Для связи в whatsapp +905441085890

Представления древних философов о душе — Античная натурфилософия

Возникновение античной философии тесно связано с относительно высоким уровнем развития материального производства и с общим интеллектуальным скачком в VII-VI веках до н.э. в Греции, который называют «греческим чудом».

Время возникновения ионийской философии было временем семи мудрецов, людей практической житейской мудрости.

Основателем милетской школы считается Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.). В нем мы имеем не только философа, но и естествоиспытателя и политика. Он был великим человеком, сочетавшим интерес к практическим нуждам жизни с глубоким интересом к устройству мира и поиску его истоков. Фалес начал преобразовывать мифологическое мировоззрение в философское, соответствующее духу времени. Впервые в истории человеческой мысли он поставил проблему начала мира с позиции нового, философского мировоззрения, основанного не только на мифе, но и исходящего из «чувственной видимости».

У Фалеса впервые в истории человеческой мысли проблема начала явлений материальной действительности ставится с точки зрения их концептуального постижения. Основой всего сущего признается вода, которая понимается как жидкость вообще и является не только началом, но и концом всего сущего. Фалес считал воду «physis» — жидкостью, флюидом, и то, что мы пьем, является лишь одним из ее состояний.

Учеником Фалеса был Анаксимандр (ок. 611-545 гг. до н.э.), который написал философский труд «О природе». Он сделал еще один шаг на пути от конкретного к абстрактному, от чувственного к концептуальному пониманию «начал» реального существования. Анаксимандр считал, что единым и неизменным источником рождения всех вещей является не какая-то отдельная субстанция, а первая субстанция. Апейрон — это абстрактная, неопределенная материя; вместо «конечной» воды «бесконечное» объявляется сущностью всех существующих вещей.

Противоположности поднимаются из апейрона как единое целое. От вечного и рождающего (апейрон) отделены «начала» — противоположности сухого и влажного, теплого и холодного. Таким образом, первоначало порождает вещи не непосредственно, а через единство «начал» — противоположностей. Это означает, что Анаксимандр придерживается важнейшего методологического положения, а именно принципа: «части меняются, но целое остается неизменным».

Первые живые существа, по словам Анаксимандра, родились во влаге и были покрыты шипастой чешуей. Человек произошел от животных. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри гигантской рыбы, а затем вышел на берег.

Анаксимен (ок. 560-480 гг. до н.э.) в своем труде «О природе» возвращается от абстрактного к конкретному, физическому, и принимает один из четырех элементов, воздух, за первооснову всех вещей. Анаксимен называет воздух бесконечным, то есть apeyros. Таким образом, апейрон превращается из вещества в его свойство.

Анаксимен объясняет разнообразие элементов степенью сгущения воздуха. Душа тоже состоит из воздуха. Подобно тому, — пишет он, — как наша душа, которая есть воздух, заключает нас, так дыхание и воздух заключают в себе мир. Воздух обладает свойством бесконечности. Его конденсация ассоциировалась анаксимийцами с охлаждением, а разрежение — с потеплением. Как источник души, тела и космоса, воздух также первичен по отношению к богам. Он не отрицал богов, но считал, что «не воздух был создан богами, а они сами были созданы из воздуха».

Анаксимен придерживается количественного подхода к объяснению природы. Он объясняет происхождение многих вещей и их возвращение к единому первоначалу через процесс конденсации и разбавления воздуха. Для него характерно признание семи переходных состояний воздуха (первичных): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни.

Обобщая взгляды представителей милетской школы, мы обнаруживаем, что их философия предстает не как простая рационализация мифа, а как некий синтез мифического и эмпирического знания, знания и мудрости. На этой основе они пытались дать целостную картину мира. «Начало» представителей милетской школы, будь то вода Фалеса, воздух Анаксимена или апейрон Анаксимандра, порождает (прямо, как у Фалеса и Анаксимена, или косвенно, через «противоположности», как у Анаксимандра) все многообразие существующих вещей, охватывает все сущее.

