Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм — Иероглифическая теория

Помимо вопросов о том, что такое сущность мира, конечен ли мир или бесконечен, развивается ли он, и если развивается, то в каком направлении, что такое время, причинность и т.д., важное место в философских проблемах занимают вопросы, связанные с познанием объектов (вещей, отношений, процессов), окружающих человека. «Известен ли мир?» — Это традиционный вопрос, который возник в древности, когда философия сделала свои первые шаги и попыталась быть научно обоснованным, рационально обоснованным мировоззрением. Но сама традиционность этой формы вопроса может привести к мысли о том, что существовали философы, которые считали, что мир вообще неведомый.

Вопрос о том, известен ли мир, в эпистемологии сформулирован следующим образом: Как наши мысли об окружающем нас мире соотносятся с самим миром? Способно ли наше мышление познавать реальный мир, можем ли мы собрать истинный образ реальности в наших представлениях и концепциях о реальном мире? Эта формулировка более строгая в том смысле, что она предполагает сложность познания объектов, процессов, ситуаций, существования не только их внешней, но и внутренней сущности; она учитывает сложности познания внешних явлений и, прежде всего, сущности материальных объектов, которая проявляется не только в их проявлениях, но и скрывается в них. Вопрос, таким образом, не в том, известен ли мир — этот вопрос не задается буквально кем-либо — вопрос в том, могут ли объекты, их сущности и выражения их сущности быть достоверно известны. Это настоящая философская проблема, которую трезвые философы не могли обойти вниманием.

В истории философии возникли две позиции: когнитивный реалист и агностик, хотя не всегда в заслугу первому приходилось быть чутким к реальной сложности проблемы.

Агностицизм (греческий b — нет, гнозис — знание) — философская доктрина, согласно которой вопрос об истинности знания не может быть окончательно решен, получил объективное свойство реальности, окружающей человека. Впервые этот термин был использован английским натуралистом Томасом Хаксли (1825 — 1895), который считал себя последователем Д. Хьюма и, следуя за ним, доказал, что истинная причина наших ощущений никогда не может быть достоверно известна. Хаксли охарактеризовал свою позицию в философии словом «агностицизм». Одним из видов агностики является иероглифическая теория.

Проблема достоверного знания и степени достоверности. Скептицизм и агностицизм - Иероглифическая теория

Иероглифическая теория

Иероглифическая теория — это эпистемологическая концепция, которая пытается доказать, что не образы отражают свойства объектов и явлений, а символы, знаки, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и их свойствами, которые создаются в сознании с помощью ощущений. Теория иероглифов была разработана Г. Гельмгольцем на основе так называемого «закона удельной энергии чувств», сформулированного И. Мюллером. Согласно этому закону, психическое — это переживание организмом о состоянии собственных нервов, а специфика ощущений зависит не от внешних воздействий, а от особенностей органов чувств.

Наряду с иероглифической теорией, представители прагматизма и позитивизма, очищая кантианство от «вещи в себе», пытаются доказать невозможность познания мира в том виде, в котором он существует сам по себе.

Агностицизм наиболее последовательно осуществляется в системе Д. Хьюма. Утверждая, что единственным источником знаний является опыт, Хьюм предположил невозможность его проверки и из этого, по его мнению, вытекала невозможность установления адекватности между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает в результате повторения одного явления за другим. Обобщая это повторение, мысль приходит к выводу, что существует причинно-следственная связь между рассматриваемыми явлениями. В действительности, однако, по мнению Хьюма, такой вывод является лишь плодом мысли. Аналогичным образом, все знания имеют отношение только к опыту и в принципе не могут выходить за его пределы, и поэтому не могут судить о связи между опытом и реальностью.

Точка зрения Хьюма и его предшественников была особым выражением понимания того, что познание — это не простое копирование действительности, а сложный процесс присвоения предмета субъектом, и в этом процессе многое определяется творческой деятельностью субъекта.

Агностицизм

Одним из наиболее типичных проявлений агностицизма является эпистемологическая позиция так называемого конвенционализма (т.е. философской концепции, согласно которой научные теории и концепции являются не отражением объективного мира, а продуктом согласия между учеными), согласно которой связь между фактом и высказыванием относительно него является чисто конвенциональной, поскольку один и тот же факт может быть описан в разных высказываниях. Это приводит к выводу о произвольности знания. Но на самом деле между разными языками описания, как правило, могут быть установлены достаточно жесткие соответствия, не говоря уже о том, что разные языки, если они соответствуют реальности, в принципе, выполняют одно и то же в практическом применении. Наиболее ярким представителем конвенционализма был французский математик и научный методист А. Пуанкаре (1854 — 1912). Он отделил отношения между вещами от сущности самих вещей; он считал, что только отношения известны, в то время как сущность вещей неведома. Пуанкаре сказал, что «не только наука не может рассказать нам о природе вещей; ничто не может рассказать нам об этом, и если бог знал это, он не мог найти слов, чтобы выразить это».

Традиционализм

Традиционализм, как система мировоззрений и принципов научного знания, в последние десятилетия получил широкое признание в западной философии, а также в логике и методологии науки. Традиционалистские взгляды отстаивали К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд и многие другие ученые.

Другая форма агностицизма, характерная для неопозитивизма, — отказ от любого решения вопроса о связи знания с реальностью под тем предлогом, что этот вопрос относится к «метафизическому» и не допускает «строгого» решения. Насколько неубедительной является эта позиция, доказывает история неопозитивизма, который, вопреки своим первоначальным прокламациям, все больше вовлекается в обсуждение «метафизических» проблем.

Позиция агностицизма также отстаивается критическим реализмом. Один из главных представителей этого направления, американский философ Дж. Сантаяна, утверждает, например, что знание в основе своей символично, и что больше всего можно надеяться — это окружить предмет подходящей символикой, а затем, возможно, через успешное проникновение воображения (которое само по себе не заслуживает доверия), постичь суть предмета. По мнению Сантаяны, вера в истину познания, в конечном счете, уходит корнями в присущую человеку животную веру. Это, как и все другие разнообразные современные формы агностицизма, основано на преувеличении некоторых аспектов познавательного процесса и игнорировании органической взаимосвязи между мышлением и объектно-практической деятельностью.

Однако история такого мировоззренческого подхода началась гораздо раньше, в Древней Греции, где он был формализован в рамках соответствующей школы скептиков, хотя истоки скептицизма и агностицизма были заложены еще раньше, а именно софистами.

Скептицизм

Природа скептицизма и его истоки. Скептицизм (греческий skeptomai — сомнение) — это философская концепция, ставящая под сомнение возможность познания объективной реальности. Последовательный скептицизм ассоциируется с вышеупомянутым агностицизмом и нигилизмом (точка абсолютного отрицания, не связанная с какими-либо позитивными идеалами). Скептицизм наиболее распространен в те периоды социального развития, когда старые социальные идеалы были разрушены, а новые еще не закрепились. Скептицизм возник как философская доктрина в период кризиса древнегреческого общества (IV в. до н.э.) как реакция на предшествующие философские системы, которые пытались объяснить сенсорный мир с помощью умозрительного мышления и не редко вступали в конфликт друг с другом. Скептицизм достиг апогея в учениях Пиррона, Архелиуса, Карнедиса, Энеазида и Секста Эмпирика, которые будут более подробно рассмотрены ниже.

Продолжая традицию софистов, которые, апеллируя к общей и неразличимой текучести, обосновывали свою глубоко релятивистскую позицию, первые скептики указывали на относительность человеческих знаний, их формальную недоказуемость и зависимость от различных условий (обстоятельств жизни, состояния чувств, влияния традиций и привычек и т.д.) по отношению ко всему существующему и, особенно, по отношению к самому человеку. Эти выводы пришли прямо из известной формулы софиста Горгия: «Первая позиция говорит, что ничего не существует; вторая — что если что-то существует, то оно неведомо человеку; третья — что если оно известно, то по крайней мере невыразимо и необъяснимо соседу».

Пиррон (360 — 270 гг. до н.э.), основатель школы скептицизма, резко контрастировал догматическое знание, основанное на научных данных и свидетельствах, с феноменальностью, т.е. с тем, что для нас субъективно и должно восприниматься нами как чистая образность. Из этого следует, прежде всего, что мы ничего не знаем, даже то, знаем ли мы или нет, и вообще, существует ли что-то или нет. Из этого Пиррона делается вывод, что истинное знание принадлежит только богам. Поскольку тогда знания недоступны человеку, так как все течет и меняется, ничего нельзя сказать ни о чем, так как все говорят не о том, что реально, а только о том, что они думают, и таким образом возникает то общее противоречие мнений, которое мешает нам распознать что-либо как ложь. Более того, поскольку мы ничего не знаем, мы должны воздерживаться от любых суждений, в результате чего мы должны действовать только так, как обычно поступают все остальные, в соответствии с местными обычаями.

Восприятие вещей

Пиррон впервые ввел термины атараксия (хладнокровие) и апатия (бездушие, равнодушие), поскольку это должно быть внутреннее состояние мудреца, отвернувшегося от рационального объяснения реальности и от рационального отношения к ней. В отличие от Аристотеля, который защищал созерцательный образ жизни как нравственный идеал, у Пиррона блаженство ассоциируется именно с атараксией и апатией.

Скептицизм ученика Пиррона, Тимона Флинтского (325 — 235 гг. до н.э.), выражается в ответе, который он дает на три поставленных им вопроса. Во-первых, в какой форме вещи существуют? Ответ Тимона в том, что вещи неразличимы и непостоянны. Во-вторых, как мы должны относиться к вещам? Ответ заключается в том, что мы не можем доверять ни нашему восприятию вещей, ни нашему представлению о них, ибо и то, и другое ложно, а не истинно из-за непостоянства вещей. В-третьих, каковы последствия нашего поведения отсюда? Ответ заключается в том, что мы ничего не можем решить, ничего не можем сказать о вещах и должны иметь полную свободу суждения, из которой исходит непоколебимость нашего ума.

