Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов

В VI веке до н.э. Фалес, житель богатого торгового города Милет, расположенного на одном из Малоазиатских полуостровов и с трех сторон окруженного морем, говорил, что начало всему — вода и что мир оживлен и полон богов. Из этой поговорки родилась европейская философия, а ее родоначальником стал сам древнегреческий мыслитель.

Фалес, который, помимо философских размышлений, занимался астрономией и геометрией, был инженером-гидротехником и умным политиком, считался одним из самых умных людей Древней Греции. Его имя всегда упоминалось в списке семи величайших мудрецов древности, он был «первым, кого назвали мудрецом» . Но заслуга Фалеса заключается не только в том, что он был замечательным человеком, получившим заслуженное признание среди современников и потомков, чье имя не пропало в веках и известно до сих пор, не только в том, что с ним начинается история древнегреческой и европейской философии. Он также оставил после себя учеников, которые сформировали так называемую (по месту жительства мыслителей) милетическую школу философии. Учеником Талеса был Анаксимандер, которого называют первым европейским ученым. Анаксимандера изучал Анаксименес. Ученик Анаксимена Анаксагора, в отличие от своих предшественников, был еще не из Милета, более того, он переехал в Афины, стал учителем Сократа через своего ученика Архелая, и, таким образом, родоначальником целого ряда известных философов, живших и творивших в Афинах, которые стали культурным центром Древней Греции. Таким образом, когда мы говорим о милетической школе философии, мы думаем только о трех ее представителях — Фалесе, Анаксимандере и Анаксименах, которые были близки друг другу не только потому, что приехали из одного города, но и потому, что предметы их исследований, оставив своих идеологических преемников рядом и развивая свои идеи в дальнейшем на более значимом уровне философского развития. Таким образом, метафорически, заслуга Фалеса заключается в том, что он не был лучезарным одиночкой, как метеорит, пролетевший по небу с ярким пятном и исчезнувший из поля зрения, а был похож на фонтан, из которого бьет ручей, ставший одним из источников древнегреческой и, в более широком смысле, европейской философии.

Но разве важность Фалеса не преувеличена? Почему он считается первым европейским философом? Аристотель назвал Фалеса первым родоначальником философии. Сегодня это мнение общепринято, но не все с ним соглашались в древние времена. Многие исследователи, которые в то время обратились к истории идей, как называли первых философов, затем Гомер с Гесиодом, затем Орфей, Музей и Лайнус, жившие намного раньше философов милетовской школы, также занимались вопросом происхождения всего, что существовало в мире, но что сегодня не принято рассматривать как философов. А английский исследователь Э.Тейлор вообще отложил зарождение философии на 40 тысяч лет назад, во времена палеолита, когда человек впервые начал пытаться объяснять мир с помощью религии и мифов. Однако только в VI веке до н.э., когда зачатки научного познания появились в Древней Греции, когда традиционные религиозные верования перестали полностью удовлетворять пытливый ум, и когда человеческое сознание научилось абстрагироваться от конкретных понятий и объектов, появление философии стало возможным.

Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена - Материализм и идеализм в учениях Милетских философов

Материализм и идеализм в учениях Милетских философов

Можно ли назвать Фалеса материалистом, который заявил, что «начало и конец Вселенной — это вода», т.е. материальное начало, когда мы знаем его высказывания о том, что «Бог старше всего, ибо он не рождается», что «космос прекраснее всего, ибо он есть творение Божие», и что Бог «есть то, что не имеет ни начала, ни конца» На первый взгляд возникает противоречие: кто пришел первым, вода или Бог? Но это противоречие очевидно. Фалес считал саму воду, первый элемент, богом. Он считал материю и душу неразрывным целым.

В древности люди считали душу источником жизни. Пока душа находится в теле, она живет и может двигаться. Когда душа покидает тело, приходит смерть; безжизненное тело не может двигаться. Отсюда вывод, что источником движения является душа. Фалес принял эту точку зрения, которая впоследствии была приписана ему. Но двигаться способны не только люди и животные, но и неодушевленные предметы. Магнит притягивает к себе железо, камень может оторваться от скалы и упасть, аморфные тела (как янтарь) меняют свою форму. Из этого Фалес делает вывод, что неодушевленные предметы также наделены душой. Действительно, потому что магнит имеет душу, он может привести в движение железо так же, как человек, наделенный душой может двигать его. Другие явления живой природы философ Милет распространил на неодушевленные объекты. Последние, по его мнению, должны питаться; солнце и другие небесные тела, например, питаются водяными парами с земли, и если они останутся без пищи, то будут голодать. «Если земля будет уничтожена, то рухнет весь мир, и поэтому прекращение поставок продовольствия означает разрушение дома.»

Но поскольку магнит и солнце обладают душой, то почему бы и воде не иметь ее в качестве основного элемента? Фалес считал, что «вселенная порабощена», что «элементарная влага пропитана божественной силой, которая приводит воду в движение». Этот стихийный дух — бог, который управляет миром. Вода мира, по его мнению, обладает духом, который все организует и настраивает: «Бог есть дух Космоса»Вода Космоса есть дух Космоса. Поздний христианин Апоний так выразил суть учения милетского философа: «Фалес… в своем учении провозгласил воду началом всего и источником, из которого было создано все невидимое и великое [то есть, Бог]; почвой движения… духа, гнездящегося в воде». Исходя из этого, Апоний считал Фалеса монотеистом, говоря, что он «пророчествовал Единого Творца всего». Он ошибался. Однако он был так же неправ, как и современные материалистические философы. Фалес был ближе к пантеизму, обожествляя, одухотворяя весь материальный мир природы.

Пытаясь пойти по пути мысли философа Милета и подняться из мира реальных объектов в мир сверхъестественных вещей, мы должны теперь пойти обратным путем, чтобы понять его картину мира. Вся вселенная, по словам Фалеса, состоит из воды, наделенной душой. Все неодушевленные объекты, животные и люди являются его составляющими. Душа мира находится во вселенной», поэтому все ее составляющие являются частями Бога и, следовательно, обладают душой. В частности, «животные происходят из земли и в жидкости, ибо земля содержит воду, вода содержит пневму, а пневма полностью пропитана душевным теплом, так что в определенном смысле все наполнено душой». А поскольку души всех живых и неживых объектов — это частицы Божества, то они обладают присущим им качеством бессмертия. Тело смертно, но смерть тела не означает прекращения жизни бессмертной души.

Верования Анаксимандера и Анаксименов относительно обожествления природы были по существу теми же самыми, что и учение Фалеса. Единственное различие в их учениях заключалось в том, что они понимали материальную природу мирового духа, так как каждый из этих мыслителей признавал своё происхождение первым элементом. Они придавали материалу первичный элемент атрибутов языческих богов — бессмертие, всемогущество, постоянство.

Фалес Милетский

Наиболее ярким представителем милетической школы является Фалес — первый греческий философ и ученый [в геометрии: доказал равенство прямых углов, описал треугольник в круг; в астрономии: открыл Медвежонка, первым предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней и т.д.]. Он был хорошо знаком с достижениями науки древнего Востока, Египта, который в то время был далеко впереди Греции. Есть известный случай: используя принцип сходства треугольников и простой палки, ему удалось измерить пирамиду в Египте по соотношению теней, после чего он порадовал фараона]. Земля была представлена Фалесом как плоский диск, плавающий на поверхности воды.

Фалес считал, что вода — это источник существования: все, что существует, поступает из воды через ее застывание или испарение и возвращается в воду. По рассуждению Фалеса, все живое происходит из семени, и семя влажное; более того, живые существа погибают без воды. Человек, по словам Фалеса, также сделан из воды.

По словам Фалеса, все в мире, включая неодушевленные предметы, имеет душу. Душа — источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, то есть ставит душу в мир. По Его мнению, Бог — «дух космоса»; Он — нечто, не имеющее ни начала, ни конца.

Древнегреческий мыслитель, основатель древней философии и науки, основатель милетической школы, одной из первых записанных школ философии. Он проследил всевозможные вещи до одного главного элемента — воды.

Европейская философия берет свое начало в Древней Греции, откуда и происходит слово «философия» («любовь к мудрости»).

Первые философские системы возникли в VI-V вв. до н.э. на западном побережье Малой Азии в ионических городах, основанных греками, которые опережали Грецию в своем культурном развитии. Милет был самым большим из всех греческих городов Малой Азии.

О первых греческих философах известно очень мало. Обычно повествование о философии начинается с упоминания семи греческих мудрецов и первого из них — Слова Милетского.

О жизни Фалеса Милетского существует несколько версий.

Считается, что существует точная дата, связанная с его жизнью — 585 год, когда в Миллете произошло солнечное затмение, и Фалес предсказал его.

Мало что известно о происхождении мыслителя. По словам Диогена из Лаэртаса, «Фалес был сыном Эксамиуса и Клеобулины из рода Фелидов, а это семейство — финикийских, самых выдающихся, соседей потомков Кадмуса и Агенора». Пытаясь понять мир, Фалес больше всего интересовался тем, что происходит между небом и землей.

Фалес и первые ионийские ученые пытались определить, какая материя составляет мир.

