Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема единства бытия в арабо-исламской философии — Наиболее важные школы и течения арабо-исламской философии

Термин «арабо-исламская» философия довольно условен. В ней говорится о философии различных народов Арабского халифата, писавших не только на арабском, но и на персидском языках. Хотя философия не всегда была религиозной, она развивалась в культуре, где доминировал ислам.

Исламская философия — это совокупность философских доктрин, разработанных в средние века мыслителями восточных народов, которые приняли мусульманскую веру и использовали в основном арабский (или, реже, персидский) язык. Позднее все чаще появлялись работы на местных языках исламских стран (турецком, урду и др.). Иногда в рамках исламской философии рассматриваются также труды средневековых иудейских философов, написанные на арабском языке и явно находящиеся под влиянием исламской религиозной доктрины. Современные исламские философы также склонны писать на английском языке, поскольку их работы ориентированы на англоязычную элиту в арабских странах, Пакистане (где официальным языком является английский) и мусульманскую диаспору в западных странах.

В настоящее время исламская философия претерпела значительные изменения, в том числе под влиянием западной цивилизации и философии. Термин «арабская философия» не единственный, который использовался в этом смысле. Философы и историки философии также говорят об «исламской философии», «арабо-мусульманской философии», «философии Арабского Востока» и др.

Поскольку ислам является обязательным учением в мусульманских странах, в этих странах существуют или существовали своеобразные гибриды традиционной философии и исламского богословия (политическая концепция М. Каддафи, политико-эпистемологическая концепция «исламской демократии» А. Соруша и т.д.). В то же время арабоязычная философия оказывает значительное влияние на философскую мысль Ирана, в то время как противоположной тенденции не наблюдается — работы иранских философов мало известны в арабском мире.

В развитии исламской философии можно выделить три основных этапа:
1) классика или средневековье (VIII-XV века);
2) Позднее средневековье (шестнадцатый-девятнадцатый века);
3) Современный (вторая половина XIX-XXI веков).

Появление арабской философии связано с деятельностью ранних представителей Калама (рационального богословия), которые начали с обсуждения свободы человеческой воли и божественных атрибутов и закончили разработкой концепций, выходящих за рамки религии.

В IX веке арабы были широко знакомы с научным и философским наследием древности. Философия Аристотеля, с его преобладающим интересом к научным и логическим вопросам, была в центре их внимания. Приобретение аристотелевской философии, однако, было опосредовано знакомством с творчеством их более поздних комментаторов из неоплатонических школ Афин и Александрии.

Исламская философия имеет свои особенности: Эта философия основана на душевной, религиозной.

Действительно, исламская философия основывается на религиозных аспектах, верованиях, и ее центральными объектами являются вопросы Бога, духа, души. Потому что душа — это первый самый совершенный акт естественного тела, который достигает жизни в потенции. Это религиозная философия, потому что она зародилась в самом исламе и была воспитана в его основах.

Согласно философии ислама, Творец (Бог) есть Творец, Творец. Он создал что-то из ничего и т.д. Таким образом, природа очень тесно связана с метафизикой в исламской философии.

В основе исламской философии лежит логика.

Несмотря на свой религиозный характер, исламская философия отводит важное место логическому мышлению и опирается отчасти на разум при рассмотрении проблем божества, бытия и человека. Мы объясняем, доказываем и открываем практические истины. Ведь в действительности знание не является существом как таковым. Среди них есть и те, которые известны [самим разумом], и те, которые выведены из опыта.

Проблема единства бытия в арабо-исламской философии

Наиболее важные школы и течения арабо-исламской философии

Арабо-исламская философия Суфизм. Основные течения — калам, восточный аристотелианизм, исламский либерализм и суфизм.

Калам (арабское — слово, речь) — любой трактат на религиозно-философскую тему и, в особом смысле, спекулятивная дисциплина, дающая толкование догм ислама, основанное на разуме, а не на приверженности религиозным авторитетам. Калам также называют рационалистическим богословием и одним из основных направлений арабской мусульманской философии, отмечая, что неприемлемо рассматривать Калам как мусульманское православие.

Это обращение к разуму, так как высшая власть объединила калама и фаласифу и выделила их представителей (мутакамаллимов и фаласифов) из догматиков-салафитов, с одной стороны, и суфийских мистиков, с другой. Разница между мутакаллимами и фальцафидами заключалась в том, что отправной точкой рассуждений для первых были нормативные принципы ислама и проблемы, характерные для этой религии, а для вторых — нормативные принципы разума и древние модели философии. Он сформировался в 8 веке.

