Для связи в whatsapp +905441085890

Представления и их исследования в психологической науке

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Проявление неосознаваемых психических процессов в экстремальных условиях
  2. Виды и свойства ощущений
  3. Ощущения и их проявление в экстремальной ситуации
  4. Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии
  5. Особенности восприятия в экстремальной ситуации
  6. Виды представлений об экстремальной ситуации и их характеристика
  7. Особенности проявления представлений в экстремальных условиях
  8. Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии
  9. Воображение и особенности его применения в условиях экстремальной ситуации
  10. Теории внимания в отечественной и зарубежной психологии

Введение

Первичную информацию об окружающем мире мы получаем через ощущения и восприятие. Возбуждения, возникающие в наших органах чувств, не исчезают бесследно в тот момент, когда раздражители перестают действовать на них. После этого формируются так называемые последовательные изображения, которые сохраняются в течение некоторого времени. Роль этих образов в жизни души человека, однако, сравнительно невелика. Гораздо важнее тот факт, что спустя долгое время после восприятия объекта, его образ может быть вызван нами в памяти, случайно или намеренно. Это явление называется «репрезентация».

Понятие репрезентации, механизмы возникновения репрезентаций

Репрезентация — это психический процесс отражения объектов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего прошлого опыта.

Основой репрезентации является восприятие объектов, имевших место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это репрезентации памяти, то есть репрезентации, которые создаются на основе нашего непосредственного восприятия объекта или явления в прошлом. Во-вторых, это воображаемые представления. На первый взгляд, этот тип репрезентации не соответствует определению «репрезентация», потому что в воображении мы показываем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд. Воображение формируется на основе информации, полученной в прошлых восприятиях, и их более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем более ярким и полным может быть соответствующее представление.

Репрезентации возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. Таким образом, репрезентации имеют большое значение не только для процессов памяти или воображения — они чрезвычайно важны для всех ментальных процессов, составляющих когнитивную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления и письменной речи всегда связаны с репрезентациями, как и память, которая хранит информацию и через которую формируются репрезентации.

Основные характеристики представлений

Представительства имеют свои особенности. Прежде всего, репрезентации характеризуются тем, что они визуальны. Репрезентации — это сенсорно-визуальные образы реальности, и в этом заключается их близость к перцептивным образам. Перцептивные образы, однако, являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как репрезентации — это воспроизведенные и обработанные образы объектов, которые были восприняты в прошлом.

Следующая характеристика репрезентаций — фрагментарность. Представления фрагментарны, некоторые части и особенности изображены ярко, другие — очень расплывчато, а некоторые отсутствуют вовсе. Например, когда мы представляем себе лицо человека, мы четко выделяем только отдельные черты, а именно те, на которые мы обычно направляли свое внимание.

Не менее важной особенностью репрезентаций является их нестабильность и непостоянство. Таким образом, любой вызванный образ, будь то объект или образ человека, исчезнет из вашего поля сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется приложить еще одну попытку, чтобы извлечь его. Кроме того, восприятие очень подвижно и изменчиво. В качестве альтернативы на первый план выходит та или иная деталь реконструированного изображения.

Следует отметить, что репрезентации — это не просто визуальные образы реальности, а всегда в какой-то степени обобщенные образы. Это их концептуальная близость. Обобщение присутствует не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных объектов (представление стула в целом, представление кошки в целом и т.д.), но и в представлениях конкретных объектов. Каждый знакомый объект мы видим не один раз, и каждый раз формируем новый образ этого объекта, но когда мы вызываем в сознании представление об этом объекте, возникающий образ всегда имеет обобщенный характер.

Наше восприятие всегда является результатом обобщения единичных перцептивных образов. Степень обобщения, содержащаяся в представлении, может быть разной. Представления, которые характеризуются высокой степенью обобщения, называются обобщениями.

Функции концепций

Репрезентация, как и любой другой когнитивный процесс, выполняет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяют три основные функции: Сигнализация, регуляция и настройка.

Суть сигнальной функции представлений заключается в том, что в каждом конкретном случае воспроизводится не только образ объекта, который ранее действовал на наши органы чувств, но и разнообразная информация об этом объекте, которая под влиянием специфических воздействий преобразуется в систему управляющих поведением сигналов.

Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и заключается в отборе необходимой информации о предмете или явлении, которое ранее воздействовало на наши органы чувств. И этот выбор делается не абстрактно, а в свете реальных условий предстоящей деятельности.

Следующая функция восприятия — это настройка. Она проявляется в направленности человеческой деятельности в зависимости от характера влияния окружающей среды. Так, И.П. Павлов, изучая физиологические механизмы волевых движений, показал, что возникший двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Функция настройки представлений обеспечивает определенный эффект обучения моторных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют очень важную роль в психической регуляции человеческой деятельности.

Классификация и типы представлений

Поскольку прошлый перцептивный опыт является основой репрезентаций, основная классификация репрезентаций основывается на классификации типов ощущений и восприятия. Поэтому принято различать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, двигательное (кинестетическое), тактильное, обонятельное, вкусовое, температурное и органическое.

Классификация восприятий может быть проведена по следующим признакам: 1) по их содержанию; с этой точки зрения можно говорить о математических, географических, технических, музыкальных и т.д. восприятиях. представления; 2) по степени общности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях. Более того, можно провести классификацию восприятий в зависимости от степени проявления усилия воли.

Большинство наших представлений связано с визуальным восприятием. Характерной особенностью визуальных представлений является то, что в некоторых случаях они очень конкретны и передают все видимые свойства объектов: Цвет, форма и объем.

В области слуховых представлений первостепенное значение имеют представления речи и музыки. Речевые представления, в свою очередь, можно разделить на несколько подтипов: фонетические представления, тональные и интонационные речевые представления. Сущность музыкальных представлений заключается прежде всего в представлениях о соотношении звуков по высоте и длительности, поскольку музыкальная мелодия определяется отношениями высоты и ритма.

Другой класс репрезентаций — моторные репрезентации. По характеру своего формирования они отличаются от зрительных и слуховых восприятий, поскольку никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с настоящими ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-либо части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Экспериментально доказано, что каждый раз, когда мы моторно представляем себе произнесение слова, инструменты отмечают сокращение мышц языка, губ, гортани и так далее. Поэтому без моторных репрезентаций мы вряд ли могли бы пользоваться языком, а общение между собой было бы невозможным.

Необходимо обсудить еще один довольно важный тип репрезентаций — пространственные репрезентации. Термин «пространственные представления» используется в случаях, когда пространственная форма и расположение объектов четко представлены, но сами объекты могут быть представлены очень нечетко. Эти представления обычно настолько схематичны и бесцветны, что термин «визуальный образ» на первый взгляд к ним неприменим. И все же они остаются изображениями — изображениями пространства, потому что они с полной ясностью передают одну сторону реальности — пространственное расположение вещей. Пространственные представления, как правило, являются визуально-моторными представлениями, и иногда на первый план выходит визуальный компонент, а иногда моторный.

Более того, все представления различаются по степени обобщения. Обычно принято делить представления на единичные и общие. Стоит отметить, что одно из фундаментальных различий между представлениями и перцептивными образами заключается в том, что перцептивные образы всегда единичны, то есть содержат информацию только о конкретном объекте, в то время как представления очень часто обобщены. Сингулярные восприятия — это восприятия, основанные на наблюдении одного объекта. Общие представления — это представления, которые обобщают свойства ряда похожих объектов.

Следует также отметить, что все восприятия различаются по степени проявления волевого усилия. Проводится различие между добровольными и недобровольными представлениями. Непроизвольные восприятия — это те, которые возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Непроизвольные восприятия — это те, которые возникают у человека в результате волевого усилия в интересах поставленной цели.

Операции восприятия

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного рода. Существование различий между людьми в качестве представлений отражено в учении о «типах представлений». Согласно этой теории, всех людей можно разделить на четыре группы в зависимости от преобладающего типа репрезентации: те, у кого преобладают зрительные, слуховые и моторные репрезентации, и те, у кого смешанные репрезентации. В последнюю группу входят люди, которые используют репрезентации всех типов примерно в равных пропорциях.

Человек с преобладанием визуальных представлений, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, на которой этот текст напечатан, как будто он мысленно читает его.

Человек с преобладанием представлений слухового типа вспоминает текст так, как будто слышит произнесенные слова. Они также запоминают числа в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений моторного типа, который запоминает текст или пытается запомнить несколько цифр, произносит их самостоятельно.