Большой вклад в развитие античного материализма и диалектики внес Гераклит Эфесский (ок. 540-480 гг. до н.э.) своим трудом «О природе». Его учение стало первым сознательным переходом от чувственного взгляда на мир к его концептуальному и категориальному восприятию. Гераклит положил в основу всего сущего материальное начало — огонь. Гераклит рассматривал огонь не только как основу всего сущего, но и как то, из чего все возникает и преобразуется: «Огонь живет землей через смерть, и воздух живет огнем через смерть; вода живет воздухом через смерть, земля — водой (смертью)». Этот процесс цикличен и идет как вверх, так и вниз, то есть происходит обратная трансформация всех элементов в огонь. Гераклит называет сотворение космоса «путем вниз», «порядком» и «недостатком» огня, а разрушение космоса он называет «путем вверх» и «изобилием огня».

Гераклита можно считать основателем учения о знании. По его словам, «у человека есть два средства познания истины: чувственное восприятие и логос». Проводя различие между чувственным и рациональным познанием, он считал, что истина постигается через разум, который воспринимает сущность (логос) мира. Мудрость — это «знание мысли, которая преобладает везде и всегда».

С Гераклитом связано развитие диалектических взглядов в Древней Греции. Имя Гераклита связано с развитием диалектических взглядов в Древней Греции.

Диалектика Гераклита — это не диалектика идей, а диалектика космоса, который дан конкретно и ярко как единство в своих противоречивых образах-идолах.

Таким образом, ионийская философия поставила вопрос о едином начале, из которого все вещи возникают и к которому они возвращаются, и решила этот вопрос на основе движения. Все вещи возникают и разрушаются в процессе и в результате движения.

Представления древних философов о душе - Античная натурфилософия

Античная натурфилософия

Пифагореизм имел свою собственную долгую историю, начиная с основателя школы, полулегендарного Пифагора (6 век до н.э.) и заканчивая неопифагореизмом (1 век до н.э. — 3 век н.э.). Первоначально это был религиозный орден, учение которого должно было оставаться тайной для непосвященных. Практические моральные и религиозные цели заключались в очищении человеческой души, чтобы спасти ее от цикла рождения и смерти. Пифагорейцы считали научное обучение, особенно математику и музыку, важным средством очищения.

Помимо учения о бессмертии души, ее божественной природе и реинкарнациях, Пифагор учил, что все в мире является числом. Об этом основном принципе пифагорейской философии Аристотель писал, что здесь «число есть сущность всех вещей и устройство вселенной».

Пифагор был первым, кто описал космос со всеми вещами в нем как порядок, установленный числами. Этот порядок доступен разуму, он осознает его, что позволяет нам увидеть мир совершенно по-новому. Процесс познания понимается как распознавание чисел, которые управляют миром. И объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, потому что числа имеют вневременную природу, то есть они вечны.

В пифагорейской философии существует учение о противоположностях, которое напрямую связано с учением о числах. Число 10 считается священным для пифагорейцев, а вместе с ним и 10 пар противоположностей, противоположностей: Предел — безграничность, чет — нечет, один — много, право — лево, мужчина — женщина, покоится — движется, прямой — изогнутый, светлый — темный, хороший — плохой, квадрат — параллелограмм.

Основными представителями элевтеранской школы были Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон Элевтерский (490-430 гг. до н.э.). Значение элеатов в формировании античной философии и науки велико. Они первыми поставили вопрос о том, как мыслить бытие, и благодаря им вопрос об отношениях между мышлением и бытием становится предметом рефлексии.

Ксенофан считается основателем элейской школы, поскольку он написал поэму «О природе». Истоком мира он считал землю: «Все приходит из земли и все уходит в землю». Бог, согласно Ксенофану, подобен сфере и тождественен космосу, который наделен неизменностью. Бог есть все, но это все не в многообразии, а в высшем единстве. Это единство основано на мысли о Боге, который всемогущ.

