Для связи в whatsapp +905441085890

Предмет и методы политической философии — Универсальные черты политической власти

Как уже говорилось, понятие власти является центральным, системообразующим в политической философии. Сила — по-гречески — arche — это первоначало, порядок, превосходство в противоположность anarhia — отсутствию порядка, власти. Исторические формы власти могут быть разными, но сама власть — это универсальное явление, коренящееся в природе человека как социального существа. Без власти не может существовать общество, а значит, и человек. История власти — это история человеческого общества. Не зря в большинстве учебников истории политическая история описывается как «история империй».

В политической философии было предложено множество концепций, интерпретаций и определений власти. Вот только самые известные концепции власти:

  • Право и способность подчинять других своей воле;
  • Власть, способность достичь видимого блага, которая превращает жизнь в стремление к все большей и большей власти (Т. Гоббс)
  • Способность к самоактуализации (А. Гамильтон);
  • Реализация воли субъекта вопреки сопротивлению других субъектов (М. Вебер); действие, определяющее другие действия (Г. Лассуэлл, А. Каплан);
  • Способность навязывать другим определенные действия;
  • Способность А влиять на поведение В с помощью С (С. Льюис);
  • Способность изменять поведение других, не меняя себя (А. Кожев);
  • вызывают определенные изменения (П. Моррис);
  • способность вносить определенные различия в положение вещей (Э. Гидденс).
    Если приблизить понимание власти к политическим реалиям, то она предстает как политическое правление, включая государственное управление, основанное на соответствующих организациях, чиновниках, административных режимах.

Общие черты власти как специфической деятельности можно представить следующим образом.

Предмет и методы политической философии - Универсальные черты политической власти

Универсальные черты политической власти

  • Деятельность, активность
  • Свобода, осознание решений и действий
  • Целеустремленность
  • Рациональность
  • Конфликт: процесс и результат противостояния между социальными группами и силами
  • Целостность: обеспечение единства раздробленного общества, порядок, баланс интересов
  • Обязательные: обеспечение реализации решений
  • Дисбаланс: способность одних социальных сил изменять другие, не становясь при этом
  • Признание: Возможность сопротивления + сознательный отказ от него.
    Власть необходима для достижения и предотвращения. Таким образом, она предполагает целесообразность, из которой вытекает возможность ответственности. Изменения, происходящие естественным путем, включая стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, цунами), не предполагают никакой собственной ответственности, в отличие от взрывов и поджогов, осуществляемых для достижения конкретных целей.

Власть предполагает наличие субъекта — ее носителя (правителя). В отличие от природных стихий, субъекты политики способны мыслить, понимать, оценивать возможные последствия, выбирать конкретные средства и действия. Но власть всегда направлена против кого-то, следовательно, для власти должно быть как минимум два человека. В то же время власть предполагает как возможную оппозицию, так и сознательный отказ от нее. Реализуя свободу своего субъекта, власть ограничивает свободу других субъектов и способна причинить им вред и лишить их независимости, даже ради их собственного блага. Именно так ведут себя родители, врачи и учителя — по крайней мере, это предполагается их социальной ролью. Другими словами, власть — это не только «по поводу» («потому что»), но и «для» («для того, чтобы»).

Различия власти и Божественности

Поскольку власть способна действовать, влияя на других, не изменяясь сама, в истории нередки случаи придания власти божественного характера. Однако между властью и божественностью существуют фундаментальные различия.

Б. де Жувенель первым указал на историческую тенденцию увеличения и распространения власти. В этом процессе политические кризисы (кризисы власти), которые разрешаются революциями, приводят к усилению контроля над властью. Таким образом, до XIX века власть сводилась к суверенитету (правомочию) и обеспечению общего блага. Проблема суверенитета или неэффективности власти привела к потере легитимности и смене политического режима. В каком-то смысле это было господство политического номинализма: люди были чем-то большим, выходящим за рамки контролируемой властью части общества. Таким образом, на протяжении большей части истории войны велись специальными армиями (даже наемными), состоящими из профессиональных воинов и содержащимися правителем. И эти войны лишь косвенно затрагивали гражданское население, которое легко переходило от одного правителя к другому. Но начиная с XIX века в боевых действиях участвовало все население, включая детей. Первой войной, в которой участвовало все население, была война республиканской Франции против Пруссии. Та же тенденция прослеживается и в военных конфликтах двадцатого века.