Согласно Фалесу, природа, как живая, так и неживая, имеет движущую силу, которую называют такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду первозданным элементом, из которого образовалась земля, которая подобна осадку этого первозданного элемента, как и воздух и огонь.

Если основным элементом является вода, то земля должна опираться на воду. По словам Фалеса, земля плавает в пресном океане, как корабль.

Фалес пытался сформулировать основные законы Вселенной, но современники лучше помнили его нравственное учение.

Древние рассказывали такую легенду о Фалесе (Аристотель любил ее повторять): «Говорят, что когда Фалеса обвинили в бесполезности философии из-за его бедности, он, видя по звездам будущий богатый урожай оливок зимой, все еще имея мало денег, заранее дал их всем маслозаводам в Миллете и Хиосе. Он взял их напрокат даром, потому что никто уже не давал, а когда время пришло и спрос на них вдруг вырос, он начал брать их напрокат по своему усмотрению, и, собрав огромные деньги, он показал, что философы могут легко разбогатеть, если захотят, но это не то, что их волнует. Говорят, что таким образом Фалес проявил свою мудрость».

Идеи Анаксимандра

Анаксимандер, вероятно, был учеником Талеса. Он родился в конце седьмого века и умер в начале второй половины шестого века до н.э. Известен фрагмент из его трактата «О природе», первого научного труда в прозе в западной философской традиции. Новая форма композиции ассоциируется с идеей о том, что логотипы для выполнения своего предназначения должны быть свободны от метрической стихотворной формы.

Анаксимандер был еще более политически активен, чем Талес. Есть доказательства того, что он возглавил миграцию из Милета в Аполлонию.

Анаксимандер углубляет проблему первобытного. Он уже видит в воде нечто производное и считает начало (архету) бесконечным, — «физис» бесконечным и неопределенным, из которого все вытекает.

Термин «аперон», используемый Анаксимандером, означает нечто, не имеющее ограничений как внешне (в пространственном смысле и, следовательно, количественно бесконечное), так и внутренне (следовательно, качественно неопределенное). Как количественно, так и качественно неограниченный, аперон порождает другие вещи и ограничивает их по-разному. Аперон обволакивает и окружает, управляет и поддерживает все, как определено; все вещи приносятся им, сосуществуют с ним и в нем.

Это бесконечное происхождение кажется божественным, ибо оно бессмертно и нерушимо. Но не совсем в духе Гомера и древней традиции, Анаксимандер приписывает богам их первобытный принцип как бессмертное начало, которое управляет и поддерживает все; он уточняет, что оно не имеет ни пределов, ни конца, ни начала. Древние боги не умерли, а родились. Божество Анаксимандера не умирает и не рождается. Таким образом, в нем, как и в Фалесе, мы видим сдвиг в фундаменте, на котором строилась теогония, то есть генеалогия богов, в ином смысле, чем в традиционной греческой мифологии.

Отсюда мы лучше понимаем, что первые доократовские философы были «натуралистами» не в том смысле, что они не отделяли божественное (первобытное) от мира, а в том смысле, что, по их мнению, это сущность мира, то есть понятие пантеистического типа.

Для Анаксимандера Бог является главной причиной, и боги становятся мирами, вселенными, которых много, и они циклически возникают и умирают.

Фалес не спрашивал, как и почему все происходит по первопричине. Анаксимандер задает этот вопрос и отвечает на него: «Там, где вещи получают свое рождение, там они находят и свое распадение по необходимости; взаимно отдавая дань несправедливости своей виной в порядке времени».

Анаксимандер, возможно, отразил, что мир состоит из ряда противоположностей, одна из которых склонна подавлять другую (холодная и горячая, сухая и влажная и т.д.). Несправедливость влечет за собой противоречие. И время рассматривалось им как судья, показывая предел для каждого из противоборствующих начинаний, и ограничивая господство одного в пользу другого, и наоборот. Понятно также, что не только чередование противоположностей «несправедливости», рожденной каждой из них, направлено на противопоставление друг другу. А поскольку мир рождается от разделения на противоположности, то сначала возникает несправедливость, которая должна искупить себя смертью (концом) того же мира, но которая затем рождается заново в порядке определенных циклов бесконечного времени.

Есть даже, как уже было замечено, двойная несправедливость, то есть двойная потребность в искуплении: «а) мир рождается из разделения, основание одно и то же, б) с другой стороны, после распада каждая из противоположностей пытается узурпировать и доминировать над правами выжившего, как бессмертный бог» (Р. Мондольфо).

Что кажется неоспоримым в этом понимании, так это трансформация религиозных идей из орфографических коннотаций в рациональные.

