Для связи в whatsapp +905441085890

Представители феноменологической модели образования — Учебные модели

В существующей научной литературе существуют различные взгляды на содержание воспитательных функций и их систематизацию.

Некоторые исследователи предполагают результат влияния системы образования на личность, и поэтому называют такие их виды, как социализация личности, снабжение соответствующими знаниями и навыками, и многие другие. Так, Л.М. Коган называет передачу знаний и социального опыта от поколения к поколению (трансляционной), ценностно-ориентированной, гуманистической (человекообразующей), адаптивной. С другой стороны, другие исследователи фиксируют роль образования в структуре общества и поэтому выделяют функции, направленные на реализацию социальных программ в сообществах и обществе. P.O. Кенкманн выделяет такие функции: социальная (воспроизводство социальной структуры общества), профессиональная (подготовка членов общества к выполнению определенной профессиональной деятельности), гуманистическая (передача знаний и культуры новым поколениям), идеологическая (формирование идеологической ориентации, жизненной позиции у молодого поколения). В.Т. Лисовский помимо только что названных выделяет моральную, направленную на усвоение норм морали, и политическую, которая заключается в формировании политической культуры, способности к анализу. Третья группа исследователей называет функции, которые касаются экономики, социальной структуры, духовной культуры и т.д. общества в целом. В основном они распределяются в сфере экономики, которую также называют профессионально-экономической или профессионально-образовательной, и социальной. Многие исследователи выделяют множество функций, и, как правило, в соответствии со своей концепцией, они наделяют новыми функциями уже существующие, а на самом деле и старые, но объединенные или названные по-другому. Так, А.В. Кооп называет культурно-гуманитарные функции в дополнение к экономическим и социальным, Ф.Р. Филлипов — культурно-просветительские функции в дополнение к гуманистическим, политическим и образовательным. В данном примере гуманистическая (человекотворческая) функция является интегрирующей. Но не только в этом примере, но и во многих других, поскольку все остальные образовательные функции являются производными от нее или выступают как ее модификации.

Таким образом, обучение имеет следующие функции:

  • это путь социализации личности и преемственности поколений;
  • Проект является средством общения и изучения ценностей мира, достижений науки и техники;
  • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивида;
  • предусматривает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов.

В общем, все эти функции можно свести к двум: Воспроизводство (культура, опыт, деятельность людей) и развитие (общество, личность).

Первую функцию выполняет теоретическая (основанная на знаниях) модель образования, вторую — универсальная (основанная на навыках или деятельности).

В целом, функции образования можно разделить на:

  • Высшая школа играет решающую роль в развитии интеллектуальной жизни общества, поскольку она не только непосредственно влияет на формирование личности, но и закладывает чувство социальной ответственности, позволяет сохранять, развивать и передавать интеллектуальное наследие.
  • социально-экономические, связанные с формированием и развитием интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества, с социальной стратификацией;
  • социально-политические, реализация которых позволяет обеспечить безопасность общества в самом широком смысле, социальный контроль, социальную мобильность, устойчивое развитие общества, его интернационализацию и участие в цивилизационных процессах.

Следует отметить, что взаимодействие и взаимозависимость вышеперечисленных функций достаточно высока.

Представители феноменологической модели образования - Учебные модели

Учебные модели

В истории зафиксированы различные модели образования, каждая из которых имеет свои положительные тенденции и сыграла свою роль. Кратко перечислим наиболее важные.

Модель образования как государственно-министерской организации. В этом случае система образования рассматривается государственными органами как отдельное направление среди других отраслей национальной экономики. Она построена по ведомственному принципу, со строгим определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. Образовательные учреждения четко подчинены и контролируются административными или специальными органами.

Модель развития образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.) предполагает организацию образования через широкое взаимодействие образовательных систем разных типов и уровней. Такая структура позволяет обслуживать и удовлетворять потребности различных групп населения в образовательных услугах, быстро решать образовательные задачи и обеспечивать расширение спектра образовательных услуг. Образование также получает реальный шанс быть востребованным другими сферами напрямую, без дополнительных согласований с государственной властью. В этом случае сфера образования выступает в качестве связующего звена социальной практики.

