Для связи в whatsapp +905441085890

Принцип детерминизма — Причина и следствие

Детерминизм — это методологический принцип, согласно которому тот факт, что все в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, позволяет познавать и предсказывать события как определенного, так и вероятностного характера.

Методологический принцип детерминизма является также основным принципом философской доктрины бытия. Термин детерминизм происходит от латинского слова determinate («определять») и означает, что объяснить какое-либо явление — значит обнаружить факторы, которые его производят и определяют, то есть его причины (или детерминанты) или, другими словами, как непреложную детерминированность всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Согласно этому принципу, любое событие влечет за собой определенные последствия и в то же время является следствием некоторых других событий, произошедших ранее.

Детерминизм берет свое начало в античности. В древнегреческой философии именно Левкипп впервые высказал идею всеобщности причинности: «Ни одна вещь не возникает без причины…».

В своем историческом развитии детерминизм прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап постклассического детерминизма, диалектического по своей сути.

Первые зачатки детерминистских взглядов можно найти в работах Демокрита и его последователей. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отверг объективное существование случайности и сказал, что человек называет событие случайным, если он не знает (или не хочет знать) причину этого события. Этот детерминизм был развит Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетрихом, П. Гольбахом и другими философами Нового времени.

Принципы детерминизма были впервые четко сформулированы П. Лапласом в 1775 году. Согласно Лапласу, детерминизм основан на ясном и предопределенном будущем, которое вытекает из признания жесткой причинно-следственной связи между событиями и явлениями и отрицания объективной случайности. Он исходит из постулата, что из знания начальных причин всегда можно однозначно вывести следствия.

Лапласовский детерминизм оказался непригодным для описания поведения сложной системы, например, живого существа, популяции, индивидуума. Биологические, социологические, экономические законы не обладают такой же строгостью, как законы механики, но это не значит, что от них следует отказаться. Причиной такой нестрогости считается невозможность учесть все факторы, влияющие на систему.

Новый этап в развитии детерминизма был открыт научной революцией семнадцатого века. Созданная человеком машина стала объяснительной моделью для человека и природы. От идеи организма как машины (отсюда доктрины рефлекса, ассоциации, аффекта и т.д.) детерминистская мысль перешла к формуле «человек-машина».

В середине 19 века возник новый биологический детерминизм. В то же время начали укрепляться идеи об общественной природе человеческого сознания (Маркс). Марксизм показал, что существует особая форма детерминации явлений сознания, основанная на зависимости человека от действия общественных сил. В рамках диалектического материализма причинно-следственная связь понимается как объективная связь, отраженная сознанием благодаря деятельности человека, но это лишь момент всеобщей взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Диалектический детерминизм учитывает все известные формы взаимозависимости явлений, многие из которых выражаются в терминах отношений, не имеющих прямого причинно-следственного характера. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимосвязи частей и целого и т.д.

Принцип детерминизма - Причина и следствие

Причина и следствие

Концепция причины и следствия возникает на пересечении принципов универсальной связи и эволюции. С точки зрения принципа всеобщей связи, причинность определяется как вид связи, а именно генетическая связь между явлениями, при которой одно явление с необходимостью порождает другое при наличии определенных условий. С точки зрения принципа развития, причинность определяется следующим образом: Каждое изменение, а a fortiori развитие, то есть изменение в направлении появления нового качества, имеет свою причину и следствие.

Причинно-следственные связи присутствуют в каждом процессе изменений. Применение принципа причинности ограничено принципом всеобщей связи. Такие типы отношений, как пространственно-временная корреляция, функциональная зависимость, отношения симметрии, относятся к тем, которые не имеют причинно-следственных связей. Однако каждое явление имеет свою причину и следствие, причем не одно, так другое. Причина — это взаимодействие, следствие — результат взаимодействия.