Как мы видели, идея изначальной вины и ее искупления связана в сиротстве с идеей компенсационной справедливости. Логотипы Анаксимандера до сих пор заимствуют эти идеи. Но уже его ученик Анаксимены пытается дать чисто рациональное решение этой проблемы.

Воздух — как первоэлемент в философии Анаксимена

Анаксименес был учеником Анаксимандера. Его главная работа — «На природе».

Анаксимены считали воздух первым элементом существования. Это главный элемент его философии. Воздух был одновременно материальным веществом (аперон) и веществом бетонного материала, из которого были получены все элементы. От воздуха формируется все другое материальное чувственное существо. Из воздуха образуются облака, облака конденсируются, и начинается выпадение дождя (воды), вода выпадает в виде осадков и образуется земля, а из земли образуются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандера, Анаксимены верили, что генетическим и существенным происхождением всего является воздух, из которого все выходит в результате процессов растворения и конденсации. Анаксимены приписывают воздуху свойства бесконечности, безграничности, безразмерности (аперона). То есть, если для Анаксимандера аперон является генетически-субъектным началом, то для Анаксименов аперон является свойством этого начала (воздуха). В доктрине воздуха содержится важная новая идея о процессах разбавления и конденсации, которые приводят к образованию всех специфических веществ из первоосновной основы. Анаксимены упорядочили ряд состояний первичной основы мира-воздуха следующим образом: Огонь-воздух (как бетон, чувственно воспринимаемое вещество), Ветер-облака-вода-земляные камни. Чтобы построить эту философскую систему, Анаксименес ввел понятие конденсации или концентрации, которое характерно для воздуха. Конденсация воздуха приводит к появлению облаков и т.д. Душа также состоит из воздуха и богов. Но воздух — это материальное происхождение. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. они смертны.

Обычно это приводит историков философии к выводу, что Анаксимены не держались на высоте мысли Анаксимандера. По всей вероятности, так и есть. Но это еще раз показывает, насколько тесно переплеталась философия ранних мыслителей с их религиозными взглядами. Ты помнишь, как древние понимали душу как прохладу, как дыхание. И в Анаксимене мы видим точно такой же образ мышления. Он пытался определить бесконечность. Видите ли, невозможно определить бесконечность, то есть установить предел бесконечности. Но Анаксимены нашли воздух бесконечным. Воздух действительно элемент, во-первых, невидимый, во-вторых, бесформенный, третий, без формы, таким образом, выполняя все критерии бесконечности. Поэтому Анаксимены, казалось, верили, что он развивает и совершенствует мысль своего учителя. Более того, он, как и Фалес, верил, что все полно богов, и что Бог — душа мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. И как наша душа — это наше дыхание, так и душа мира — это воздух. Таким образом, этот ответ Анаксименов на вопрос о происхождении был результатом как религиозного, так и философского подходов. С одной стороны, с философской точки зрения, воздух — это начало, то есть «бесконечность»; с другой стороны, это душа мира, Бога. Анаксимены даже заходят так далеко, что говорят, что все олимпийские боги родились из воздуха. Воздух пронизывает все, включая богов. Из воздуха, через сброс и конденсацию образуются все остальные элементы и составляющие. Сбрасывая воздух, он становится огнём, и конденсируется, он становится сначала ветром, потом облаками, потом водой, землёй, камнями и всем тем, что существует на земле.

Основная концептуальная идея школы Милетус — попытаться найти первооснову мира. И такой принцип, который не был бы персонифицированным божеством или одухотворённым элементом. Это была попытка овладеть миром с научной точки зрения, понять его структуру и первоосновы. Милетинцы хотели установить как основную основу существования, так и законы, по которым развивается вселенная. Одной из главных проблем, стоявших перед древнегреческими философами, был вопрос о движении и изменчивости мира. Эта дихотомия СТАТИКС-ДИНАМИКИ, ИЗМЕНЕНИЕ — ИЗМЕНЕНЕНИЕ, находилась в центре внимания древнегреческих философов. Здесь возникли два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первой тенденции считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменениям. В рамках метафизики считалось, что нет движения — то есть абсурда восприятия, и что истинное происхождение мира реально и неподвижно, неизменяемо и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решаются современной физикой. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическая мысль была воплощена в Элейской школе.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Лев Исаакович Шестов, русский философ
  2. Философия и ее место в культуре
  3. Гносеология марксизма
  4. Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни
  5. Философия древнего востока о человеке
  6. Западники
  7. Понятие «априори» в философии Канта
  8. Милетская школа и проблема первоначала
  9. Парменид, древнегреческий философ и политический деятель
  10. Концепция «обратной перспективы» Павла Флоренского