Для связи в whatsapp +905441085890

Примеры явлений, изучаемых современной психологией — Природа психических явлений

Проблема изучения системы явлений в современной психологии актуальна и постоянно является предметом научных дискуссий, психология является наукой о психике и психических явлениях и делит психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психология как наука обладает особыми свойствами, которые отличают ее от других дисциплин. Как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде его собственных ощущений, образов, идей, феноменов памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психологические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном обиходе термин «психология» впервые появился в 16 веке. Первоначально это была специальная наука, которая занималась изучением так называемых ментальных или психических явлений.

В 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, на которых они фокусировались на протяжении веков. В этом отношении название «психология» частично утратило свой первоначальный и довольно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым явлениям сознания.

Предметом изучения психологии является прежде всего психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущения, внимание и память, воображение, мышление, человек познает мир. Другие явления регулируют его общение с людьми. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают потребности, цели, волю, чувства и эмоции, склонности и способности.

Психические процессы, характеристики и состояния человека, его общение и деятельность изучаются отдельно и обособленно. Психические процессы выступают в качестве основных регуляторов человеческого поведения. На основе психических процессов формируются определенные состояния, знания, навыки и умения. Психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы: когнитивные, эмоциональные и волевые. Человек личность философия психика

Когнитивные психические процессы включают в себя психические процессы, связанные с восприятием и обработкой информации. К ним относятся ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, язык и внимание. Через эти процессы человек получает информацию об окружающем мире и о себе. В дополнение к когнитивным ментальным процессам, эмоциональные ментальные процессы выделяются как особые. К этой группе психических процессов относятся такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Психические процессы тесно взаимосвязаны и выступают в качестве первичных факторов в формировании психических состояний человека. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, характеризующуюся длительностью, направленностью, стабильностью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на ход и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. Психические состояния включают такие явления, как эйфория, депрессия, тревога, жизнерадостность, уныние.

Следующий класс психических явлений — психические характеристики личности — характеризуется большей стабильностью и большей последовательностью. Под психическими характеристиками личности принято понимать существенные особенности личности, которые обеспечивают определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. Психические черты включают ориентацию, темперамент, способности и характер. Степень развития этих качеств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, относятся не только к индивидууму, но и к группам. Психические явления, связанные с деятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим лишь краткую характеристику таких психических явлений.

Все групповые психические явления также можно разделить на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений, психические явления групп и коллективов имеют более четкое разделение на внутренние и внешние.

Примеры явлений, изучаемых современной психологией - Природа психических явлений

Природа психических явлений

Психика — это общий термин, объединяющий многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Существует два различных философских взгляда на психику: материалистический и идеалистический.

По представлениям материалистов, психические явления возникли гораздо позже появления жизни на земле. Сначала живая материя обладала лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись в механизмах обмена веществ с окружающей средой, роста и размножения.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, первоначально в виде простых живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной с врожденной способностью животных развиваться, размножаться и наследовать генетически обусловленные характеристики.

Позже, в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ, в их организмах появилась нервная система. В процессе его усложнения и совершенствования вырабатывались формы поведения и происходило расслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: Ощущения, восприятие, память, идеи, мышление, сознание и рефлексия.

Согласно идеалистической философии, психика не является свойством живой материи. Она, как и материя, существует вечно.

Согласно этой концепции, вся история развития психики и поведения животных делится на ряд стадий и уровней. Выделяются два уровня элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первый включает два уровня: самый низкий и самый высокий, а второй — три уровня: самый низкий, самый высокий и самый высокий.

Элементарная сенсорная стадия характеризуется примитивными сенсорными элементами.

Низший уровень элементарной сенсорной психики, к которому относятся одноклеточные организмы и низшие многоклеточные организмы, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитой форме представлена раздражимость — способность живых существ отвечать на воздействия окружающей среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движения.

Высший уровень элементарной сенсорной стадии, достигнутый такими существами, как аннелиды и улитки, характеризуется появлением первых элементарных ощущений. На этом уровне ощущения уже присутствуют.