Критерии причинно-следственных связей:

  • Генерация или производство, субстанциональный характер причинно-следственной связи;
  • Темпоральная асимметрия. Причина предшествует следствию. Причинный процесс необратим. В то же время факт постоянного временного предшествования не является критерием причинности (лето-осень);
  • необходимость, уникальность. Одни и те же причины всегда приводят к одним и тем же последствиям. Связь между следствием и причиной не может быть случайной, но причина может быть случайной;

Временная и пространственная непрерывность, смежность. Одной из характеристик причинности является ее связь с категориями времени. Время — это форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственные связи понимались по-разному с точки зрения времени. Некоторые считают, что причина всегда предшествует следствию. Причина и следствие сосуществуют некоторое время, затем причина исчезает, а следствие становится новой ценностью. Другие говорят, что интервалы частично перекрываются, третьи — что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бесполезно говорить о том, что причина существует и, следовательно, действует, когда ее следствие еще не вошло в сферу бытия. Может ли существовать причина, которая не действует?

Но понимание причины и следствия также используется для характеристики событий, происходящих одновременно, явлений, смежных во времени, и явлений, в которых следствие проистекает из причины. Иногда они разделены временным интервалом и соединены цепочкой промежуточных звеньев.

Последовательность может иметь несколько причин, некоторые из которых являются необходимыми, а другие — случайными. Существенной особенностью причинности является непрерывность причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное воздействие причины на следствие, поскольку она является внутренним содержанием связи и взаимодействия явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на производство своей причины, изменяя ее силы, особенно когда причинная связь не непосредственная, а протяженная. Такое взаимодействие причины и следствия во времени называется принципом обратной связи. Она применима везде, особенно в самоорганизованных системах, где информация воспринимается, хранится, обрабатывается и используется. Без обратной связи немыслимы стабильность системы, управление и движение.

Причины и следствия относительны во всех своих проявлениях. Соответственно, логические определения причин и следствий, отражающие смысл этих терминов, могут быть только относительными.

Причины и следствия являются причинами и следствиями только по отношению друг к другу. Соответственно, определения терминов: причина и следствие; должны формироваться по тому же принципу.

Все каузальные процессы в мире, таким образом, не обусловлены односторонним действием, а основаны, по крайней мере, на отношениях между двумя взаимодействующими объектами, и в этом смысле причинность следует рассматривать не просто как вид отношения, а как вид взаимодействия.

Случайность и необходимость

Важным вопросом для любой теории детерминизма является статус категории случайности. Суть проблемы заключается в следующем. Если принять принцип причинности, который является обязательным для концепции философского детерминизма, то случайные явления также следует считать причинными. Но обязательным свойством причинности является необходимость, следовательно, случайность также носит необходимый характер, и объективное противопоставление необходимости и случайности бессмысленно.

Если рассматривать термины «случайность» и «необходимость», то можно выделить две области их применения. Во-первых, эти понятия можно отнести к объективной реальности и рассматривать как свойства материи в целом, не зависящие от нашего восприятия и знания. Эту сферу применения понятий «необходимость» и «случайность» можно назвать объективной или онтологической. Во-вторых, эти термины могут быть связаны с эпистемологией и рассматриваться как критерии оценки событий и явлений в объективном мире, применяемые для их исследования и обнаружения. Этот объем понятий «необходимость» и «случайность» можно условно назвать субъективным или гносеологическим.

Термины «случайность» и «необходимость»

Исторически категории необходимости и случайности возникли в результате размышлений о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли и предопределенности или спонтанности всего человеческого существования. Освободившись от этой этической интерпретации, особенно с успехами науки, в частности, теории вероятности. Необходимость и случайность понимались по-разному. Некоторые говорят «что будет, то не будет», то есть все в жизни предопределено либо судьбой (античность), либо Богом (христианство), либо всей системой взаимодействия явлений.

С позиции детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективный термин, которым мы обозначаем нечто, причины чего нам пока неизвестны. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случайным. Однако эта случайность, причина которой известна, не перестает быть случайностью; существование причины не обязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не означает, что случайностей не существует.

Наиболее ярко детерминизм сформулирован Лапласом — можно выразить в математической формуле все параметры, описывающие настоящее состояние всех частей природы и всех сил, предсказать все прошлые состояния мира и все события на все будущие времена. Другие считают, что все в мире — дело случая, которому нужно доверить свою судьбу. Так возникла ложная альтернатива — либо в мире правит случайность, либо случайности нет, есть только необходимость.

В диалектическом материализме говорится, что необходимость имеет относительный характер: «Необходимость проявляется в конечной природе как относительная необходимость, как детерминизм. Относительная необходимость может быть выведена только из реальной возможности, то есть: существует круг условий, причин, поводов и т.д., через которые эта необходимость опосредована.»

Поэтому все необходимые свойства изучаемого явления определяются для существования набором внутренних существенных связей, а случайные свойства изучаемого явления определяются для существования изменяющимся кругом внешних связей.

Отсюда можно сделать вывод, что различие между необходимым и случайным в диалектическом материализме фактически определяется выбором круга условий, который осуществляется самим познающим субъектом и носит прежде всего гносеологический характер.

Возможность и реальность

Категория «возможность» рассматривается в паре с категорией «действительность», и обычно философы подчеркивают первичность категории «действительность» в этой паре.

Возможность — это объективная тенденция развития, присущая существующим явлениям, наличие условий объекта (предмета, явления) или, по крайней мере, отсутствие таких обстоятельств, которые исключали бы их возникновение

Реальность — это то, что действительно существует и развивается, имеет собственную сущность и закономерность в себе, а также содержит результаты собственного действия и развития.

Возможность — это будущее бытие. В механистической философии будущее четко предопределено, возможность реализуется с необходимостью в действительности. В современной философии принято считать, что не всякая возможность становится реальностью. В любом случае, в категории «возможность» акцент делается на будущем времени.

Когда одна из возможностей реализуется, другие либо исчезают, либо кардинально меняются и приобретают новые качества. Например, в лотерее разыгрывается автомобиль, до покупки билетов все потенциальные покупатели имели равные шансы выиграть этот автомобиль, но если выигрышный билет уже куплен, то у новых покупателей билетов нет ни малейшего шанса выиграть главный приз.

Таким образом, категория «возможность» подчеркивает одно из будущих состояний реальности, которое либо реализуется, либо исчезает через определенное время.

Возможность — это состояние или ситуация, когда часть определяющих факторов присутствует, но другая их часть отсутствует, или когда определяющие факторы недостаточно созрели для возникновения нового явления. Каждая материальная система сначала существует потенциально, а затем становится реальностью. Развитие — это бесконечный процесс реализации возможностей и появления новых. Возможность также относится к тому, какие тенденции возникновения и развития уже присутствуют в реальности, но еще не стали бытием.

Реальность — это актуальное бытие, возможность — потенциальное бытие. Их взаимосвязь заключается в том, что они предполагают друг друга. Все действительное имеет возможности и появилось в результате возможностей. Связана с другими категориями детерминизма, особенно с правом. Обратимая возможность — превращение воды в пар и необратимая возможность, когда после реализации первоначальная реальность становится невозможной — например, смерть. Формальная и реальная возможность относятся к необходимости и случайности. Формальный — то, что связано со случайностью (выигрыш в лотерею). Его реализация требует подавления многих необходимых линий. Реальное — то, что обусловлено необходимыми сторонами — созревание плодов. Абстрактные возможности — для реализации которых на данном этапе нет подходящих условий, они реализуются на более высоком уровне развития материи. Конкретные — те, для которых есть возможности. Для количественной оценки возможности вводится понятие вероятности. Она ограничивает границы возможности и характеризует степень ее реалистичности. Вероятность — это степень необходимости в том, что возможно.

Об одних вещах мы говорим, что они существуют «в возможности», о других — что они существуют «в действительности». Наконец, мы называем часть мира бытия «реальностью». Поэтому необходимо изучить значение терминов «в возможности» и «в действительности».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Абрахам Маслоу — Жизненный путь
  2. Задатки и способности в психологии
  3. Социальная психология воздействия и влияния
  4. Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
  5. Журналы по психологии
  6. Методологические и теоретические проблемы психологии
  7. Предмет и задачи социальной психологии
  8. Влияние индивидуально-личностных особенностей на психологическое здоровье человека — Психиатрический и психологический подход к пониманию психического здоровья человека
  9. Психологическая готовность ребенка к школе
  10. Роль провокаций в творческом мышлении