Для связи в whatsapp +905441085890

Предмет и фон в восприятии — Общие особенности восприятия

Наше представление о мире стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: камень — это камень, дерево — это дерево, кошка — это кошка. Нам кажется, что иначе и быть не может.

Но мы подгоняем мир под свои собственные стандарты, определяемые нашими человеческими чувствами. Это относительный образ, совершенно отличный от того, каким может быть инфузория-туфелька, летучая мышь или слон. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, которые нам в основном неизвестны, а для других — из звуков, которые мы в основном не различаем. Каждый вид имеет рецепторы, которые позволяют организму получать информацию, наиболее полезную для его адаптации к окружающей среде, что означает, что каждый вид имеет свое собственное восприятие реальности.

Окружающая среда посылает нам тысячи сигналов в каждый момент времени, из которых мы можем обнаружить лишь очень малую часть. Человеческое ухо не способно услышать слишком высокие для него звуки, в то время как собака, дельфин или летучая мышь могут легко услышать такие ультразвуковые звуки. Космос пронизывается бесконечным количеством электромагнитных волн, от самых коротких (гамма-лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны). Однако наши глаза чувствительны лишь к небольшой части спектра, которая занимает промежуточное положение — «видимый свет». Как выглядела бы реальность, если бы мы могли различать другие формы энергии? Как бы выглядел наш взгляд на мир, если бы наши глаза могли улавливать рентгеновские лучи и мы могли бы видеть сквозь то, что сейчас кажется непроницаемым? Но какой мозг нам нужен, чтобы воспринимать окружающую среду, от которой мы получаем так много сигналов?

Наше восприятие мира является целостным именно благодаря целостности нашего восприятия. А целостность восприятия складывается из различных его видов — от простых, основанных на пяти органах чувств, до сложных — восприятия пространства и времени, восприятия музыки и человеческого языка.

Предмет и фон в восприятии - Общие особенности восприятия

Общие особенности восприятия

В различной учебной литературе по общей психологии встречаются различные концепции восприятия:

Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающее в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецептивные поверхности органов чувств.

Восприятие — это отражение предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие — это отражение предметов и явлений в целом, действующих непосредственно на органы чувств, а не их отдельных свойств, как в случае с ощущениями.

Восприятие — это не сумма ощущений, полученных от конкретного объекта, а качественно новый этап сенсорного восприятия со своими собственными возможностями

Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств

Внимательно изучив все эти определения, можно сделать вывод, что восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, происходящий в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью отделов головного мозга анализаторов. В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют представление о целостном объекте, отражая всю совокупность его свойств. Образ восприятия, однако, не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Основные свойства восприятия

Основными свойствами восприятия являются: Субъективность, целостность, структура, последовательность, осмысленность, апперцепция и активность.

Предметность — это способность отражать предметы и явления реального мира не как совокупность не связанных между собой ощущений, а в виде отдельных объектов. Объективность не является врожденным свойством восприятия. Это свойство появляется и совершенствуется в процессе онтогенеза, начиная с первого года детства. Объективность проявляется в том, что объект представляется нам именно как отдельное физическое тело, изолированное в пространстве и времени. Это свойство наиболее ярко проявляется в явлении выделения фигуры (предмета или объекта восприятия) из фона. Объект — это то, на чем фокусируется восприятие в данный момент, а фон — это все, что образовано другими объектами, которые одновременно воздействуют на нас, но отступают на «задний план» по сравнению с объектом восприятия.

Каждый образ целостен. Под этим подразумевается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в картине. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные характеристики объекта, восприятие передает целостный образ объекта. Оно формируется на основе обобщения информации, полученной в виде различных ощущений об отдельных свойствах и качествах объекта. Сенсорные компоненты настолько тесно взаимосвязаны, что формируется единый сложный образ объекта, даже если непосредственно задействованы только отдельные свойства или части объекта. Эта картина условно и рефлекторно формируется сочетанием различных сенсорных впечатлений (т.е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации в целостную картину конкретного объекта.

Важно отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от отдельных свойств, но и от ряда других факторов — например, от предыдущего опыта и отношения.

С когерентностью восприятия связана его структурированность (или обобщенность). Это означает отнесение каждого изображения к определенному классу объектов, который имеет имя. Влияние языка (который включает универсальный опыт) и личного опыта человека отражается в этом влиянии на образ класса. С расширением личного перцептивного опыта образ, сохраняющий свою индивидуальность и связь с конкретным объектом, приписывается все большей совокупности объектов определенной категории, то есть классифицируется с возрастающей достоверностью. Это требует обобщения, обращения к классу похожих объектов, хранящихся в памяти, что подразумевает переход от текущей ситуации к другой; к пониманию реальности через призму лично обобщенной схемы реальности.

