Для связи в whatsapp +905441085890

Причинные и функциональные связи в историческом процессе — Виды социальной динамики

Причинно-следственные связи реализуются путем выявления причин события (главных и второстепенных, различение причин и повода, выявление условий, при которых данные причины могли привести к определенным событиям), этапов его развития (по формуле «было-стало»), осознания закономерностей исторического процесса.

Исторический процесс — это последовательность последовательных событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Исторический процесс универсален, он включает в себя все проявления человеческой деятельности от «хлеба насущного» до изучения планетарных явлений.
Реальный мир населен людьми, их общинами, поэтому, по мнению Н.Карамсина, представление исторического процесса должно быть «зеркалом существования и деятельности народов». Основой, «живой тканью» исторического процесса являются события, т.е. такие или иные прошлые или временные явления, факты общественной жизни. Эта бесконечная серия событий в своей уникальности, присущая каждому из них изучает историческую науку.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хотя бы немного историком, чтобы стать сознательным и добросовестным гражданином». В. О. Ключевский
Существует еще одна ветвь социальных наук, изучающая исторический процесс — философия истории. Она направлена на выявление общей природы исторического процесса, наиболее общих законов, наиболее важных отношений в истории. Это область философии, которая изучает внутреннюю логику развития общества, очищенную от зигзагов и несчастных случаев. Некоторые вопросы философии истории (смысл и направление социального развития) были отражены в предыдущем разделе, другие (проблемы прогресса) будут раскрыты в следующем разделе. В настоящем разделе рассматриваются виды социальной динамики, факторы и движущие силы исторического развития.

Причинные и функциональные связи в историческом процессе - Виды социальной динамики

Виды социальной динамики

Исторический процесс — это общество в динамике, т.е. в движении, изменении, развитии. Последние три слова не являются синонимами. В любом обществе различные виды деятельности осуществляются людьми, государственными органами, различными учреждениями и ассоциациями, выполняющими свои функции: иными словами, общество живет, движется. В повседневной жизни устоявшиеся общественные отношения сохраняют свои качественные характеристики; общество в целом не меняет своего характера. Это проявление процесса можно назвать функционированием общества.

Социальные изменения — это переход того или иного социального объекта из одного состояния в другое, появление его новых характеристик, функций, отношений, то есть изменений в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, сложившихся в обществе закономерностях поведения.

Изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, трансформации социальных отношений, переходу всей социальной системы в новое государство, называются социальным развитием.

Философы и социологи рассматривают различные типы социальной динамики. Линейное движение как восходящая или нисходящая линия социального развития считается общим типом. Этот тип связан с концепциями прогресса и регресса, которые будут обсуждаться на следующих уроках. Циклический тип сочетает в себе процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем, которые имеют определенную продолжительность, по истечении которой они перестают существовать.

Третий, спиральный тип, связан с признанием того, что ход истории может привести общество обратно к ранее пройденному состоянию, но характерному для более раннего этапа, а не к непосредственному предшествующему. В этом случае характерны черты государства, давно ушедшего в прошлое, как бы возвращающегося, но находящегося на более высоком качественном уровне социального развития. Считается, что спиральный тип встречается при рассмотрении длительных периодов исторического процесса, с масштабным подходом к истории.

Формы социальных изменений

Давайте обратимся к примеру. Возможно, Вы помните из Ваших уроков истории, что распространенной формой мануфактурного производства была разбросанная мануфактура. Промышленное развитие привело к концентрации рабочих на крупных заводах. А в информационном обществе наблюдается своего рода возврат к работе на дому, когда все больше и больше работников выполняют свои задачи на персональных компьютерах из дома.

В академических кругах были сторонники признания того или иного из вышеперечисленных вариантов исторического развития. Но есть мнение, согласно которому в истории есть линейные, циклические и спиральные процессы. Они появляются не как параллельные или подменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты полного исторического процесса.

Социальные изменения могут проявляться во многих формах. Ты знаешь слова «эволюция» и «революция». Давайте проясним их философский смысл.

Эволюция — это постепенное, непрерывное изменение, которое сливается без скачков и перерывов.

Эволюция контрастирует с термином «революция», который обозначает прерывистое, качественное изменение.

Социальная революция — это радикальное качественное изменение всей социальной структуры общества:

Глубокие, радикальные изменения, охватывающие экономику, политику, духовное царство. В отличие от эволюции, революция характеризуется быстрым, резким переходом к качественно новому состоянию общества, быстрой трансформацией основных структур социальной системы. Как правило, революция приводит к замене старой социальной системы новой. Переход к новой системе может происходить как в относительно мирных, так и в насильственных формах.

Их взаимоотношения зависят от конкретных исторических условий. Революции часто сопровождаются разрушительными и жестокими действиями и кровавыми жертвами. Существуют различные оценки революций. Некоторые ученые и политики указывают на их негативные черты и опасности, связанные как с применением насилия против личности, так и с насильственным разрывом самой «ткани» социальной жизни — общественных отношений. Другие называют революции «двигателями истории». (Опираясь на свои знания, полученные на курсе истории, изложите свою оценку этой формы социальных изменений).

Размышляя о формах социальных изменений, следует также задуматься о роли реформы. Вы сталкивались с термином «реформа» на уроках истории. Наиболее распространенным термином социальной реформы является перестройка некоторого аспекта социальной жизни (учреждений, объектов, заказов и т.д.) при сохранении существующего общественного порядка. Это тип эволюционного изменения, который не изменяет основы системы. Реформы обычно проводятся «сверху», правящими силами. Масштаб и глубина реформ характеризуют динамику общества.

В то же время современная наука признает возможность реализации системы глубоких реформ, которая может стать альтернативой революции, предотвратить ее или заменить. Такие революционные по своим масштабам и последствиям реформы могут привести к радикальному обновлению общества и избежать потрясений, связанных со спонтанными проявлениями насилия, присущими социальным революциям.

Факторы социальных изменений

Слово «фактор» означает причину, движущую силу исторического процесса, определяющую его характер или индивидуальные особенности. Существуют различные классификации факторов, влияющих на развитие общества. Один из них различает природные, технологические и духовные факторы.

Монтескье, французский просветитель XVIII века. Века, рассматривая природные факторы как определяющие, считал, что климатические условия определяют индивидуальные качества человека, его характер и особенности расположения. В странах с плодородной почвой легче установить дух зависимости, потому что люди, занимающиеся сельским хозяйством, не успевают задуматься о свободе. Но в странах с холодным климатом люди больше думают о своей свободе, чем о своих урожаях. Из этих мыслей были сделаны умозаключения о природе политической власти, законах, торговле и т.д.

Другие мыслители связывали движение общества с ментальным фактором: «Идеи правят миром». Некоторые из них считали, что это идеи критично мыслящих индивидов, которые создают идеальные проекты социального порядка. А немецкий философ Гегель писал, что история управляется «мировым разумом».

Другая точка зрения заключалась в том, что деятельность людей можно объяснить с научной точки зрения, изучив роль материальных факторов. Важность материального производства в развитии общества установил К. Маркс. Он указал на то, что прежде чем люди займутся философией, политикой и искусством, они должны есть, пить, одеваться и иметь жилище, то есть они должны производить все эти вещи. Изменения в производстве, утверждает Маркс, влекут за собой изменения в других аспектах жизни. Развитие общества в конечном итоге определяется материальными, экономическими интересами людей.

Духовный фактор

Многие ученые и сегодня считают, что можно найти определяющий фактор в движении общества, который отличает его от других. В условиях научно-технической революции XX века они признали такой фактор, как технология и машиностроение. Они связали переход общества к новому качеству с «компьютерной революцией», развитием информационных технологий, последствия которой проявляются в экономике, политике и культуре.

Вышеизложенные взгляды контрастируют с позицией ученых, которые отрицают возможность объяснения исторических изменений одним фактором. Они изучают взаимодействие различных причин и условий развития. Например, немецкий ученый М. Вебер утверждал, что духовный фактор играет не меньшую роль, чем экономический, что важные исторические изменения происходят под влиянием и того, и другого. (На основе изучения курса истории определите свое отношение к этим перспективам факторов социальных изменений. Какое объяснение кажется тебе наиболее убедительным?))

Вышеперечисленные факторы оказывают активное влияние на деятельность людей. Все, кто участвует в этой деятельности, являются субъектами исторического процесса: Индивидуумы, различные социальные сообщества, их организации, великие личности. Есть и другая точка зрения: Не отрицая, что история является результатом деятельности отдельных людей и их сообществ, некоторые ученые считают, что только те, кто осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их реализацию, поднимаются на уровень субъекта исторического процесса

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Оригенизм
  2. История западной философии
  3. М. Бакунин и его философские идеи
  4. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей
  5. Средневековая христианская концепция о человеке
  6. Новейший позитивизм
  7. Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
  8. Философия русского космизма
  9. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе
  10. Пифагор и его учение о числе