Для связи в whatsapp +905441085890

Представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников — Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания

Проблема формирования и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка является необходимой частью развития самосознания, то есть осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и к самому себе.

В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не остается без внимания; наиболее полная разработка ее теоретических аспектов произошла в советской психологии в работах Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.В. Шорохова, за рубежом — В. Самоцветы, К. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс и др. Эти ученые обсуждают такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как основное личностное образование, играющее непосредственную роль в регуляции поведения и деятельности человека, как автономное свойство личности, ее центральный компонент, который формируется при активном участии самой личности и отражает качественную специфику ее внутреннего мира

Самооценка изучалась в отечественной психологии в связи с проблемой развития и формирования самооценки. Эти исследования сосредоточены на двух группах вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах вопрос формирования самооценки анализировался в связи с более общей проблемой развития личности.

Другая группа исследований посвящена более конкретным вопросам, в основном связанным со спецификой самооценки и ее взаимосвязью с оценками других людей. Можно выделить публикации Липкиной А.И.. , Савонько Е.И., Серебрякова Е.А., Горбачева В.А.

Л.С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка — обобщенное, т.е. устойчивое, независимое от ситуации и в то же время дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к себе, интегрирует опыт его деятельности и общения с другими людьми. Это основная личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность в соответствии с нормативными критериями и выстраивать согласованное поведение в соответствии с социальными нормами.

Бернс Р., проанализировав большое количество исследований американских авторов, обнаружил, что качественный скачок в развитии самооценки происходит на границе между дошкольным и младшим школьным возрастом. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретики и не позволяет адекватно охарактеризовать происходящие изменения.

Основным источником развития самооценки является оценка окружающими результатов поведения и деятельности человека, а также непосредственно качеств его личности. По мнению Л.И. Божович, социальная оценка играет двоякую роль в формировании самооценки школьника. «Во-первых, являясь критерием соответствия его поведения требованиям окружающих, она показывает человеку как бы характер его отношений с окружающей средой, определяя тем самым и его эмоциональное самочувствие, и поведение, и отношение к себе как к субъекту поведения. Во-вторых, социальная оценка помогает человеку выделить то или иное качество определенных форм поведения и деятельности и сделать его предметом оценки сознания самого человека.» Б.Г. Ананьев подчеркивал, что решающее значение в формировании мыслей о себе имеет жизнь в коллективе и правильное развитие оценочных отношений, формирующих самооценку.

Представления родителей об их роли в формировании личностных образовательных результатов младших школьников - Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания

Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания

P. Наиболее подробное описание личностной зрелости дал М. Якобсон (1981). Он определил его как социально-историческое явление, поскольку в разных социальных условиях понятие зрелости имеет разное содержание. На самом деле в общественном сознании нашего времени существует стандарт сформировавшейся личности. Она подразумевает определенный уровень развития сознания человека, его оценок и суждений, регуляцию своих действий и поступков, отношение к различным сторонам действительности (природной и социальной). Концепция нашей культуры зрелой личности ярко проявляется в характере отношения окружающих людей к действиям, поведению и поступкам человека в процессе межличностных отношений. Она выражается в характере законов и норм поведения, которые общество требует от взрослого человека.

Под личностной зрелостью понимается прежде всего социальная зрелость, которая выражается в том, насколько адекватно человек понимает свое место в обществе, какого мировоззрения или философии он придерживается, каково его отношение к общественным институтам (нормам морали, праву, законам, социальным ценностям), к своим обязанностям и работе.

Социальная зрелость включает гражданскую зрелость, т.е. осознание долга перед страной, народом и обществом, ответственность за свою работу; моральную зрелость, т.е. понимание, принятие и выполнение моральных норм, наличие развитой совести, готовность поступать в соответствии с установленными правилами взаимоотношений людей друг с другом, способность любить и чувствовать, ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическая зрелость, т.е. достаточно развитая способность воспринимать красоту в ее различных формах и проявлениях в жизни, искусстве и природе.

Социальная зрелость является предпосылкой и показателем психологической зрелости. Невозможно иметь полную психологическую зрелость у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и поступков, непониманием требований общества и т.д.

Л. Л.И. Божович (1978-1979) утверждает, что психологически зрелая личность — это человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. Появление способности вести себя независимо от (и даже вопреки) непосредственно влияющих на него обстоятельств, руководствуясь собственными сознательно поставленными целями, служит основной чертой этого развития. Существование такой способности предполагает активный, а не реактивный характер человеческого поведения. Она связана с волей, которая обеспечивает сознательный контроль над поведением человека.

Л. Анциферова (1977) считает, что уровни психологической организации зрелого человека являются производной его интегрированного функционирования, качественной переработки на высшем уровне типов взаимодействий с миром на более ранних этапах и определения места для каждого из них, обусловленного типологией жизненных ситуаций, с которыми приходится иметь дело зрелому человеку. В период личностной зрелости различные виды деятельности интегрируются и в своем полном развитии приводят к различным типам комбинированных способов жизнедеятельности, которые поднимают развитие личности на качественно новый уровень.

Личностная зрелость характеризуется стремлением достичь наивысшего развития своих духовных, интеллектуальных и физических способностей. Выделяют следующие черты зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность заботиться о других людях, способность активно участвовать в жизни общества и эффективно использовать собственные знания и умения, иметь психологическую близость с другим человеком, конструктивно решать различные жизненные проблемы для полной самореализации.

Влияние этнического фактора на характер принятия и исполнения родительской роли

Этнос в узком смысле — это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей с общими, относительно стабильными чертами культуры и психики, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), зафиксированным в самоназвании (этнониме) (Ю. Бромлей, 1989).

В целом национальное сознание характеризуется наличием целостного этнического образа мира; «правильной» передачей из поколения в поколение выработанного данной этической общностью восприятия общественных институтов, системы отношений, ритуалов, идеологии, стереотипов поведения; соотнесением этнического образа мира с нормами и ценностями, доминирующими у других народов.

Национальное самосознание, составляющее ядро национального сознания, является результатом понимания людьми своей принадлежности к определенной этнической общности и ее положения в системе общественных отношений. В основе проявления национального самосознания лежит феномен этнической идентификации (В. Г. Крысько, 2002).

Следует отметить, что авторы часто различают понятия этнической идентичности и этнического самосознания. Так, Г. У. Солдатова (1998) считает, что, с одной стороны, этническая идентичность рассматривается как когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, с другой стороны, это понятие включает в себя бессознательное и поэтому является более широким. Автор говорит об изучении как идентичности (своеобразной «концентрированной» формы этнического самосознания), так и «этнического бессознательного».

Проблема самосознания и, в частности, этнического самосознания разрабатывается в работах В. С. Мухиной. В. С. Мухина (2002) дает следующее описание этнической идентичности: «Этническая идентичность — социокультурный и социально-психологический феномен, объединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания индивидов об этнических группах, возникающие в реальных актах взаимодействия со своей и другими этническими группами».

В структуре этнической идентичности выделяются следующие компоненты:

  • Когнитивные (знания, восприятие характеристик собственной группы и осознание себя членом этой группы);
  • Аффективные (оценка характеристик своей группы, важность принадлежности к ней);
  • Поведенческий (построение системы отношений и действий в различных ситуациях этнического контакта).

Н. М. Лебедева (1999) утверждает, что этническое самосознание является частью этнического сознания, которое отражает восприятие и представление индивидов как представителей определенной, своей этнической общности. Этническая идентичность, в отличие от этнического самосознания, — это «представление человека о себе как о члене определенной этнической группы, а также эмоциональная и ценностная значимость, приписываемая этой принадлежности».

Что касается проблемы этнической идентичности, Т.Г. Стефаненко (1999) определяет ее как «компонент социальной идентичности индивида, психологическая категория, обозначающая сознание принадлежности к определенной этнической общности.» Автор указывает, что необходимо различать категории этничности и этнической идентичности, между «декларируемой идентичностью» (причисление себя к какой-либо этнической общности) и этнической идентичностью.

Таким образом, процесс этнической идентификации — это эмоционально-когнитивный процесс самоассоциации субъекта с другими представителями той же этнической группы, а также формирование его позитивного ценностного отношения к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории этноса и его государственности.

Роль родителей в развитии и формировании личности

Ранние этапы социализации характеризуются исключительной важностью первичной среды. Когда человек взрослеет, осваивает профессию и развивает свою деятельность, роль вторичной среды возрастает, однако первичная среда всегда остается для человека более важной. Это объясняет особую роль семьи в развитии личности, в том числе в формировании и сохранении этнической идентичности, поскольку семья является единственным воспитательным институтом, моральное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Социализация детей и их инкультурация остаются на протяжении всего существования семьи как ее основная функция. Последнее связано с интеграцией индивида в человеческое общество и формированием когнитивного, эмоционального, поведенческого сходства с членами данной культуры и отличия от членов других культур.

Существуют различные формы и модели семьи, специфика которых зависит от этапа развития общества и характера национальных (религиозных) традиций. Условно их можно разделить на традиционные и модернизированные (современные) модели. В полиэтническом обществе национальная семья, с одной стороны, отражает в своем функционировании национальные особенности современной общественной жизни, с другой стороны, она является как бы хранилищем следов прошлого. В зависимости от культурных и социально-исторических изменений типа семьи меняется и характер и механизм взаимодействия между поколениями, составляющими семью.

Если организация традиционной семьи направлена на сохранение и повторение образа жизни родителей в их детях, то современная семья — это взаимное влияние родителей и детей. Главная особенность социализации в семье нового типа заключается в том, что каждый из ее членов ищет возможности для самореализации. Появление ребенка в семье, вместе с восприятием этого явления как (временного или постоянного) ограничения самореализации одного из родителей (в первую очередь матери), может открыть перед родителями новые возможности, дать толчок для развития семьи и семейных отношений, позволить родителям наиболее полно реализовать себя в личностном плане.

Следует отметить, что формирование родительских (в том числе гендерных) установок этнокультурно обусловлено, традиционно строгое разделение отцовских и материнских функций является результатом длительного исторического социокультурного развития общества.