Основой элеатской философии стало учение Парменида, который развил идею Ксенофана о едином мировом боге в идею единого существа. В отличие от Гераклита, который утверждал, что все меняется, Парменид писал, что ничего не меняется. Бытие, считал он, это то, что постигается мыслью. «Мысль и бытие — одно и то же», «бытие есть, не-бытия нет». Основные свойства бытия: оно вечно, едино, неизменно, неделимо, неподвижно. В отличие от мира бытия, явления чувственного мира изменчивы, преходящи, подвижны, разделены на множество частей.

Учеником Парменида был Зенон, которого Аристотель называл «изобретателем диалектики». В то время как Парменид доказывал существование Единого, Зенон доказывал несуществование Многих. Он предложил сорок доказательств против множественности и пять доказательств против движения в защиту неподвижности бытия. Его апории (неразрешимые загадки) стали широко известны: Зерно пшеницы», «Стрела», «Ахиллес и черепаха». В последней апории Ахилл догоняет черепаху, которая шла впереди него. В то время как он в течение некоторого времени будет преодолевать расстояние, которое изначально было между ними, черепаха на это время перейдет на новое расстояние. В результате этих рассуждений Зенон приходит к логическому выводу, что расстояние между Ахиллесом и черепахой никогда не может стать равным нулю. Они никогда не окажутся в одной и той же точке. Разум говорит, что самый быстрый никогда не догонит самого медленного. Из этого следует вывод, что ходатайство не соответствует действительности.

В отличие от элеатов, Демокрит признает существование двух начал: Существование и не-существование. Он исходит из сенсорного опыта, из которого делает вывод о существовании тела и пространства (пустоты). Пустота отделяет одно тело от другого, поэтому бытие многообразно, а не едино. Единство тела и пустоты — это пространство. Бытие делимо, пока не исчерпана пустота. Исчерпание пустоты показывает, что существуют атомы (неделимые частицы), которые «невидимы из-за своей малости». Поэтому они воспринимаются только разумом, а не органами чувств. Атом, согласно Демокриту, неделим как физическое тело, но делим как математическая величина. Число этих атомов бесконечно, так же как бесконечна и пустота, которая является пространством, «вместилищем» для атомов. Атомы можно сравнивать, потому что они отличаются по размеру, то есть по форме (геометрической фигуре), а также по порядку и расположению. Атомисты утверждали, что атомы бывают сферическими, угловатыми, крючкообразными, якорными, вогнутыми, выпуклыми и т.д. Это их форма.

Он выделил три формы движения.

Первый из них он связал с хаотическим движением, похожим на броуновское движение. Вторую форму он представлял как вихревой поток, где атомный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разделения разнородных атомов. Третья форма движения представляет собой испарение объектов пространства. Это были запахи.

Демокрит был одним из первых, кто подробно описал процесс познания, выделив чувственную и рациональную стороны и определив их взаимосвязь. Познание, писал он, переходит от органов чувств к интеллекту. Сенсорное восприятие является результатом действия атомов, а различие в сенсорных образах обусловлено различием в формах, структуре атомов.

Рациональное познание является продолжением чувственного познания. Разум — это более тонкий орган зрения, т.е. своего рода «логическое видение».

Вывод: В натурфилософский период античной философии возникли следующие тенденции:

  1. формирование философии как формы теоретического воззрения, философского стиля мышления (различение философских категорий: первоначало, бытие и мышление, небытие, движение, противоречие, становление);
  2. освобождение сознания от мифологических и религиозных представлений;
  3. формирование противоположных философских течений: Материализм и идеализм;
  4. формирование ранней метафизической и диалектической концепции бытия.

Философия Платона и Аристотеля

Платон (427-347 гг. до н.э.) был первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой заключается в том, что мир идей, понятий и мыслей признается им первичным по отношению к миру вещей. Философские произведения Платона написаны в основном в форме диалогов: «Апология Сократа», «Фидон», «Кратил», «Софист», «Пир», «Протагор», «Государство», «Тимей», «Законы» и т.д..