После Пиррона и Тимона скептицизм надолго исчез как самостоятельная доктрина и развивался в последующие века в основном в рамках академии Платона. Поэтому давайте кратко рассмотрим академический скептицизм. Так Архесилай (315-241) понял, что ни наука, ни мнение не производят мудрости и не защищают от глупости. Следовательно, должен существовать еще один критерий для практических действий, а именно объективное существование смысла вещей. Человеческая деятельность должна соответствовать этому значению, не обязательно понимая природу этой гармонии. Другими словами, вместо чистой и безоговорочной относительности Пиррона, Аркезилай все же рекомендует разобраться в чувственной жидкости и выбрать из нее то, что создает для человека жизненный и практический успех, который является критерием истины. Другой ученый, Карнид (214 — 129), утверждает, что критерия истины в абсолютном смысле не существует, хотя должен быть относительный критерий, иначе нельзя судить о том, как действовать в жизни. Поэтому, во-первых, когда мы представляем вещь, мы представляем и саму вещь, и самих себя в качестве представителя. Представление может быть правдивым или ложным, но при этом не следует пренебрегать им. Во-вторых, мы должны помнить об обстоятельствах, которые могут отвлечь нас от представления как некоего конкретного задания. В-третьих, основное требование Карнеада к вероятности, на которое он указывает, заключается в том, что мы должны перейти от простого утверждения об сингулярности представления к анализу также и всех других моментов, которые так или иначе вовлечены в изучаемое нами сингулярное представление.

Независимая скептическая доктрина вновь появляется в первом веке до н.э. благодаря Энезидему, а именно его доктрине десяти скептических трофеев. Тропа в данном случае означает «способ опровержения догматизма», все эти трофеи доказывают только один тезис, а именно: невозможность утверждать что-либо и существование обязательно отрицательного «нет» на каждое «да», утверждаемое. Первый троп доказывает невозможность суждения и необходимость отказа от него на основе сенсорно-познавательного разнообразия, которое существует в целом. Второй троп возникает из-за разницы между людьми. Третий троп возникает из многообразия каналов наших чувств. Четвертый троп касается обстоятельств, то есть распределения состояний и изменений в человеческой жизни. Пятый троп говорит о зависимости положения, расстояний и мест; соответственно, одни и те же объекты оказываются разными. Шестой троп говорит о неосведомленности отдельных вещей, учитывая их постоянные связи и взаимодействия. Седьмой троп касается соотношений размеров и структуры объектов, находящихся под воздействием объектов. Восьмой вопрос касается количества и качества вещей. Девятый троп связан с постоянством, странностью и редкостью явлений. А десятый троп связан с моралью, то есть с поведением, нравами, законами, сказочными верованиями и догматическими утверждениями.

Древняя история скептицизма заключена и обобщена Секстом Эмпириком (ок. 200-250), автором ряда работ, содержащих обобщение всех аргументов, с помощью которых древний скептицизм опроверг понятие «догматической» философии о возможности доказанного, неоспоримого знания. Отстаивая невозможность любых общепризнанных истин, научных, богословских, этических и иных, Секст Эмпирик рекомендовал воздержаться от любых решений, от любых знаний, тем самым достигая равновесия и блаженства, реализация которых является целью философии. Секст Эмпирик предположил, что жизнь руководствуется естественными потребностями, наклонностями, привычками, законами, традициями и, прежде всего, здравым смыслом.

Таким образом, сомнения в возможности общепризнанного доказательственного знания легли в основу концепции древнего скептицизма. Древние скептики проповедовали воздержание от осуждения, чтобы достичь душевного спокойствия, атараксии, а значит, и счастья, которое является целью философии. Интересно, однако, что сами скептики не воздержались от осуждения, и многие из них писали эссе, критикуя спекулятивные и другие философские догмы, приводя аргументы и трофеи в пользу своих доктрин.

В свою очередь, после Секста Эмпирика скептицизм перестал существовать так долго, что такой школы не существует и по сей день. Это, однако, не означает, что скептицизм потерял свою актуальность, отнюдь не потому, что проник везде, и не только в научные, богословские и философские труды, но даже в сознание подавляющего большинства современных типов, хотя и только начиная с XVII и XVIII веков, когда общество постепенно восставало против догматизма средневековой идеологии. Писания Монтень, Шаррона, Бейе и других бросили вызов аргументам богословов и подготовили почву для антирелигиозной критики. Впоследствии скептицизм Б. Паскаля, Д. Хьюма, И. Канта и других ограничил возможности разума в целом и расчистил пространство для религиозных верований. В современной философии скептицизм особенно актуален позитивизмом, который считает бессмысленными все суждения, обобщения и гипотезы, недоступные для непосредственной проверки опытом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Японский вариант «протестантизма» в философии зарубежного Востока XX века
  2. Радикальный эмпиризм У. Джеймса
  3. Понятие свободы в немецкой философии xviii-xix вв.
  4. Греческая патристика
  5. Философия и психология труда
  6. Смысл, воля, судьба человека
  7. Атомизм
  8. Просветительский идеал человека — Возникновение идеи нравственного идеала
  9. Внешнее и внутреннее
  10. Правовое сознание и философия права