Основные темы: единство Аллаха и его сущности и атрибутов, создание или не создание Корана, свободная воля и предопределение.

Восточный аристотелизм, восточная перипатетика (арабский: EbUAyeh) — средневековая мусульманская философия IX-XII веков, основанная на авторитете Аристотеля. Это было промежуточное звено между Перипатетикой и Аверроизмом. Представители этого направления были: Аль-Кинди, Ибн Сина, Фараби, Ибн Рашд. Одной из особенностей восточного аристотелизма был теоцентризм, проявившийся в сочетании с неоплатонизмом. Бог, однако, понимался скорее как вечный двигатель, существующий с вечной материей. Идеи этого направления подверглись критике со стороны Газали.

Основные особенности:
1) Рациональный, логический стиль изложения.
2) Различие между потенциальным и фактическим существованием.
3) Понятие Бога как вечного двигателя и генератора форм.
4) Утверждение вечности материи.

Исламский либерализм или Евро-Ислам (арабский аль-Ислам аль-Ураббий) — либеральный ислам или ислам, пропитанный европейской культурой. Название «Евро-Ислам» отражает происхождение движения, но не его современную экспансию, поскольку либеральные течения существуют среди исламских философов в Иране и арабских странах. В России и странах СНГ термин «исламский либерализм» приравнивается к термину «просвещенный ислам». Либеральные мусульмане отделяют ритуальную составляющую веры (исполнение намаза, ношение хиджаба и т.д.) от моральной и мистической составляющих и не придают значения первой. Считается, что зачатки либерального ислама в Турции во времена Кемаля Ататюрка основывались на суфизме, религиозном либерализме, европейском пантеизме и даже материализме.

Тарик Рамадан, швейцарец египетского происхождения, считается одним из авторитетов в отношении евромусульман, настаивающих на сближении европейской культуры и ислама. Он продвигает идею демократии и поощряет евромусульман изучать язык своей страны и активно интегрироваться в европейское общество. Он считает, что мы не должны отождествлять культуру ислама только с арабской культурой. В России некоторые духовные и общественно-политические деятели Татарстана являются сторонниками Евро-Ислама.

Проблема веры и разума в арабо-исламской мысли

В исламском мире, как и в христианском, проблема взаимоотношений между верой (богословием) и разумом (философией) была достаточно острой. Как и в случае с вопросом о природе Аллаха, Коран оставляет место для противоречивых толкований. Безусловно, основные учения ислама гласят: «Стремление к знаниям — долг каждого мусульманина».

В это требовалось верить от всего сердца. При исполнении религиозного долга разумные сомнения не приветствуются. Тем не менее, Мухаммад не обесценивал знания. Более того, он преподавал:

«Искать знания — религиозный долг каждого мусульманина».

Похоже, что оснований для дискуссии нет: очевидно, что в мусульманской религиозной литературе (первоисточниках) есть четкое представление о гармонии между знанием и верой. Но гармония — это трудно для человека. Его сознание склонно к крайностям и противоположностям, поэтому иногда оно находит проблемы там, где их нет. И так случилось. Вопросы о том, что такое знание, как оно получено и какую роль в нем играет причина, оказались проблематичными.

Сначала ислам был религиозно-богословской доктриной. Постепенно, однако, начала складываться рациональная традиция. Вначале были кадариты (от арабского кадара — судьба или гибель), мусульмане, которые первыми попытались свободно интерпретировать учение ислама. Их интеллектуальные дебаты с джабарами (от арабского- принуждение) о свободной воле человека помогли сформировать основу рациональной мусульманской культуры. Но именно мутазилы, последовательные сторонники рационального знания, стали рационально решать религиозные вопросы. Их учение вызвало острую реакцию со стороны православных богословов (Ахмад Ханбал (VIII — IX вв.) и др.). Но рациональную линию продолжили ашариты (во имя основателя движения — Абу-л-Хасана аль-Ашари (IX — X вв.)). Позднее это проявилось наиболее ярко и в то же время противоречиво в сочинениях аль-Газали. Он высоко ценит знания, но понимает их только религиозно («паук поведения» и «паук откровения»). Парадоксально, но он сам использует ее логические методы, критикуя рациональную философию. В целом, все мировоззрение Аль-Газали довольно неоднозначно. Он сосуществовал с православным богословием, мистическим суфизмом и рациональной философией (фальсафа). В эпоху расцвета арабской философии в рамках этих традиций возникли три основных подхода к проблеме «вера — разум».соотношение веры и разума: * отказ от рационального знания (богословы) * разум — высшая (одна из высших) познавательная способность человека (арабские философы) * мистическое озарение — выше разума (суфии).

