Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли — Социал-исторический детерминизм

Концепция социально-исторического детерминизма. Если подойти к обществу с точки зрения изучения закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических и социальных факторов, то соответствующую теорию можно назвать теорией социально-исторического детерминизма или социально-исторической теорией общества.

Детерминизм означает, что все события, происходящие в мире, происходят при определенных условиях, что они не могут происходить вне этих условий. Основополагающий принцип детерминизма заключается в том, что все вещи и события в окружающем нас мире находятся в различных связях и отношениях. В результате детерминизм не сводится только к причинно-следственным связям. Причинный детерминизм приводит к искаженному представлению о человеке как о пассивной пешке, находящейся во власти непреодолимых сил — либо природы, либо общества.

Согласно этой версии детерминизма, свобода во многом иллюзорна, поскольку понимается только как отрицательная величина, т.е. отсутствие контекста. Это «свобода от», а не «свобода для», активное и, в конечном счете, сознательно спланированное самоопределение. Однако, как только принимается во внимание самоопределение, как только начинает пониматься, что ничто не является исключительным результатом внешних условий, какими бы важными они ни были, возникает элемент волюнтаризма. Свобода затем рассматривается как позитивная ценность, т.е. как активное стремление к самоопределению. Фатализм оказывается «дурным сном, ибо ничто не может рассматриваться как неизбежное следствие либо прошлых явлений, направляющих события по определенному руслу, либо существующих причин, действующих как ech^eso, вне досягаемости человеческой материальной и психической деятельности.

Помимо причинно-следственных связей существуют и другие формы определения — случайные и необходимые, возможные и фактические, прямые и косвенные, функциональные и развивающие.

Социал-исторический детерминизм выражает специфику конкретно-исторического бытия общества. Общество — это социальная совокупность, которая существует, функционирует и развивается через людей и их деятельность.

Проблема детерминационных связей между основными подсистемами общества в истории социально-философской мысли - Социал-исторический детерминизм

Социал-исторический детерминизм

Детерминистический подход к анализу бытия, основанный на рассмотрении причинно-следственных, функциональных, системных и целенаправленных связей, позволяет понять повторяющиеся свойства этого бытия, которые могут быть интерпретированы как закономерности различного рода общности. С одной стороны, все естественное всегда противостоит всему хаотичному и бессистемному, а в крайнем случае — беззаконию, когда порядок умышленно разрушается ошибочно и злонамеренно направляемой свободой воли человека. Соответственно, закон в самом широком и абстрактном смысле понимается как существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь явлений и процессов в мире. Законы могут быть очень разнообразны и различаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих философских до конкретно-эмпирических), по сферам действия (законы неорганической и органической природы, социальные и психологические законы), по качеству отношений детерминации (статистические и динамические) и так далее.

Так же, как общество производит человека, так и человек производит общество. В отличие от низших животных, он является продуктом собственной умственной и материальной деятельности. Человек — это не только объект, но и субъект социальных действий. Экономические, социальные, политические и идеологические отношения мужчин в любом исторически обусловленном обществе существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. Любая данная система этих отношений определяет волю мужчин, которая, в свою очередь, направлена на создание новой системы социальных отношений. «Социология становится наукой только в той мере, в какой ей удается представить возникновение целей в социальном человеке (социальная «телеология») как необходимое следствие социального процесса, обусловленного, в конечном счете, ходом экономического развития.

Социальная деятельность

В практической человеческой деятельности лежит сущность социальной жизни, пределы социальной жизни, ее имманентная ограниченность.

Человек осуществляет свою деятельность через исторически сложившиеся режимы и формы взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность, в какой бы сфере социальной жизни она ни осуществлялась, носит не индивидуальный, а социальный характер.

Социальная деятельность — совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, индивидом) в различных сферах и на разных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих для их достижения различные средства — экономические, социальные, политические и идеологические.

Социально значимые действия происходят тогда, когда общество, группа или отдельный человек ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации. Разнообразие социальных действий можно свести к четырем основным группам: связанные с изменениями в данной социальной системе или в условиях деятельности; направленные на их стабилизацию; направленные на адаптацию к данной социальной системе и условиям деятельности; вовлечение отдельного лица, группы или общины в более широкое социальное сообщество или систему (интеграционные действия).

История и социальные отношения людей не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Практическая деятельность как основа социального бытия порождает новые социальные отношения, через которые люди приобретают свои социальные свойства. Это объективно необходимое условие воспроизводства, поддержания и развития социально-экономической системы.

С одной стороны, деятельность осуществляется в соответствии с объективными законами и закономерностями, которые не зависят от воли и сознания людей, с другой стороны, в ее осуществлении участвуют люди, которые выбирают различные пути и средства реализации, в зависимости от своего социального положения, знаний и навыков.

Деятельность характеризует деятельность субъекта. Его элементы: Субъективность, обусловленная результатами прошлой деятельности, накопленным опытом и знаниями; целесообразность; трансформация объекта, на который он направлен; создание нового, ранее неизвестного объекта.

Каждая деятельность включает в себя четыре взаимосвязанные подсистемы: объективно-представительскую (потребности и интересы); субъективно-регулирующую (диспозиции); исполнительную (комплекс действий, выполняемых для реализации поставленной цели); объективно-результатную (результаты деятельности).

Социальный детерминизм

Две формы социально-исторического детерминизма. Социальный детерминизм активности и поведения людей может быть двух типов.

Во-первых, это строгое определение одного социального феномена другим, например, определение экономических отношений производительными силами, структуры гражданского общества экономическими отношениями и т.д. Реализация вышеуказанных законов социально-экономического развития общества, конечно же, происходит через деятельность людей. Однако здесь акцент делается на детерминизм, который связан с принципом причинности и, соответственно, с законами причинно-следственной динамики, определяющими переход из одного состояния в другое.

Во-вторых, понятие детерминизма относится к характеристикам некоторых свойств или качеств, присущих не одному объекту, а классу объектов в целом. Более того, содержание и характер поведения этого класса объектов считаются не случайными, а определяются определенной системой условий, свойств и качеств, присущих этой системе объектов. Таким образом, системные свойства этого класса объектов, их организация, структура и т.д. могут выступать в качестве причинного фактора и источника развития.

Содержание и характер поведения данного класса объектов, в свою очередь, также зависят от внешних по отношению к ним объективных и субъективных факторов и их различных сочетаний в определенных условиях. То есть речь идет о вероятностной природе социального детерминизма и статистических (стохастических) закономерностей, присущих данному классу объектов, поведение которых происходит в определенных условиях места и времени. Социальный детерминизм дает вероятностное понимание того, что специфическое поведение определенного класса объектов зависит от их свойств и качеств, а также от условий, при которых происходит такое поведение.

Главной особенностью социально-исторического детерминизма является то, что его объектом является деятельность человека, который также выступает в качестве субъекта этой деятельности. Социальные законы, будь то динамические или статистические, являются, таким образом, законами практической деятельности людей, составляющих общество, законами их собственной социальной деятельности.

Функциональная (или корреляционная) связь явлений

Наиболее важным типом отношений является также функциональная (или корреляционная) связь явлений. Здесь нет отношения существенного поколения, но есть взаимная корреляция и взаимовлияние явлений или объектов. Существует временная корреляция природы ритмического чередования дневного и ночного, годового, двенадцатилетнего, шестидесятилетнего, шестисотлетнего и других циклов. Может существовать пространственная корреляция природы отношений симметрии. Функциональные зависимости внутри системы очень важны, например, общение студентов внутри группы студентов; корреляционная двигательная активность рук человека; взаимная корреляция различных частей генома и т.д.

Функциональная зависимость наиболее четко и точно воплощена в математике, например, математическая зависимость y =/(x). Здесь изложен общий логико-математический принцип разворачивания теоремы о единичных значениях ряда и в то же время корреляция между значениями чиу. Один из теоретиков нео-кантионизма Э. Кассирер писал о функциональных отношениях в научном знании: «Вопреки логике родового понятия, которое… Под знаком и правилом понятия вещества выдвигается логика математического понятия функции. Область применения этой формы логики, однако, не следует искать только в области математики. Скорее, можно сказать, что проблема распространяется непосредственно на область знаний о природе, поскольку понятие функции содержит в себе универсальную схему и образец, по которому современная концепция природы возникла в своем прогрессивном историческом развитии Действительно, масса законов в различных науках устанавливает важные функциональные взаимосвязи, например, между падением атмосферного давления и близостью плохой погоды; повышением температуры тела и болезней; повышением количества разводов и общей социальной обездоленностью в обществе. Функциональные взаимосвязи имеют большое значение при проектировании и конструировании технических устройств и при контроле их деятельности. Взаимодействие между мозгом и психикой, физическим «телом» культурного символа и его идейным значением, является функциональным, а не причинно-следственным. В этом случае функциональное объяснение не противопоставляет причинно-следственное (субстантивное) объяснение, как считал Э. Кассирер, а органично дополняет его в рамках диалектического подхода к процессам детерминации в целом. Этот широкий и постоянно развивающийся детерминистический подход к анализу любых явлений реальности является важной частью особой диалектической культуры мышления и философской рефлексии в целом, о которой мы уже говорили.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Современные методологические программы
  2. Природное основание общества
  3. Эстетика в экзистенциализме
  4. Псевдо-Дионисий Ареопагит
  5. Бернар Клервоский и Перт Дамиани: восприятие монашеством новой аристотелевой логики
  6. Религиозно-философские идеи Симеона Полоцкого
  7. Феноменологическая антропология А. Шюца
  8. Философия Климента Смолятича
  9. Эстетика Просвещения — Важные этапы в истории эстетики
  10. Политический «аморализм» Н. Макиавелли