Традиционная модель образования (Ж. Маго, Л. Кро, Ж. Кейпел, Д. Равич, К. Финн и др.) — это модель систематического академического образования как способа передачи универсальных элементов прошлых культур молодому поколению, роль которого сводится в основном к воспроизводству прошлой культуры. Традиционалисты видят главную роль образования в сохранении и передаче молодому поколению элементов культурного наследия человеческой цивилизации. В первую очередь это означает разнообразие знаний, навыков и умений, идеалов и ценностей, которые способствуют как индивидуальному развитию человека, так и сохранению общественного порядка. Согласно концепции традиционализма, система образования должна в первую очередь решить проблему формирования базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-педагогической традиции) и позволить личности перейти к самостоятельному приобретению знаний, ценностей и навыков более высокого ранга, чем усвоенные.

Рационалистическая модель образования подразумевает организацию, которая обеспечивает приобретение знаний, навыков, умений и практическую адаптацию молодого поколения к существующему обществу. Эта модель обеспечивает передачу — ассимиляцию — только тех культурных ценностей, которые позволяют безболезненно интегрироваться в существующие социальные структуры. Рационалистической модели не хватает креативности, независимости и индивидуальности. Идеальным вариантом является точное следование предписанной схеме.

Феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) предполагает личностный характер образования, которое учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся и внимательно и уважительно относится к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на педагогический конвейер. Они рассматривают образование как гуманистическое в том смысле, что оно должно быть более полно и адекватно ориентировано на человеческую природу, чтобы помочь учащимся раскрыть то, что уже заложено в них природой. Учителя этой ориентации создают условия для самопознания и поддерживают уникальное развитие каждого ученика в соответствии с его унаследованной природой, предоставляя ребенку как можно больше свободы выбора и условий для реализации его природного потенциала и самореализации.

Неоинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Иллич, Дж. Гудлад, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернард и другие) фокусируется на организации образования вне социальных институтов, в форме школ и университетов. Это образование «на природе», с помощью Интернета, в среде открытой школы, дистанционное обучение и т.д.

На сегодняшний день в мире сформировались следующие образовательные модели:

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — двухгодичный колледж — четырехгодичный колледж в структуре университета — магистратура — аспирантура. Американская модель характеризуется тем, что позволяет приобретать опыт, необходимый для успешной практической деятельности, ориентирует студентов на индивидуальные потребности, предлагает свободу широкого выбора учебных предметов и вариативность содержания образования.

Французская модель: единая школа — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет — магистратура — аспирантура.

Немецкая модель: общеобразовательная школа — Realschule, гимназия, начальная школа — институт — университет — аспирантура.

Английская модель: комбинированная школа — грамматическая и современная школа — колледж — университет — бакалавриат — аспирантура.

Западноевропейские модели характеризуются значительной долей учебных заведений, ориентированных на элитный уровень академического образования. Западноевропейские модели характеризуются значительной долей учебных заведений, ориентированных на элитный уровень академического образования.

Особенность азиатской модели в том, что она органично сочетает древние традиции с последними требованиями технического прогресса, обеспечивая союз иероглифов и электроники.

Российская модель: средняя школа — общеобразовательная школа — лицей — колледж — институт, университет, академия — аспирантура — докторантура.

Философия образования

В последнее десятилетие возникла отдельная научная область — «философия образования». Тем не менее, в образовательном сообществе постоянно ведутся дебаты по вопросу: «Нужна ли образованию философия?». Возникает вопрос, зачем заниматься философией образования, если само образование нуждается в практической реформе? Нужно ли нам заниматься философскими вопросами, когда философия в классическом понимании стала анахронизмом, а ее изучение отвлекает от конкретных теоретических и практических проблем образования? Не противоречит ли философия как идеологическая доктрина идеям свободы и демократии в образовании?

Так каково же истинное положение философии в образовании? Что скрывается за фасадом термина «философия образования»? Является ли это новой методологией образовательного мышления? Автор статьи придерживается позиции современной философии образования как древнейшего и неисчерпаемого диалога двух сторон одного и того же антропокультурного процесса становления и развития человеческой личности.

