задуматься, он «пустеет», и вдруг в его сознании мелькает мысль, которая кажется странной и никак не связанной с текущей ситуацией. Для этой идеи нет логического обоснования, но, тем не менее, она имеет вес и не может быть просто проигнорирована. Человек действует на основе этой идеи, и проблема, которая его так беспокоила, решается.

Мы часто слышим подтверждение этому, когда кто-то говорит: «Мое шестое чувство подсказало мне не делать этого» или «Мне пришла в голову мысль, и, несмотря на все мои усилия, я не смог от нее избавиться, и тогда произошло то, о чем я подумал».

Помимо механизмов сознания, существует еще одна сила, влияющая на функционирование сознания. Человеческая жизнь, на каждом из ее этапов, связана с этой силой. Человек редко обращает внимание на эту силу, потому что она для него обычна и естественна, но в жизни есть много ситуаций, которые нельзя назвать обычными. Поэтому человеческий интеллект вынужден разделять умственную деятельность на различные категории в соответствии со своими наблюдениями и опытом.

Психологи говорят о подсознании и бессознательном, а парапсихологи знакомят нас с шестым чувством, внутренним голосом и экстрасенсорным восприятием. Религиозные ученые выдвинули идеи сознания, интуиции и души.

Анализ предмета и метода христианской психологии

Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что основной задачей христианской психологии является одухотворение образа и понятия человека, который берется за основу для аналитического анализа и изучения. Основываясь на экспериментальных методах, эта задача рассматривалась с позиции гуманистической психологии, но стоит отметить, что понимание слова — душа, как и ее понятие, не существует в арсенале этой науки. Учитывая этот фактор, можно увидеть, что христианская психология возвращает в научное понимание весь тримериум человека вместе с его божественной природой, и возвращает в сознание психологов Иисуса Христа, Спасителя, как Путь, Истину и Жизнь, как отправную точку любой практической работы с людьми.

Основной темой христианской психологии, является духовное измерение (или его составляющая), а рассмотрение всего остального, как психического измерения (чувство, воля, разум), характеризуется духовной составляющей, в которую входят: духовная воля, чувство и разум. В рамках изучения данной темы учитывается также наличие таких психических показателей, которые берутся за основу работы, анализа и коррекции, как: психическое сознание, психическое общение, психический опыт, психическое делание, психическая личность, психические способности и др.

Если подробно рассмотреть вопрос о расширении предметной области психологии, то можно выделить целый список дополнений, противоречий, а иногда — антиномий, которые служат для включения духовного измерения, психического.

Основной целью абсолютно любой психотерапии является устранение разделения сознания (внешнее (сознательное), или внутреннее (бессознательное)). В этом отношении существует разделение на психоанализ, поведенческую терапию и христианскую психологию.

Психоанализ, гештальт — чтобы преодолеть разрыв между разумом и сердцем. Поведенческая терапия — между разумом и волей. Христианская психология — между первым и вторым чувством души.

Сокровенный смысл психологии — это возвращение к нормальному душевному и духовному состоянию, в котором душа является связью, со-отношением и точкой отсчета человеческого тела. В этом случае можно рассматривать линию христианской психологии как созерцательную ориентацию христианского образа человека, а также созерцание его ума и бытия, направленное на достижение индивидуального личностного возвышения (ведь смысл человеческого бытия заключается в стремлении к совершенству). Если эта цель не достигнута, возникает необходимость в корректирующих техниках.

Основные психологические особенности личности православных христиан

Прежде всего, следует учитывать, что христианская богословская антропология носит преимущественно дедуктивный характер, и основные представления о личностных качествах православных христиан исходят из трех основных источников: из святоотеческих свидетельств, отражающих единство с Божественными личностями, из Священного Писания и из фундаментальных догматических исследований.

Что касается методов психологического воздействия на свободу личности православного христианина с помощью антропологической психологии, то предпочтительнее коррекция внутренних, а не внешних факторов, поскольку для антропологической психологии важно воздействовать на сознание, освободить душу человека от греховных помыслов, дать ей спасительную благодать, а в случае наличия дефектов сознания психологическая коррекция осуществляется с помощью беседы и соответствующего понимания личности пациента.

Психологическая антропология считает, что личность человека, хотя и нравственно несовершенна, но создана ценностью и сознанием, при этом вопрос личной свободы христианина, строго ограничен нормами морали и нравственности, которые лежат в основе общественных представлений о совершенствовании личности.

Проявлением индивидуальной человеческой природы, являющейся противоречивой основой взаимодействия с традиционным, праведным и богобоязненным послушанием, является наличие безличной части, природы и сил взаимообращения, выражающееся в несовершенстве богословского понимания образа Божьего. Понимание этих основ должно выражаться в четком богословском обосновании усилий по достижению единства природы и любви, выраженного в единстве различных триад частей, сил и проявлений? божественной природы человеческого происхождения. Здесь должно лежать установление функционирования внутренних законов человеческой природы и стремление понять обязанности, связанные с подобием Бога, которые открывают возможность обретения индивидуумом свободы души.

Методология христианской психологии на основе изучения личной свободы православного христианина

В рамках данной работы стоит сначала обрисовать методологическую коллизию дисциплины христианской психологии, выразившуюся в появлении драматической и идеологической альтернативы, религии науки. Изложение основ ее актуальности с точки зрения А.Н. Уайтхата рассматривается в следующей концепции: «Рассматривая значение религии и значение науки для человечества, можно без преувеличения сказать, что будущий ход истории зависит от решения вопроса об отношениях между ними нынешним поколением.»

С точки зрения христианской психологии, на данный момент существует два раздела психологии: религиозная психология (светская психология) и светская психология. В то же время, обе дивизии рассматривают вопрос о личной свободе ортодоксального христианина с противоположных позиций. Светская психология рассматривает этот вопрос с достаточно корректной позиции современных представлений, в то время как религиозная психология пытается объяснить этот вопрос с позиции извращенных религиозных представлений.

Независимо от этого, современные эмпирические и практические методы, используемые в основе христианской психологии, продолжают развиваться и расширяться, и методологический уровень современного состояния дисциплины должен быть тщательно проанализирован.

Рефлексивный механизм науки, выраженный в достаточно гибкой и общей христианской методологии, реализует концентрацию внимания на доминирующих вопросах христианской психологии личности православного христианина: на предмете и методе формирования этой науки, на отделении проблематизируемого в науке знания, анализирующего готовый объект, от позиции философского и идеологического обоснования, раскрывающего природу объекта.

Рассматривая вопрос методологии в христианской психологии, можно выделить значимые фигуры, принимавшие участие в исследованиях в этой области, такие как Т.Г. Лескевич, Л. Шестов и П. Фейерабенд.

Дословно цитируя Т.Г. Лешкевича, автор пишет, что «полного и всеобъемлющего разграничения — отделения науки от ненауки — так и не удалось достичь», а учитывая более поздние исследования Л. Шестова, было отмечено, что современная методология, очерняет существующие в настоящее время ненаучные методы идентификации личности. Современное состояние методологии христианской психологии, сформированное на основе последних исследований П. Фейерабенда, столь же верно религиозным идеям, как и научно иррациональным, и провозглашает свой идеологический принцип — все позволено.

Исходя из вышеуказанных оговорок, можно выделить следующие формы, виды и подмножества ненаучного знания: «ненаучное», «донаучное», «паранаучное», «квазинаучное», «псевдонаучное», «антинаучное» и «псевдонаучное». Рассмотрение других классификаций выявляет аномальную, нормальную и девиантную науку.

Рассматривая методологию христианской психологии и возможные факторы, которые являются решающими при отнесении этой науки к какому-либо типу вышеприведенной классификации, с позиции Б. Братуси в предисловии к своей работе «Элементы христианской психологии» утверждает, что пора отказаться от идеи единой, универсальной психологии; «здесь достаточно места для исследователей и методологов всех видов». В свою очередь, он предложил, что нынешняя узкоспециализированная позиция христианской психологии, должна быть отнесена к более широкой науке философии, хотя его позиция характеризуется рядом недостатков. Во-первых, философия не имеет в своем арсенале отдельных практических и эмпирических методов анализа, а использует различные философские системы, которые строятся на различных исходных эпистемах и возводят теоретические конструкции, не требующие эмпирического подтверждения. Во-вторых, философия — наука обоюдоострая, и один и тот же вопрос может рассматриваться с совершенно разных позиций, что лишает необходимости его объективного и однозначного понимания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свойства внимания
  2. Этика психолога: общечеловеческие и профессиональные принципы взаимодействия
  3. Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий
  4. Воображение и творчество
  5. Программа психологической подготовки
  6. Задачи психотерапии
  7. Детская психология
  8. Душа – целесообразная основа человека
  9. Ценности и ценностные ориентации
  10. Малая группа в социальной психологии — Межличностные отношения в группах