Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема бессознательного в изучении творческой деятельности

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Профессиональное развитие личности как объект психологии
  2. Исследование обучаемости старших дошкольников
  3. Факторы нарушения адаптации первоклассников к образовательной среде
  4. Психика и её проявления
  5. Особенности профессиональной деформации сотрудников органов внутренних дел
  6. Теоретические основы реализации индивидуального подхода на уроках русского языка к детям с нарушениями письма младшего школьного возраста
  7. Влияние эмоций на деятельность человека
  8. Условия эффективности убеждения
  9. Психология взаимоотношений учитель-ученик
  10. Игра как фактор социализации детей дошкольного возраста

Введение

Самая сложная тема — уровни сознания (точнее, человеческой психики). Только относительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, в то время как остальная часть (подобно подводной части айсберга) остается бессознательной. Согласно Фрейду, бессознательное — это психические процессы, которые активно проявляются, но не входят в сознание человека. Бессознательное, наряду с предсознательным и сознательным, также является наиболее фундаментальным и значимым моментом в психической системе человека. Бессознательное управляется принципом удовольствия и включает в себя различные врожденные и подавленные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и т.д., характеризующиеся бессознательностью, сексуальностью, ассоциативностью и так далее. Согласно представлениям Фрейда, в бессознательном происходит постоянная борьба между Эросом (влечениями и силами жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатосом (влечениями и силами смерти, разрушения и агрессии), используя энергию полового влечения (либидо).

Значительную роль в организации человеческой деятельности играет социальное бессознательное, которое представляет собой подавленные сферы, свойственные большинству членов общества и содержащие то, что это общество не может позволить своим членам довести до сознания.

В современной психологии принято выделять несколько классов бессознательных проявлений: 1) бессознательные стимулы деятельности; 2) бессознательные механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер; 3) бессознательные подсознательные процессы и механизмы (восприятие и т.д.); 4) бессознательные социальные программы (ценности, диспозиции, нормы). В психоанализе основными методами познания бессознательного являются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, ошибочных действий повседневной жизни, изучение мифов, сказок, фантазий, символов и т.д.

Концепция бессознательного

Помимо сознательных форм мысли и действия, в человеке существуют и те, которые находятся как бы за порогом сознания и не достигают должной степени интенсивности или возбуждения, чтобы привлечь к себе внимание. Термины «бессознательное», «подсознание», «бессознательное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в повседневной жизни.

Понятие психического гораздо шире понятия сознания, которое имеет градации уровней, практически не поддающихся подсчету, от высочайшего уровня ясности до удивительной силы прозрения и глубины понимания природы вещей, до полубессознательного состояния.

Сознание ни в коем случае не исчерпывает всю психику. Существуют также неосознаваемые психические явления, определенный класс которых представлен термином бессознательное. Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, иногда не достигает уровня сознания (предсознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (бессознательное).

Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, находящихся вне сферы его разума, необъяснимых и неконтролируемых, по крайней мере, в данный момент, охватывается понятием бессознательного.

Зона максимально ясного сознания в умственной деятельности сравнительно невелика. За ним следует полоса простого явного сознания, а затем полоса минимального сознания, за которой следует бессознательное. Последний появляется то как отношение (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, воображение и мышление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сон, то как состояние аффекта или безумия.

К бессознательным явлениям относятся подражание и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы по толчку изнутри (случаи мгновенного решения проблем, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольное вспоминание того, что казалось прочно забытым, и так далее).

Бессознательное — это не мистика, а реальность психической жизни. С физической точки зрения, бессознательные процессы имеют своего рода защитную функцию: они освобождают мозг от постоянного напряжения сознания там, где оно не нужно.

Для более четкого определения места проблемы бессознательного в структуре знания важно соотнести феномены бессознательного с такими реальностями, которые обозначаются категориями «деятельность», «отражение», «общение», «личность», «отношение».

Абстрактная схема структуры деятельности, согласно которой мы выделяем актуальную деятельность, действия и реализующие их операции, может служить одним из оснований для классификации явлений бессознательной психической жизни личности и подчеркивать место бессознательных психических явлений в структуре деятельности. Конституирующим признаком деятельности является мотив, т.е. некий объект, в котором объективируется потребность.

