Для связи в whatsapp +905441085890

Природа, сущность и существование человека — Сущность

Главным условием существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело является частью естественной природы, и в этом отношении человек предстает как одна вещь среди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. Однако определение человека как части природы ограничено, поскольку не выходит за рамки пассивно-созерцательного понимания, характерного для материализма XVII-XVIII веков, который недооценивал роль активно-сознательной деятельности индивида, даже подчиняя его законам природы и сводя к положению вещи среди вещей.

В современном понимании человек предстает не только как часть природы, но и как высший продукт ее развития, как природное существо особого рода, а именно как носитель не только биологических, но и социальных форм движения материи. Он не только «продукт» окружающей среды, но и ее создатель. Посредством сознательных и целенаправленных действий человек активно изменяет окружающую среду и, в ходе этого изменения, самого себя. Это объясняется тем, что человек — активное природное существо с присущими ему жизненными силами в виде потенциалов и способностей.

Объективная реальность, преобразованная человеческим трудом, и продукты человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека», «второй природой». Произведенные вещи, с одной стороны, зависят от природы и ее законов; с другой стороны, человеческий труд, способности и знания воплощены в них, «овеществлены» и должны быть «распределены» (в терминологии Гегеля), чтобы быть использованными. Таким образом, сущность «второй природы» представляет собой единство природного материала и объективированного ментального знания человека-производителя; другими словами, ее сущность имеет социально-исторический характер. Существование предметов, история промышленности, технологии и т.д. — это открытая книга человеческих сущностных сил.

Чтение этой книги приводит к познанию человеческой сущности, но не как абстрактного понятия, а в ее реализованной, объективированной форме. И было бы неправильно приравнивать овеществленную форму к сущности, ибо средства труда, система общественных отношений и т.д. — Было бы неразумно отождествлять форму с самой сущностью, поскольку средства труда, система общественных отношений и т.д.

Природа, сущность и существование человека - Сущность

Сущность

Категория сущности — это научная абстракция, отражающая качественную специфику предмета, его основные, главные свойства, определяющие его изменения. Сущность человека раскрывается в специфике предметной деятельности, в ходе которой происходит диалектическое взаимодействие творческих сил человека с природным материалом и заданной социально-экономической структурой. Реальный образ человека (его реальность) не сводим к категории сущности, поскольку включает в себя не только его общую сущность, но и конкретно-историческое существование.

Категория существования обозначает наличное бытие эмпирического индивида в его повседневной жизнедеятельности. Отсюда и значение термина «повседневная жизнь». На уровне повседневной жизни мы признаем глубокую взаимосвязь между всеми видами человеческого поведения, существования и возможностей, а также развитием человеческой культуры. Существование богаче сущности. Она включает в себя не только проявление сущностных сил человека, но и многообразие его специфических социальных, биологических, моральных и психологических характеристик. Существование человека — это форма проявления его сущности. Только единство сущности и существования составляет человеческую реальность.

В дополнение к вышеперечисленным категориям заслуживает внимания концепция человеческой природы. В прошлом веке его либо отождествляли с сущностью человека, либо вообще ставили под сомнение его необходимость. Однако достижения биологических наук, изучение нейронной структуры мозга и человеческого генома заставляют по-новому взглянуть на эту концепцию. В центре дискуссий — вопрос о том, существует ли человеческая природа как нечто структурированное и неизменное при любых воздействиях, или же она имеет подвижный, пластичный характер.

Фундаментальные ценности

Известный американский философ Ф. Фукуяма в своей книге «Наше постчеловеческое будущее: условия биотехнологической революции» (2002) считает, что человеческая природа существует и что она «обеспечивает стабильную непрерывность нашего существования как вида». Именно это, наряду с религией, определяет наши самые фундаментальные ценности». По его мнению, человеческая природа — это «совокупность поведения и типичных для вида черт, определяемых генетическими, а не средовыми факторами». Другой американский ученый, С. Пинкер, трактует человеческую природу как «набор эмоций, мотивов и когнитивных способностей, общих для всех людей с нормальной нервной системой».

Из этих определений человеческой природы следует, что психологические характеристики человеческих индивидов определяются их биологически унаследованными чертами. Между тем, многие ученые считают, что сам мозг не предопределяет те или иные способности, а лишь возможность их формирования. Другими словами, биологически наследуемые характеристики представляют собой важное, но лишь одно из условий формирования психических функций и способностей человека.

В последние годы преобладает мнение, что понятия «природа человека» и «человек» не следует отождествлять, несмотря на их близость и взаимосвязь. Первая концепция отражает как природные, так и социальные характеристики человека. Второе понятие отражает не совокупность его социальных, биологических и психологических характеристик, а наиболее существенные, устойчивые связи, отношения, лежащие в основе человеческой природы. Поэтому понятие «природа человека» шире и богаче, чем понятие «сущность человека».