На следующем уровне, уровне восприятия, деятельность животных становится более целенаправленной. Все это уже происходит на самом низком уровне перцептивной психики, к которому, предположительно, относятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

На следующем, более высоком уровне парциальной психики находятся птицы и некоторые млекопитающие. Они уже обладают элементарными формами мышления, что проявляется в способности решать проблемы.

Обезьяны достигают высшей стадии развития перцептивной психики. В их деятельности выделяют подготовительный этап. Она заключается в обучении, прежде чем переходить к практическим действиям. Развивается система общения между животными.

Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект характерен не только для обезьян, но и для всех приматов и некоторых других животных.

Предмет психологии

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного агента социально-исторического развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественными изменениями в условиях жизни, существования, сменой событий. В то же время это процесс последовательных качественных изменений в состоянии сознания, которое вовлечено в общественную жизнь людей и представлено религией и теологией, господствующим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология возникла как самостоятельная отрасль науки сравнительно недавно.

Этому способствовало огромное несоответствие между познанием себя и окружающего мира, необходимость понять механизм отражения внешнего во внутреннем, установить законы взаимосвязи идеального и реального, соотношения субъективного и объективного, гармонии души, разума и тела.

Из сложившегося понимания физического здоровья человека и накопленных наблюдений о влиянии душевного состояния на состояние организма, психология также получила значительный импульс к тому, чтобы стать самостоятельной научной дисциплиной.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в поступках, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и определяет поиск системных подходов, системного построения, методов структурирования накопленных знаний. В течение многих лет философские дискуссии о первичности-вторичности бытия-сознания велись с разной степенью остроты. Философия материализма отводила сознанию функцию отражения бытия и утверждала приоритет материального, которое обусловливает и определяет процессы в сознании. Философия идеализма утверждала противоположную детерминацию — обусловленность событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, впадающие в крайности, и породили множество психологических теорий, которые невозможно было примирить. В начале двадцатого века философские баталии подошли к концу. Принцип дополнительности, открытый Н. Бором (1927), вновь пересек «главный вопрос» философии.

Универсальное правило, сформулированное Н. Бором — «противоположности не противоречат друг другу, они дополняют друг друга» — послужило новой методологией не только для естественных, но и для гуманитарных наук. Она сформировала новую методологию разработки психологических теорий, новую логику рассмотрения структуры систем, новый способ мышления, новую технологию общения и поведения. Принцип дополнительности служит методологической основой теории самоорганизующихся систем (синергетики), самой сложной из которых является человек с его сознанием, динамику которого можно описать по шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация, вместо борьбы противоположностей, которая неизбежно ведет к разрушению, предполагает переход к их взаимному дополнению, созиданию, сотрудничеству, со-творчеству. Новая философия предполагает независимость, самоопределение — свободу выбора решений, правил, способов поведения и деятельности, понимание всего внутреннего (себя) и внешнего (определенных ситуаций), их взаимодополнение и взаимопроникновение. Все это — процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует, прежде всего, системного подхода в понимании природы сознания, которое нельзя рассматривать независимо от окружающего мира, его структуры и наполнения. 1. каждый из нас — часть природы, ее вид, причем особенный, так называемый индивид. Сознание индивида обусловлено природой, рождением, родством, то есть обладает качествами, которые передаются по наследству. Женское и мужское сознание специфично (не зря мы говорим «женская логика», «мужское действие»), возраст привносит в сознание отличительные черты (вспомните поговорку: «Если бы молодость знала, если бы старость могла»), темперамент и индивидуальные черты проявляются как наследственные признаки. Доказано, что взаимодействие с природой определяет состояние здоровья, психического (душа) и физического (тело), а также доказана их взаимосвязь и взаимовлияние.

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем облике, так и во внутреннем, которые дополняют друг друга, взаимосвязаны и взаимозависимы.

Лицо без вдохновения не может быть красивым, а когда такая красота признается, ее называют холодной.

Взаимодействующие индивиды приобретают определенное значение для себе подобных, обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием и формирует его социальную сущность. В обществе каждый предстает как человек, приносящий окружающим определенную пользу, уровень которой определяется личностью и сопровождается соответствующим уважением (обратите внимание на близость к понятию важности). Кто-то уделяет больше внимания уважению, кто-то меньше. Кто-то целенаправленно достигает его различными способами, к кому-то оно приходит само собой, но пропорционально его заслугам перед обществом (человек — семья — группа — община — общество — мировое сообщество). В этом процессе формирования личности, обретения индивидуальности, особенности индивида выбирают для себя «социальную форму», которая не может быть ни большой, ни маленькой, но должна быть в самый раз. Личная позиция проявляется в разнообразных социальных ролях (пассажир, покупатель, студент, учитель и т.д.), которые являются краткосрочными или долгосрочными и требуют от человека способности приобретать, осваивать, выполнять эту роль. Плохая работа воспринимается окружающими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрое высказывание У. Шекспира: «Вся жизнь — театр, все женщины и мужчины в ней — актеры». Стресс от выполнения социальных ролей напрягает, влияет на состояние психического здоровья и, как следствие, на физическое здоровье. Важно понимать и отслеживать соответствие социальной нагрузки собственным возможностям, регулировать ее, балансировать.

Характеристика

Особенность человека в том, что он рождается с предрасположенностью к мышлению, к производству собственных мыслей, творчеству, рациональности, духовности, что в сознании составляет человеческую, духовную сущность, что придает индивиду особый статус «homo sapiens» — человека разумного. Это еще одно определение сознания — вовлеченность в духовное пространство. Подобно тому, как природа и общество изучаются множеством различных наук, духовность является объектом изучения философии и религии, психологии и образования, гуманитарных наук, культурологии и других наук, каждая из которых пытается объяснить свой конкретный аспект, соответствующий ее предмету. В нашей дисциплине мы ограничимся рассмотрением понятий в соответствии с областью психологии, которая изучает ум, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние ума во всем пространстве сознания внутри и снаружи, его проявление в поступках, поведении, деятельности. Проявление духовного компонента в позиции, целях, содержании, методах, результате сознания отличает деятельность одного от другого, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации общественных отношений. А состояние ума конкретного человека определяет степень его уверенности, человечности и других проявлений состояния сознания. Некоторые люди отождествляют «дух» с трансцендентным, запредельным, божественным, и поэтому не одобряют упоминание его всуе. Наверное, они правы, так же как и те, кто не может представить нашу повседневную жизнь без духовности, понимает ее повседневное влияние на конкретные события и выступает за ее возвращение в нашу жизнь, распространяются и усиливаются. Наверное, у каждого есть свое субъективное восприятие духа в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что свидетельствует о некотором интересе к этому вопросу и, следовательно, к тому, что думают по этому поводу другие. Например, Л.Н. Толстой определял ум как ядро сознания. Вполне приемлемый образ, ведь когда нам не хватает веры и силы, мы говорим «пал духом», «духа не хватает», и наоборот, слова «сильный духом», «восстановленный дух» говорят об обретении твердости, уверенности, способности действовать. В Духе есть вера, надежда, любовь, и она проявляется в зависимости от

Н.А. Бердяев, «в свободе, творчестве, любви». Вопросу о духе и духовности посвящено большое количество размышлений в культуре Востока и Запада, а также связи русской культуры. Таким образом, все согласны, что дух возвышается над мирским, над бытием, событиями, что именно он отличает человека от природы, «не замораживает» его.

Все пространство сознания можно условно представить в виде трех составляющих: пространство бессознательного (подсознания, души), актуального сознания, в котором происходят процессы осознания, и сверхсознания — пространства, в котором «душа одухотворяется» (Ф.М. Достоевский). Психологию также можно разделить на психологию бессознательного, психологию сознания и психологию разума. Наш курс, сочетающий психологию с педагогикой, будет в большей степени посвящен изучению процессов сознания, которые изменяют внутренний образ и поэтому могут быть названы образовательными процессами.