Известно, что мотив может быть неосознанным, и психическое отражение самого состояния потребности также может быть неосознанным. Главной особенностью действия является наличие сознательного предвосхищения будущих результатов, то есть цели. Однако, помимо этого сознательного предвосхищения, можно выделить и бессознательное предвосхищение, которое включает в себя некоторые виды установок. Таким образом, помимо осознанных и неосознанных мотивов, можно также выделить осознанные и неосознанные предвосхищения будущих результатов, то есть цели и установки. Операции в деятельности человека также имеют двойственный характер: одни являются продуктом преобразования сознательных действий и могут возвращаться в сознание в случае затруднений, другие формируются путем «приспособления» к ситуации и вообще не приходят в сознание, они функционируют как бессознательные автоматизмы.

Существование качественно разнородных феноменов бессознательного исключает возможность распространения выводов, полученных при изучении одного из бессознательных феноменов, на всю область бессознательного. Сознательные и бессознательные психические явления представляют собой две формы отражения внешнего мира и, соответственно, две формы контроля, психической регуляции деятельности (сознательная и бессознательная регуляция).

При изучении некоторых форм психического отражения действительности мы сталкиваемся с необходимостью различать ощущения, которые человек осознает, и ощущения, которые он не осознает.

Аналогичную дифференциацию можно провести и в отношении восприятия достаточно сложных объектов.

Проблема бессознательного в работах Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд был австрийским ученым, который первым поставил проблему бессознательного на научную основу. Согласно определению Фрейда, «бессознательное — это действия человека, которые он совершает, не осознавая их автоматически. Бессознательное — это психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма».

В результате длительного наблюдения за своими пациентами Фрейд пришел к выводам, которые изменили прежние представления о психике. По его мнению, бессознательное было врожденным. Он утверждал, что на поведение человека в значительной степени влияют бессознательные силы, которые он назвал драйвами. Согласно Фрейду, эти влечения вызваны инстинктами, присущими человеку, но прежде всего подавленными желаниями, то есть желаниями, удовлетворение которых «запрещено» на сознательном уровне и которые подавлены в бессознательном. Эти желания продолжают действовать без осознания их человеком, они проявляются в снах, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также влияют на выбор профессии или творчества.

Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного восприятия действительности к сознательному восприятию, которое выражается в поведении человека, в его конкретных действиях. В человеке всегда есть определенная мера, которая показывает пространство бессознательного. Точно так же мера всегда существует в нас — как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем судить об этом. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица. В реальной жизни человека бывает очень много моментов, когда он думает одно, а на самом деле делает другое. Это можно объяснить тем, что импульс сознательного разума казался слабее импульса подсознания. В результате импульс пришел к нам из сферы подсознания. Следовательно, действия и функции, выполняемые субъектом, являются бессознательными. Отсюда потеря контроля, невозможность предвидеть и предсказывать и т.д. Давайте рассмотрим такой пример. Некий субъект осознает, что курение вредно, и принимает решение бросить курить. Однако со временем инстинкт усиливает эмоциональное напряжение субъекта. Это синтезирует тягу, которая выражается в потребности курить. В результате возникает осознанное противоречие, которое выражается в действиях. Образуется цепочка: инстинкт — эмоции — чувства — желания. Очевидно, что какую бы систему мы ни взяли, конечным звеном разложения будет одна и та же цепочка.

Если считать, что человек — это творение природы, как и все другие известные нам существа, то он в какой-то степени наделен теми же качествами, что и эти. Если учесть, что животные не наделены таким же интеллектом, как люди, то единственной точкой соприкосновения для них являются инстинкты. Как правило, у человека можно выделить два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт размножения, которые в свою очередь состоят из множества инстинктивных факторов. И эти два инстинкта взаимосвязаны. Инстинкт самосохранения включает в себя следующие субинстинкты: Питание, рост, дыхание, движения, то есть те необходимые жизненные функции, которые поддерживают жизнь любого организма. Первоначально эти факторы были очень важны, но с развитием человеческого разума («самости») эти факторы как жизненно важные утратили свое прежнее значение. Это произошло потому, что человек разработал приспособления для добывания пищи, он стал использовать пищу не только для утоления голода, но и для удовлетворения присущей человеку жадности. Со временем пища становилась все более доступной для него, и он стал тратить все меньше времени на ее добычу. Человек начал строить для себя дома и другие приспособления, и максимально обеспечил свою жизнь. Таким образом, самосохранение стало менее важным, и на первый план вышел репродуктивный инстинкт, или, как его называет Фрейд, либидо. Такие человеческие инстинкты, как агрессивность, стремление вперед, которые раньше относились к инстинкту самосохранения, перешли в другое качество, то есть перешли в либидо. Таким образом, в результате эволюции инстинкт размножения стал главной движущей силой в жизни человека.

Бессознательное является антагонистом сознательного и вместилищем подавленных природных инстинктов. По мнению Фрейда, инстинкты — это каналы, по которым течет энергия, формирующая нашу активность. Он считал, что эмоции являются выражением инстинкта самосохранения или полового инстинкта (или, как он позже выразился, инстинктов эроса и смерти). Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд, и его ученики, — это специфическая энергия, связанная с жизненным инстинктом. Фрейд не дал собственного названия энергии, связанной с инстинктами смерти и агрессии, но он постоянно говорил об их существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек по тем или иным причинам не мог реализовать в своей деятельности, вытеснялись им в бессознательное и наполняли его содержание.

Фрейд попытался объяснить проблемы бессознательного с позиции механистически-натуралистического мышления своего времени. Он предположил, что те эмоции, которые не являются явным выражением инстинкта самосохранения или сексуального инстинкта, тем не менее, являются лишь более скрытыми и сложными проявлениями этих инстинктивных биологических проявлений.

Мотивационная структура личности

Анализ сложной мотивационной структуры личности, проведенный Фрейдом, привел к трехкомпонентной модели ее строения. Фрейд рассматривал личность как триединство. Он предположил, что психика состоит из трех слоев — сознательного («суперэго»), бессознательного («эго») и подсознательного («ид»), в которых лежат основные структуры личности. В то же время, согласно Фрейду, содержание бессознательного практически недоступно пониманию ни при каких условиях. В бессознательном слое находится одна из структур личности, «Ио», которая на самом деле является энергетической основой личности. «Оно», бессознательное (глубинные инстинктивные, особенно сексуальные и агрессивные влечения), играет главную роль в определении поведения и состояния человека. «Оно» содержит врожденные бессознательные инстинкты, которые ищут своего удовлетворения, своей разрядки и тем самым определяют активность субъекта. Фрейд считал, что два основных врожденных бессознательных инстинкта (инстинкт жизни и инстинкт смерти) находятся в антагонистических отношениях друг с другом и таким образом формируют основу фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта объясняется не только тем, что борьба между инстинктами обычно происходит в бессознательном слое, но и тем, что поведение человека обычно обусловлено одновременным действием этих двух сил.

Согласно Фрейду, вторая структура личности, самость, также является врожденной и находится как в сознательном, так и в предсознательном слоях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это требует значительных усилий с его стороны. В то время как содержание «ид» расширяется, содержание «эго», наоборот, сужается, поскольку, согласно Фрейду, ребенок рождается с «океаническим чувством самости», которое включает в себя весь окружающий его мир. Со временем он осознает границу между собой и внешним миром и начинает локализовать свое «Я» в своем теле, тем самым сужая область «Я».

Третья структура личности, «суперэго», не является врожденной, а формируется в течение жизни ребенка. «Суперэго» (или «сверх-Я») является неотъемлемой частью человеческой психики. Поскольку человек живет в обществе, оно влияет на него. Если человек — это одна клетка, то клетка сама по себе не может существовать, она умирает. Эти клетки образуют ткань, которая в свою очередь образует орган, а последний — систему органов, образующих большой, единый организм. Таким образом, оболочки этих клеток взаимосвязаны. Именно эта совокупность всех «Я» образует «Сверх-Я». Можно сказать, что «супер-эго» — это совокупность всех социальных отношений (которые управляют поведением человека). Механизм его формирования — идентификация с близким взрослым человеком своего пола, характеристики и качества которого становятся содержанием «супер-эго».

Бессознательное как источник внутреннего конфликта

Фрейд считал, что сложная мотивационная структура личности динамична и по своей природе конфликтна. Конфликт возникает при столкновении бессознательных влечений («ид») с силой «эго» и «суперэго». Суперэго» (общество как враг личности) оказывает давление, а «эго» вооружается инструментами самозащиты.

Исходя из внутренней структуры личности, Фрейд пришел к выводу, что между тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, поскольку не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, заключенные в «я», стремятся к своему удовлетворению и диктуют человеку желания, которые практически невозможно исполнить в обществе. «Суперэго», в содержание которого входят совесть, самоанализ и идеалы человека, предупреждает его о невозможности исполнения этих желаний и следит за соблюдением норм, принятых в данном обществе.

Согласно теории Фрейда, «эго» обретает свою первоначальную силу, но параллельно с этим развивается и «я». Человек отличается от своих низших собратьев своим разумом. В этом случае разум — это «суперэго». Поскольку инстинкты или «эго» служат лишь внутренним наполнителем, «эго» можно сравнить с жидкостью. То есть в строго концентрированном состоянии «Оно» не может быть, ибо в этом случае, когда концентрируются одни лишь инстинкты, человек превращается из homo sapiens в homovulgarius, то есть, попросту говоря, в животное. Поэтому «Я» или «суперэго» — это соответствующий покров, который сдерживает инстинкты. Именно на этом этапе возникают первые противоречия. Поскольку все развивается, а покой относителен, следовательно, «эго» и «самость» меняются со временем, и если «эго» уже определено, то «самость» продолжает расти по мере развития культуры. Если предположить, что каждому предмету и явлению соответствует свое время и место, то человеческая психика также имеет свое место и время в общей природе. Проще говоря, психику человека можно сравнить с клеткой, в которой происходят соответствующие явления. Согласно этому, оболочка клетки — это «Я», а внутреннее содержание — «Оно» (в этом «Оно» происходит множество мелких процессов). Клетка должна развиваться, и в то время как внутреннее содержимое уже сформировалось и претерпевает незначительные изменения, внешняя мембрана продолжает расти и утолщаться по мере развития культуры. Наружу мембрана расти не может, потому что ее место там занимают другие клетки (другие индивиды), поэтому мембрана растет внутрь и все больше и больше сжимает внутреннее содержимое «Оно». В конце концов, давление внутри становится настолько большим, что внутреннее содержимое пытается разорвать внешнюю оболочку. Этот внутренний конфликт является основным противоречием между психосексуальным «оно» и контролирующим «я». Не случайно, что по мере роста и развития культуры человечество наблюдает все больше неврозов в своем окружении.

Таким образом, самость становится как бы ареной борьбы между противоречивыми тенденциями, диктуемыми «эго» и «суперэго». Такое состояние внутреннего конфликта, когда человек постоянно находится в состоянии конфликта, делает его потенциальным невротиком. Именно поэтому Фрейд неоднократно подчеркивал, что не существует четкой границы между нормой и патологией и что постоянное напряжение, испытываемое индивидом, делает его потенциальным невротиком. Способность сохранять свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, с помощью которых нельзя предотвратить конфликт между «эго» и «суперэго» (поскольку это практически невозможно), но можно хотя бы смягчить его.

Существуют защитные механизмы — внутренние защитники. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, наиболее важными из которых являются:

  1. Репрессия (компенсация отсутствия или слабости каких-либо физических или психических характеристик),
  2. регресс (возврат к прошлому уровню развития),
  3. рационализация (оправдание бессознательных влечений)..,
  4. отождествление себя с другим человеком (обладающим чертой, которой субъект не обладает).
  5. Проекция (приписывание своих желаний, страхов и опасений другим),
  6. сублимация (переключение энергии).