Рассматривая социально-психологический статус семьи в современной России, необходимо отметить процессы повышения значимости этнического фактора, которые совпали с рядом кардинальных изменений в социальной, политической и экономической жизни. События последнего времени наглядно показывают, что в связи с разрушением прежних и трудным формированием новых политических, правовых, идеологических и экономических регуляторов общественных отношений на первое место выходит регулятор, с которым люди рождаются — этнический и, прежде всего, архетипы и структуры этнического сознания.

Психологическая устойчивость национального (этнического) самосознания в неэтнической ситуации определяется его саморегулирующей способностью порождать новые установки, оптимизирующие поведение личности. Устойчивость (ригидность) этнического самосознания заключается в строгом следовании национальным традициям, обычаям, религии, устойчивым нормам и правилам поведения, а изменчивость этнического самосознания можно рассматривать как ассимиляцию, т.е. приспособление к условиям существования, языку, традициям той нации, к которой принадлежат представители этнической группы.

Родительство в аспекте перинатальной психологии. Общая характеристика представлений о родительстве

Образ родительства — это визуальный образ феномена родительства, который создается на основе опыта человека (особенно в родительской семье), воспроизводя его в воображении. Образ менее яркий и более детальный, чем восприятие образа в реальной ситуации, но в то же время обобщенный и схематизированный.

Репрезентация родительства по своей сути является фантазией, поскольку феномен родительства еще не существует в реальности, есть только его образно сконструированное содержание. Это содержание может включать образы эмоций, связанных с процессом родительства, индивидуальные и общие когнитивные схемы: планирование образа жизни в родительстве, планирование процесса воспитания детей и т.д., а также образы отдельных поведенческих действий и всего поведения в целом.

В мечтах подростка формируется образ желаемого родительства. Для некоторых подростков этот образ возникает в контрасте с воспоминаниями об их «трудном» детстве. Другие, однако, опираются на положительный пример своих родителей. Они помнят много прекрасных моментов из своего детства и считают его самым счастливым временем своей жизни. Следовательно, они желают такого же детства для своих детей. У других этот образ формируется в основном под влиянием социокультурных моделей. В любом случае, мечты влияют на целостное представление о родительстве и являются сильным мотивирующим фактором. Можно рассмотреть восприятие идеального родителя на трех уровнях:

  1. общественный уровень — влияние общественных факторов на восприятие идеального родителя;
  2. собственный семейный уровень — влияние семейных обстоятельств на восприятие идеального родителя;
  3. индивидуальный уровень (уровень личности) — влияние личностных факторов на представление об идеальном родителе.

Идеал отца и матери является составной частью идеала мужчины и женщины соответственно. Кроме того, идеал отца и идеал матери вместе образуют идеал родителей.

Из-за того, что матери проводят с детьми больше времени, чем отцы, и больше участвуют в воспитании детей, у общества возникает соблазн обвинить мать, когда у ребенка возникают проблемы. Мать рассматривается как основное влияние на ребенка. Соответственно, существуют представления об идеальной матери: заботливая, любящая, ответственная, уделяющая много времени ребенку, готовая к сотрудничеству, альтруистичная, не властная и не агрессивная.

Если первый ребенок является для родителей полем для «экспериментов», для поиска себя как родителя, они чувствуют себя более уверенно в воспитании второго ребенка, используя уже имеющийся опыт родительства и пытаясь учесть и исправить ошибки, которые они допустили с первым ребенком. У родителей второго ребенка более сформированы представления о себе как о родителях, развита родительская сфера: родительские чувства, знания, умения и навыки ухода, воспитания и общения с ребенком, опыт, широкий «репертуар» внутриродительских ролей.

Люди, воспитывающие второго ребенка, имеют иные представления об идеальном родителе, чем те, которые они имели при воспитании первого ребенка. С одной стороны, кажется, что эти представления должны стать более реалистичными, ведь когда рождается первый ребенок, человек имеет лишь иллюзорные представления о том, что такое родитель. С другой стороны, негативный или неприятный опыт после рождения первого ребенка может деформировать прежний, более гармоничный образ идеального родителя.

Таким образом, при сравнении восприятия одних и тех же людей, воспитывающих сначала одного, а затем второго ребенка, следует ожидать существенных различий между ними. Что касается различий между двумя группами людей (с одним ребенком, с двумя детьми), то мы вряд ли найдем различия: для первой, скорее всего, будет характерен большой разброс в том, каким должен быть идеальный родитель.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие мышления. Типы людей по характеру мышления
  2. Биополе человека — Структура астрального тела
  3. Модель сознания
  4. Проблемы социальной педагогики
  5. Блокировка защитных механизмов — Обоснование защитных механизмов по Фрейду
  6. Взаимосвязь познавательной мотивации и интеллектуальной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста — Особенности мотивационной сферы и потребностей личности
  7. Виды психических процессов: воля
  8. Роза Евгеньевна Левина, советский психолог, дефектолог, логопед
  9. Зависимость стиля общения от свойств темперамента
  10. Влияние стиля воспитания на самооценку подростков с нарушением интеллекта — Концепция самооценки