Для связи в whatsapp +905441085890

Принцип верификации и проблема демаркации — Модель научного познания в логическом позитивизме

Модель научного знания — это система философских высказываний, отражающая основные черты научного знания и его отличия от ненаучных знаний.

Проблема демаркации — проблема нахождения критерия, позволяющего отличить научные знания от ненаучных.

В XIX веке возникли две парадигмы познания мира и приобретения подлинных и достоверных знаний о нем: эмпиризм и рационализм, в рамках которых были концептуализированы две модели научного знания: Индуктивизм (Ф. Бекон) и дедуктивизм (Р. Декарт).

Индуктивистская модель научного знания предполагает, что единственными очевидными и достоверными истинами о мире являются утверждения фактов, очевидность которых основана на опыте. Законы и принципы теории являются индуктивным обобщением этих первоначальных, единичных высказываний.

Дедуктивистская модель сравнивает все научные знания со структурой математической или, точнее, аксиоматической теории и утверждает, что существуют самоочевидные начальные истины, из которых другие истины выведены путем вычитания.

Знание, затем, развивается путем дедукции, то есть путем извлечения логических последствий из ранее принятых предложений. Источником первых самоочевидных предложений является интеллектуальная интуиция как прямое восприятие истины этих предложений.

Эти две модели претерпели два изменения. Индуктивистский идеал научного знания стал основой для появления стандартной модели, сформулированной в логическом позитивизме.

Позитивизм (латинский позитив — позитив) — это философское течение, основным гносео-методологическим отношением которого является тезис о том, что позитивные знания могут быть получены только в результате научного, а не философского познания. Логический позитивизм представлен Венским кружком, организованным Шликом в 1922 году на базе семинара на кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Его главными представителями являются Шлик, Карнап, Нейрат, Вайсманн, К. Гедель и другие.

Принцип верификации и проблема демаркации - Модель научного познания в логическом позитивизме

Модель научного познания в логическом позитивизме

  1. научные знания начинаются с непредвзятого сбора эмпирического материала;
  2. собранные эмпирические данные подвергаются теоретическому обобщению;
  3. цель теоретических знаний: описание, обобщение и систематизация эмпирических данных;
  4. конечной задачей научного знания является построение научной теории, которая обобщила бы все известные наблюдения в той или иной области научного знания;
  5. научная теория выполняет две функции: Описание и прогнозирование новых эмпирических данных, относящихся к той или иной области научных знаний.
  6. теоретические знания зависят от эмпирических знаний, а не наоборот;
  7. прогресс науки заключается в открытии и накоплении новых фактов. Концепция, согласно которой новые факты добавляются и уже установленные факты не отбрасываются, называется кумулятивистской концепцией развития науки;
  8. критерием научности является принцип проверки. Проверка — это процесс установления истинного содержания научных высказываний путем их эмпирической проверки.

Преимущества и недостатки

Преимущества этой модели:

  1. точное изложение проблемы разграничения эмпирического и теоретического уровней научных знаний, их корреляции;
  2. Простая модель научной теории;
  3. переход к изучению предложений, отказ от изучения представлений и идей как психологических явлений.

Недостатки:

  1. абсолютность эмпирической основы оказалась проверенным мифом: нет никакой эмпирической основы, независимой от теории;
  2. статический подход к анализу научного знания: объясняется действие готовой теории, но не объясняется изменение научных теорий.

Продолжением дедуктивистской модели научного знания стала концепция известного британского философа, логика и социолога К. Поппера (1902-1994).

Основные моменты модели научного знания Поппера

Основные моменты модели научного знания Поппера в критическом рационализме:

  1. он подверг критике стандартную модель научного знания и принцип проверки, указав на чисто логический факт асимметрии между опровержением и подтверждением.

В классической логической традиции умозаключения по схеме A → B, B ├ A — умозаключения от утверждения последствий до утверждения причины — являются ложными. А рассуждения, проводимые по схеме A → B, ┐B ├ ┐A — умозаключения от отрицания следствия до отрицания причины (modus tollendo tollens) являются правильными формами умозаключений. Так, на этом примере К. Поппер указывает, что до окончательного подтверждения теории логически невозможно дойти, но теория может быть однозначно опровергнута. Мыслитель предложил принцип фальсификации: Теория может быть принята как научная, если ее можно фальсифицировать, то есть существует принципиальная возможность ее опровержения.

  1. целью научного знания является не формулирование знаний, данных раз и навсегда, а формулирование новых, все более смелых и информативных теорий.
  2. смещение акцентов с изучения ранее существовавших знаний на проблему роста научных знаний и трансформации научных теорий.
  3. утверждение органического единства теоретического и эмпирического уровней организации научного знания.
  4. предложил принцип фальсификации как доктрину фальсификации и утверждал гипотетичность и ошибочность любой формы знания.
  5. развитие науки представлено как переход от одной научной проблемы к другой, более сложной и с помощью научной теории.

Третий позитивизм», представленный аналитической философской мыслью и Венским кружком, был заменен пост-позитивизмом, представители которого подчеркивали роль социокультурных факторов в динамике науки. Необходимо подчеркнуть концепцию развития науки Т. Куна (1922-1996). Это концепция американского философа и историка науки Т. Куна (1922-1996), конкретизированная в его книге «Структура научных революций» (1962). Задача американского методиста по науке заключалась в установлении общих закономерностей в развитии научного знания, где история науки — это не ряд фактов, а разработка концептуальных схем (базовых идей), подчеркивающих социальную природу научной деятельности.

Основные этапы развития науки

Основные этапы развития науки по Т. Куну:

  1. Препарадигматическая стадия. Она характеризуется наличием различных точек зрения, отсутствием основных идей, общепринятых ценностей и методов.
  2. разработка и утверждение единой парадигмы. Парадигма — это одна или несколько базовых теорий, которые принимаются всем сообществом в данный момент времени и направляют научные исследования. Парадигма определяет область значимых научных проблем и возможные пути их решения, игнорируя при этом несовместимые с ними факты и теории.
  3. нормальная наука (стадия парадигмы) — это эволюционный этап развития науки и накопления знаний за длительный период времени.

Виды деятельности, характерные для нормальной науки:

  • Совокупное накопление знаний в рамках установленной парадигмы;
  • Поиск новых доказательств в поддержку принятой теории;
  • изобретение более сложных устройств;
  • разработка принятой теории более подробно для разрешения двусмысленностей;
  • В этот период ученые занимаются «головоломками», т.е. научными проблемами, которые временно неразрешимы, но имеют принципиальное решение в рамках принятой парадигмы.

4 стадия — появление аномальных фактов, т.е. фактов, которые не могут быть объяснены существующей парадигмой. Накопление таких фактов приводит науку к кризису.

Происходит 5-я стадия научной революции, в результате которой профессиональное сообщество ученых утверждает новую парадигму, предлагающую наилучшее решение головоломки. В этом случае приоритет той или иной научной теории определяется не только ее когнитивным потенциалом и возможностями, но и зависит от ряда вненаучных фактов: психологических, политических, культурных и др.

Итак, Т. Кун:

  • Основан историко-эволюционный подход к развитию научного знания;
  • был чемпионом по антикумулятивизму;
  • Введена идея социокультурной обусловленности научного знания (экстернализм);
  • ввел понятия парадигмы и научной революции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества
  2. Диалектика раба и господина г. В. Ф. Гегеля
  3. Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
  4. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  5. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  6. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
  7. Сократ: поиски достоверного знания
  8. Философия в Византии (IV—XV века)
  9. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  10. Конечное благо: цели и средства