Вытеснение — самый неэффективный механизм, потому что энергия, которая проходит по каналам инстинкта, не преобразуется в деятельность, а остается в человеке и вызывает рост напряжения. Желание подавляется в бессознательное, человек полностью забывает о нем, но оставшееся напряжение, проникающее через бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сны, в виде ошибок, писателей, оговорок. Однако, согласно Фрейду, символ — это не прямое отражение подавленного желания, а его трансформация. Именно поэтому он придавал такое большое значение «психопатологии повседневной жизни», то есть интерпретации таких явлений, как ошибки и сны человека и его ассоциаций. Отношение Фрейда к символизму было одной из причин его разногласий с Юнгом, который считал, что между символом и человеческими желаниями существует прямая и тесная связь, и выступал против интерпретаций, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными защитными механизмами, поскольку они позволяют хотя бы частично разрядить энергию, заключенную в желаниях человека. В то же время регрессия — это более примитивный способ реализации своих желаний, выход из конфликтной ситуации. Человек может начать грызть ногти, портить вещи, жевать жвачку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д. И многие из этих регрессий настолько общепризнанны, что даже не воспринимаются как таковые. Рационализация связана со стремлением суперэго как-то контролировать создавшуюся ситуацию и придать ей упорядоченный вид. Поэтому человек, не осознающий истинных мотивов своего поведения, прикрывает и объясняет их придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, если субъект, которому приписывается чувство, подтверждает проекцию своим поведением, этот защитный механизм работает вполне успешно, поскольку человек может признать эти чувства реальными, действительными, но вне его, и не пугается их.

Однако наиболее эффективным механизмом является то, что Фрейд называл сублимацией. Этот механизм помогает человеку направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными побуждениями, в другое русло для реализации, особенно в художественной деятельности. Механизм сублимации считался главным источником творчества. В принципе, Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства и научные открытия. Эта деятельность наиболее успешна, поскольку предполагает полную реализацию накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Бессознательное и психоанализ

Сознание — не единственный уровень, на котором представлены психические процессы, характеристики и состояния человека, и не все, что воспринимается и определяет поведение человека, действительно воспринимается этим человеком. В дополнение к сознательному разуму у человека есть еще и бессознательный разум. Это явления, процессы, характеристики и состояния, которые по своему влиянию на поведение схожи с сознательными, но не отражаются и не осознаются человеком. Традиция также называет их психическими, связанными с сознательными процессами.

Бессознательное так или иначе представлено практически во всех психических процессах, характеристиках и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия (мышечные ощущения). Существуют бессознательные зрительные и слуховые восприятия, которые вызывают непроизвольные рефлекторные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной памятью и генетической памятью. Именно память управляет мышлением, воображением, вниманием и определяет содержание мыслей человека в данный момент, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно проявляется в решении творческих задач, а бессознательный язык — это внутренняя речь.

Существует также бессознательная мотивация, которая влияет на направление и характер действий, и многое другое, что человек не осознает в психических процессах, характеристиках и состояниях. Бессознательное в человеке — это те качества, интересы, потребности и т.д., о которых сам человек не подозревает, но которые присущи ему и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях и психических явлениях. Одним из таких явлений являются ошибочные действия, оговорки и ошибки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и прочего, что прямо или косвенно связано с неприятными для человека переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к категории представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: Мечты, сны, грезы.

Третий тип бессознательных явлений — это те, которые Фрейд назвал личным бессознательным. Это желания, мысли, намерения, потребности, которые под влиянием цензуры подавляются из сферы человеческого сознания. Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Самое важное место в теории Фрейда занимал его метод психоанализа.

Психоанализ (от греч. душа и разложение) — течение в психологии, основанное Фрейдом в конце XIX — первой трети XX века. Психоанализ получил распространение во многих странах как система взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки и общественной жизни. Центральное место в этих взглядах занимает теория бессознательного и полового влечения. Бессознательное проявляется в поведении и психике человека — в промахах, описках, снах и т.д. Центральной предпосылкой психоанализа является существование вечной тайной войны между скрытым в глубинах личности бессознательным (которое включает в себя, прежде всего, половое влечение — либидо) и необходимостью выживания в социальной среде, враждебной личности.

