Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема единства и многообразия бытия — Проблема единства мира: история и современность

В современной философии проблема бытия до сих пор остается самой фундаментальной проблемой, как это было на протяжении всей истории философии до сих пор.

Имея дело с бытием, с поиском бытия, философия, как и прежде, защищает свою особенность перед наукой, религией, искусством, раскрывает уникальный и своеобразный объект своих исследований, который не может быть сведен ни к чувству, ни к вере, который не раскрывается ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции. Поиск Бытия — это не узконаправленная деятельность небольшой группы людей, преследующих свои кастовые интересы и говорящих на определенном языке (хотя это и происходит), а поиск человека, по словам М. Хайдеггера, для своего дома, для преодоления бездомности и сиротства, то, что Маркс назвал отчуждением. Поиск Бытия — это поиск корней, прикосновение которых человек может почувствовать силу преодолеть бессмысленность окружающего его мира, мужество жить, несмотря на эту бессмысленность и его конечность, чувствовать себя неотъемлемой частью Бытия, не менее существенной и необходимой, чем мир вокруг него, «пастырь Бытия», который имеет сообщение о Бытии, в появлении которого лежит главная задача его жизни. Эти поиски формируют невидимую основу того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.

Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители считали это отправной точкой для систематической основы реальности.

Существо — это существование во всех его многообразных формах. Доктрина бытия называется онтологией. Категории бытия объединяют широкий спектр явлений, объектов и процессов на основе существования. Многие философские системы пытаются рассматривать мир как некое единство. Для выражения единства бытия существует особая категория вещества. Сущность — это внутреннее единство множества вещей, которое существует через них и с ними. Как материальные, так и идеальные вещи признаются веществом. В одних доктринах много веществ, в других — одно.

Плюрализм в философском смысле означает признание многих веществ. Дуализм — предполагает две основы, две субстанции, одна из которых является материальной, другая — идеальной. Учения, которые распознают одно вещество, называются монистическими. Они олицетворяют монизм. Религиозные философы, такие как В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание ее жизненной силы. Факт внешней, материальной связи является внутренним отражением внутреннего, психического состояния бытия.

Философские категории бытия связаны с реальной жизнью человека и человечества. Жизнь каждого человека основана на понятных причинах. Мы принимаем их без сомнений и соображений. Самое главное, что мир доступен. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир продолжался как стабильное целое.

Проблема бытия возникает внезапно, когда основные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становиться предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются, давая человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира.

Тем не менее, идея о постоянном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до существования индивидуумов, их сознания, их действий.

Проблема единства и многообразия бытия

Проблема единства мира: история и современность

Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии следующим образом: «Великий и фундаментальный вопрос всех, особенно современной философии, — это вопрос о связи мысли с бытием». Ф. Энгельс, по его определению, понял только один аспект главного вопроса философии. Он обратил внимание на различия в понимании происхождения, предпосылки единства материи и духа: либо мир един в своей материальности, либо основа единства мира предстает как идеальное происхождение, которое в определенный момент «отпускает» природу. Однако Энгельс не обратил внимания на ценностный аспект главного вопроса философии, выраженную в нем необходимость преодоления разделения мира на материю и дух. В философии XX века этот аспект ценности выходит на первый план, выражая безусловное значение (ценность) возможности слияния материального и идеального в жизни человека. «Полнота жизни» (синтез материи и духа) — источник человеческой свободы, творчества, общения.

Взаимосвязь между идеалом и материалом можно рассматривать как генетическую связь, связь по происхождению. В этом случае можно говорить об онтологии, о доктрине бытия, о материи как проекции Абсолюта, или о сознании как универсальном свойстве высокоорганизованной материи, или об идентичности мысли и бытия. Взаимосвязь материи и разума можно рассматривать как взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных принципов. Тогда у нас есть гносеология — учение о познании, или праксиология, когда речь идет о практическом аспекте взаимодействия материала и идеала.

Анализ взаимосвязи между материальным и духовным работает с несколькими терминами: Дух, сознание, мысль, ум, ощущение, идеал и т.д. — с одной стороны; бытие, мир, природа, физическое, материя (вещество) и т.д. — с другой стороны. Специфической категорией здесь является понятие «отношение материального и ментального», которое, с точки зрения главного вопроса философии в материализме, принимает форму отношения сознания к материи (мысли к существу, разума к природе или сознания к существу). В этом случае анализ этих понятий может стать первым этапом познания.

Из экспозиции и развития основного вопроса философии Ф. Энгельса и его последующего анализа В. И. Ленина (в «Материализме и эмпирикритике») можно сделать вывод, что в данном случае речь идет о соотношении противоположностей. Здесь важны эти два момента: то, что материя и сознание (с помощью которых вводится главный вопрос) даны по отношению друг к другу, и то, что это отношение является отношением противоположностей. Таким образом, диалектика этого отношения по своей сути оказывается диалектикой противоречия в ее конкретной форме.

Следующий вопрос заключается в правильном значении этого отношения с точки зрения сторон, его формирующих. Опуская различные рассуждения, которые могли бы иметь место в этом случае, будем считать, что отношение, вводимое (постулируемое) главным вопросом, является отношением материальных и духовных форм. То есть все, что терминологически понимается с одной стороны, определяемое как дух (духовное), сознание, мысль, мышление, образ и т. д., в равной степени означает противоположную (противоположную) форму материи (материального существа). Аналогичным образом, как бы ни определялась другая сторона этой связи с точки зрения терминологии — Бытие, Тело, Объект (Субъект), Реальность, Природа, Мир и т. д. — Все это опять же означает одно и то же, а именно противоположность духовной форме (духовной).

Варианты решения проблемы единства мира

Сущность (лат. субстанция — суть) — это то, что лежит в основе. В различных философских доктринах идея вещества используется по-разному, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Тем из них, кто исходил из приоритета той или иной субстанции и основывал на ней всю остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, было дано название «философский монизм». Когда за отправную точку берутся две субстанции, такая философская позиция называется дуализмом. Наконец, если их больше двух — плюрализм (от латинского множественного числа — множественное). Существует также такое течение, как деизм (от латинского dues — Бог), представители которого (Дж. Толанд, Вольтер) признали внеземное происхождение Бога, но свести к минимуму его роль в мире.

В предыдущих учениях философии присутствовали идеи о различных веществах: Земля, вода, воздух и огонь. Среди древних философов некоторая субстанция (вода, воздух, земля, металл, дерево, огонь) обычно считалась субстанцией, и многообразием вещей являются различные состояния этой субстанции. Если веществ было несколько, то они считались непреложными и не сливались друг с другом. Различные вещи в этом случае были результатом различных комбинаций веществ.

В средние века появилась идея о существовании двух противоположных веществ — физического и ментального. Иначе невозможно было объяснить существование бессмертной души под смертным телом. Сразу же возникла проблема взаимосвязи этих двух веществ. Мы уже видели, как эта проблема решалась в истории философии. Декарт должен был признать самостоятельное существование обеих субстанций — расширенной субстанции (из которой состоят все вещи) и мыслящей субстанции (из которой состоят все явления сознания). Этот подход назывался дуализмом. Но при таком подходе возникла проблема объяснения синхронности действия двух веществ. Объяснение появилось с помощью «теории двух часов». При сотворении мира Бог «поднял» обе субстанции одновременно, и теперь они действуют синхронно.

Затем Спиноза избавился от дуализма, заявив, что расширение и мышление — это не субстанции, а признаки (неотъемлемые свойства) общей для них субстанции — телесной природы (материи).

Признание того, что в мире существует только одна субстанция, называется монизмом. Следовательно, Декарт — дуалист, а Спиноза — монист.

Заявление немецкого философа Лейбница о том, что суть не может быть расширена, приводит к идее бесконечно малых монад, из которых состоит все вещество. Лейбниц объяснял одновременность их действий предопределенной гармонией.

Таким образом, монизм может быть двух видов — материалистическим, когда вещество материально (физическое), и идеалистическим, когда вещество мыслится. Идеалистический монизм, в свою очередь, также может быть двух видов. Если в основе мира лежит мысль (сознание, ощущение) самого человека, то это субъективный идеализм (Беркли, Фихте), а если вещество — мысль сверхчеловека (Бога, мирового духа и т. д.), то это объективный идеализм (Платон, Гегель).

Философское значение проблем бытия

Проблема бытия всегда обсуждалась философами. Многие мыслители рассматривали это как отправную точку для систематического построения реальности.

Существо — это существование во всех его многообразных формах. Доктрина бытия называется онтологией. Категории бытия объединяют широкий спектр явлений, объектов и процессов на основе существования. Многие философские системы пытаются рассматривать мир как некое единство. Для выражения единства бытия существует особая категория вещества. Сущность — это внутреннее единство множества вещей, которое существует через них и с ними. Как материальные, так и идеальные вещи признаются веществом. В одних доктринах много веществ, в других — одно.

Плюрализм в философском смысле означает признание многих веществ. Дуализм — предполагает две основы, две субстанции, одна из которых является материальной, другая — идеальной. Учения, которые распознают одно вещество, называются монистическими. Они олицетворяют монизм. Религиозные философы, например, В. С. Соловьев, считали, что краеугольным камнем «философии единства» должно быть признание ее насыщенности. Факт внешней, материальной связи является внутренним отражением внутреннего, психического состояния бытия.

Философские категории бытия связаны с реальной жизнью человека и человечества. Жизнь каждого человека основана на понятных причинах. Мы принимаем их без сомнений и соображений. Самое главное, что мир доступен. У каждого из нас есть естественная потребность в том, чтобы этот мир продолжался как стабильное целое.

Проблема бытия возникает внезапно, когда основные предпосылки жизни и сознания начинают «уплывать», становиться предметом сомнений. Природа и стабильная жизнь постоянно меняются, давая человеку повод сомневаться в вечном и неизменном существовании мира.

Тем не менее, идея о постоянном существовании природы более устойчива в истории мысли, хотя человек, отдельные вещи и процессы конечны. Мир, реальность имеет логику своего внутреннего развития, своего существования. Мир существует до сознания, до существования индивидуумов, их сознания, их действий.