Философия Платона была синтезом всех предыдущих знаний, изложенных на общем языке. Для него истинное существование принадлежит вечному миру духовных сущностей. Этот мир первичен, мир вещей — лишь слабое отражение, своего рода тень мира идей. Мир идей вечен и неизменен.

В философской системе Платона можно выделить четыре компонента философского знания того времени: Онтология, космология, эпистемология и этика.

Бытие у Платона множественное, оно состоит из идей. Условием существования бытия, то есть идеи, является то, что отождествляется с благом. Учение о бытии тесно связано с учением о космосе, космологией. Платон развивает учение о сотворении космоса божеством из первозданного хаоса, причем творцом является демиург. Понимая, что неразумное творение не будет совершенным, он заложил разум в душу космоса, а душу — в тело. Он представлял себе космос как сферу, в центре которой находится наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, питаемые их душами. Именно душа является основой рациональности человека и позволяет ему познавать окружающий мир.

Теория познания Платона предполагает, что у человека есть врожденные идеи, которые он «помнит» и с помощью которых он открывает для себя мир. По его словам, прежде чем познать вещь во всех ее проявлениях, необходимо познать смысл вещи, то есть созерцать идеи разумом.

Учение Платона о душе тесно связано с учением о возможностях познания вечного мира идей. Душа состоит из трех частей: рациональной, волевой и сенсорной. Теория познания состоит из трех частей. Первая — это учение об эросе, то есть о состоянии мистического энтузиазма, который сопровождает и обуславливает познание. Тогда это теория запоминания. Третья часть теории познания посвящена определению роли теоретического мышления. Эта часть называется диалектикой и представляет собой рациональное понимание истинно существующих родов бытия или идей.

Негативный тип состояния бывает четырех видов: Тимократия (власть амбициозных), олигархия (правление немногих), демократия (власть большинства), тирания (власть одного над всеми).

Платон основывает свою модель идеального государства на учении о строении души. Как душа состоит из трех частей (разумной, волевой и чувственной), так и в государстве должно быть три группы сословий. Рациональная часть души, добродетель которой заключается в мудрости, должна соответствовать сословию правителей — философов; волевая часть, добродетель которой заключается в мужестве — сословию воинов (стражников); волевая часть души — сословию крестьян, ремесленников и купцов. Именно такое состояние, по мнению Платона, является добродетельным. Правда, Платон ничего не может сказать о путях создания идеального государства и полагается на случайность, которая в будущем может привести к его возникновению.

Формы идеального государства, по Платону, могут быть разными (монархия, аристократия и демократия), хотя он предпочитает монархию. Для того чтобы власть выражала не личные, а народные интересы, необходима хорошая организация гражданского образования. И здесь важную роль играет отношение граждан к собственности. Именно частная собственность, по мнению Платона, разрушает целостность и единство государства и настраивает людей друг против друга. В связи с этим хранители и философы, которые выходят из их рядов, не имеют частной собственности. Для блага целого, то есть государства, он также упраздняет семью.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) считается величайшим энциклопедистом древности и вершиной древнегреческой философии. Наиболее важными работами философа являются: «Категории», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Эвдемоническая этика», «Политика», «История животных», «Риторика», «Поэтика» и др.

Аристотелю приписывают первое разграничение между науками, выделение конкретных областей изучения для каждой из них и проведение различия между теоретическими, практическими и творческими науками. Теоретические: метафизика изучает изначальные причины всего сущего, первооснову всех вещей; физика изучает состояние тел и некой «материи»; математика изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки: этика, наука о нормах человеческого поведения; экономика, наука об экономических действиях; политика, наука о достижении общего блага.

Творческие исследования: поэтика, теория поэзии; риторика, теория ораторского искусства и ремесла.

Представление бытия

Критически оценивая предыдущие философские взгляды, он формулирует свою идею бытия, под которым понимает существование объективного мира, воспринимаемого через ощущения. Материя — это всеобщая причина, ибо без нее нет бытия. Но она пассивна и бесформенна, и является лишь материалом, который нужно облечь в форму. Материя в целом относится к возможности бытия, «бытие как потенция». Человек всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, то есть с вещью. Через форму материя реализуется, и возникает конкретный объект. Философ считал, что существует «форма вообще», которая есть не что иное, как «форма форм» или Бог.

Аристотель различал четыре типа причин: материальные, формальные, действующие и целенаправленные. Он связывал движение с соответствующей энергией, без которой преобразование потенциального в актуальное не может произойти. Отметив, что движение вечно, Аристотель предположил, что должно существовать нечто, что приводит тела в движение. Это первичный движитель, который для своей деятельности не требует существования других тел, а сам является энергией, чистой деятельностью.

Душа — это форма по отношению к материи, но она присутствует только в живом существе. Душа — это проявление животворной деятельности, которой обладают только растения, животные и человек. Душа человека, как его сущность или телесная форма, придает жизни смысл и направление. Аристотель различает три вида души: растительную, чувственную и разумную.

Под диалектикой Аристотель подразумевал средства разрешения противоречий, с которыми познание сталкивается на уровне единичного. Поскольку сущность не может быть противоречивой, диалектика исчезает на этом уровне. Диалектика связана с движением от познания единичного к познанию общего, но на уровне сущности уже работает логика (аналитика). Аристотель не признает противоречий в действительности и отрицает объективную диалектику.

философия Аристотеля уделяет много внимания проблеме человека и его социальной жизни. Человек считается политическим животным, которое обладает разумом и вступает в различные социальные отношения с другими людьми: экономические, моральные, политические. Согласно Аристотелю, существует инстинктивное стремление к «совместной жизни», которое обусловлено «сознанием общего блага». Человек также стремится к совершенству, к благородной цели. Благо индивида совпадает с благом государства.

Государство рассматривается Аристотелем как естественное явление, более высокий способ общения, чем деревня и семья. Государство, — пишет он, — это разновидность сообщества, а всякое сообщество организуется ради блага. Через понятие «община» семья и деревня также определяются как части предшествующего целого, а именно государства.

Аристотель выделял шесть форм правления, из которых, по его мнению, три (монархия, аристократия и полития) являются правильными, а остальные три (тирания, олигархия и демократия) — неправильными. Полития объявляется лучшей формой, поскольку сочетает в себе качества умеренной демократии и личные достоинства олигархии, присущие благородным людям.

Классический период (V — IV век до н.э.) является кульминацией античной философии. Основное философское содержание этого этапа:

  1. обоснование высокого морально-философского и правового идеала античности, гражданской концепции;
  2. формирование оппозиции субъективной и объективной диалектики;
  3. завершение процесса формирования основных направлений в философии, формирование линии Демокрита и Платона;
  4. формирование принципов материалистической и идеалистической онтологии и эпистемологии.

Эллинистическая философия: эпикурейство, скептицизм, стоицизм

Главным центром эллинистической философии были Афины, где несколько влиятельных школ соперничали друг с другом. Вначале философские школы, возникшие в четвертом веке до нашей эры, продолжали существовать. …Платона и Аристотеля. Однако постепенно Академия Платона и перипатетическая школа утратили свое влияние на философскую мысль и превратились в закрытые элитарные учреждения. Новые философские системы (эпикурейцы, скептики, стоики, киники), в рамках которых теоретическая мысль сделала шаг вперед в развитии, все больше соответствовали общему уровню социальной и культурной атмосферы своей эпохи.

Эпикур (ок. 341-270 гг. до н.э.) был основателем эпикурейской школы. Философия для Эпикура — это самое важное и основополагающее средство для достижения человеком самой счастливой жизни, свободной от страха перед будущим. Для достижения невозмутимости самосознания необходимо знание природы.

В эпистемологии Эпикур был сенсуалистом и считал, что главным критерием истины являются ощущения, данные нам непосредственно. Вторичными критериями считаются предвосхищения, переживания и «образное литье мысли». По его мнению, чувства не ошибаются, ошибается только разум.

