Для связи в whatsapp +905441085890

Причинность и целесообразность — Причина

В начале ХХ века Рудольф Штайнер написал в своей работе «Философию свободы»:

«Для значимой связи необходимо не только наличие идеальной регулярности последующего с более ранним, но и то, что понятие (закон) следствия должно действительно, каким-то осязаемым процессом, влиять на причину. Однако ощутимое влияние концепции на что-то другое мы можем наблюдать только в человеческих поступках. Поэтому здесь применима только концепция цели.

Животное, конечно, определяется не какой-то идеей, парящей в воздухе, а идеей, которая врождена ему и является его естественным существом. Мы не можем говорить о целенаправленности именно потому, что идея не находится вне вещи, а действует в ней как ее сущность. И тот, кто отрицает, что естественная сущность определяется извне (это то же самое, парящая в воздухе идея или существующая вне существа, в сознании Творца Мира), должен признать именно то, что эта сущность определяется не целенаправленно и систематично извне, а причинно-следственно и законно изнутри. Я создаю машину должным образом только тогда, когда я ввожу ее части в такое отношение, которого они не имеют по своей природе. Целесообразность ее построения заключается в том, что я включаю в ее основу принцип действия машины как ее идею. Таким образом, машина становится объектом восприятия с соответствующей идеей. Такие же существа природы. Тот, кто называет вещь целесообразной, потому что она построена по законам, должен применять это обозначение именно к естественным существам. Только эту закономерность нельзя путать с закономерностью субъективных человеческих поступков. Для этого абсолютно необходимо, чтобы действующей причиной был термин, а также срок действия.

Нигде в природе мы не находим понятия как причины; понятие всегда оказывается лишь идеальной связью между причиной и следствием. Причины существуют в природе только в форме восприятия.

Дуализм может разглагольствовать о мирских и естественных причинах. Там, где для нашего восприятия найдена правильная комбинация причины и следствия, дуалист может предположить, что мы видим лишь отпечаток некой связи, в которой абсолютный мир-субъект реализовал свои цели. Для монизма, имеющего абсолютную мировую сущность, не испытанную, но гипотетически сфабрикованную, также отпадает основа для принятия целей мира и природы».

Большинство ученых считают, что в рамках научной рациональности обоснование научных концепций может и должно осуществляться «на языке» телеономии, но не на языке телеологии (в классическом смысле этого термина). Попытки ввести в естествознание «цель», «идея», «значение» и другие подобные категории представляются необоснованными и умозрительными.

В этой публикации подробно рассматриваются вопросы, непосредственно связанные с проблемой целеустремленности нашего мира. В нем не могут быть даны ответы на следующие вопросы. Может ли костное вещество иметь цель? Умна ли наша вселенная? Жизнь на земле написана по сценарию? Мы живем в «матрице»? Каковы причины самоорганизации? В этой статье просто представлены различные философские рассуждения на эти и подобные вопросы. Из этих рассуждений можно судить о том, как далеко люди продвинулись в своем понимании природы.

Много путаницы в определении целеустремленности и целеустремленности. «Чистота» живых и неживых форм значительно отличается. Однако предпринимаются попытки найти единое определение «целеустремленности» живых и неживых форм, не проводя четкой грани между ними. Следует также различать «целеустремленность» человека и мухи, дерева и бактерии, но это не имеет большого значения для исследователей, которые стремятся найти свою общую точку соприкосновения. В целом, складывается устойчивое впечатление, что человеку важно найти рациональное (выгодное) объяснение полученной информации и поразмыслить над ней.

Причинность и целесообразность

Причина

Причина — это философская категория, отражающая связь между явлениями, в которых одно явление — причина — порождает другое явление, эффект, при определенных условиях. Эти отношения сами по себе называются причинно-следственными.

Практический опыт, наблюдения, а позднее и научные исследования показали, что во многих случаях можно определить источник изменений в мире, вызвавших другое явление. Первое называлось причиной, второе — следствием. Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов универсальной связи и эволюции. С одной стороны, с точки зрения принципа универсальной связи, причинность определяется как один из основных типов связи, а именно, генетическая связь явлений, при которой одно (причина) порождает другое (следствие) при определенных условиях. С точки зрения принципа развития, с другой стороны, причинность определяется следующим образом: Каждое изменение, и фортиори развитие, т.е. изменение в направлении появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Следует подчеркнуть, что причинно-следственные связи (их еще называют причинно-следственными, от латинского causa cause) присутствуют не только в процессе развития, но и в распаде и дезинтеграции, и вообще во всех изменениях, во всех трансформациях окружающего мира, как естественных, так и искусственно и умышленно производимых человеком.

Понятие причинности возникло в связи с практической деятельностью человека. Он характеризуется тремя особенностями:

Временно приоритетная причина по сравнению с эффектом («без огня нет дыма»).

Одна и та же причина всегда вызывает одно и то же следствие (яблоко падает одним и тем же образом, потому что причиной является гравитационное притяжение земли).
Причина — это активный агент, который производит действие.
Пример причинно-следственной связи: явление-причина — «чрезмерный экспорт сырья», явление-эффект — «экономический кризис», возможны условия А) «быстрое падение цен на сырье»; Б) импортеры изменили приоритеты в пользу другого поставщика; В) потребление сырья в странах-импортерах значительно и быстро сократилось; Г) существуют проблемы с важными маршрутами поставок. Кстати, в России в 2008 г. — Состояние «А», когда цены на нефть начали стремительно падать. Скажем, для уральской марки от 140 долларов за баррель в июле 2008 года до примерно 40 долларов к концу года. В то же время доля топливно-энергетического сектора в экспорте страны составила более 60%. Кстати, Россия неоднократно сталкивалась с точкой «G» в виде газовых конфликтов с Украиной, наиболее острый из которых был в начале 2009 года, когда велись активные разговоры об обходе газовых потоков, в том числе и «Северного потока».

Существует два основных понятия причинности (и их следует четко различать):

  1. событийная причинность (эволюционная модель) — обусловленность одних событий другими событиями во времени, где событийная причинность обычно должна предшествовать последовательности событий.
  2. причинность в смысле регулярности (диалектическая модель) — обусловленность одного закона другим, например, обусловленность физического закона кипения воды после определенной температуры законом, описывающим силы межмолекулярного взаимодействия, или обусловленность химических свойств элемента законами квантовой механики, описывающей поведение электронов на внешних орбитах. Основное внимание уделяется взаимодействию как источнику причинно-следственных связей. В рамках этой причинно-следственной связи события не следуют друг за другом во времени, а являются одновременными (или вообще не характеризуются временем) и определяют друг друга математически. Это значение причинности связано с понятием объяснения: одни законы/законы могут быть объяснены другими; в этом случае причиной первых являются вторые, как более общие или фундаментальные.

Принцип причинности

Принцип причинности является одним из наиболее общих принципов физики, который определяет допустимые пределы взаимного влияния физических событий. Принцип причинности запрещает влияние всех прошлых событий на конкретное событие («причинно-следственное событие предшествует последующему событию во времени», «будущее не влияет на прошлое»). Более сильный релятивистский принцип причинности также исключает взаимовлияние событий, разделенных пространственно-подобным интервалом, для которого термины «до», «после» не являются абсолютными, а меняют свое место с изменением системы отсчета. Взаимное влияние таких событий было бы возможно только при движении объекта со скоростью, превышающей скорость света в вакууме. Поэтому известное утверждение о невозможности сверхсветового движения в рамках относительности следует из релятивистского принципа причинности.

Принцип причинности показан ниже:

Когда два шара сталкиваются на бильярдном столе, они оба меняют направление своего движения, скорость движения и вращение. И они делают это не по прихоти, а по каким-то сложным и порой непонятным законам. Благодаря углам падения/отражения, импульсу, массам и многим другим параметрам, которые иногда невозможно вспомнить, эти сферы тем самым приобретают новые свойства движения. Наш многовековой человеческий опыт и наука предполагают, что, учитывая известные исходные данные, эти свойства можно рассчитать на листе бумаги. То есть разные люди с одними и теми же исходными данными будут иметь один и тот же результат. Различные люди, имеющие одинаковые данные по начальным параметрам системы с шариками и использующие одни и те же методы расчета, будут иметь один и тот же результат. Они могут предсказать, что в данный момент времени шары будут находиться в таких точках, иметь такие скорости, и двигаться в таких направлениях. Альтернативных результатов быть не может. Различные результаты могут быть получены только в том случае, если наши калькуляторы используют разные методы расчета или задают разную точность при расчете результатов.

Систему с тремя бильярдными шарами будет гораздо сложнее рассчитать. Но, похоже, эта проблема не является неразрешимой в конце концов. Вряд ли человек с карандашом сможет предсказать состояние системы с сотней шариков. Состояние такой системы, особенно после длительного промежутка времени, уже можно назвать случайным (то, что мы используем в спортивной лото). Следует отметить, что в каждом небольшом промежутке времени система движется строго по формулам. И ни в коем случае эти шары не сталкиваются друг с другом, и ни в коем случае наши шары не противоречат строгим формулам природы. То есть, можно сказать, что, несмотря на нашу неспособность вычислить движение сложной системы в течение длительного промежутка времени, конечное состояние этой системы не будет случайным, а будет зависеть строго от исходных условий.

Теперь вспомним, что весь наш мир состоит из неких молекул, состоящих из атомов, а они, в свою очередь, состоят из еще более мелких частиц. И они все движутся. И все они притягивают и отталкивают друг друга. Они все подчиняются, как и наши бильярдные шары, законам физики. Конечно, в микромире эти законы отличаются от макромира, но мы уверены, что все там в том же порядке, что и в мире бильярдных шаров. Когда где-то сталкиваются два атома, они разлетаются на части в тех направлениях, которые природа задает им. Они также не имеют права бросать вызов этим всеобъемлющим законам. Если бы мы наблюдали, как один атом торопится туда-сюда между своими соседями, мы бы обнаружили, что он меняет направление своего движения под влиянием других атомов.

Объективная целесообразность

Философский детерминизм (от латыни — определять) — это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому все в мире взаимосвязано и причинно-следственно определено, что можно знать, объяснять и предсказывать события как уникального определяющего, так и вероятностного характера. Причинно-следственная связь лежит в основе принципа детерминации, но не исчерпывает своего содержания. История развития этого принципа состояла в переходе от механистического детерминизма в духе Лапласа, который предполагает определенную (динамическую) причинно-следственную связь одного события другим и, следовательно, приводит к мысли о возможности абсолютно строгого прогнозирования, к современному диалектическому детерминизму, в котором категории причинно-следственной связи уже рассматриваются в их зависимости от категорий необходимости, случайности и вероятности. Индердетерминизм — это методологическая позиция, своего рода антитеза к механистическому детерминизму, отрицающая как объективность причинно-следственной связи, так и ценность причинно-следственных объяснений в науке.

Причина и детерминизм, несмотря на их близость, не являются синонимами, поскольку последний включает в себя не только категорию причины, но и категории абсолютной и относительной необходимости, шанса и вероятности. Сфера детерминизма еще более расширяется за счет включения несистемных отношений, что будет рассмотрено ниже.

Помимо различных видов неопределенности, ставящих под сомнение объективно-каузальную связь явлений, еще одним аспектом проблемы причинной обусловленности являются различные формы телеологии (от греческого — цель, результат) — учение об особом, целенаправленном виде причинной обусловленности. Наблюдая за удивительно адаптированным существованием и нормальной жизнедеятельностью, «рациональной» организацией растительного и животного царств, «гармонией небесных сфер», люди с древних времен задавались одним вопросом: откуда берется эта упорядоченная организация всего живого и всего живого? Отвечая на этот вопрос, мыслители исходили из разных принципов, чтобы объяснить это явление.

В частности, телеологи считают, что разумность и совершенство бытия определяется изначальным целеустремленным стремлением; что природа содержит в глубине своего бытия ожидания, намерения: миропорядок полон скрытого смысла. Телеологический принцип — это принцип рациональности бытия и признания смысла бытия. По мнению Сократа, рациональность имеет формирующую и регулирующую силу. Как говорит Сократ, мир полон цветов и звуков; есть глаза и уши, которые воспринимают эти свойства вещей. Разве их существование не является целенаправленным? Таким образом, идея телеологии возникает тогда, когда спонтанно действующая причина (или рассматриваемая как таковая) рассматривается как действующая сознательно и, более того, как действующая в сознательно избранном направлении, т.е. как целенаправленная причина или цель (под целенаправленностью здесь подразумевается просто «объективная разумность» происходящего). Доктрина, что Вселенная в целом осуществляет план, не может быть эмпирически доказана: Можно предположить, что это может быть косвенно подтверждено, или может быть объектом веры. Существование цели предполагает того, кто ее устанавливает: серьезная телеология уже ведет к богословию, где рациональность мира объясняется изначальным замыслом Творца.

Самым наивным и экстрарелигиозным выражением телеологии является утверждение, что природа создает одних существ для других, например, что кошки создаются, чтобы есть мышей, а мыши служат пищей для кошек. Эта примитивная телеология склонна задавать вопрос «Зачем?», игнорируя при этом важнейший научный вопрос «Зачем?».

Но даже антитеологические концепции нашего времени не имеют большей основы, чем телеологические идеи прошлого, а именно, достаточно массового убеждения в их правдивости и правдоподобности общего объяснения.

Причина и развитие

Особый комплекс проблем возникает при рассмотрении связи между детерминизмом и принципом развития. Механистический детерминизм не смог раскрыть причинно-следственную природу процесса развития, поскольку определенная и жесткая детерминированность подразумевает наличие следствия в самой причине, а значит, развитие как появление новых форм в этом случае либо выходит за рамки детерминизма, либо отрицается вообще. Таким образом, Бергсон утверждал, что то, что предопределено, уже является потенциалом и совершенством. По мнению Бергсона, появление новых форм возможно не благодаря объективным причинно-следственным связям, а благодаря импульсу воли со стороны творческого начала, отделенного от причинно-следственной природы. В этом отрицании внутренней связи между детерминированностью и развитием, а также в определении развития как результата волевого импульса отчетливо прослеживается и телеологическая тенденция, а именно: отнесение конкретного намерения к волевому импульсу как источнику развития.

Неспособность механистического детерминизма примирить свои установки с принципом развития проявляется и в присущей ему концепции «круга причинности», согласно которой время и продолжительность являются формами вечного возвращения всего сущего в «свой круг» (буддизм, Ф. Ницше). В таком понимании, сознательно отвергающем развитие как процесс возникновения нового, открытость причинно-следственной цепи событий сменяется ее круговым замыканием, а время теряет свои важнейшие атрибуты — необратимость и направленность.

С точки зрения диалектического материализма, определение в цепи временных событий — это процесс качественного развития; движение материи не подразумевает единообразного повторения форм, данных разом навсегда — это было бы равнозначно отрицанию принципа развития. Последствия не могут быть абсолютно идентичны по форме и содержанию с их причиной. Причиной является поколение и, следовательно, момент процесса развития, который вовлечен в возникновение нового. Эта сложная взаимосвязь наиболее отчетливо проявляется в социальном развитии: с одной стороны, прогрессивная тенденция социального развития имеет форму необходимости и причинно-следственно обусловлена; с другой стороны, на каждом из его этапов мы имеем дело с появлением качественно новых форм, и в этом процессе целенаправленная творческая деятельность человека играет значительную роль. «Творческий потенциал» причинности расширяет вероятностно-статистический режим ее проявления, в котором генетический аспект причинности — аспект генерации — наиболее очевиден.

Таким образом, принципы универсальной связи и развития получают конкретизацию в понятии причинности и в доктрине детерминизма.

Ограничения на применение категории причинности налагаются не принципом развития (для всего развития определяется причинность), а принципом универсальной связи (не все связи являются причинно-следственными). Такие виды отношений, как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.д. классифицируются как некаузальные. Это не означает, что не существует, по крайней мере, одного явления, которое имеет свою причину и следствие; то, что связано с одним явлением, например, функциональной зависимостью или симметрией, обязательно является причинно-следственным по отношению к другому явлению.

Причина универсальна, всеохватна. В мире нет и не может быть феноменов, которые не привели бы к тому или иному результату, и которые сами по себе не были бы результатом других феноменов. Образно говоря, в мире есть только «родители» и «дети». И причиной может быть как внешнее явление, так и его внутреннее противоречие. Когда наше мышление начинает двигаться по ступеням «причинно-следственной связи» и стремится найти самую первую причину, оно растворяется в бесконечной дистанции вселенского взаимодействия.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  2. Культурологический подход Шпенглера
  3. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  4. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  5. Право как элемент духовной структуры общества
  6. Философия неоконсерватизма
  7. Классы как историческая реальность
  8. Теория истины
  9. Значение философии в жизни человека — Философское понимание мира, его основных типов и способов
  10. Теория революционного преобразования общества