Для связи в whatsapp +905441085890

Предпосылки возникновения античной философии — Дофилософские формы сознания: проблема источников философии

Древняя философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в Греции в шестом веке до нашей эры и продолжалась до шестого века нашей эры. Ее завершение было связано с закрытием последней греческой философской школы — Академии Платона императором Юстинианом в 529 году и со смертью «последнего римлянина» Бетия в 524 году.

При всех своих существенных отличиях философские системы древности имеют определенные общие черты, обусловленные их принадлежностью к древнему типу рабовладельческого образования и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что возникновение и развитие древней философии было связано с освобождением от мифологических образов мира и человека и переходом к их рациональному пониманию, то есть от «мифа к логотипу». Отличительной чертой древней философии была также ее изначальная тесная связь с учениями о природе, возникшими в виде естественной философии. В процессе дифференциации последних существуют отдельные науки и философия как особая составляющая интеллектуальной культуры. Характерной чертой древней философии является космоцентризм. Центральным элементом такого типа мировоззрения было учение о космосе, которое включает в себя природу, людей и богов. Важной особенностью этой философии является то, что на основе созерцания разрабатывается первая историческая форма диалектики. Космос задуман в переплетении своих составляющих, в изменении, движении и формировании. В отличие от древней восточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологическим и этическим проблемам, древняя философия приходит к этой проблеме только в начале своего существования, переходя от общих и физических проблем к социально-этическим проблемам и погружаясь во внутренний мир человека.

Его основная периодизация в основном связана с общим культурным развитием древности. Основываясь на содержательном анализе древней философии, существует пять взаимопроникающих, а иногда и перекрывающихся периодов:

1) Космологическая, с ее онтологией и последующей эпистемологией и этикой, иногда называемая доократической или естественной философией (6-5 вв. до н.э.).

2) антропологическая, представленная софистами, Сократом и школами Сократа (2-я половина V-IV вв. до н.э.).

3) Классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-4 вв. до н.э.).

4) эллинизм: связанный с подъемом и распространением эпикурейства, стоицизма, скептицизма и неоплатонизма (конец IV в. — I в. до н.э.)

5) Роман, представленный философией Цицерона, Лукреция Кара и римским стоицизмом, эпикурейством, скептицизмом, а также философией позднеримского мыслителя Бетия (I в. до н.э. — VI в. н.э.).

Актуальность этого очерка обусловлена тем, что нам нужны мысли мудрецов, даже из глубокого прошлого, даже сейчас. Те, кто не знает истории философии, даже древности, не могут действительно знать ее современное состояние. Изучение истории философии раскрывает просветление вникания в летопись ранней мудрости. И даже заблуждения гениального ума часто намного поучительнее, чем индивидуальные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов богаче и полезнее для нас, чем простой здравый смысл в суждениях обычного человека. Конечно, древняя философия в целом является огромным предметом исследований, но для того, чтобы ближе познакомиться с ней, я считаю целью работы указание на основные черты древней философии, ее особенности и наиболее известные ее достижения.

Предпосылки возникновения античной философии

Дофилософские формы сознания: проблема источников философии

В исторической философии достаточно прочно утвердилось, что первоначальной формой общественного сознания или идеологией племенной и ранней рабовладельческой системы была мифология. И, как правило, становление науки и философии выражается как совокупность, некая единая и неделимая молчаливая форма теоретического освоения мира по формуле. От мифа до логотипов, а точнее, от мифологических идей до теоретической мысли. Философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания природы и общества.

В то время, когда философская мысль только пробуждается, да и вообще на протяжении всего периода становления философии, миф доминирует в общественном сознании. Следует отметить, что зарождающаяся философская мысль не находит мифа в его первозданном виде. Она трансформируется, систематизируется и в значительной степени переосмысляется еще в древней Греции Гомером и Гесодиодом в Эпическом и Феодосийском периодах. Они дают нам немедленное появление мифа, который предшествует философии и все больше трансформируется и разлагается под влиянием искусства и элементарных форм научного познания, свойственных той эпохе.

Миф — сложная и многофункциональная сущность. Формируясь в условиях формирования первобытной общности, недифференцированного спонтанного коллективизма, вызывающего переход во всю реальность, естественные отношения племенной общности, данные непосредственно человеку, он представляется нам как описание совокупности фантастических существ, образующих общность, связанную кровосмешением. Природные и космические, социальные и производственные функции распределены между этими существами. В то же время мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно некритично и рассматривается как истина, какой бы неправдоподобной она ни казалась. Миф, таким образом, кажется этой теме совершенно реальным , world¢¢, возможно, даже более реальным, чем земной мир. В то же время это мир, оторванный от повседневного мира. Это и демонстративно, чувственно дано, и магически, сказочно и индивидуально чувственно — и абстрактно обобщенно, и очевидно достоверно, практически эффективно — и сверхъестественно. Его главная функция — регулировать социальную жизнь в ее эмпирическом многообразии, и здесь он действует как сама жизнь, в которой сливаются социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иными словами, мифология — это форма практического духовного присвоения мира. Поэтому, когда он преодолевает, подчиняет и преобразует силы природы посредством воображения, он, следовательно, исчезает с появлением реального господства над этими силами природы.

Для достаточной реализации этих возможностей потребовалось длительное развитие общества и самого первобытного сознания. Это требовало, в частности, превосходства клана над видом, , благородного над vile¢¢¢¢, и индивидуума, достаточно отличающегося от клана, становясь реальным субъектом труда, общественной жизни и познания, в той мере, конечно, в какой это позволяла стадия развития общества и личности. Это развитие происходило в течение огромного промежутка времени, когда заканчивалось развитие дообщинных образований и начиналась эпоха раннего рабства. В это время происходит переход от экономики сбора и охоты к экономике производства, от камня к металлу, от фетишизма к анализу.

Процесс разложения мифа и перехода от него к другим формам общественного сознания отчетливо прослеживается, в частности, в Греции. Отправной точкой этого процесса является мифология, которая уже представлена во вторичной форме эпоса, а также в теогонии Гесиода и смежных теогониях других авторов, сохранившихся в отрывках.

Античная натурфилософия

Появление древней философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим интеллектуальным скачком в Греции в VII-VI веках до н.э., который называют «греческим чудом».

Период становления ионийской философии был временем семи мудрецов, людей практической мирской мудрости.

Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.) был основателем милетической школы. В нем мы имеем не только философа, но и ученого и политика. Он был великим человеком, который объединил свой интерес к практическим потребностям жизни с глубоким интересом к структуре мира и поиску его истоков. Фалес начал трансформировать мифологическое мировоззрение в философское, соответствующее духу времени. Впервые в истории человеческой мысли он поставил вопрос о том, каким должен быть мир с новой, философской точки зрения, опираясь не только на миф, но и на «чувственное восприятие».

В Фалесе впервые в истории человеческой мысли поднимается проблема начала явлений материальной реальности с точки зрения их концептуального осмысления. Вода признана основой всего, понимается как жидкость вообще, которая является не только началом, но и концом всего, что существует. Вода рассматривалась Фалесом как «физраствор», жидкость, и то, что мы пьем, является лишь одним из ее состояний.

Учеником Фалеса был Анаксимандер (ок. 611-545 гг. до н.э.), который написал свой философский труд «О природе». Он сделал еще один шаг от конкретного к абстрактному, от сенсорного к концептуальному пониманию «начала» реального существования. Анаксимандер считал, что единственным и постоянным источником рождения всего сущего является не одна отдельная субстанция, а первая субстанция. Аперон — это абстрактная, неопределенная материя; вместо «конечной» воды объявляется «бесконечная» сущность всего, что существует.

Противоположности поднимаются из аперона как единое целое. Из вечного и генеративного (аперон), «начала» — противоположностей сухого и влажного, теплого и холодного — извлекаются противоположности. Таким образом, оригинал порождает вещи не напрямую, а через единство «начала» — противоположности. Это означает, что Анаксимандер занимает самую важную методологическую позицию — принцип, что «части меняются, но все остается неизменным».

Первые живые существа, по словам Анаксимандера, родились во влажности и были покрыты колючей чешуей. Человек эволюционировал из животных. Он зародился и вырос до совершеннолетия внутри гигантской рыбы, а затем вышел на берег.

Анаксимены (ок. 560-480 гг. до н.э.) в своем труде «О природе» возвращаются из абстрактного в физическое, физическое и принимают один из четырех элементов, воздух, как происхождение всего сущего. Анаксимены называют воздух бесконечным, то есть апейросом. Таким образом, аперон превращался из вещества в свойство.

Анаксимены объясняют разнообразие элементов степенью сжатия воздуха. Душа тоже состоит из воздуха. «Подобным образом, — пишет он, — как душа наша, которая есть воздух, окружает нас, так и дыхание, и воздух окружает мир». Воздух обладает свойством бесконечности. Его конденсация ассоциировалась у анаксимианцев с охлаждением, а его разрежение — с потеплением. Как источник души, тела и космоса, воздух также является первичным по отношению к богам. Он не отрицал богов, но верил, что «воздух не сотворен богами, но они сами сотворены из воздуха».

Подход Анаксименеса к объяснению природы был количественным. Он объяснил создание многих вещей и их возвращение к единому оригиналу процессом сжатия и разрежения воздуха. Она характеризуется признанием семи переходных состояний воздуха (первичных): огня, чистого воздуха, ветра, облаков, воды, земли и камней.

Философия Платона и Аристотеля

Платон (427-347 гг. до н.э.) был первым греческим философом, создавшим интегральную концепцию объективного идеализма, суть которой заключается в том, что он признал мир идей, понятий и мыслей первичным по отношению к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в форме диалогов: «Извинения Сократа», «Федо», «Кратил», «Софист», «Равноправие», «Протагора», «Государство», «Тимеев», «Законы» и др.

Философия Платона была синтезом всех предыдущих знаний, представленных на понятном языке. Для него истинное существование принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир вещей — лишь слабое отражение, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре компонента философского знания того времени: Онтология, космология, эпистемология и этика.

В Платоне бытие многообразно и состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеи, является единство, которое отождествляется с хорошим. С доктриной бытия тесно связано учение о космосе, космологии. Платон развивает учение о сотворении Божеством Космоса из первобытного хаоса, Творец есть Демиург. Понимая, что неразумное творение не будет совершенным, он посадил ум в душу космоса и душу в тело. Он представлял себе космос как сферу с нашей планетой в центре и другими планетами и звездами, вращающимися вокруг нее, питающуюся от их души. Именно душа является основой человеческого разума, дает ему способность познавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что у человека есть врожденные идеи, которые он «извлекает» для себя, чтобы открыть для себя мир. По его словам, для того, чтобы знать вещь во всех ее проявлениях, необходимо было знать смысл вещи, то есть нужно было созерцать идеи с умом.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о средствах познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: рациональной, волевой и чувственной. Теория познания состоит из трех частей. Первое — это доктрина эроса, то есть состояние мистического энтузиазма, которое сопровождает и обуславливает познание. Тогда это теория запоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретической мысли. Эта часть называется диалектикой и представляет собой рациональное восприятие истинно существующих родов бытия или идей.

Отрицательный тип состояния возникает в четырех формах: Тимократия (власть амбициозных), олигархия (власть немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Платон основывает свою модель идеального состояния на доктрине о строении души. Подобно тому, как душа имеет три части (рациональную, волевую и чувственную), так и государство должно иметь три группы состояний. Рациональная часть души, добродетель которой состоит в мудрости, должна соответствовать классу правителей — философов; волевая часть, добродетель которой состоит в храбрости — классу воинов (стражников); волевая часть души — классу крестьян, ремесленников и торговцев. Именно такое состояние, по словам Платона, является добродетельным. Однако Платон ничего не может сказать о путях создания идеального государства, и он надеется на шанс, который может привести к его появлению в будущем.

По мнению Платона, формы идеального государства могут быть разными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того чтобы власть выражала не личные, а интересы народа, необходимо иметь хорошую организацию образования граждан. И здесь важная роль принадлежит отношению граждан к собственности. Это частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства и настраивает людей друг против друга. В этой связи опекуны и философы, вышедшие из своих рядов, не имеют частной собственности. На благо всего человечества, то есть на благо государства, он также упраздняет семью.

Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стецизм

Афины стали главным центром эллинистической философии, где несколько влиятельных школ соревновались друг с другом. Сначала существовали философские школы, возникшие в IV веке до нашей эры. …Платона и Аристотеля. Но постепенно Академия Платона и Перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и стали закрытыми элитарными учреждениями. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, циники) все больше соответствовали общему уровню социально-культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия, для Эпикура, была самым важным и основным средством для человека, чтобы достичь самой счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Для достижения невозмутимости самосознания необходимо знание природы.

В эпистемологии Эпикур был сенсационистом, который считал, что главным критерием истины являются ощущения, данные нам непосредственно. Вторичными критериями считаются предчувствия, опыт и «образный кастинг мысли». По его мнению, чувства не являются ложью, единственная причина — ложь.

Эпикуровая доктрина природы включает в себя общие, идеологические, а также частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о восходе и закате небесных тел, об их движении, о фазах луны и т.д. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Защищая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, которую ищут эпикурейцы, и освободить людей от повсеместного страха перед небесами.

В основе этического учения Эпикура лежит концепция удовольствия. Счастье человека заключается в достижении удовольствия, но при этом подчеркивается, что удовольствие от физических нужд необходимо для духовного покоя человека, для равновесия его душевного состояния. Говорят, что человеческая душа становится спокойной и безмятежной благодаря этому удовлетворению. Смысл удовольствия заключается в удовольствии ума (литературы, искусства и т.д.), а не в физических благах.

Эпикурейский идеал мудреца имеет сильные и преднамеренные убеждения. Он не подвержен судьбе, но достигает блаженства и хладнокровия ума (атараксия) через знание. В то же время Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Живи незамеченным!». Общество, по его мнению, искусственно возникает из договора, заключенного «атомным», т.е. изначально живущим в уединении. Установленные ими обычаи и законы призваны служить взаимной выгоде.

Элементы скептицизма, как сомнения в достоверности всех знаний, присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм, как значительное течение в философии, появился лишь в эллинистические времена. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого нужно было воздержаться от осуждения, так как невозможно постичь истину. Отсюда и безмятежность, хладнокровие и спокойствие духа, которое для него было высшим уровнем счастья (атараксия).

Работа Секста Эмпирика является кульминацией древнего скептицизма. Главное для него — это феномен вещи, а не то, что она есть и что ее сущность. Он не знает их и не хочет их знать. Секст пишет о нейтральном существе, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философии Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент — отрицание первого, а третий задуман либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одни и те же: Никто никогда не должен знать ничего ни о чем, независимо от того, как.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития
  2. Основные школы социальной философии
  3. Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного
  4. Проблема смысла жизни в философии
  5. Движение и покой, пространство и время, генезис понятия свободы
  6. Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
  7. Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
  8. Эстетика как философская наука
  9. Софисты и их основные идеи. Сократ
  10. Философия откровения Шеллинга