Для связи в whatsapp +905441085890

Принцип системности — Представление о системном характере психических явлений

Эта система является неотъемлемой частью современной научной теории. Сегодня ни одна наука, кажется, невозможна без принципа систематики. Когда мы говорим о системном подходе в целом, он обычно подразумевает особую позицию исследователя и арсенал инструментов, фиксирующих изучаемый объект как многозначный, целостный и изменяющийся. Динамическое единство многообразного, т.е. система, анализируется в терминах элементов и структуры, части и целого, организации и координации, развития, иерархии, измерений и уровней, выражая современную структуру любой позитивной науки. Отличительной особенностью системного познания является его способность описывать и объяснять целостные образования реальности.

Принцип системности - Представление о системном характере психических явлений

Представление о системном характере психических явлений

Включенные во всеобщую взаимосвязь событий материального мира, психические явления выражают уникальное единство различных свойств живых существ. Вместе они образуют «функциональный организм», который позволяет животным (людям) гибко ориентироваться, общаться и действовать в меняющемся мире. Психика объективно предстает как многомерное, иерархически организованное, эволюционирующее целое или органическая система, функциональные компоненты которой имеют общий корень и поэтому неразделимы.

Понятие принципа системности в науке

Систематика — это объяснительный принцип научного познания, требующий изучения явлений в зависимости от образуемого ими внутренне целого, благодаря чему они приобретают новые свойства, присущие этому целому .

За кажущейся простотой афоризма о том, что «целое больше своих частей», скрывается множество вопросов, как философских, так и научных. Ответы на эти вопросы побуждают выяснить, по каким критериям и на каком основании из великого множества явлений выделяется особая категория объектов, которая приобретает значение и характер системности.

Элементаризм утверждает, что система состоит из элементов, которые взаимодействуют друг с другом, приобретая новое качество в составе целого и теряя его при выпадении из целого. Подобно тому, как холизм абсолютизирует целостность, видя ее основания и действующие причины в ней самой, элементализм игнорирует целостность системы и считает, что каждая из ее составных частей является самодостаточной величиной. Его связи с другими подобными величинами мыслятся как одна связь, и они не претерпевают существенных преобразований.

Другим антиподом систематики является эклектика (от греч. eklektikos — выбирать) как сочетание разнородных идей и определений без внутренней согласованности, иногда несовместимых друг с другом, подмена одних логических оснований другими.

Другая установка, противоположная принципу системности в психологии, — редукционизм (от лат. reductio — возвращение назад), который сводит либо целое к частям, либо сложные явления к простым. Сведение, например, сложной организованной деятельности к более простой связи стимул-реакция или к условному рефлексу не позволяет системно объяснить эту целостность. Опасность редукционистских установок, несовместимых с принципом системности, особенно велика в психологии из-за особого характера ее явлений, которые являются «пограничными» по отношению к биологическим и социальным.

В связи со всем вышесказанным следует отметить, что история психологической науки сама по себе в значительной степени является историей поиска альтернатив атомистическому, по сути асистемному взгляду на природу психики и поведения.

Реализация системного принципа в психологии

Аристотель первым в истории научной мысли, в том числе психологической, утвердил принцип системности . Он прошел школу Платона, в которой душа представлялась как внешняя по отношению к телу сущность, разделенная на части, каждая из которых находится в одном из органов тела (разум — в голове, мужество — в груди, желание — в печени). В то же время Платон отстаивал позицию, что в мире царит целесообразность. Вещи природы пытаются подражать нетленным идеям. Именно за этими идеями жадно тянется несовершенное человеческое восприятие.

В учении Платона роль цели была мифологизирована. Но эта роль не вымышленная. Человеческое сознание по своей природе целенаправленно. Этим свойством Платон наделял всю реальность, где, по его убеждению, управляется не причинами, как ранее считали философы, а целью. Обращение к категории цели подготовило разработку Аристотелем принципа систематики.

Аристотель разработал свою системную концепцию. Она предполагала, что живое тело имеет физический состав (оно содержит те же элементы, из которых состоит неорганическая природа), но что в нем действие этих элементов происходит в определенных пределах и в соответствии с особыми внутренними принципами, которые определяются его организацией как целого и от которых зависит взаимодействие частей. Тело перестает существовать не из-за исчезновения одного из элементов, а из-за распада его системной организации. Это организованное целое, согласно Аристотелю, есть душа как «форма естественного тела, потенциально наделенная жизнью».

Следует подчеркнуть, что в основе принципа систематики, принятого Аристотелем по отношению к психике, лежала реинтерпретация широкой «сетки» универсальных категорий знания (часть — целое, средство — цель, возможность — действительность, структура — функция, содержание — форма, внутреннее — внешнее). Они являются философскими, методологическими, но от них зависит реализация принципа системности в конкретных науках, в том числе и в психологии.

В XVII веке, с появлением нового мировоззрения, которое покончило с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями» и представило всю видимую вселенную как движущуюся по законам механики, возник новый вид системного объяснения тела и его психических проявлений — восприятия, памяти, аффектов, движения. Примером такого объяснения стала модель Декарта, в которой организм был представлен как машиноподобное устройство.

Однако в дальнейшем курсе вся структура представлений о теле, его развитии, саморегуляции и взаимодействии с окружающей средой кардинально меняется. Формируется новый системный стиль мышления, в утверждении которого выдающуюся роль сыграли четыре естествоиспытателя Дарвин, К. Бернар, Г. Гельмгольц и И.М. Сеченов.

Новую эпоху в биологии и психологии открыл переход к особой системе, интегрирующей организм и среду, рассматривающей их взаимоотношения как целостность, но отличную от физической, химической, энергетической и молекулярной целостности.