Психоанализ видит главную проблему в том, что человек не осознает противоречия внутри себя. В ясном осознании «я» своих запретных влечений, ставшем возможным благодаря психоаналитической расшифровке смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Проще говоря, психоанализ обнаруживает место в психике, где давление становится очевидным и образует то, что называется выпуклостью. Обнаружив это место и устранив возникшее противоречие, человек вновь обретает здоровую психику.

Фрейд использовал термин «драйв», который переводится как «инстинкт» или «инстинкт», для обозначения самого глубокого уровня психической жизни. Хотя Фрейд неоднократно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (отсюда ссылка на инстинкты), по его собственному признанию, эта биохимическая реальность нам неизвестна, и только в отдаленном будущем наука сможет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заменителями или суррогатами влечений. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: Желаниям присущ смысл, поэтому в состоянии сна или невроза они могут вторгаться в сознание, влиять на него. Притяжение уже наделено смыслом — оно подобно границе между биологическим и психологическим, где слепая и безмолвная энергия переходит в артикулированный смысл. Эти потоки психической энергии «вкладываются» в определенные идеальные образы культуры, созданные жизненной энергией желания.

Психоаналитическая теория утверждает, во-первых, что бессознательное выступает как проявление инстинктов; во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику душевной жизни человека; в-третьих, что структура психики, характер личности и все социокультурные явления должны объясняться этой психодинамикой, «судьбами влечений»; наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психологии личности. В основе лежит взгляд Фрейда и предложенный им метод декодирования, который позволяет выявить то, что скрыто за видимым. В социологии, эстетике, философии культуры регрессия к самым ранним этапам человеческой истории помогает понять современные события, творения, социальные институты, религиозные верования и моральные запреты.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителей, доминирующее положение которых он безоговорочно признает. Таким образом, между ними создается канал, по которому происходит беспрепятственный поток энергии между терапевтом и пациентом, то есть возникает перенос. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные детерминации, особенно понимание, анализ причин его невротического состояния. Этот анализ основан на символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента. В этом процессе врач не просто передает свои наблюдения пациенту, а внушает ему свою интерпретацию, которую пациент принимает некритично. Согласно Фрейду, это внушение вызывает катарсис, поскольку, принимая позицию терапевта, пациент осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку в основе такого лечения лежит внушение, такая терапия называется директивной, в отличие от терапии, основанной на равноправных отношениях между пациентом и врачом.

Психоанализ — это не только форма психотерапии и клинической практики. В то же время она является философским учением о человеке, социальной философией, а значит, относится к факторам идеологического порядка. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. Психоанализ развивался по следующим направлениям: от терапии неврозов и методов изучения бессознательных психических процессов к «метапсихологии», т.е. набору теоретических постулатов о человеческой психике и «судьбе влечений». Эта общая теория послужила основой для применения психоанализа в различных областях знаний: Этнография, религиоведение, социальная психология и социология и т.д.

Заключение

«У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, чем оно является само по себе, независимо от сознания», З. Фрейд

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, занимавшийся проблемами бессознательного, существенно повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии и, возможно, даже направил ее на определенный путь развития.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его высказывания сегодня кажутся скорее принадлежностью истории, чем современной психологической науки, нельзя не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Исследуя бессознательное в человеческой психике и создавая теорию психоанализа, он также способствовал познанию человеческой психики и раскрытию ее глубин.

Ему принадлежит заслуга в разработке вопросов о динамических отношениях между бессознательными и сознательными мотивами человеческих действий, о существовании различных уровней в психике.

Список литературы

  1. Григолава В.В. Бессознательное и отношение. Вопросы психологии, 1984, №3.
  2. Фрейд толкование сновидений М., 1992.
  3. Луков Вал. А., Луков В.А. Зигмунд Фрейд : хроника читателя — М.: Флинта, 1999.
  4. Ротонберг, В. С. Различные формы отношений между сознательным и бессознательным. Проблемы философии, 1978.
  5. Петровский А.И., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, т.2 — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Фрейд Толкование сновидений М., 1992.