В древности философия была первой наукой, из которой возникли математика, геометрия, этика, эстетика, педагогика и другие дисциплины. В Средние века педагогика была тесно связана с философской теологией. В наше время все великие философы, от Канта до Ницше, обращались к проблемам познания и обучения, образования и воспитания. С другой стороны, великие педагоги прошлого, от Коменского до Ушинского, решали педагогические вопросы на основе философских проблем смысла жизни. В 20 веке многие считали, что вопросы о сущности мира, природы, общества и человека изучают только специальные науки, а привилегией философии является изучение сознания и познания. Сегодня очевидно, что классические концепции великих философов, претендовавшие на решение всех философских проблем, ушли в прошлое. Так называемая «пост-философия» по-разному представлена в современной педагогике. Контекст этого рассказа — диалогический. Было бы неправильно представлять современную педагогическую мысль как монолог, вне обращения к философским феноменам, поскольку представление феномена образования синонимично представлению феномена человека.

Формы проявления человеческого потенциала всегда диалогичны, кооперативны и взаимно конструктивны, как сосуществование учителя и ученика. Современная диалогизация общения тем образовательной деятельности позволяет связать различные концепции, устранить противоречия других истин и точек зрения. Учитель задает вопросы, строит диалог, обнаруживает смыслы в современных контекстах, создает условия для превращения текста в явления сознания ученика. Учащийся становится активным, сознательным участником диалога, а преподаватель выступает в роли творческого посредника между культурными текстами и учащимся. Такой диалог невозможен в рамках педагогической моносистемы. Это диалог образования и философии, культуры в целом.

Культура информационного общества, в котором происходит фундаментальная смена ценностей, предполагает иное понимание отношений между философией и образованием. Диалог этих двух культурных сфер основан на взаимопонимании, взаимных рассуждениях, взаимном обмене способами мышления. Хорошо известно, что педагогика собирает образовательные факты, проводит эксперименты, устанавливает теории и осмысливает результаты. Какой вклад в это может внести философия?

Философия как способ мышления имеет много уникальных особенностей. Во-первых, это мышление высшего порядка, основанное на законах универсальности, возвышающееся над обыденным мышлением и проникающее в глубину, суть вещей, их всеобщие связи. Во-вторых, это преодоление эгоистического способа познания и оценки явлений. В основе философского мировоззрения лежит ценностно-ориентированный способ мышления и ориентация, прежде всего, на нравственно-гуманистические ценности. Философское мышление, познающее человека и мир в свете «конечных целей», учитывает общее благо и высшие ценности цивилизованного общества. Современный мир находится в глубоком кризисе целевых ценностей, векторов развития. Напротив, философия их удерживает, позиционирует, развивает.

В-третьих, философия — это наука, мировоззрение и искусство мышления одновременно. Последнее связано с возможностью интерпретации. Известно, что одна и та же ситуация может быть интерпретирована по-разному. Инерция в интерпретации, в понимании современных проблем чревата катастрофами. Именно по этой причине философия сегодня поднимается на авангардные позиции в культуре. Человечество мучительно ищет ответы на экзистенциальные вопросы жизни. Новые условия требуют поиска новых ответов на самые важные вопросы человека: Что такое мир? Что такое душа? Где начинается и заканчивается моя свобода? За что я отвечаю в этом мире?

По мнению Канта, философия отвечает на три самых важных вопроса человека: Что я могу знать, что я могу делать и на что я могу надеяться? Опасности современного мира привели человека и человечество к пограничной ситуации существования. Если в прошлом философия была важной частью культуры, квинтэссенцией культуры (Гегель), то сегодня возникает необходимость постижения новых смыслов нового бытия. Поиск глубинных интерпретаций ценностей и морали современных форм существования культуры делает философию необходимым условием существования самой культуры. Любая форма мыслящей культуры сегодня нуждается в философии на уровне постановки жизненных целей, анализа мировоззренческих процессов, ценностей и результатов, а также интерпретации всех этих процессов.

Развитие идей

В философии образования как диалогической междисциплинарной области существует множество методов, концепций и подходов к анализу образования в целом. Различают философию образования как отрасль философского знания, как подотрасль теории образования и как направление, разрабатывающее философские вопросы образования.

В рамках западноевропейской философии образования сложились аналитико-рационалистические, прагматические и неопрагматические, иррационально-эзотерические, бихевиористские, экзистенциально-гуманистические, личностно-ориентированные, постмодернистские и другие концепции. Модели отечественной философии образования представлены деятельностной методологией, психокультурными теориями, аксиологическим, личностно-центрированным подходом и так далее.

Развитие идей философии образования на основе феноменологической философии — большая редкость в отечественной традиции. Проблемным центром феноменологической философии является человеческое сознание, которое применительно к образованию предполагает конституирование индивидуализированных смыслов и смысловых контекстов в процессе учебной деятельности. Много научных работ продемонстрировали неэффективность и некомпетентность систем обучения и образования без возвращения к индивидуальным смыслам, значимости и потребностям. От этого недостатка свободна феноменология образования, основанная на модели гуманитарного познания и формирующая приоритеты на основе индивидуализации смыслов и значений существующей реальности. Таким образом, она отвечает требованиям современной гуманистической педагогики, которая обращается к личности ребенка, к миру его чувств, желаний и интересов. Как «философия сознания», феноменология может стать эффективным методом исследования мира сознания ребенка, а значит, занять важное место среди методологических идей педагогики.

Российский центр феноменологии образования и эстетики (Владимир, Россия), являющийся филиалом Всемирного института феноменологических исследований (Ганновер, США), разрабатывает проблему привлечения феноменологических ресурсов в сферу образования. Цели проекта следующие:

  • Определить статус, способы, типы связи феноменологии как одного из основных направлений современной философской мысли и педагогической практики;
  • Разработать на основе феноменологического подхода систему теоретических и методологических основ для более эффективного школьного обучения и воспитания;
  • провести практическую апробацию достигнутых результатов в конкретной педагогической ситуации в школе.

Научный коллектив Центра (Е.А. Плеханов, Е.Ю. Научный коллектив Центра (Е.А. Плеханов, Р.Ю. Рогачева, Р.А. Куренкова, Л.Н. Высоцкая, Т.А. Филановская и др.) опирался на труды классиков феноменолого-герменевтической философии (Э. Гуссерль, В. Дильтей, М. Шелер, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Шютц, Х…Г. Гадамер и т.д.). Гадамер и др.), в которых феноменологический метод составляет основу для анализа культурно-исторического значения образования, его места, состояния, роли и назначения в современном обществе. Опыт отечественной феноменологически ориентированной педагогики (представители духовно-академической педагогики К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич, Л.Н. Толстой, В.В. Зеньковский и др.), соотносящей образование с формированием духовно-нравственной целостности личности. Важное значение для определения методологических координат авторского подхода имела концепция «Онтопоэтики жизни» современного американского философа А.-Т. Тименецкого, а также исследования П. Херста и И. Шеффлера, доказывающие связь феноменологических, экзистенциальных и педагогических идей. Обширный материал для теоретического осмысления дает опыт европейской (особенно немецкой) феноменологической педагогики (О. Больнов, М. ван Манен, Р. Лохнер, А. Фишер и др.), которая развивает идеи «жизненного мира» Э. Гуссерля. В отечественной литературе в последние годы появились лишь отдельные исследования в области феноменологической педагогики (Н.М. Смирнова, О.Д. Федотова, С.В. Кульневич), которые, в отличие от нашей работы, не носят комплексного методологического и теоретико-практического характера.

Феноменологическое понимание образовательных процессов

Феноменологическое понимание образовательных процессов предполагает диалог между философией и педагогикой, в ходе которого возникает особый вид знания, который авторы называют «образовательной методологией». Она подразумевает критический взгляд на природу образования, основанный на накопленном педагогическом и философском опыте, и функционирует как набор исходных ориентиров и принципов педагогической практики, сформулированных на основе феноменологической философии. Что это такое?

Во-первых, феноменологический подход к педагогике должен учитывать глубинные связи человека со всем живым. По сути, феноменология жизни и человеческого состояния предстает как раскрытие внутренних механизмов эволюции природы и конструктивное расширение пространства всего живого в неорганической, витальной и культурной сферах. Способность личности к самоопределению через эстетико-поэтические, нравственные и рациональные смыслы коренится в глубинах жизни. В этом свете природа реальностей, с которыми имеет дело образование, предстает в совершенно новом свете. Традиционная педагогика, основанная на противопоставлении природы и культуры, показана как чуждая жизни. Что касается феноменологической педагогики, то, как и другие науки о человеке, она должна найти свое доминирующее положение в самой жизни. Феноменологический педагог не склонен преувеличивать роль абстрактных теорий и полагается на рефлексивное восприятие, воспитание и обучение детей. Феноменологическая позиция преодолевает ситуацию отчуждения от мира и сохраняет хрупкий баланс между рефлексией и пониманием смысла в повседневной жизни. Примат феноменологической перспективы в данной педагогической ситуации означает способность отталкиваться от явления как такового, а не от конкретных идей, концепций и теорий. Поэтому размышления о целях образования могут происходить только в целостном контексте жизни.