Это понятие связано с рядом других категорий (небытие, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного понимания вопроса о существовании мира:

  1. мир есть, существует как безграничная и несуществующая целостность;
  2. естественное и духовное, индивидуальное и общество существуют одинаково, хотя и в разных формах;
  3. их различные формы существования обусловлены единством мира;
  4. мир развивается в соответствии со своей объективной логикой, он создает реальность, которая существует перед сознанием человека.

Формы бытия разные:

  1. бытие вещей (тел), процессы, которые, в свою очередь, подразделяются на бытие вещей, процессы, состояние природы, бытие природы в целом и бытие вещей и процессов, созданных человеком;
  2. бытие человека (бытие человека в мире вещей и само специфическое бытие);
  3. бытие духовное (идеальное), на которое делится:
  • индивидуализированный дух
  • Объективированные (неиндивидуализированные) духовные;

4. социальное существо, на которое делят:

  • индивидуальный генезис (генезис личности в обществе и в процессе истории) — генезис общества.

Реальное и кажущееся Бытие. Проблемы Бытия

Подлинное существо, т. е. такое существо само по себе, независимо от субъективной рефлексии, называется также нуменальным существом (нумена — ментальная сущность, от греческого «poite pop»), вещью само по себе, «на самом деле».

Очевидное бытие, т.е. такое бытие в смысле существования, выражается термином феноменальное бытие (феномен — данность бытия), «иллюзорное» или просто «явление». Восприятие мира таким, какой он есть в чувствах, заставляет нас верить в данные опыта.

Но мы продолжаем сталкиваться с такими проблемами, как «геоцентрическая» мировая система. Проблема внешнего вида и реальности уходит корнями в поиск критериев. Некоторые философы считают, что этот критерий не может быть найден. Из рассуждений И.Канта следует: разум должен принимать как истинное существование вещей вне нас. Аналогичный вывод сделал австрийский философ Л. Винтгенштейн (1889-1951), утверждавший, что признание некоторых «очевидных» вещей, например, того, что люди знают свои имена и родителей, является уступкой здравого смысла, который необходим человеку для того, чтобы как-то жить на «несомненных» вещах. В то же время нельзя не заметить, что знание мира, как свойство многих философских систем (гегелианы, марксисты и т.д.), означает, что критерием является практика. Самолет взлетает с земли и совершает перелет через Северный полюс. Это лишь подтверждение того, что теоретики, металлурги, физики, механики и другие ученые правильно учли законы силы, физики и аэродинамики при проектировании летательных аппаратов.

Термин «бытие» был впервые введен в философию древним философом Парменидом (V-IV вв. до н.э.) для обозначения и одновременного решения реальной проблемы. Ко времени Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, а мифология все чаще рассматривалась как вымысел. Таким образом, рушатся основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиции. Мир и вселенная больше не казались прочными и надежными: все стало шатким и бесформенным, неустойчивым, человек потерял контроль над жизнью.

Отчаяние, сомнение, не видя выхода из тупика, родилось в глубинах человеческого сознания. Нужно было найти выход во что-то солидное и надежное. Людям нужна была вера в новую силу. Философия, в лице Парменида, признала ситуацию, которая оказалась трагедией для человеческого существования, отразила эмоциональную интенсивность и попыталась успокоить расстроенную душу людей, заменив силу богов силой разума, силой мысли. Как будто Парменид информировал людей об открытии новой силы, силы абсолютной мысли, которая удерживала мир от переворота в хаос, которая давала миру стабильность и надежность, и, следовательно, человек мог в очередной раз обрести уверенность в том, что все обязательно подчинено некому порядку.

Самый важный философ ХХ века. М. Хайдеггер, посвятивший проблеме бытия сорок лет своей жизни, считал, что вопрос бытия и его решение Парменид опечатал судьбу западного мира, которая родилась в поэтических изречениях древнего философа. С одной стороны, в культуру и мировоззрение была введена идея о существовании невидимого мира за пределами видимых вещей, самого совершенного и красивого, гармонично упорядоченного, в котором все хорошо, светло и хорошо. Западный мир подхватил эту идею и дальше развил идею трансцендентного истинного бытия. Но если есть истинное существо, то, следовательно, земное существо имеет истину не в себе, а в чём-то другом, невидимом. Поэтому в европейском мире на протяжении многих веков практикуется искусство постижения другого существа через мышление, его изучение, тренировка его способности функционировать в пространстве, где нет чувственных образов и восприятий. С другой стороны, если есть реальное существо, то земное существо не является реальным. Она должна быть переделана, доведена до совершенства, приближена к миру, который является аутентичным, истинным и совершенным.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Прогресс в науке и обществе
  2. Сущность нации
  3. Эммануэль Левинас, французский этический философ
  4. С. Боэций и формирование средневековой философии
  5. Возникновение науки и стадии ее развития
  6. Структурная организация бытия
  7. Консервативные теории Н.Я. Данилевского и к. Н. Леонтьева
  8. Информационное общество и диалог культуры
  9. Первые представления о прочности
  10. Современная китайская философия