Немецкие романтики представляли общество как определенный организм; в философии права и государства Гегеля эта совокупность приобрела системный характер; в марксизме сам человек был представлен как система общественных отношений. Другими словами, на первый план выходит реалистическое (в смысле философского реализма) понимание общества как особого универсума, который в своей совокупности больше, чем сумма его членов.

Действительно, исторические события показывают все большую политизацию жизни как таковой, вплоть до возникновения «биополитики». Вопросы эвтаназии, генной инженерии, трансплантации, использования стволовых клеток, медицинского вмешательства в воспитание детей и абортов стали предметом острой политической полемики. Ярким примером этой расширяющейся и углубляющейся политизации человеческого состояния является проблема прав человека, которая не только породила систему ювенальной юстиции, но и распространяется на пренатальную стадию формирования личности. Дебаты о правах животных в самом разгаре.

Несмотря на существование различных взглядов на предметную область политической философии, эти новые подходы не являются взаимоисключающими, а скорее могут считаться взаимодополняющими, что позволяет увидеть все новые грани в современной философской интерпретации сложных явлений политического мира.

Научные парадигмы

Классическая трактовка предмета политической философии, с которой мы начнем, предполагает глубоко серьезный интерес к морально-этическим вопросам, к интеллектуальному самовыражению определенных социальных групп и индивидов, к экспериментированию, к интуиционистскому художественному восприятию мира. В то же время, однако, современная политическая философия, как и во времена Платона и Аристотеля, сосредоточена на проблемах духовного измерения политики, на вопросах ее высшего смысла и цели. Именно политическая философия призвана сформировать общую картину политического мира, назвать его проблемные зоны, указать на самые острые противоречия политики. Ведь политическая философия во все времена искала ответы на кардинальные вопросы современности, например: Почему человек стремится в сфере политики решить самые важные проблемы человеческого существования? Что является основой политической организации — божественный разум, рациональное начало, естественное право или право сильнейшего? Как укрепить власть государства как гаранта порядка и консенсуса? Как подчинить власть требованиям общего блага и благосостояния людей?

Политическая философия вырабатывает особые исследовательские установки — научные парадигмы, эти сознательные или бессознательные каноны политической мысли, которые ориентируют исследователей на определенную картину политического мира и различные стратегии анализа.

  • Научная парадигма — это набор норм, правил и ценностей, которые создают установку на то, чтобы видеть явления в определенном свете или изучать их соответствующим методологическим способом.

М. Фуко называл парадигмами особые дискурсивные образования — исторически сложившиеся способы рационального понимания реальности, которые подчиняют каждого исследователя тирании априорных схем мышления.

Политическая парадигма — это мировоззренческая система, определяющая роль и значение политического индивида в обществе, его временные и пространственные политические координаты, отношения с государством и политической властью, пределы политических прав и обязанностей. Таким образом, политическая парадигма должна обеспечивать ценностную и идеологическую основу для объединения и интеграции людей в определенное политическое сообщество.

Развитие научной парадигмы предполагает формирование особого понятийного аппарата через «переоценку всех ценностей» (Ф. Ницше). Концептуальные схемы представляют собой необходимые аспекты восприятия как в науке, так и в повседневной жизни. Задача любой научной абстракции, любой научной категории — упростить реальность и отобрать существенное для дальнейшего концептуального понимания, но не искажать суть реальности.

Мнение известного философа

Георг Гегель подчеркивал: «Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего распознать имманентную субстанцию и вечное, присутствующее в настоящем. Ибо разумное, синоним идеи, предстает в своей реальности в бесконечном изобилии форм, видимостей и сущностей»[2].

На каждом новом этапе политической истории происходит смена политических парадигм, которая должна отражать появление новых явлений в мире политического, которые невозможно описать и объяснить на языке прежней научной теории. Само слово «теория» в античной философии первоначально означало «страстное и сострадательное созерцание», без которого невозможно сосредоточенное, глубокое постижение природы вещей. И сегодня понимание новых реалий политического мира немыслимо без такого «страстного и сострадательного созерцания», призванного разглядеть за эфемерными и преходящими политическими событиями «смысл и цель истории» (К. Ясперс).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Арнольд Гелен, немецкий философ
  2. Джайнизм как одно из направлений древнеиндийской философии
  3. Фундаментальные свойства бытия
  4. Философия эпохи возрождения и нового времени
  5. Философская антропология
  6. Математизация технических наук
  7. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
  8. Иеремия Бентам, английский философ и юрист
  9. Функционирование общества и основные ориентации функциональных исследований
  10. Предмет и метод философии права