Во-вторых, для современной педагогики важен индивидуальный генезис жизни человека, в ходе которого происходит развитие личностных качеств. Виртуальные жизненные силы кристаллизуются вокруг четырех уникальных человеческих центров — воображения, памяти, интеллекта и воли. В концепции феноменологии жизни решающее значение имеет самоиндивидуализирующийся характер жизни. Вопрос о том, как личность формирует и реализует психический и телесный проект саморазвития, и какое место в нем занимает учитель, является одним из важнейших вопросов феноменологической педагогики. Если авторитарная педагогика провозглашала лишь ценность творческой личности, а на деле осуществляла социальный заказ на формирование индивида определенного типа, то в феноменологии образования именно центры самоиндивидуализации позволяют личности активизировать весь аппарат ощущений, мышления, морали и воли. Таким образом, современная школа методологически ориентирована на развитие личности в пространстве мультикультурализма.

В-третьих, ключевой становится идея диалога между учителем и учеником как уникальными, неповторимыми личностями. Диалог — это средство и условие самореализации и индивидуализации ребенка. Самоиндивидуализация в образовании должна позволить ему стать активным и независимым, выполнять такие основные виды деятельности, как труд, общение, познание. Задача образования — помочь человеку выработать собственную позицию в жизни, стать субъектом взаимодействия в этой жизни, субъектом реализации индивидуальных логосов жизни.

Четвертое: Важным критерием феноменологической педагогики является воспитание человека как действующего субъекта, как творца собственной жизни. Задача школы, исходя из индивидуальности ребенка, помочь ему приобрести ответственный опыт свободного поведения. Язык и мышление педагога-феноменолога не когнитивны, а рефлексивны. Основные усилия направлены на понимание и интерпретацию образа ребенка, и он/она обращается непосредственно к конкретному ребенку, предлагая ему/ей педагогическую помощь. В таком педагогическом диалоге общение всегда носит личный, специфический, деликатный и открытый характер. Педагогическая культура в пространстве феноменологии — это не только культура отношения к самой жизни, но и культура раскрытия и развития самоиндивидуализирующегося характера человека.

Наконец, с точки зрения феноменологии жизни, природа интеллектуальных, моральных и эстетических способностей студента предстает в новом свете. Эти способности составляют основу творческой деятельности человека. Именно творчество выражает меру универсальности человека и позволяет ему расширить горизонты собственной жизни. В единстве поэтико-эстетического, интеллектуального и нравственного чувства определяется содержание творческого акта.

Все три фактора в единстве создают новый творческий образ мышления. Понимая это, учитель может по-другому взглянуть на выбор средств для формирования и развития детского творчества. Функции творческой реализации в учебной деятельности детей должны быть соотнесены с триумвиратом высших ценностей: Истина, добро и красота. Поэтому параметры творческой деятельности человека, задаваемые философской концепцией, чрезвычайно важны для целей образования.

Педагогически и методологически феноменологическая педагогика — это: 1) культура отношения к жизни в процессе ее конструктивного развертывания; 2) культура выявления и развития детской индивидуальности; 3) культура формирования творческого мышления в учебной деятельности ученика, освещенного позитивностью эстетического, интеллектуального и нравственного чувства.

Вернуть образовательные процессы к жизни, сделать их более органичными по отношению к природе, жизни, пространству, людям — это означает начало новой феноменологически ориентированной педагогики.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
  2. Экспериментально-генетический метод
  3. Индивидуальные различия памяти у людей
  4. Взаимосвязь качества жизни и локуса контроля у женщин в декретном отпуске
  5. Психолого-педагогическая коррекция отсутствия определённых интересов
  6. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека
  7. Жизненные ситуации и активность человека
  8. Виды темперамента
  9. Куклотерапия как метод психологической коррекции
  10. Психологический диагноз и его виды