Сторонники ортодоксального богословия не отрицают рационального знания.

Скорее, в религиозном смысле она понимается как знание религиозных догм, заповедей и обычаев, которые должны восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Запинание, сомнения, доказательства, по словам Аль-Газали, здесь излишни. Коран говорит: «Верующий в Аллаха, верующий в Его посланников и поступающий в послушании Ему мудр». Познание Самого Аллаха недоступно человеку. последователи фальсафа, т.е. рационального метода познания мира (аль-Фараби, аль-Киппи, ибн Сипа, ибн Рушд и т.д.), выдвинули на передний план разум и провозгласили его высшей или одной из высших познавательных способностей. Философия и религия, по их мнению, «молочные сестры». Они имеют один и тот же источник происхождения, но используют разные методы, чтобы узнать, что это такое. Метод религии — вера и приверженность духовной власти. Метод философии — свободный поиск истины, который нельзя считать таковым, пока он, как говорит Ибн Сипа, «не будет взвешен на весах разума». Ибн Сипа отводит самую важную роль логике. В нем он определил три вида улик: Силлогизм, индукции и аналогия. Сильлогизм — самый эффективный и надежный. Он разделяет науки на два типа: теоретические (метафизика, математика, естественные науки) и практические (управление паром, дом, наука о человеке).

Проблемы арабского мира

В 1980-1990-х годах темпы экономического роста во многих развивающихся странах, в том числе в арабских странах, значительно ускорились, и началась реструктуризация отраслевой структуры экономики. В связи с изменением внешних и внутренних условий правящие режимы были вынуждены пересмотреть некоторые важные направления социально-экономической политики и принять меры по либерализации экономики и внешнеэкономических связей, а также стимулировать рыночные отношения и частное предпринимательство.

В результате в начале XXI века арабский мир добился значительных сдвигов в материально-технической базе производства и значительно улучшил свои макроэкономические показатели. Так, темпы роста ВВП на Арабском Востоке в 1991-1992 гг. составили 2,9%, в то время как в 1999 и 2000 гг. они, по оценкам, увеличились до 4,4% и 5,7%, соответственно.

К числу неоспоримых достижений арабских стран относится увеличение продолжительности жизни на 15 лет за последние 30 лет и сокращение младенческой смертности на две трети. Доход на душу населения по-прежнему выше, чем в большинстве других регионов развивающегося мира.

За последние три десятилетия участие арабского мира в международном разделении труда значительно расширилось. Например, доля экспорта и импорта в ВВП всех стран группы увеличилась за этот период, при этом доля экспорта, по оценкам, в конце 1990-х годов превышала 50%, а доля импорта приближалась к 40%.

В то же время арабские страны в целом еще не сумели догнать промышленно развитые страны в плане технико-экономического, социального и культурного развития. Более того, средний реальный рост ВВП на душу населения в регионе за последнее десятилетие не превысил 1% в год по сравнению с 4% во всех развивающихся странах. Однако рост ВВП, в том числе на душу населения, в этот период был весьма неравномерным. Эти тенденции отражают, с одной стороны, сильную зависимость арабских стран от ограниченного числа источников дохода, особенно от добычи и экспорта нефти, и, с другой стороны, неизменно высокие темпы роста численности населения в регионе. Средний прирост населения этой группы, составляющий 3,5%, представляет собой ежегодное увеличение численности рабочей силы на 3,3% по сравнению с темпами роста в 2,5% в странах Африки к югу от Сахары и Латинской Америки и менее 1% в развитых странах.

Доля людей в возрасте до 14 лет является самой высокой в мире и составляет 38%. 12 миллионов человек, или 15% населения трудоспособного возраста, являются безработными. Без принятия мер число безработных к 2010 году достигнет 25 миллионов человек. Некоторые арабские экономисты прогнозируют, что к 2030 году общее население региона вырастет до 514 млн. человек, а 75% населения (около 332 млн. человек) будет трудоспособного возраста (от 15 до 64 лет) по сравнению с 138 млн. человек в 1998 году.