Понятие человеческой природы

В понятие человеческой природы можно включить ряд общих характеристик человека: способность к творческой деятельности, проявление эмоций, формирование моральных ценностей, стремление к прекрасному (эстетическое восприятие действительности) и т.д. Однако следует подчеркнуть, что не существует вечной, неизменной человеческой природы как уникально сформулированного набора неизменных качеств. Вся история свидетельствует об определенных изменениях в природе человека, о его «открытости миру».

Вопрос о том, как меняется природа человека в каждую историческую эпоху, не может быть решен без анализа конкретно-исторических форм его существования. Природа человека проявляется не в нем самом, а именно в системе объективных социальных координат.

Не все признают обоснованность концепции «человеческой сущности». Например, согласно экзистенциализму, у человека нет конкретной общей сущности; он является «бытием в себе». Один из крупнейших представителей этого течения, К. Ясперс, считал, что частные науки о человеке, от физиологии до социологии, могут дать представление об отдельных аспектах человеческого существования, но не могут проникнуть в его сокровенную суть, экзистенцию (существование). Человека, писал Ясперс, можно изучать «как тело в физиологии, как душу в психологии, как общественное существо в социологии». Но все это не ведет к познанию его истинной сущности, ибо человек «всегда больше, чем он знает и может знать о себе». «Бытие» человека выражает лишь некоторые абстрактные универсалии, тогда как человек — это «бытие» отдельного индивида в конкретной ситуации.

Близки к экзистенциализму в этом вопросе и неопозитивисты, которые отрицают существование общего в индивидуальном. Что касается современного структурализма, то он не подчеркивает живое, конкретно-историческое существование человека, не бытие и историю, а структуру и отношение, не субъект, а формальную структуру. Человек как носитель отношений растворяется в самих отношениях.

Марксизм 

Совершенно иной концепции сущности человека придерживаются в учении неотомисты, которые подчеркивают важность категории «сущность». Они видят сущность человека в присутствии бессмертной души, которая не только живет и движется в человеческом теле, но и пронизывает его, придает ему форму, создает его.

Необходимо также отметить еще одну линию восприятия человека, которая оказала сильное влияние на современную философию. В таком направлении искусства, как романтизм, в творчестве И. Гердера, Ф. фон Харденберга, Ф. Шиллера формируются представления о сверхчувственных способностях, иррациональных в человеке.

Бессознательное как источник творческих сил человека, как глубинная основа его существования выходит на первый план в работах философов А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Для Шопенгауэра воля является основным мотивом деятельности. Для Ницше человек определяется игрой жизненных сил и влечений. Следует отметить, что Ницше подчеркивает общность человека с животным миром и незавершенность, открытость человека. Согласно идеям Ницше, человек — это «великое обещание», открытое для различных возможностей, мост между животным и сверхчеловеком. В сверхчеловеке наиболее полно реализуются идеальные возможности человека.

Поскольку ницшеанство, как течение не только в философии, но и в политике, оказало большое влияние на общественную жизнь в начале двадцатого века, мы должны рассмотреть образ «сверхчеловека». Это личность, которая преодолевает все моральные нормы и с особой жестокостью побеждает мир и людей. Ницше призывает к «переоценке всех ценностей». Он видит идеал в возвращении к естественному человеку, в котором инстинктивные аспекты личности могут быть реализованы наилучшим образом. В то же время образ сверхчеловека включает в себя идею «человека будущего». Это сильная личность, одержимая волей к власти, которая оставляет позади современность с ее пороками и фальшью.

K. Маркс и Ф. Энгельс критически переосмыслили философские представления о человеке и создали принципиально новые концепции его природы. Они сначала рассматривают человека как социальное существо, но не отделяют его от природы. Человек предстает как высшая ступень развития живых организмов на земле. Он способен работать, создавать инструменты, творчески изменять мир вокруг себя и себя самого. Таким образом, человек — это субъект труда, чувств, воли, сознания, убеждений и общения.
Следует обратить внимание на то, что ни Маркс, ни Энгельс не сводили человека только к его телесной организации или к его психическому элементу. Личность представляет собой единство природного и социального, наследственного и прижизненного. Как конкретное историческое существо, человек изменяется в процессе активного преобразования мира. Исторически сложившаяся социальная и духовная культура окружает человека и влияет на его мысли и поступки, благодаря чему человек изменяет общество и влияет на ход истории.

Говоря о марксистской концепции человека, следует прочитать такие работы К. Маркса: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «О критике гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе», а также К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» и Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сферы функционирования общества как системы
  2. Законы и категории диалектики. Их методологическая роль и значение для теории и практики управления
  3. Мигель де унамуно, испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма
  4. Проблема природы мира идей. Идея и истина
  5. Агностицизм и заблуждение в науке
  6. Бытие как фундаментальная категория философии, её смысл и специфика. Формы бытия мира и человека
  7. Концепция устойчивого развития
  8. Теория общественного договора. Проект просвещения и понятие прав человека
  9. Различные подходы к исследованию идеального мира
  10. Левкипп, один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита