Для связи в whatsapp +905441085890

Представление о душе в Древнем Египте и Древней Индии — Представления о душе в Древнем Египте семь оболочек

Первые рабовладельческие государства, великие цивилизации Востока, возникли в VI-III тысячелетии до н.э. В них зародились идеи, приведшие к современным научным знаниям.

В древнеегипетском манускрипте «Памятник теологии Мемфиса» есть представления о том, что организатором всего сущего, «вселенским архитектором» является бог Птах. Он создал человека таким образом, чтобы он мог осуществлять божественные планы с помощью своих органов чувств, тела, которым управляет «главный» орган, центр человеческого сознания — сердце. Центральный телесный орган и орган духовной жизни — это сердце, которое является условием для реализации всех форм развития духовной жизни. Так возникает сердцецентричная концепция духовной жизни человека.

«Язык повторяет то, что чувствует сердце» — так египтяне впервые проследили связь между сознанием, мыслью и языком и рассматривали язык как внешнюю материальную форму мысли.

Эти знания опирались на достижения древней восточной медицины. Врачи Древнего Востока пытались материалистически рассуждать обо всех аспектах человеческой жизни.

В древнекитайской и древнеиндийской медицине сформировалось первое учение о темпераментах. Теория темперамента была гуморальной (humor — жидкость), за основу китайцы взяли три элемента: воздушное начало ци, желчь (кровь) и флегма (лимфа). В зависимости от преобладания одного из элементов люди делились на несколько типов:

Преобладание желчи (крови) — сильный, смелый, похож на тигра;

Преобладание ци — беспокойный, подвижный, обезьяноподобный;

Преобладание флегмы: медленная, вялотекущая.

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3 000 лет. Во втором тысячелетии до нашей эры на юго-востоке Африки, в нижнем течении Нила, возникло раннее рабовладельческое государство Египет, которое стало одним из величайших центров мировой культуры.

Представления древних египтян о структуре человеческой личности соответствовали представлениям о семи оболочках, которые соответствовали семи уровням существования.

Сведения о первых философских школах Индии и идеях, которые они развивали, дошли до нас в древних философских текстах Вед и в логическом завершении этих нравоучительных книг — Упанишадах. Из этих идей выросли два философских и религиозных учения — джайнизм и буддизм.

Представление о душе в Древнем Египте и Древней Индии - Представления о душе в Древнем Египте семь оболочек

Представления о душе в Древнем Египте семь оболочек

Первая оболочка человека (sah) — это его телесное тело, видимая часть человека. Это лишь малая часть того, чем на самом деле является человек.

Основная цель покрова Сах — контакт, взаимодействие и действие в материальном, физическом мире. Для этого он оснащен кожей, чувствительными нервами, мышцами, сухожилиями, кровеносными сосудами и многим другим.

По состоянию и внешнему виду тела можно судить о состоянии остальных оболочек человека. Чистый сах здорового человека является результатом его духовной чистоты.

Египтяне ценили сохранение тела умершего. Прежде всего, они заботились о сохранении головы, «места жизни». Обезглавливание и сожжение считались в Египте ужасной участью.

Чтобы застраховать умершего от разрушения его тела, египтяне помещали в гробницы портретные копии покойного, сделанные из дерева и камня, в которых при необходимости могли храниться его энергетические оболочки.

Считалось, что у богов тоже есть Сах, который дается в ощущениях тела.

Вторая оболочка человека (Ка) была его жизненной энергией, эфирным телом, энергетическим двойником человека, двойником души. Из современных терминов ему больше всего соответствует термин «биополе».

С одной стороны, Ка — это совокупность психических ощущений живого человека; с другой стороны, Ка неотделимо от личности, индивидуальности умершего, его физических и психических характеристик.

Перед самой смертью, когда двойнику энергии Ка становится некомфортно в физическом теле, Сах может выйти из него. (Это связано с удивительным феноменом духа-двойника — многие люди видят своих двойников перед смертью).

После смерти человека его ках может оказаться в подземном мире, чтобы встретить умершего на пути к своему ках. Оба пребывают в потустороннем мире, при этом Ка обитает в могиле, где захоронены останки покойного, и принимает там подношения от живых родственников покойного (вернее, они принимают энергию близнеца Ка в виде еды и питья, благовоний и т.д.).

У богов также были Ка. Бог Птах имел свое Ка в святилище Мемфиса. Бог Ра имел 14 Ка — каждый мужской и женский аспект к индивидуально отраженной энергии каждого светила (Солнца и Земли, Луны, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна).

Третья оболочка человека (Ба) — это человеческая сущность, которую называют «жизненной силой», то есть проявленная душа, оболочка подсознания, которую в современной литературе часто называют «астральным телом».

Ба формируется из совокупности человеческих чувств, желаний и эмоций. Ба с удивительной быстротой меняет свою форму под воздействием любых влияний чувств, ощущений, желаний и мыслей. В древней империи считалось, что Ба владеют только боги, цари и верховные жрецы, то есть великие посвященные.

Когда сущность (Ба) отчуждается от тела (Сах), последнее впадает в сонное оцепенение. Верующие египтяне могли по желанию путешествовать в виде Ба в разные места и даже на тот свет.

Ба образует мир других душ и мир сновидений. Более того, именно Ба умершего обладало способностью переходить в другие тела, превращаться в другую материальную сущность.

В «Книге мертвых» говорится о воплощении Ба умершего в божественного золотого ястреба, птицу феникс, журавля, ласточку, барана, крокодила, змею. Боги также имели свои души Ба, часто несколько. У бога Ра даже было семь Ба, астральных энергий семи светил (Солнце и Земля, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер), кроме того, планета Марс считалась Ба бога Гора (Красная гора), Юпитер — Ба Гора и Ба Сета, Сатурн — Ба быка Гора.

Неподвижные звезды и созвездия также считались богами Ба. Например, созвездие Ориона называлось Ба Осирис (особенно Пояс Ориона), созвездие Большого Пса (звезда Сириус) — Ба Исида.

Отношение к человеку через призму представлений об оболочках

Четвертая оболочка человека (Эб) — это душевное сердце, вместилище человеческого сознания (для сравнения наиболее подходит современный термин «ментальное тело»).

Эб формируется мыслями и мыслеобразами человека. Эб очень подвижен, прозрачен и мягок. По ощущениям посвященных, Эб по мере развития приобретает сияющую, неземную красоту. Эб — бессмертная душа.

Средоточием человеческого сознания египетские посвященные считали сердце. Отсюда и общее название этих двух понятий: «ментальное тело» и «сердце». После смерти человека ид возвращается к своему первоисточнику — ид бога Осириса.

Она рассматривалась как нечто, что лучше всего знает скрытые мысли человека и тайные мотивы его поступков. Поэтому Эб может стать опасным свидетелем на Страшном суде, давая неблагоприятные подсказки богам о земной жизни умершего. Наконец, Эб записывает все добрые и злые мысли человека.

«Книга мертвых» (главы 27 и 30) содержит магические заклинания, которые побуждают Эб не свидетельствовать против умершего на загробном суде. При мумификации трупа в него часто вставляли искусственное сердце в виде статуэтки скарабея с начертанными на ней заклинаниями. Амулет скарабея также был помещен над сердцем мумии. Скарабей был призван обеспечить умершего благоприятными доказательствами его земных деяний перед судом загробного мира.

Эб аллегорически описывает этот символизм как энергию солнца, ведь скарабей — это символ бога Хепри (одной из ипостасей Ра — бога восходящего солнца).

Пятой оболочкой человека является также Эб, каузальная душа или сверхсознание (наиболее близкий современный термин: «каузальное или кармическое тело»). Каузальная душа бессмертна, передавая информацию следующим воплощениям в виде бессознательных стремлений. Она отвечает за место и время рождения человека, все врожденные физические дефекты и болезни.

Именно душа-причина позволяет человеку родиться в определенной семье, клане, племени, нации, товариществе и государстве, с членами которых он был связан и в предыдущих воплощениях.

Шестая оболочка человеческого существа — это также Эб, душа чувств или самосознание; согласно египетской концепции, душа, дающая чувства. Благодаря ей человек может наблюдать за течением собственных мыслей, осознавать свое существование, постигать скрытый смысл своей жизни.

Когда ид-душа (сознание) загрязнена злыми мыслеобразами, они мешают ид-душе (самосознанию) воспринимать бесконечность сознания, подобно тому, как облака и туман мешают солнцу (Оку Уджат) воспринимать поверхность земли.

Седьмая оболочка человека — это дух (Ах), часть универсального энергетического субстрата Вселенной. На египетском языке Ах буквально означает «светлый, просветленный, озаренный, благословенный». Ах бессмертен, неопределим, он пронизывает абсолютно все, что существует во Вселенной. Она находится здесь и там, в каждой точке пространства, и содержит всю информацию во всех ее формах. Он находится в мире материи и эфира, он вездесущ. А — один для всех. Этот дух защищает от зла: злых мыслей, слов и поступков, — он блокирует его источник плотными барьерами причинной оболочки. Дух Ах — это тоже боги. Наиболее часто упоминается Ах (дух-душа) Осириса, Гора, Ра, а также коллективная множественность душ-духов других существований, которые приветливы или враждебны к различным типам душ умершего (его Ка, Ба, Ах). Дух Ах был изображен в виде хохлатого ибиса.

Таким образом, имея дело с живым или мертвым человеком, необходимо было учитывать все семь оболочек. Египетские поклонники также уделяли пристальное внимание истинному имени человека (рен) и его тени (шуит).

Все верования об этих частях духовного и материального тел возникли не одновременно, поскольку даже египтяне порой не понимали назначения некоторых «душ» (судя по противоречиям в текстах), что свидетельствует об их древнем происхождении.

Из всего этого следует вывод о вере египтян в то, что умерший невидимо находится с ними и одновременно общается с богами. Следовательно, живые могли благоприятно влиять на мнение богов о себе через души своих родственников, принося им жертвы.

Это обусловило столь трепетное отношение к «духам» и имени умершего.

Представление о душе в Древней Индии философия и практика джайнизма

Философия и практика джайнизма в основном основаны на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всемогущества и вечного блаженства. Считалось, что у каждого живого существа есть душа. Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытым в ее карме), поэтому следует относиться ко всем живым существам как к самим себе, никому не причинять зла и терпеть добро. Каждая душа несет ответственность за свою жизнь в настоящем и будущем. Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и обретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.

Совершенное видение, совершенное знание и совершенное поведение («три драгоценности джайнизма») открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия верховного божественного творца, искупителя или разрушителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) благодаря собственным усилиям. Сознание души, а не тела, является основой для совершенной проницательности, условием для совершенного знания и основой для совершенного поведения. Она ведет к состоянию отрешенности от земных вещей и, таким образом, к неосуждению, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и делах по отношению к другим существам и уважение к взглядам других.

Джайнизм особенно подчеркивает важность контроля над своими эмоциями, поскольку привязанность к мирскому, зависимость от материального мира и страх потери могут отдалить человека от истинной природы его души и привести его в темный туннель невежества, ненависти и насилия. Целью джайнизма является освобождение души от негативных последствий, вызванных неправильными действиями, мыслями и речью. Этой цели можно достичь через очищение кармы с помощью «трех драгоценностей джайнизма».

Буддизм

Буддизм признал уникальную способность человека к духовному саморазвитию, которая радикально отличает его от других классов живых существ. Высший смысл человеческого существования трактуется как практическая реализация этой способности — достижение освобождения от стремления к чувственному опыту и эгоцентрической деятельности. Смерть человека не является окончательным фактом его существования; это лишь условие для достижения, посредством бессущностного сознания, нового рождения в благоприятной или неблагоприятной форме.

Позже возникают такие философские школы, как Веданта, основанная на авторитете Вед, Йога и другие, которые подчинили изучение души этическим целям, т.е. проблема души рассматривалась прежде всего этически, в смысле правильного поведения, совершенствования личности, достижения высшего блаженства. Общеизвестны догмы о переселении, воздаянии и спасении от страданий — мокша, целью которой является нирвана.

Характерной особенностью индийского общества было его разделение на касты (варны):

Брамины — жрецы, функция — интеллект, идеологи, цвет — белый.

кшатрии — цари, функция — правление, власть, война, управление, цвет — красный

вишья — крестьяне, цвет — желтый

Шудры — слуги, рабочие, ремесленники, но не рабы.

Первые три касты были арийскими, мужчины могли пройти обряд посвящения, получить знания и обрести второе духовное рождение. Шудры и женщины были под запретом, а человек, не посвященный в знания, мало чем отличался от животного.

Человеческая жизнь — это самсара (непрерывная цепь перерождений) в соответствии с законом кармы (воздаяния). Успех зависит от строгого соблюдения каждым законов своей варны, а не только от благочестия отдельного человека. Небрежное поведение приводит к перерождению в низшей касте, человек может достичь прекращения непрерывной цепи земных страданий — мокши — только перейдя в касту брахманов через последовательные перерождения.

Веданта развивает идею о том, что ядром психической жизни человека является интуитивное сознание, атман, которое тождественно (является частицей) бесконечного конечного сознания, основы мира — брахмана. Индивидуальная душа отличается от атмана тем, что ее божественная природа скрыта за потоком чувственных желаний, восприятий и телесных устремлений. Только через познание, самопознание и строгую нравственную дисциплину человеческая душа может стать тождественной Брахману.

ВЫВОД: Древнеиндийская школа веданты развивала идею о том, что человеческое сознание не тождественно самосознанию (атману); в психике человека помимо сознания существуют бессознательные влечения, желания и чувства.

Древнеиндийская школа йоги разработала систему методов — Восьмеричный путь, который включает в себя сначала регулирование телесных функций (совершенствование тела через позы, дыхание и т.д.), а затем регулирование внутренних психических действий (внимание, мышление, чувства). Эта школа разработала специфические техники препарирования и контроля психических состояний. Таким образом, йога стремилась показать людям путь нравственного самосовершенствования.

Наряду с ведическими школами в Индии возникают школы древнего материализма — школа чарваков (локаята). Они отрицали бессмертие души, считая, что она умирает вместе с телом, и провозглашали, что цель человеческой жизни — удовольствие, которое является высшим счастьем.

Заключение Таким образом, в индийской философии возникли понятия сознания и самосознания, бессознательного в психике, были разработаны первые техники и методы саморегуляции тела, психических состояний, процессов внимания и мышления. Большое внимание уделялось восприятию, изучались его механизмы, а также причины возникновения перцептивных иллюзий, галлюцинаций, образов, сновидений.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зоопсихология
  2. Коммуникативная компетентность руководителя как условие эффективной управленческой деятельности
  3. Методы возрастной психологии — Предмет возрастной психологии
  4. Особенности развития памяти у детей младшего дошкольного возраста
  5. Практико-ориентированные методы в обучении
  6. Психологическое исследование
  7. Психологическая рефлексия
  8. Профилактика и психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания офисных работников
  9. Причины детских страхов
  10. Химическая зависимость в подростковом и юношеском возрастах: причины возникновения, профилактика