По расчетам экспертов Всемирного банка, темпы роста валового внутреннего продукта в арабских странах в ближайшие десятилетия должны быть не менее 5% в год, чтобы ускорить рост экономики и доходов на душу населения, снизить безработицу и построить необходимую систему социального обеспечения. Такие темпы роста высоки, но возможны: Опыт некоторых азиатских стран является ярким примером. Однако для этого арабским странам придется приложить значительные усилия. В противном случае регион может еще больше ухудшиться по сравнению с другими частями развивающегося мира.

Проблемы интеграции в арабском мире

Арабский регион, простирающийся от Атлантики до Индийского океана и насчитывающий около 290 миллионов человек, медленно движется к объединению. Примеры ССАГПЗ и САМ, несмотря на их противоречивые результаты, показывают, что в настоящее время это происходит посредством создания региональных организаций в арабском сообществе.

Поскольку арабо-израильский конфликт затянулся более чем на полвека, а социально-экономические проблемы в большинстве арабских стран в последние годы обострились, все чаще звучат призывы к идее панарабизма. К сожалению, знамя арабского единства, которое держал в вышине президент Египта Гамаль Абдул Нассер, не было подхвачено ни одним арабским лидером после его смерти в 1970 году. Недовольство жизнью и разочарование в политике нынешних властей заставляют новые поколения арабов в знак протеста против социальной несправедливости встать на путь политического ислама.

Два кризиса вокруг Ирака в 1990-91 и 2003 годах стали серьезным испытанием для арабского сообщества. Если в первом случае агрессором был Ирак, оккупировавший Кувейт, и участие некоторых арабских стран в военной операции против Ирака было вполне логичным с точки зрения международного права, то в 2003 году ситуация была иной. Недоказанные обвинения США и их союзников в адрес Ирака и последовавшая за этим военная агрессия дали возможность сделать выводы о будущем арабского сообщества, основываясь на реакции арабских стран. Оба кризиса так или иначе бросили вызов тезису арабского единства, изоляции его рядов перед лицом прямой угрозы.

Ирак 1990-х годов был большой дырой в корпусе пан-арабского корабля. Суровые санкции ООН поставили на грань исчезновения некогда процветавшую арабскую нацию на берегах Тигра и Евфрата. Несмотря на помощь иностранных государств и международных организаций, гуманитарная и экономическая ситуация в Ираке оставалась очень сложной в 1990-х годах и в первые годы XXI века. Программа ООН «Нефть в обмен на продовольствие» не смогла удовлетворить все потребности иракцев в продовольствии и лекарствах.

В 1990-х годах Саддам Хусейн создал свои вооруженные силы, которые в начале нового века вновь стали лучшими в арабском мире по количеству и качеству. Очевидно, что Соединенные Штаты будут и впредь использовать «иракское событие» для демонстрации своей мощи и укрепления своих позиций в регионе, особенно в военном отношении. США держали ситуацию вокруг Ирака в постоянном напряжении и не жалели средств, чтобы часто искусственно обострять ее. Операция «Лиса в пустыне», проведенная США в декабре 1998 года, доказала намерение Вашингтона силой свергнуть режим ненавистного Саддама Хусейна.

Однако, говоря об отношении к Ираку в арабском мире и со стороны ведущих европейских стран, следует сказать, что болезненная рана в теле арабской общины под названием Ирак постепенно начала заживать в начале XXI века.

2002 год был, пожалуй, одним из самых успешных с точки зрения сближения позиций арабских стран по актуальным вопросам международных отношений на Ближнем Востоке. Арабские страны выступили единым фронтом по проблеме заселения Ближнего Востока и поддержали мирный план принца Саудовской Аравии Абдаллы, который предусматривал нормализацию отношений между арабскими странами и Израилем в обмен на возвращение территорий, оккупированных в 1967 году. К сожалению, Израиль отверг это предложение, за которое он подвергся серьезной критике не только со стороны арабской общественности, но и со стороны ряда еврейских общин за рубежом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Русская религиозная философия XX века
  2. Проблема истины в философии и науке
  3. Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма
  4. Эстетика И. Канта
  5. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
  6. Социум
  7. Ересь стригольников: философские корни
  8. Полифункциональность эстетики
  9. Гносеология и круг ее проблем
  10. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист