Для связи в whatsapp +905441085890

Природа как объект философского осмысления

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философско-правовые учения в СССР
  2. Постклассическая философия XIX–начала XX веков
  3. Философский смысл проблемы бытия
  4. Закон как философская категория
  5. Категории диалектики
  6. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  7. Историко-философская концепция Гоббса
  8. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  9. Проблема первоначала в античной философии
  10. Основные законы материалистической диалектики

Введение

Предметом данной работы является рассмотрение следующего вопроса — природа как объект философской рефлексии. Цель этой работы — дать представление о природе, о том, что она содержит и какие проблемы сегодня наиболее актуальны.

Задачами данной работы являются:

  1. Дать понятие о природе в современном научном представлении;
  2. Объяснить важный аспект взаимоотношений человека и природы: проблему коэволюции.

Я думаю, что очень важно рассмотреть эту тему, потому что одной из реальных проблем философии является проблема взаимосвязи человека и природы. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними носила скорее односторонний характер. Человечество брало у природы, активно эксплуатировало ее ресурсы, легкомысленно полагая, что природные ресурсы безграничны и вечны. В лучшем случае эти отношения были поэтическими: человек восхищался красотой природы и требовал уважения и любви к ней. По большому счету, человечество не пошло дальше эмоциональных призывов. Не сформировано понимание того, что значит природа для существования и развития общества. Сегодня взаимоотношения человека и природы — вопрос не только теоретический, но и насущный, поскольку от его решения зависит будущее человечества.

Калмыков В.Н. Основы философии; Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы; Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений.

Понятие природы. Современные научные представления о природе

Термин «природа» используется в трех смыслах:

  • Для обозначения всех существующих вещей;
  • Как синоним слова «сущность», оно используется для обозначения всего, что существует независимо от человека;
  • Как синоним слова «сущность».

Древние соотносили природу с собой и путем рассуждений о природе психических процессов пришли к анимизму, то есть вере в существование души. Они часто приписывали окружающему миру душу (гилозоизм).

На основе анимизма и гилозоизма в древнем мире начал формироваться рационалистический взгляд на природу. Существовало понятие «ЛОГОС». — Универсальный закон, управляющий миром. И человек, и природа были подчинены ему. Однако наличие разума у человека привело к мысли, что он имеет право изменять природу.

В современной науке в центре представлений о структуре материального мира находится системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, можно рассматривать как сложное образование с составными частями, организованное в целое. Понятие системы было разработано в науке для обозначения целостности объектов. Система — это совокупность элементов и связей между ними.

Термин «элемент» означает минимальный, далее неделимый компонент в системе. Элемент является таковым только по отношению к определенной системе, но сам может быть сложной системой в других отношениях.

Целостность системы означает, что все ее составные элементы, соединяясь вместе, образуют уникальное целое с новыми интегративными свойствами.

При системном подходе естествознание не просто разделяет типы материальных систем, а показывает их взаимосвязь и соотношение.

Наука выделяет три уровня строения материи: макромир, микромир и мегамир. Хотя на этих уровнях существуют свои законы, микро-, макро- и мегамиры тесно взаимосвязаны.

Изучение микромира, наряду с изучением мегамира, способствовало краху ньютоновской теории. Это разрушило механистический взгляд на мир.

Стоит сказать, что микрокосм является основой нашего макрокосма. Мы также можем выделить «микромир» в науке. Или, другими словами, наномир. Наномир, в отличие от микромира, является носителем света, а точнее, всего спектра электромагнитных процессов, основы, поддерживающей структуру элементарных частиц, фундаментальных взаимодействий и большинства явлений, известных современной науке.

Таким образом, окружающие нас предметы, как и само человеческое тело, не являются единым целым. Все состоит из «частей», т.е. молекул. Молекулы, в свою очередь, также делятся на более мелкие части — атомы. Атомы, в свою очередь, также подразделяются на еще более мелкие компоненты, называемые элементарными частицами.

Всю эту систему можно представить как дом или здание. Здание не является единым целым, потому что оно построено, например, с помощью каменной кладки, а каменная кладка состоит непосредственно из кирпичей и цементного раствора. Если кирпичи начнут падать, то, конечно, все здание рухнет. Точно так же наша Вселенная — если она вообще разрушится — начнется с наномира и микромира.

Физический вакуум — это возможный тип материи, первые представления о котором появились у одного из основателей квантовой теории поля П. Дирака. Хотя мы не можем видеть вакуум непосредственно (он проницаем для электромагнитного излучения и не оказывает никакого сопротивления движению материальных частиц и тел), он может проявляться при взаимодействии с ним тех же частиц или электромагнитных волн (гамма-квантов) с достаточной энергией.

Макромир

Конечно, существуют объекты гораздо большие, чем объекты микромира (т.е. атомы и молекулы). Эти объекты составляют макрокосм. Макромир «населен» только объектами, размеры которых сопоставимы с размерами человека. Самого человека можно считать объектом макрокосмоса. Конечно, человек является главным компонентом макрокосмоса.

Все живые существа состоят из клеток, а в центре клетки находится скрученная двухцепочечная молекула ДНК — генный код. Иногда мы называем клетку самой маленькой и простой единицей жизни. Самый маленький — это правда; но действительно ли он самый простой, когда из оплодотворенной клетки возникает целое тело, как дерево из крошечного семени? Амеба, возбудитель дизентерии, ассоциируется со словом «простой». Но у него есть внутренний скелет (цитоскелет), который он разрушает и восстанавливает в зависимости от ситуации (как он вообще может восстановить свой собственный скелет?). А вакуолярная система пищеварения — почему амеба может переваривать другие организмы, но не себя? Амеба не проста. Одна клетка может состоять из миллионов молекулярных единиц. Одноклеточные организмы можно рассматривать как своеобразные многоклеточные.

Рассмотрим основные уровни организации живой материи на Земле — популяция, биоценоз, биосфера.

Популяция — это совокупность особей одного вида. В реальной среде многие виды разбросаны по обширным территориям, поэтому необходимо изучать конкретную группировку видов в пределах определенной территории. Некоторые из группировок адаптируются к местным условиям и образуют экотип. Однако истинных одновидовых группировок не существует, и мы имеем дело с группировками, состоящими из многих видов, называемыми сообществами или биоценозами.

Биоценоз — это совокупность популяций различных видов, живущих вместе: Микроорганизмы, растения, животные. Термин «биоценоз» был впервые предложен в 1877 году Мебиусом, который изучал группу организмов, приуроченных к определенной географической зоне — биотопу, под которым понимается состояние окружающей среды на определенной территории. В этой среде обитания существуют растительность, фауна и микроорганизмы, составляющие биоценоз.

Биосфера — это своеобразная оболочка Земли, которая содержит совокупность живых организмов и находится в постоянном общении с неживой природой. В результате длительной эволюции биосфера выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативных процессов.

Стабильность биосферы в целом, ее эволюционный потенциал, определяется тем, что она представляет собой систему относительно независимых биоценозов. Связь между ними ограничена связями через неживые компоненты биосферы: газы, атмосферу, минеральные соли, воду.

Биосфера — это иерархическая единица, включающая следующие уровни жизни: Индивидуум, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, и только это обеспечивает возможность эволюции всей большой макросистемы.

Человек и природа: проблема коэволюции

Человек, как и все живое на земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым природным фактором для его существования. Природа является предпосылкой и естественной основой человеческой деятельности, а ее полноценное осуществление возможно только в соответствующих природных условиях. Человек может существовать только в достаточно определенных и очень узких экологических рамках, которые соответствуют биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой происходила эволюция человечества на протяжении всей его истории.

Возможность существования общества может быть обеспечена только в рамках эволюции биосферы, а также только в относительно узком диапазоне ее параметров. Знание этого диапазона жизненно важно для человека. Конечно, каждый человек обладает способностью адаптироваться к изменяющимся (в определенных пределах) условиям природной среды, новой для него среды обитания. Дж. Вайнер отмечает, что «все представители вида Homo Sapiens способны проявлять необходимую пластичность реакций на изменения внешних условий. Однако, при всей своей широте и мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не безграничны. Когда скорость изменения окружающей среды превышает адаптационные возможности человеческого организма, возникают патологические явления, в конечном итоге приводящие к гибели людей.

В этом контексте существует настоятельная необходимость соотнести темпы изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека и человеческих популяций, чтобы определить допустимые пределы их воздействия на биосферу, исходя из допустимых пределов их изменения. «Человек как живое вещество неотделим от материально-энергетических процессов определенной геологической оболочки Земли с ее биосферой, — подчеркивал Вернадский. Другими словами, человек как биосоциальное существо нуждается для своей полноценной деятельности и развития не только в качественной социальной среде, но и в природной среде определенного качества. Это означает, что помимо материальных и духовных потребностей, существуют объективно экологические потребности, на которые во всей своей полноте влияет биологическая организация человека. Экологические потребности — это особый вид социальных потребностей. Человеку необходимо определенное качество окружающей его природы.

Только при сохранении надлежащего качества таких основных условий существования человека, как воздух, вода и почва, возможна полноценная жизнь. Уничтожение даже одного из этих жизненно важных компонентов окружающей среды приведет к гибели жизни на Земле.

Таким образом, экологические потребности так же стары, как и потребности человека в пище, одежде, жилье и т.д. На протяжении всей истории человечества они автоматически удовлетворялись, и люди были уверены, что воздуха, воды и почвы им хватит на все времена. Разочарование пришло всего несколько десятилетий назад, когда обеспечение чистым воздухом, водой и почвой стало более критичным в связи с растущей угрозой экологического кризиса. Теперь ясно, что здоровая окружающая среда не менее важна, чем материальные и духовные потребности. Было бы большой ошибкой полагать, что экологический кризис можно преодолеть только экономическими мерами. Экологический кризис вызван «стрелками», направляющими движение нашей технократической цивилизации в сторону определенных ценностей и категорий, без корректировки которых не могут начаться радикальные изменения. В перестройке категорий понятие природы должно стать центральным, чтобы отношение человека к природе стало иным, чем было до сих пор. Важно понять и принять новые ценностные ориентации, концептуальные ориентации, чтобы создать новый образ человека, в отличие от гуманного человека, поглощающего природу и самого себя. Без этой глобальной философской реконструкции отношений в системе «человек — природа» все меры экономического, экологического, научно-технического характера будут иметь лишь частичный смысл и не смогут стать серьезным препятствием на пути к надвигающейся экологической катастрофе. Окончательный вывод философов, занимающихся этой проблемой, довольно суров: «Либо он (человек) должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица земли».

В 19 веке, когда экологическая ситуация ухудшилась, все больше философов и ученых занимались решением проблемы гармоничных отношений между человеком и природой.

Природа как объект научного познания

Природа как объект научного познания — вся материя как многоуровневая система.

В классической науке описание отдельных уровней природы происходило в рамках отдельных научных дисциплин. Но долгое время оставался открытым вопрос, как перейти с одного уровня на другой и как описать такой переход? Новый подход к решению этого вопроса появился с середины ХХ века, когда появилась реальная возможность объединить представления об основных уровнях организации материи в единую, целостную картину мира, основанную на фундаментальных принципах, имеющих общенаучный статус. Попытка построить научную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма.

Современное естествознание, основанное на принципе универсального эволюционизма, создает картину природы как системной целостности, находящейся в состоянии самоэволюции. Основываясь на системном мышлении и эволюционизме (на теории эволюции в биологии и теории систем), современное естествознание устанавливает единое научное мировоззрение, в котором объединены три основные сферы: неживая природа, органический мир и социальная жизнь. Концепция природы как системы, способной к самоэволюции, основана на теории нестационарной Вселенной, синергетике и теории биологической эволюции, дополненной концепциями биосферы и ноосферы.

Исторически первой конкретизацией теории нестационарной Вселенной стала концепция ее расширения, которая позволила представить Вселенную как результат космической эволюции, начавшейся 15-20 миллиардов лет назад (расширение в результате большого взрыва, первоначально горячая и плотная Вселенная, которая по мере расширения остывала, а материя по мере остывания конденсировалась в галактики; последние распались на звезды и объединились в большие скопления; во время рождения и смерти первых поколений звезд происходил синтез тяжелых элементов; после того как звезды стали красными гигантами, они выбросили вещество и сконденсировались в пылевые структуры новые звезды и разнообразные космические тела). Описание с точки зрения эволюции неорганического мира представляет собой целостную картину мира, раскрывающую общие эволюционные особенности различных уровней организации материи. В середине двадцатого века была разработана концепция раздувающейся Вселенной. Ключевым элементом концепции было понятие так называемой инфляционной фазы, фазы ускоренного расширения: после колоссального расширения, последовавшего за Большим взрывом, в конце концов установилась фаза нарушенной симметрии, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного количества частиц. Это порождает представление о Вселенной как о состоящей из множества локальных мини-вселенных, в которых и свойства элементарных частиц, и величина энергии вакуума, и размерность пространства-времени могут быть разными. Это открыло возможность связать эволюционные процессы в мега- и микрокосмосе.

Исследования последних десятилетий прошлого века направлены на создание последовательной модели самоорганизации Вселенной, в которой процессы, происходящие на разных уровнях организации материи, описываются на основе единого подхода.

Синергетика (основанная Г. Хакеном) — это современная теория самоорганизации системных образований. Она рассматривает мир как взаимодействие систем, включая разнообразные подсистемы (атомы, молекулы, клетки, органы, организмы, люди, человеческие сообщества и т.д.), общей чертой которых является способность к самоорганизации. Синергетика показывает, что подавляющее большинство природных объектов являются открытыми системами, которые обмениваются энергией, веществом и информацией с окружающим миром, и что определяющую роль в изменяющемся мире играют неустойчивые, неравновесные состояния; нелинейность изменений. Самоструктурирование, саморегуляция и самовоспроизводство рассматриваются в синергетике как фундаментальные свойства мира.

Уже в первой четверти 20-го века теория биологической эволюции была дополнена учением о биосферной и ноосферной эволюции. Основы этого учения были разработаны В.И. Вернадским, который положил его в основу биогеохимии.

Заключение

При выполнении работы были рассмотрены такие вопросы, как природа и ее современное научное представление, а также человек и природа: проблема совместной оценки.

Что касается первого вопроса, то современная наука структурно делит окружающий нас мир на микро-, макро- и мегамиры. Микромир имеет следующую структуру: вакуум, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, клетки. Макромир имеет следующую структуру: вещество, индивид, вид, популяция, сообщество, биосфера. Мегамир включает в себя: Планеты, звезды, галактика, метагалактика, вселенная.

Что касается второго вопроса, термин коэволюция философски применяется в двух основных направлениях: в широком смысле, когда термин коэволюция относится к общей взаимно адаптивной изменчивости частей внутри любой биосистемы. В более узком смысле термин коэволюция используется для обозначения процесса коэволюции биосферы и человеческого общества.

Изучение материи и ее структурных уровней является предпосылкой для формирования мировоззрения, независимо от того, окажется ли оно в конечном итоге материалистическим или идеалистическим.

Достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро-, макро- и мегамира очень велика.

Список литературы

  1. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания: учебник. — 6-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 540 с.
  2. Гибул н.ю. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. — М.,1991. — 423 с.
  3. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В. В. Горбачев, В. Н. Безденежных. — М.: Экономист, 2006. — 446 с.
  4. Концепции современного естествознания : учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: ЮНИТ-ДАНА, 2003 г. — 317 с.
  5. Основы концепции естествознания: учебник / Карпенков С.Х. — М.: Высшее образование, 2007 г. — 366 с.