Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема первоначала в античной философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Категории диалектики
  2. Природа как объект философского осмысления
  3. Диалектика. Закон отрицания отрицания
  4. Историко-философская концепция Гоббса
  5. Вопросы философии науки в работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре»
  6. Основные законы материалистической диалектики
  7. Предмет философии права
  8. Закон отрицания отрицания и Закон перехода количественных изменений в качественные
  9. Актуальность философии Конфуция в наши дни
  10. Конфуций — личность и учение

Введение

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в Греции в 6 веке до нашей эры и просуществовала до 6 века нашей эры (когда император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю греческую философскую школу, Платоновскую академию). Таким образом, античная философия просуществовала 1200 лет. Однако его нельзя определить только территориальными и временными определениями. Философия пытается объяснить всю совокупность реальности. Ее интересы далеки от более поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности.

Философия пытается объяснить всю совокупность реальности. Ее интересы далеки от более поздних интересов науки, отрасли которой объясняют лишь отдельные фрагменты реальности. По сути, философия строится на вопросе, обращенном к реальности в целом: что является началом всех вещей? Объектом философии является бытие, реальность в целом. Бытие, в свою очередь, может быть раскрыто только через освещение происхождения всех вещей.

Первые греческие философы были также учеными-естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение земли, солнца, звезд, животных, растений и человека. Они высказывали интересные идеи о движении, размере и форме небесных тел, причине солнечных затмений и т.д. Главным вопросом древнегреческой философии было происхождение мира. Здесь философия пересекается с мифологией, наследует ее мировоззренческие проблемы.

Представители материализма в античности

Материализм (лат. materialis — вещество) — научно-философское течение, противостоящее идеализму. Материализм можно выделить как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, которое является научным углублением и развитием теории созревания материализма. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает вечность, несотворенность мира, его бесконечность во времени и пространстве. Материализм рассматривает знание как продукт материи, видит в нем отражение внешнего мира и утверждает познаваемость природы. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в укреплении власти человека над природой. Обобщая достижения науки, материализм способствовал росту научных знаний, совершенствованию научных методов, что, в свою очередь, положительно сказалось на успехах человеческой практики, развитии производительных сил. В процессе взаимодействия материализма и специальных наук изменились тип и форма самого материализма. Первые материалистические доктрины появились с появлением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греции — за несколько веков до Христа — в связи с достижениями в астрономии, математике и других научных знаниях, и их достижения всегда связывали с конкретными философами. Этот период называют досократическим, а философов — досократиками. Отправной точкой в развитии античной философии стал философский материализм, которому Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, с различиями между ними, верили, что все вещи произошли из одного, причем материального, начала. Материализм в античной философии развивали Анаксагор, Эмпедокл. Материализм — это признание материальности мира, его существования независимо от человеческого сознания. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего сущего и происходящего (стихию). Заслугой античных материалистов было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). В этих наивных материалистических рамках, однако, рано сформировались их собственные взгляды, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Раскол между материалистическим и идеалистическим направлениями был очевиден уже у самых первых греческих мыслителей. Эти противоречия переросли в противостояние материализма и идеализма во второй половине V века до н.э. и первой половине IV века до н.э.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) сочетал разнообразную практическую деятельность с глубоким интересом к изучению природы и Вселенной. Он был учеником вавилонских жрецов астрономии и сам сделал ряд открытий. Он написал год, состоящий из 365 дней, определил продолжительность 30 дней и составил календарь. Существуют свидетельства практических достижений Фалеса: он был строителем мостов, изобретателем военной техники, гидротехником и изобретателем гидравлических часов.

Учение Фалеса о воде как вечной, бесконечной, подвижной, материальной первооснове, из которой возникают все вещи и в которую они вновь превращаются, уже содержало диалектическое мировоззрение. Однако материализм Фалеса все еще был наивным и содержал много мифологических идей.

Анаксимандр (ок. 10 — после 547 до н.э.). он верил в первозданную субстанцию, которую называл «апейрон», т.е. неопределенная (безграничная, бесконечная). «…оно (бесконечное) не имеет начала, но само кажется началом других вещей. Философия: учебник: 3-е переработанное и дополненное издание — Минск: Институт «Экоперспектива», 1998 — 343 с. Согласно этому, первое как первоначало есть материя не в ее чувственно воспринимаемой форме, а как недифференцированная в своих качествах, как материя вообще; природа характеризуется элементарной диалектикой бесконечного (апейрон).

Анаксимен (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.), который считал воздух материальным началом всех вещей. У Анаксимена большое значение приобрела идея влияния количественной степени плотности на свойства вещей: различные степени разбавления и сжатия воздуха приводят к образованию всевозможных веществ. Так разбавленный воздух превращается в огонь, сгущенный ветер, затем в облака, воду, землю, камни. Души людей также связаны с воздухом. Анаксимен отвергал управление миром какой-либо сверхъестественной силой.

Гераклит Эфесский (ок. 520 — 460 гг. до н.э.). В основу всего существующего Гераклит положил материальное первоначало — огонь, который также является первоначалом и социальным образом всеобщего процесса. Выбор огня в качестве первоосновы для Гераклита не был случайным: мир или природа, согласно Гераклиту, находится в процессе постоянного изменения, и из всего, что существует в природе, огонь является самым изменчивым, самым подвижным.

Эмпедокл считал элементами материи («корнями всех вещей») четыре первичных вещества — землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами — любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы собираются вместе и в конце концов сливаются в единый, неизменный шар. Когда вражда преобладает, элементы все больше и больше разрываются между собой, и в конце концов мир распадается. Мир Эмпидокла — то полное единство, то бессвязная множественность, и это чередование происходит до бесконечности.

Анаксагор был последователем атомизма и придерживался учения о неразрушимых элементах (атомах). Однако он считал их количество бесконечным и бесконечно делимым (а бесконечные количества, могут быть не только конечными, но и бесконечно малыми).

Анаксагор был первым ученым, который дал правильное объяснение солнечным и лунным затмениям.

Лейципп и Демокрит из Абдеры (ок. 460 — 370 гг. до н.э.) сформировали атомистический материализм Лейциппа и Демокрита. Основным принципом философии Демокрита является гипотеза о существовании неделимых частиц материи (греческое слово «атомос» означает «неделимый»), которые выступают в качестве первоначала всех вещей. Атомистическая система Демокрита основана на принципе всеобщего детерминизма. Все в природе взаимосвязано; закон причинности пронизывает всю структуру мира от начала до конца. Все подчиняется безусловным, абсолютным отношениям причины и следствия. В мире нет случайных предметов и явлений.

Проблема первоначала у представителей идеализма в античности

Идеализм — это философское направление, противоположное материализму. Идеализм рассматривает творение в отрыве от природы, что неизбежно мистифицирует его и процесс познания, часто приводя к скептицизму и агностицизму. Последовательный индетерминизм противопоставляет телеологическую теорию материалистическому детерминизму. Развитие теоретической мысли приводит к тому, что возможность индетерминизма — отрыва понятий от их объектов — уже дана в самой элементарной абстракции.

Все варианты индетерминизма делятся на две группы:

  1. Объективный детерминизм, предполагающий в качестве основы реальности личный или безличный разум, надличностное знание;
  2. Субъективный индетерминизм, который сводит знание о мире к содержанию индивидуального сознания.

Однако различие между субъективным и объективным индетерминизмом не является абсолютным. Многие объективно-идеалистические системы содержат элементы субъективного индетерминизма; субъективные идеалисты, в свою очередь, часто переходят на позиции объективного индетерминизма. У Сократа, Пифагора и особенно Платона возникло учение философского идеализма, которое в первую очередь противопоставлялось материализму атомистов. Аристотель, колебавшийся между материализмом и идеализмом, также представлял свои идеи в полемике с более ранними и современными доктринами.

Сократ обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ — объективный идеалист. Его философское учение основывалось на признании родовой сущности в окружающей действительности и реальности всеобщего разума, разума вообще.

Сократ был привержен непосредственному созерцанию законов природы и жизни и отделял философию от мистицизма. Он признавал роль универсального разума в практических целях — для объяснения кажущейся целесообразности, необъяснимой ссылки на случайность.

Моральные позиции Сократа были далеки от античной набожности. Он считал, что добродетель — это знание или мудрость, что тот, кто обладает хорошим знанием, будет поступать по-доброму, а тот, кто обладает плохим знанием, или не знает, что такое добро, или совершает зло, чтобы добиться окончательного торжества добра.

В области политики он критиковал все формы правления — монархию, тиранию, аристократию, плутократию, а также демократию и народовластие. Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в философии Платона.

Платон (428/427 — 348/347 до н.э.) следует своему учению о том, что только мир идей представляет собой истинное бытие. Платон считал, что мир разумных вещей не является миром истинного бытия: разумные вещи постоянно возникают и исчезают, движутся и изменяются, в них нет ничего стабильного и, следовательно, истинного.

Согласно Платону, одного лишь существования «идей» недостаточно для объяснения существования вещей в чувственном мире. Поскольку вещи преходящи, изменчивы, они должны быть обусловлены не только «бытием», но и «небытием». Платон отождествлял это «небытие» с материей, которая, по его мнению, обладает неким несовершенным, ущербным существованием. Под влиянием «идей» материя преобразуется во множество чувственных вещей. Учение Платона — объективный идеализм, ибо оно утверждает примат мысленных «идей» и вторичность вещей в окружающем нас мире: ведь все реальные вещи из бытия и качеств наделяют «идеи» как свои причины и закономерности.

Согласно Платону, царство «идей» образует сложную систему, подобную пирамиде, на вершине которой находится «идея» блага. Теория познания Платона была направлена против теории античных материалистов. Главное в ней — отрицание роли ощущений как источника познания, противопоставление теоретической мысли и интуиции чувственному восприятию действительности. Платон уделяет большое внимание анализу, социальной жизни, теоретическим и практическим вопросам общественного устройства, государства и восприятия. Платон противопоставляет существующие несовершенные формы государственного сообщества своей концепции идеального государства.

Пифагор (580 — 500 гг. до н.э.), известный не только как философ, но и как математик. Он считал, что все есть «число». Даже человеческое счастье достигается через знание чисел. Началом всего, учил он, является единство. Из единства возникают другие числа; из чисел — точки; из точек — линии; из них — плоские фигуры; из плоских — объемные фигуры, а из них — чувственное восприятие тела. В философском учении Пифагора важно различать три момента:

  1. Ответ на вопрос о происхождении всего сущего был связан не с материальной, а с идеальной субстанцией, с идеей числа: «Все есть число»;
  2. Идеалистическая философия Пифагора сочеталась с четко сформулированными религиозными идеями;
  3. Пифагор сочетал идеалистические и религиозные идеи с антидемократическими, аристократическими взглядами.

Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.), как мыслитель, объединил и систематизировал весь философский опыт Греции.

Первые философы и проблема первоначала

Первой философской школой была милетская школа. Название происходит от названия города Милет (полуостров Малазия). Наиболее ярким представителем, а по некоторым источникам и основателем, указанной школы был Фалес (640-545 гг. до н.э.). Фалес был не только философом, но и математиком, физиком и астрономом. Он установил, что в году 365 дней; разделил год на 12 месяцев, состоящих из 30 дней; предсказал солнечное затмение; открыл Полярную звезду и несколько других созвездий; показал, что звезды могут служить ориентиром для навигации.

Главной целью философов на этом этапе исторического развития философской мысли был поиск универсальной первопричины. Согласно Фалесу, началом всего является вода. Вода, как и в оригинале, «божественная, одушевленная». Земля, как и все предметы, пронизана этой водой; в своем первоначальном виде она со всех сторон окружена водой и плавает, как дерево, в безбрежной воде. Одушевленность воды связана с населением мира богами» Алексеев П.В. Философия. С. 90. Вода находится в движении, поэтому все вещи и земля изменчивы.

Душа человека — это тонкая (бесплотная) субстанция, которая позволяет человеку чувствовать. Душа — это проводник разумности и справедливости.

Фалес считал, что познание мира неотделимо от человека: «Познай самого себя», — призывал философ. Он сказал, что гордится этим фактом:

  1. Человек, а не животное;
  2. Мужчина, а не женщина;
  3. Грек, а не варвар.

Аристотель считал, что Фалес взял за первооснову воду, основываясь на наблюдении, что пища влажная; тепло возникает из влаги и живет за счет нее. Идея о том, что вода является источником всего сущего, возможно, возникла из-за того, что вода претерпевает множество метаморфоз — она становится паром, льдом и обратно.

Последователем Фалеса Милетского был Анаксимен (585-525 гг. до н.э.), который считал, что первопричиной является воздух. Воздух вездесущ и наполняет все. Она способна разряжаться и сжиматься, порождая множество конкретных вещей.

Основные философские принципы Милетской школы были разработаны Гераклитом (520-460 гг. до н.э.). Он родился в Эфесе и происходил из аристократической семьи, которая была лишена власти в народе. Гераклит стремился к уединению, старался жить скудно, последние годы жизни провел в хижине в горах. Гераклит получил прозвище «темный», потому что понять его было не всегда легко: в его речи было много сравнений, метафор, он всегда выражался загадочно, не давая четкого ответа.

До нашего времени сохранилось около 150 фрагментов его работы «О природе», которая посвящена размышлениям о мироздании (природе), государстве, Боге.

Согласно Гераклиту, первопричиной всего сущего является огонь. Огонь конденсируется и превращается в воздух, воздух — в воду, вода — в землю (путь вверх) и превращается в другом порядке — путь вниз. По его словам, Земля когда-то была огненным шаром, который остыл и превратился в землю.

Огонь ассоциируется с логотипами. Гераклит определяет логос как «всеобщий порядок», «порядок». Логос имеет функцию управления. Логос — это единство противоположностей. Логос — это упорядочивающая сила огня.

Гераклит считается одним из первых философов, заметивших единство и противоположность одних и тех же явлений. Все течет, все меняется, он считает, что невозможно дважды пройти по одной и той же воде, так как каждый раз она новая. Борьба или война — отец и царь всего. Гармония — это единство противоположностей. Всегда есть гармония и дисгармония. Лук может стрелять только тогда, когда противоположные стороны натянуты.

Все в мире относительно. Например, морская вода: она полезна для рыб, но не полезна для человека. Болезнь делает здоровье сладким, работа позволяет «вкусить» покой. «Мир един, создан не богом и не человеком, но был, есть и будет вечным живым огнем, разжигаемым природой и погасаемым природой».

Чтобы проникнуть в основы вещей и мира, необходим разум и работа мышления. Истинное знание — это союз разума и органов чувств.

Душа должна быть мудрой и сухой. Влажность вредна для души. У пьяниц особенно мокрая душа. Когда душа человека сухая, она излучает свет, что подтверждает, что душа имеет огненную природу. Кажется, что идеи, которые существуют сегодня.

Заключение

Рассмотрев философию первых древних философов, можно сделать вывод, что решения проблем, поставленных «любителями мудрости» в 6 веке до нашей эры, актуальны и сегодня. К ним относятся:

  1. Проблемы первобытности;
  2. Проблемы человека, его место в этом мире;
  3. Проблемы наилучшей организации человеческого общества;
  4. Проблемы управления;
  5. Проблемы взаимоотношений человека и Бога;
  6. Проблемы познания мира.

Особенности греческой философии таковы:

  1. Сознательное отделение философии от мифа, религии, магии;
  2. Движение от мифа к логосу (специальный заказ);
  3. Все аргументы античного философа четко выстроены с помощью категорий и понятий. Например, в китайской философии много мифов, аллюзий, уподоблений. С другой стороны, античная философия старается ясно выразить свои мысли;
  4. Равенство учителя и ученика.

Обобщая изученные взгляды античных философов, можно сказать, что все огромное разнообразие и диапазон их интересов вращаются вокруг двух проблем: что есть мир и что есть человек.

Эти проблемы вечны. На каждом этапе исторического развития данного общества происходит новое переосмысление вышеперечисленных категорий, идет постоянный поиск совершенно новых ответов на те же вопросы, которые занимали человека с древнейших времен.

Список литературы

  1. Алексеев П.В. Философия: учебник. — Алексеев П.В., Панин А.В., 3-е изд. — М., 2006 г. — 603 с.
  2. Данилян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данилян, В.М. Тараненко. М., 2007. — 510 с.
  3. Кочановский В.П. Философия. — В: В.П. Кохановский. 2-е изд. — Ростов-на-Дону, 2000 г. — 576 с.
  4. Философия: учебник. Ставрополь, 2001 [Электронный ресурс].