Следует отметить, что люди с ярко выраженными репрезентативными типами встречаются крайне редко. Большинство людей имеют в большей или меньшей степени все вышеперечисленные типы, и довольно сложно определить, какой из них играет ведущую роль у конкретного человека. Более того, индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений того или иного типа, но и в особенностях представлений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть этого утверждения в том, что наше восприятие в значительной степени зависит от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач.

Важнейшим этапом в развитии представлений является переход от их непроизвольного происхождения к способности произвольно вызывать необходимые представления. Следует помнить, что каждое представление содержит элемент обобщения, и развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

Повышение обобщающей ценности представлений может идти в двух направлениях. Один из способов — это способ схематизации. Через схематизацию представление постепенно теряет ряд частных индивидуальных черт и деталей и приближается к схеме. Другой путь — это путь развития типичных образов. При этом представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и яркими, показывая целую группу предметов и явлений.

Понятие воображения, механизмы процесса воображения.

Воображение — это процесс преобразования идей, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых идей. Считается, что воображение возникло в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования необходимости преобразовывать объекты реального мира. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Когда мы говорим о воображении, мы подчеркиваем лишь преобладающее направление психической деятельности. Когда человек сталкивается с задачей воспроизведения репрезентаций вещей и событий, которые ранее были в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новую комбинацию этих представлений или породить из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Воображаемые образы создаются только путем переработки отдельных аспектов образов реальной действительности, доступных человеку. Когда мы говорим о воображении, его роль в психической деятельности человека нельзя недооценивать, ведь определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Таким образом, когда мы представляем себе объект или событие, очень часто мы не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех деталях. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде разрозненных фрагментов или несвязных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная обработка материала, которая проявляется в наполнении идей необходимыми деталями, то есть в процессе воспроизведения начинает проявляться активность нашего воображения.

В гораздо большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов предметов или явлений, которые мы никогда не воспринимали. Деятельность воображения наиболее тесно связана с эмоциональными переживаниями человека. Образ желаемого может вызывать положительные чувства, и в определенных ситуациях сон о счастливом будущем способен избавить человека от крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и подумать о значении ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет очень важную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение также связано с реализацией наших волевых действий. Важнейшее назначение воображения как психического процесса состоит в том, что воображение направляет человека в процессе деятельности — создает мысленную модель конечных или промежуточных продуктов труда, что способствует его предметному воплощению. Более того, важность нашего воображения возрастает по мере того, как мы удаляемся от механической работы и приближаемся к творческой деятельности.

Физиологические основы воображения

Считается, что физиологической основой воображения является актуализация нейронных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не отделены от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями позволяют предположить, что его физиологические механизмы связаны не только с корой головного мозга, но и с более глубокими структурами мозга. В частности, важную роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что в силу особенностей физиологических систем, отвечающих за него, воображение в определенной степени связано с регуляцией органических процессов и движений. Воображение влияет на многие органические процессы: функцию желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и т.д. Аналогичным образом воображение влияет на двигательные функции человека.

Поэтому можно сделать вывод, что воображение играет существенную роль в регуляции телесных процессов человека, а также в регуляции его мотивированного поведения.

Роль воображения в жизни человека

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них — это представление реальности в образах и умение использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органически содержится в нем. Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек способен удовлетворить, хотя бы частично, многие потребности и снять напряжение, вызванное ими. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на необходимые события. С помощью образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертой функцией воображения является формирование внутреннего плана действий — способность осуществлять его в уме посредством манипулирования образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто добровольно, человек может влиять на органические процессы: изменять ритм дыхания, биение пульса, кровяное давление, температуру тела. Эти факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, показывает ему будущее. С богатым воображением человек может «жить» — в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, которые можно оживить усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства в практические действия. Это во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто нецелесообразны (нежелательны).

Виды воображения

Все типы и уровни направленности личности проявляются в воображении; они также порождают различные уровни воображения. Разница между этими уровнями определяется, прежде всего, тем, насколько осознанно и активно человек относится к процессу. На низших уровнях изменение образов происходит само собой, непроизвольно; на более высоких уровнях все большую роль в этом играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут отличаться степенью случайности или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сны, в которых образы возникают непроизвольно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе является и деятельность воображения, которая разворачивается, например, в полудреме, в сонном состоянии, перед засыпанием.

Добровольное воображение гораздо важнее для человека. Этот тип воображения проявляется, когда человек сталкивается с задачей создания определенных образов, запланированных им самим или заданных ему извне. В таких случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой образной работы лежит способность произвольно вызывать и изменять необходимые представления.

Среди различных видов и форм добровольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и дневные сны. Воссоздающее воображение проявляется, когда человек должен как можно полнее воссоздать представление объекта в соответствии с его описанием. Чаще всего мы сталкиваемся с реконструктивным воображением, когда нам нужно воссоздать представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы восстанавливаем представление об объекте на основе схем и рисунков, а не слов. Следовательно, процесс воссоздания воображения тесно связан с мышлением и памятью человека.

Следующий вид добровольного воображения — творческое воображение. Она характеризуется тем, что человек трансформирует идеи и создает новые не по существующему образцу, а самостоятельно набрасывает контуры создаваемого образа и подбирает для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта. Суть этого вида воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В этом отношении сновидение имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, человек во сне всегда создает образ желаемого, тогда как творческие образы не всегда воплощают желания своего создателя. Мечты находят свое живописное выражение в том, что влечет человека к себе, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, который не относится к творческой деятельности, то есть не преобразуется сразу и непосредственно в объективный продукт в виде произведения искусства, научного открытия, технического изобретения и так далее.

Главной особенностью сновидения является то, что оно направлено на будущую деятельность, т.е. сновидение — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Следует отметить, что эти виды сновидений являются активными, добровольными и осознанными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной — форме, характеризующейся непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения является, как мы уже говорили, сон.

Если добровольное или активное воображение является волевым, т.е. связанным с волей человека, то пассивное воображение может быть волевым и невольным. Волевое пассивное воображение порождает образы, не связанные с волей. Эти образы называются снами. Именно в сновидениях наиболее четко проявляется связь воображения с потребностями человека. Легко предсказать, к чему приснится человек, с волнением предвкушающий важное для него событие. Люди склонны мечтать красиво и заманчиво. Но когда сны начинают заменять активность и доминировать в психической жизни человека, это уже сигнализирует об определенных нарушениях духовного развития. Преобладание сновидений в жизни души человека может привести к отрыву от реальности, уходу в воображаемый мир, что в свою очередь начинает препятствовать духовному и социальному развитию этого человека.

Заключение

Человек постоянно находится в контакте с окружающей средой. Каждую секунду на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни различных раздражителей, многие из которых остаются в памяти надолго. И одним из самых любопытных феноменов человеческой психики является то, что впечатления о предметах и явлениях реального мира, полученные в предыдущей практике, не только долго хранятся в памяти, но и подвергаются определенной обработке. Наличие этого явления обуславливает возможность человека влиять на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие на внешнюю среду со стороны животного и изменение внешней среды со стороны человека — принципиально разные вещи. В отличие от животного, человек систематически воздействует на окружающую среду и направляет свои усилия на достижение поставленной цели. Такое изменение действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук выполняет некоторые операции, похожие на работу ткача, а пчелы похожи на людей-строителей по конструкции своих восковых ячеек. Однако самый плохой специалист отличается от самой лучшей пчелы или самого искусного паука тем, что действует по заранее разработанному плану. Каждая работа должна разработать такой план, и только потом он реализуется на практике. Можно сделать вывод, что воображение играет существенную роль как в регуляции телесных процессов человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Список литературы

  1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии : информационный материал к курсу «Общая психология» ; учебное пособие для студентов педагогических институтов / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко; — М.; Просвещение, 1986, — 272 с.; илл.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология : учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб; Питер, 2001, — 583 с.; илл. — (Серия «Учебник нового века»).
  3. Немов Р.С. Психология : учебник для студентов вузов в трех книгах / Р.С. Немов. — M. Просвещение: Владос, 1995. кн. 1. — 576 с.
  4. Общая психология : учебник для студентов педагогических институтов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др. под ред. А.В. Петровского, — 3-е изд. испр. и доп. — М.; Просвещение, 1986, — 464 с., илл.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург; Питер, 2007 г. — 713 с.; илл. — (Серия «Мастера психологии»).