В отношениях с окружающим миром человек выступает как субъект своих собственных действий, взаимодействий. Его субъективность в сознании взаимодействия с миром может быть описана цепочкой:

  • Осознание собственного состояния сознания (внутреннего);
  • Осознание окружающего мира (внешнее);
  • Осознание контакта с внешним миром (взаимодействие внутреннего и внешнего);
  • Осознание влияния взаимодействия на состояние сознания (внутреннее).

В этих отношениях существуют сложные связи между субъективным и объективным, идеальным и реальным, внутренним и внешним, духовным и материальным, сознанием и бытием.

Психология изучает сознание как причинно-следственную связь взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние влияния на состояние сознания. Его живое состояние предполагает постоянное изменение и, следовательно, процессы роста, в которых рождается и трансформируется некоторая информация; усваиваясь, она становится внутренним знанием, содержанием.

В процессе обработки информации об окружающем мире и о себе в нем создается новый продукт, новое знание, новое содержание. Удовлетворение от рождения, радость и гордость от взгляда в себя (внутрь), вера в истину создает состояние творца, божественного, укрепляет разум. Это творческое состояние соединения чувств и мышления. Вышеперечисленные процессы носят в большей степени непроизвольный характер.

В то же время существуют не только естественные, но и искусственные волевые процессы. Воля как психический механизм характеризует процессы, которые называют добровольными: добровольное внимание, то есть сопровождающееся установкой «быть внимательным», добровольное восприятие — «воспринимать», добровольная память — «помнить». Эти психические процессы происходят под контролем, под управлением, в них преследуется результат. Для этого вида процессов характерно участие в деятельности. Психика в деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, к которым относится, прежде всего, сознание, включающее восприятие мотивов («зачем?»), содержания («что?») и способов действия («как?»). Этот процесс может быть импульсивным, неорганизованным, когда тот или иной из перечисленных вопросов возникает в ходе деятельности, в разное время, в разном порядке. Или же он может быть четко организован через цикл осознания действий «до» и «после» их выполнения, через последовательные ответы на вопросы: «Почему?», «Что?», «Как?».

Человечество, вступившее в новое тысячелетие, накопило огромное количество информации. Их систематизация отразилась в отраслях научного знания об окружающем мире. А что человек знает о себе? Эти знания сконцентрированы в системе психологической науки, которая в XX веке получила статус самостоятельной отрасли научного знания и встала на путь систематизации существующих знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Предмет психологии, то есть область исследований психологии, стремительно расширяется.

  • Семантика слова «психология» определяет ее предмет как изучение души («psyche» — душа, «logos» — учение).
  • Затем психология расширила свой объект изучения до сознания, смысловое значение которого — конъюнктивный непрерывный перевод информации в знания (сознание).
  • На следующем этапе психология вновь расширила свой объект и, открыв круг сознания, поставила вопрос о психических процессах и явлениях, обусловленных взаимным влиянием внутреннего и внешнего.

Еще одно расширение объекта исследования произошло в ходе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности. Расширение предмета психологии за счет включения в него изучения понятия «деятельность» было новым этапом, которому советская психология обязана многим. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, ее структуру и функции, но и ее отношения с внешним, объективным миром. Методы изучения внешнего мира, с целью изучения внутреннего мира, стали методами психологического исследования. Накопление знаний о душе, происходившее в процессе самопознания человека, послужило первым этапом в возникновении психологической науки как части философского знания. После того, как наука признала априорность заданной природой категории «душа», возникла категория «сознание», которая в силу своей сложности имеет различные интерпретации: в семантическом смысле это накопление знаний (сознание: знание + знание +…), его субъективная связь во внутреннем мире; в философском смысле согласно теории отражения «сознание — высшая форма присущего человеку обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом смысле — сознание определяет отношение к миру, оно содержит компоненты: природный — генетическую информацию; социальный — информацию, усвоенную в социальном общении; духовный — информацию, порожденную им самим.

Отношение психологии к другим наукам

Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками должна рассматриваться по разным причинам. Физиология, социология и философия составляют основу психологии. Интеграция природного, социального и духовного компонентов сознания формирует его целостность. Однако их следует различать.

Физиология, изучающая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять самые сложные формы психической деятельности, установить взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем. Важнейшая психологическая категория — саморегуляция — развивается на основе физиологии высшей нервной деятельности, которая обеспечивает «равновесие» организма с окружающей средой, осознание себя в ней.

Многие явления психической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены с помощью физиологического подхода. Необходимо понимать влияние общества на личность: Психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают важность влияния общества на сознание, что является связующим звеном между психологией и социологией.

Связь психологии с философией, как уже говорилось, самая непосредственная. Начиная с Платона, рассматривается связь между душой (иррациональной) и разумом (рациональным). Неправомерно ограничивать предмет современной психологии изучением души, и в его расширение входит представление о разуме как силе самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей рациональные потребности. В отношениях с людьми дух проявляется как духовность, чувство долга, совесть, желание делать добро; в отношениях с природой — как стремление создавать красоту, созидать, предотвращать разрушение в духовном и материальном, стремиться к гармонии.

Категория сознания является междисциплинарной концепцией. Большое количество учебных дисциплин, отраслей научного знания считают его своим предметом изучения, исследования. Философия и религия, наука и искусство, мораль и право на протяжении многих веков пытались понять и объяснить природу и возникновение человеческого феномена, называемого сознанием. Не только природа сознания, но и возможность его познания разделила мудрейшие умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов. За многовековую историю познания человеком окружающего мира и себя в нем накопилось множество мнений о природе сознания. Теологи считают сознание искрой божественного разума. Идеалисты утверждают его примат над материей. Материалисты определяют его как форму отражения объективной реальности, присущую только человеку. Благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности в отношении взаимосвязи духовного и материального, внутреннего и внешнего, возникает новый взгляд на категорию сознания.

Сознание, как совокупность знаний об окружающем мире и себе в нем, формируется в постоянном взаимопроникновении внутреннего и внешнего, идеального и реального, духовного и материального. Именно это определение позволяет представить его как состоящий из взаимопроникающих компонентов био — социо — дух: привходящий компонент, происходящий от рода; социальный компонент, происходящий от всех элементов общества; духовный компонент, приобретаемый в собственных открытиях, творчестве, озарениях, совокупность которых создает «субъективный образ объективного мира».

Сущность сознания заключается в двух доминантах: рефлексивной (объективное в субъективном, реальное в идеальном) и креативной (проецирование реального в идеальное), которые, взаимопроникая, образуют единство и целостность. Эволюция человеческого организма в его приспособлении к окружающей среде породила механизм биологической адаптации — ощущения, возникающие при контакте с окружающим миром. Ощущения, восприятие, впечатления, переживания, память, внимание, мышление составляют основу сознания, и поэтому оно субъективно. Предметы, существующие в объективном мире, существуют в сознании как образы внешнего мира, которые не всегда соответствуют оригиналу. Отождествление образа и объекта снижает значение субъективности, а ее преувеличение приводит к противопоставлению идеального и реального. Субъективный образ — это идеальное состояние материального объекта. Идея — это образ реальности, которую предстоит воплотить в жизнь. Она материализуется в конкретном проекте как сознание деятельности и реализуется через конкретные действия, направленные на изменение реальности.

Воздействие на окружающий мир, трансформация в сознании возникает как стремление улучшить мир, устранить то, чем человек недоволен, что его не устраивает. Сознание присуще деятельности, творческому переосмыслению действительности. В этом контексте существует понятие общественного сознания, которое также включает в себя уровень потребностей конкретного общества, уровень развития навыков и культуры, по отношению к элементам общества — субкультура. Общественное сознание в устоявшемся понимании — это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: Семья, группа, коллектив, сообщество. Она активно формирует восприятия, понятия, определения для систем низшего порядка, подвергая деформации их субъективные состояния сознания мира.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теоретические задачи специальной психологии
  2. Общая характеристика способностей человека
  3. Проблема детской агрессивности
  4. Социально-психологические особенности молодежных субкультур
  5. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии
  6. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности
  7. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  8. Волевая регуляция поведения
  9. Саморазвитие личности
  10. Особенности работы педагога-психолога с семьями группы риска — Общая характеристика и особенности семей «группы риска»