Обобщение и классификация обеспечивают надежность правильного распознавания объекта независимо от его индивидуальных характеристик и предубеждений, которые не выводят объект из класса. Обобщение восприятия позволяет нам не только классифицировать и распознавать объекты и явления, но и предсказывать некоторые свойства, которые не воспринимаются непосредственно.

Следующее свойство восприятия — постоянство. Именно относительная независимость образа от физических условий восприятия проявляется в его неизменности. Форма, цвет и размер объектов воспринимаются нами как постоянные, хотя сигналы, поступающие в органы чувств от этих объектов, постоянно меняются. Как известно, размер проекции объекта на сетчатке зависит от расстояния между объектом и глазом и угла зрения. Однако известные объекты кажутся нам постоянного размера независимо от этого расстояния (в определенных пределах). Восприятие цветов зависит от многих факторов: Освещение, фон, интенсивность. Однако цвет известных объектов всегда воспринимается одинаково. Аналогичным образом, форма знакомых объектов воспринимается как постоянная, независимо от условий наблюдения. Важность постоянства очень велика.

Классификация типов восприятия

В психологии существует несколько классификаций типов восприятия.

Первый способ классификации — по модальности — по типу анализатора, который в основном задействован в данном типе восприятия.

По модальности (по анализаторам) различают: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые.

Зрительное восприятие происходит в основном в системе зрительного анализатора. Человек воспринимает целостный образ предмета непосредственно через зрение. Зрительная система предназначена для восприятия сложных форм объекта сразу (одновременно). Зрительная система человека и животных позволяет им воспринимать не только отдельные черты объектов, но и целые геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности хранения изображения необходимо движение глаз Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Слуховое восприятие — это восприятие в системе слухового анализа. На протяжении всей социальной истории человечества развивались две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или музыкальная) кодовая система и фонематическая кодовая система (или система рече-звуковых кодов). Обе системы организуют звуки, воспринимаемые человеком, в сложные системы слухового восприятия. Слуховое восприятие — это активный процесс, в котором задействованы моторные компоненты. При слуховом восприятии моторные компоненты отделены от слуховой системы и выделяются в особую систему песни в голосе для прослушивания музыки и произнесения для прослушивания речи. Слуховое восприятие участвует в восприятии времени.

Тактильное восприятие — это восприятие, основанное на кожных и двигательных ощущениях. В процессе тактильного восприятия объекта информация от отдельных признаков объекта постепенно (последовательно) преобразуется в целостный (одновременный) образ объекта. Для того чтобы перейти от оценки отдельных признаков к тактильному восприятию целого объекта, рука должна быть в движении, т.е. пассивное тактильное восприятие заменяется активным ощупыванием объекта.

Обоняние — это восприятие запахов с помощью обонятельного сенсора (носа). Приятные запахи мы воспринимаем как аромат или парфюм, неприятные — как зловоние. Сильное влияние на обоняние оказывает психофизиологическое состояние человека. При определенных условиях может наблюдаться извращенное обонятельное восприятие, когда некоторые знакомые вещества внезапно становятся сильно неприятными.

Вкусовое восприятие — осуществляется с помощью вкусового анализатора (языка). Это в значительной степени связано с обонянием — при затруднении носового дыхания снижается вкусовая чувствительность. Это связано с потерей информации — мозг воспринимает пищу целостно, всеми анализаторами, и потеря информации из одного из них снижает восприятие всей картины.

Второй способ — по характеру активности восприятия различают: недобровольные, добровольные.

Восприятие непроизвольно (непреднамеренно) — это восприятие без намерения, без цели. Это часть другой деятельности.

Восприятие является добровольным (намеренным) — оно связано с определением определенной задачи, цели. Она характеризуется целенаправленностью, планированием и последовательностью. В этом случае восприятие — это когнитивная перцептивная деятельность (наблюдение). Добровольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем недобровольное. Непроизвольное восприятие является высшей психической функцией и присуще только человеку.

Третий способ — по характеру и продолжительности: одновременные, последовательные.

Восприятие одновременное — развернутое в пространстве, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, восприятие лектором всей аудитории во время лекции.

Последовательное восприятие — это наблюдение, основанное на времени, шаг за шагом. Например, обнаружение ошибок во время проверки диктовки.

По объекту восприятия: размер, глубина, форма объектов.

Восприятие размеров объектов определяется размером их изображения на сетчатке глаза и расстоянием до глаз зрителя.

Законы восприятия. Иллюзии

В связи с тем, что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии большое внимание уделяется исследованиям организации восприятия, особенно принципам (законам) перцептивной группировки. Эта проблема наиболее подробно изучалась в гештальтпсихологии, которая утверждает, что целое всегда больше, чем сумма его частей. Самый важный из упомянутых принципов заключается в том, что любое изображение или объект воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Перцептивная фигура Пространство Время

Принцип фигуры и фона применим ко всем модальностям восприятия. Ваза Рубина — пример взаимоотношений между фигурой и фоном. Либо ваза, либо два профиля могут восприниматься как одна фигура. Соответственно, фон может быть черным или белым. Другими словами, фигура и фон взаимозаменяемы: Фигура может стать фоном, а фон может стать фигурой.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для различных модальностей восприятия. Когда кто-то произносит ваше имя в общем гуле собрания, он сразу же появляется как фигура на фоне других голосов. Мы можем наблюдать то же явление, когда воспринимаем запах розы в окружении курильщиков или запах сигареты рядом с клумбой роз.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного членения) — исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая ничего общего со свойствами самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем другие способы распознавания стимула.

Закон близости. Части визуального образа, расположенные близко друг к другу, с большей вероятностью будут восприниматься как единое целое. Таким образом, чем ближе две фигуры находятся друг к другу, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон подобия. По мнению М. Вертгеймера, при прочих равных условиях, когда несколько похожих стимулов предъявляются вместе, существует тенденция группировать похожие элементы при восприятии определенной формы. Мы группируем фигуры, которые похожи друг на друга. Например, мы группируем светлые круги со светлыми кругами и темные круги с темными кругами, так же как мы группируем вертикальные линии с вертикальными линиями и горизонтальные линии с горизонтальными линиями.

Закон замыкания гласит, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, организованы или сгруппированы вместе, а недостающие части фигуры заполнены.

Закон хорошего прогресса. Когда прямая или кривая линия продолжается из любой точки без существенного изменения своей кривизны, она называется плавным продолжением (переходом). Вместо термина «плавный переход» гештальт-психологи использовали термин «хорошее продолжение», введенный М. Вертгеймером, который отражает субъективность восприятия. Согласно закону хорошего продолжения, части визуального образа группируются так, чтобы нарушение плавных линий было минимальным.

Закон гестации (хорошая форма). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлениями тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне согласованной», «симметричной», или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами для охвата всех этих терминов, «беременной».

Иллюзии восприятия — это искаженное отражение реальности, которое сохраняется. Перцептивная иллюзия — это перцептивное явление, которое существует только в сознании человека и не соответствует какому-либо реальному явлению или объекту. Может возникать в различных модальностях. Наибольшее их количество наблюдается в поле зрения.

Зрительные иллюзии многогранны:

  • Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Благодаря этому белые объекты кажутся больше:
  • Иллюзии, связанные с переоценкой размеров вертикальных сегментов по сравнению с горизонтальными, когда на самом деле они равны:
  • Иллюзии из-за контраста. Воспринимаемый размер фигуры зависит от ее окружения. Круг кажется большим под маленькими кругами и меньшим под большими кругами:
  • Трансферная иллюзия. Это означает перенос свойств целой фигуры на ее отдельные части. Это иллюзия Мюллера-Лайера и др:
  • Иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона:

К другому типу перцептивных иллюзий относятся иллюзии видимого движения:

  • Автокинетическое движение — хаотическое движение объективно неподвижного источника света, наблюдаемое в полной темноте;
  • Стробоскопическое движение — впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в непосредственной близости (движущиеся картинки);
  • Индуцированное движение — кажущееся движение неподвижного объекта в направлении, противоположном движению окружающего фона.

К невизуальным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов одинакового веса, но разных размеров, меньший кажется тяжелее.

Единой теории, объясняющей все иллюзии, пока не существует. Принято считать, что эффект иллюзии является результатом работы тех же механизмов в необычных условиях, что и в обычных.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Закрытая кадровая политика
  2. Экспериментальное изучение эмоциональных состояний человека
  3. Виды внимания
  4. Влияние стилей взаимоотношения в семье на формирование тревожности, страхов и фобий у детей — Классификация страхов
  5. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  6. Стресс: способы профилактики и преодоления
  7. Психологические особенности несовершеннолетних преступников
  8. Кризисная психотерапия
  9. Нарушения в применении средств общения — Понятие речевого нарушения
  10. Психология общения с пациентами