Учение Эпикура о природе включает в себя как общие, идеологические, так и частные вопросы. Он пишет не только о происхождении мира, но и о подъеме и падении небесных тел, их движении, фазах луны и так далее. Главное для него — доказать, что причины природных явлений естественны. Отстаивая материальное единство мира, Эпикур резко противопоставляет науку мифологии. Физика, по его мнению, должна не только описывать природу, но и находить естественные причины природных явлений. Именно такая физика может принести людям безмятежность, к которой стремились эпикурейцы, и избавить их от широко распространенного страха перед небом.

В основе этического учения Эпикура лежит понятие удовольствия. Человеческое счастье заключается в удовольствии, но при этом подчеркивается, что удовольствие телесных потребностей необходимо для мира души, для равновесия душевного состояния. Считается, что благодаря этому удовлетворению душа человека становится спокойной и безмятежной. Цель удовольствия — наслаждение духом (литература, искусство и т.д.), а не физическими благами.

Эпикурейский идеал мудреца имеет сильные и продуманные убеждения. Он не подвластен судьбе, но достигает блаженства и спокойствия ума (атараксия) благодаря знанию. В то же время Эпикур отказывается от политической деятельности и провозглашает принцип: «Живи незаметно!». Общество, по его мнению, возникает искусственно из договора, заключенного «атомными», то есть изначально живущими в уединении. Установленные ими обычаи и законы должны служить взаимной выгоде.

Элементы скептицизма, такие как сомнение в достоверности всех знаний, присутствовали в учениях многих древнегреческих мыслителей. Однако крайний скептицизм как значительное течение в философии появился только в эллинистический период. Пиррон считал, что человек должен всегда сохранять спокойствие и стремиться к счастью. Для этого необходимо было воздержаться от суждений, поскольку невозможно постичь истину. Отсюда безмятежность, спокойствие и невозмутимость ума, которые для него были высшим уровнем счастья (атараксия).

Завершением античного скептицизма является работа Секста Эмпирика. Главное для него — феномен вещи, а не то, чем является вещь и какова ее сущность. Он не знает их и не хочет знать. Секст пишет о нейтральном бытии, всегда помня об эквивалентности утверждения и отрицания, изостении. Структура философствования Секста обычно состоит из двух или трех элементов. Второй элемент является отрицанием первого, а третий задумывается либо как синтез первых двух, либо как нечто третье, уже независимое от первых двух. Выводы везде одинаковы: Никто и никогда не может знать ничего ни о чем.

Положительное значение скептицизма заключается в том, что он остро поставил проблему знания и истины и привлек внимание к философскому плюрализму. Его недостаток в том, что он ведет к агностицизму и учит о непознаваемости мира.

Стоицизм — одно из основных течений эллинистического периода античной философии. Она возникла в начале III века до н.э. и просуществовала до конца античности. Название этой философской школы произошло от живописного портика (стоического), возле которого собирались последователи Зенона. Стоическая философия триадична, так как делится на три взаимосвязанные части — логику, физику и этику.

Стоики понимали логику довольно широко и включали в ее содержание не только логические и диалектические, но и грамматические и риторические проблемы. Стоики много работали над логическими проблемами (суждениями, доказательствами) и направили все свои усилия на их формализацию.

Если в логике природа изучается как природа самого человека, как природа его мыслительных способностей, то в физике она предстает как мир вне человека. Стоики требовали изучения законов природы, потому что от этого зависела жизнь человека. Мир был представлен им в терминах двух принципов — пассивного (материя) и активного (дух, логос). Стоики признавали существование Бога наряду с материей и пытались преодолеть этот дуализм своим учением о Боге как «творческом огне», смешанном с материей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Тени сознания
  2. Предмет патопсихологии
  3. Педагогическая рефлексия
  4. Этнопсихологические особенности личности
  5. Взаимосвязь психологических защитных механизмов и эмоционального выгорания -Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
  6. Психология возрастного развития человека
  7. Виды детских страхов
  8. Медикаментозное лечение в психиатрии
  9. Схема психологического анализа
  10. Области применения социально-психологического тренинга и групповой терапии — Классификация CПT как одной из областей применения активных групповых методов