Для связи в whatsapp +905441085890

Представители гносеологии — Особенности доктрины

Гносеология — это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знаний, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который применяется во всех областях преподавания, позволяет отделить истинные знания от вымысла.

Зарождение этой части философии началось в эпоху античности. В то время учение о знании касалось только наблюдения за объектами — их природой, функциями и возможностью преобразования полученной информации в знание. В средние века гносеология постепенно начала развиваться и превратилась в учение о жизни, которое было близко к классическому пониманию знания.

В семнадцатом веке ключевым вопросом философии стала необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: Реализм и эмпиризм противостоят друг другу, но ни один из них не становится мейнстримом. В девятнадцатом веке развитие эпистемологии зависит от Канта. Задача философа — определить субъект как основу процесса познания. Натурфилософия, как основная отрасль философии в это время, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, а метафизические знания ушли в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.

Представители гносеологии - Особенности доктрины

Особенности доктрины

Развитие науки шло неравномерно. Ученые пришли к выводу, что это связано с личностью самого ученого, а не с отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых можно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять имеющиеся способы и методы получения и сохранения знаний.

В XXI веке важно изучать проблемы науки, взаимоотношения научной деятельности и ученых. Исследование направлено на поиск источника знаний, ситуации, в которой они создаются. Задачей науки становится приобретение новых знаний, расширение познавательных способностей.

Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении отношений человека с миром. Благодаря влиянию гуманитарных наук стало ясно, что основные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования выявили различия между методами естественных и гуманитарных наук и предложили новые пути развития.

Объект исследования

Объектом изучения эпистемологии является научное знание. Параллельно с основной темой изучается своеобразие научного знания, его отличие от обыденного, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.

Гносеология занимается сравнением типов познания с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство исследования, отсюда и специфика видов исследования.

Но еще важнее те возможности и инструменты, которые он использует.

Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных основ жизни, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможно без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения действительности.

Характерные особенности

Критичность — главная черта эпистемологии. Философия, рассматривая отношения между реальностью и иллюзией, критикует возможность изучения мира. Каждая отрасль гносеологии использует критичность, оценивая объективные свойства объекта и его соответствие здравому смыслу.

Другой особенностью доктрины является нормативизм. Предполагается, что существует некое базовое знание, на основе которого определяются возможности человеческого разума и границы доступного ему знания. В зависимости от направления эпистемологии ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.

Для этой науки также характерен субъективизм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс обучения был бы невозможен.

Наукоцентризм является важной особенностью эпистемологии. В нем утверждается незаменимость научного подхода и необходимость проведения исследований на основе научных фактов.

Разделы науки. Отдельные разделы эпистемологии рассматривают 2 подхода и метода исследования. Они основаны на противоположных взглядах и противостоят друг другу.

Гносеологический оптимизм

Приверженцы этого подхода считают, что все процессы в мире поддаются изучению и пониманию. Даже если современная наука не в состоянии объяснить отдельные явления, в будущем это станет возможным. Эта позиция является фундаментальной для материалистов и в некоторой степени для идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта человеческая способность имеет свои пределы.

В основе теории лежит принцип непрерывности — увеличение знаний углубляет и изменяет сознание. Явления и объекты одинаково важны и интересны для изучения. Поэтому между ними нет разницы, но изучаемые и неизучаемые различаются. Источник знаний объективен и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.

Задача оптимистического подхода — снять границы познаваемого и расширить инструментальные возможности изучения мира.

Эпистемологический пессимизм

Для пессимистов возможность познания мира остается сомнительной. По их мнению, возможности человеческого разума ограничены, и всегда будут существовать вопросы, на которые у ученых не будет ответов. Существует 2 варианта пессимистического подхода:

Скептицизм. В философии он используется как особый метод получения информации. Она ставит под сомнение возможность отличить объективную реальность от вымысла.
Агностицизм. Сформировалось в самостоятельное течение благодаря Канту. Внешний мир — это источник знаний; человек не может изучать его сущность, потому что она находится за пределами его понимания. Каждый объект является закрытой областью познания, и с помощью органов чувств его можно познать лишь частично. Результатом исследования является опыт органов чувств.
В XX веке агностицизм перерос в новую концепцию — конвенционализм. Он стал особой формой договора между учеными. Согласно ей, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными из разных стран мира.

Философы, внесшие вклад в развитие доктрины

Каждая отдельная эпоха имела своих ярких представителей эпистемологии:

Древние времена. Парменид был одним из первых, кто задал вопросы о знании. Он проводил различие между истиной и мнением и описывал истину как неизменную, не противоречивую и неподвластную времени. Один из первых методов познания, майевтика, был написан Сократом. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитики как одного из методов познания.
Средние века. В этот период изучение знаний осуществляется в схоластике. Философ Ориген создает теорию трехступенчатого понимания.
Новый европейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, представленные Декартом и Лейбницем, находятся в конфликте с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они предлагают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические выводы, основанные на наблюдениях, в то время как опыт основан на личном восприятии.
Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант ставит под сомнение предпосылки познания. Гегель ссылается на логику как на единственный метод познания. Он представляет другие виды когнитивных способностей как неразвитые методы мышления.
Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству эпистемология приобрела статус самостоятельной науки. Представители различных направлений этой школы были едины во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении как отдельную отрасль философии, основанную на формальной логике. Все остальные отрасли науки основаны на анализе истории и культуры.

Прорыв в эпистемологии

Наибольший вклад в эпистемологию в античности внесли Парменид, сформулировавший критерии истинного знания, и Аристотель, разработавший основы рационализма и выведший аналитику как метод познания. В Новое время возникли два противоположных течения: рационалисты, такие как Декарт и Лейбниц, которые настаивали на дедукции как основном методе познания, и эмпирики, Дж. Юм, который противопоставлял дедукцию опыту.

Прорыв в эпистемологии произошел благодаря немецкой классической философии, а именно И. Канту, который поставил под сомнение возможность познания мира как такового. Позже Ф. Гегель заявил, что логику можно считать единственным эффективным способом познания.

В современной эпистемологии наиболее распространены два направления: Скептицизм и эпистемологический оптимизм. Скептицизм в эпистемологической философии зародился в античности, когда такие философы, как Пиррон, Карнеид и Агриппа обратились к проблеме относительности всех знаний. Позже Декарт и Д. Юм продолжил традицию скептицизма. Последний был убежден, что полученное знание не может быть объективным, поскольку только субъективный человеческий опыт может служить инструментом познания.

Представители эпистемологического оптимизма (Дидро, Гольбах и другие) настаивали на полной познаваемости мира и неограниченных возможностях человеческого сознания.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  2. Гносеология религии
  3. Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
  4. Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
  5. Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
  6. Идеология как форма мысленного отражения мира
  7. Тоталитарное разложение души
  8. Последователи Федорова: Цикловский, Чижевский, Вернадский, Гумилев и др.
  9. Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
  10. Кибернетика и самоуправляемые системы