У Дарвина принцип определения роли окружающей среды был связан с идеей борьбы живых существ за выживание в этой среде. Пафос физико-химического течения заключался в том, чтобы выявить процессы в неорганической и органической природе, подчинить их закону и сделать организм объектом точного знания. Переосмыслив взаимосвязь организма и окружающей среды, концепция Дарвина сделала акцент на активности организма, что привело к удалению знака равенства между двумя звеньями взаимосвязи.

В начале была разработана новая модель организма Бернара, согласно которой организм имеет две среды: внешнюю, физическую среду и внутреннюю среду, в которой существуют все живые элементы органического тела. Общая идея заключалась в том, что организм становится независимым от внешних превратностей благодаря постоянству внутренней среды. Многие механизмы считывания работали для поддержания констант этой среды (кислорода, сахаров, солей и т.д.).

И снова, как и в более ранние эпохи (времена Аристотеля и Декарта), идея систематики утверждалась над несистематическими представлениями о природе как о великой цепи бесчисленных физических частиц. Вырвать живое тело из этой цепи означало бы вырвать его из единой цепи существования.

Утверждая системную связь «организм — среда», Дарвин и Бернард создали новую проблемную ситуацию в психофизиологии органов чувств. Наконец, именно через эти органы эта связь реализуется на уровне поведения организма.

Начался поиск прямой зависимости ощущений от нервных волокон. Таким образом, были достигнуты определенные успехи. В частности, появилась теория цветового зрения Гельмгольца. Но тот же Гельмгольц, который в своей «Физиологической оптике» перешел от индивидуальных ощущений к объяснению формирования целостных образов внешних объектов, решительно изменил свой подход к этим психическим явлениям. Он выдвинул гипотезу, которая была подтверждена экспериментально, о том, что целостный психический образ строится целостным сенсомоторным механизмом на основе операций, которые, как уже говорилось, похожи на логические операции («бессознательные умозаключения»).

Принцип систематики

Системный подход тесно связан с общей теорией систем Людвига фон Берталанфи и является конкретизацией ее принципов и методов. Принцип системности основан, во-первых, на рассмотрении объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов, т.е. мы должны рассматривать любой психологический феномен как структуру, которая позволяет нам рассматривать систему в целом и, одновременно, как подсистему для более высоких уровней. Во-вторых, как совокупность взаимодействующих объектов, т.е. как компонент другой системы, организованной на основе подчинения элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня. В-третьих, как набор сущностей и отношений, т.е. как нечто в контексте, что позволяет анализировать элементы системы и их взаимосвязи. Одно и то же решение может полностью меняться в зависимости от контекста. Более того, одним из принципов системного подхода является множественность, что позволяет использовать несколько моделей для описания отдельных элементов и системы в целом. Мы должны помнить, что система может быть однородной или одна система может содержаться в другой системе.

Принцип системности — это способ организации наших действий, охватывающий каждый вид деятельности, выявление закономерностей и взаимосвязей с целью более эффективного их использования. В этом отношении принцип систематики является не столько методом решения проблем, сколько методом постановки проблем. Как говорится, «правильный вопрос — это половина ответа». Это качественно более высокий метод познания, чем чисто субъективный.

Системы бывают открытыми и закрытыми. Физические системы отличаются от живых систем тем, что они закрыты по отношению к внешней среде. Человек — это всегда открытая система. Жизненный процесс человеческого организма предполагает наличие потока энергии, источника ресурсов, поступающих из окружающей среды. Это могут быть ресурсы, характер и объем которых зависит от системных свойств организма: внешние социальные ресурсы, эстетические ресурсы. Существует также выход из системы в окружающую среду, как результат функционирования системы: процесс потери энергии. Процесс потери и получения энергии происходит постоянно, что обеспечивает стабильность системы по отношению к окружающей среде.

Системы могут быть простыми и сложными. Живые системы всегда сложны. Сложная система обычно состоит из множества элементов. Сложная система обычно имеет перекрывающиеся функции, т.е. каждый элемент может быть задействован в различных контекстах, т.е. система должна быть многофункциональной. В системе есть скрытые (латентные) или избыточные элементы, но никогда нет «лишних» элементов. Для развития системы важно, чтобы были элементы с определенными функциями, но без конкретного назначения, которые впоследствии могут стать основными элементами в развитии системы. У каждого из нас есть способности, навыки и ресурсы, о которых мы просто не знаем.

Еще одно важное свойство систем. Они бывают стабильными и нестабильными. Если на систему оказывается влияние, и это влияние возвращается к источнику, а в системе ничего не меняется, то такая система стабильна. В стабильной системе нет эволюции. В нестабильном состоянии система постоянно развивается, все время происходит смена функциональных мест того или иного элемента системы. Доминирующая реакция на внешние и внутренние раздражители постоянно меняется. Например, генезис сознания в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте. Вначале основой для развития сознания является восприятие, затем основой для развития сознания становится память, затем основой для развития сознания становится язык. Это не означает, что восприятие и память перестают функционировать. Просто их место в системе изменилось.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психодинамическая психотерапия
  2. Деятельность психологической службы
  3. Виды аффекта и их значение — Понятие аффекта и его характеристики
  4. Психотерапевтическая и коррекционная помощь в детско-родительских конфликтах
  5. Определение ведущих индивидуально-типологических свойств и стилей межличностного поведения
  6. Социометрические и референтнометрические оценки психологического климата в экипаже
  7. Влияние опыта жизни супругов в родительской семье на построение собственной
  8. Свободные ассоциации в психоанализе
  9. Задачи экспериментальной психологии
  10. Особенности развития личности у ребенка и подростка