Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни — Социальный прогресс

Содержание этой категории было разработано марксизмом на основе материалистического понимания истории, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Материальное производство, которое развивается по объективным законам, определяет весь ход исторического движения. Таким образом, социальный прогресс — это развитие общества, переходящее от простого к сложному и сохраняющее на новом этапе все то позитивное, что было достигнуто на предыдущих этапах. В процессе прогрессивных изменений общество поднимается на более высокую ступень в своей истории, в своем движении вперед и вверх.

Прогрессивное развитие общества происходит в естественном изменении социально-экономических формаций.

Каждый последующий этап действует как прогресс по сравнению с предыдущим. Прогресс общества (целого) подразумевает прогресс всех сторон и элементов социальной жизни (т.е. ее частей). Каждая новая формация превосходит предыдущую по уровню развития производительных сил, по типу общественно-политической организации, по уровню духовной культуры и т.д.

Каковы объективные причины социального прогресса? Исследование показывает, что причины социального прогресса лежат в развитии способа производства материальных благ. Прогрессивный ход человеческой истории определяется способностью общества производить и расширять воспроизводство таких материальных и духовных ценностей, которые не являются легкодоступными в природе. В процессе исторического развития происходит накопление средств и результатов творческой деятельности человечества, совершенствование социальных связей и отношений, которые опираются на исторические формы культуры, на соответствующие организации и учреждения, на материальные и духовные ценности, на формы управления.

Каковы характеристики прогресса общества? Их можно разделить на две основные группы: во-первых, признаки, характеризующие уровень вооружения человека для борьбы с природой и степень его господства над ней (средства труда, производственные и технические возможности человека, развитие науки и техники и т.д.); во-вторых, признаки, определяющие характер положения человека в производстве и обществе в целом (отношение к средствам производства, формы эксплуатации или их отсутствие, участие масс в управлении государственными делами и т.д.).

Проблема поступательного развития в отдельных сферах общественной жизни - Социальный прогресс

Социальный прогресс

Как правило, социальный прогресс происходит тогда, когда повышается степень овладения человеком природными силами, отношения производства способствуют развитию производительных сил, повышается степень участия работников в решении социальных вопросов.

Исследование показывает, что социальный прогресс является не чем иным, как конкретным проявлением диалектического закона отрицания в социальной жизни. Она включает в себя две стороны или две тенденции — прогрессирование и повторение в развитии. Наиболее важную и определяющую роль среди них играет прогрессивная тенденция. Результатом взаимодействия этих тенденций является спиральный характер социального процесса, в котором каждый новый поворот представляет собой новый этап в жизни общества, или, как его называют, новое социально-экономическое образование в общем природно-историческом движении.

Какова причина существования этих двух тенденций? Прогресс обеспечивается развитием производительных сил, повторением развития производственных отношений. Взаимодействие этих двух сторон режима производства определяет общее направление исторического развития. Действительно, производительные силы постоянно и неуклонно растут и поэтому тянут весь социальный организм вперед и вверх. Напротив, производственные отношения остаются в значительной степени неизменными в течение определенного периода становления и, следовательно, видоизменяются в прогрессивном развитии.

В процессе производства производственные силы постоянно совершенствуются (совершенствуются средства производства, повышается квалификация работников), а отношения производства остаются неизменными в рамках данного образования. Таким образом, капиталистические производительные силы за время существования этого образования существенно изменились, в то время как капиталистические производственные отношения остались в значительной степени неизменными.

Цикличность

Повторение может принимать различные формы. Она проявляется, например, в цикличности основных этапов развития социально-экономических образований (рождение, расцвет, смерть), в развитии форм собственности (социально-бытовых, частных, соцсоциалистических), форм эксплуатации, форм отношений между индивидом и обществом, в сохранении, а иногда и восстановлении уже устаревших порядков.

Установленная экономическая форма (отношения производства) определяет и ограничивает развитие содержания (производительных сил) в определенных пределах. Из этого следует, что социальный прогресс идет не по прямой восходящей линии, а по сложной, обычно спиральной линии развития.

Таким образом, производительные силы образуют непрерывную линию социального развития. Благодаря им устанавливается историческая связь между поколениями, создается преемственность между эпохами. Отношения производства, с другой стороны, выражают прерывистость, дискретность исторического процесса и особенность его специфических форм. Социальное движение происходит в тесном взаимодействии между этими двумя сторонами — непрерывность и прерывистость — и действует как последовательная последовательность регулярных шагов, которые сменяют друг друга в определенном порядке. Социальный прогресс — это ряд таких изменений, которые отличаются от предыдущих состояний общества степенью сложности, развития и в то же время выражают и закрепляют передовые, революционные тенденции общества.

Связь между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс»

Какова связь между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс» в обществе? Развитие, как мы знаем, является движением особого рода, подразумевающим движение вперед и вверх, от самого низкого к самому высокому, от простого к сложному; это движение прогрессивное. Прогресс отличается от развития большей сложностью изменений, происходящих в обществе. Это предполагает не только прогрессивное движение, но и при определенных условиях повторение более ранних исторических форм. Это уже происходит на новом уровне, но это все равно повторение прошлого.

Термин «регрессия» является наиболее общим термином для тенденции, противоположной прогрессивному курсу общества. Социальная регрессия представляет собой различного рода отклонения от основного прогрессивного направления мировой истории и выражается в упадке и кризисе социальных форм, приводящих к их распаду. Регрессия имеет более конкретное значение и относится к отдельным аспектам и проявлениям социальной жизни, которые противоречат требованиям исторического развития.

Носителями регрессионного тренда являются антинародные силы, ряд социальных слоев и классов, объективное положение которых в системе общественного производства не соответствует потребностям исторического развития и интересам масс. Регрессивная тенденция в развитии общества проявляется в различных формах, наиболее важными из которых являются консерватизм, социальная реакция и восстановление.

Консерватизм — это приверженность старым социальным формам в экономической, политической и идеологической сферах жизни, всевозможное сдерживание новых прогрессивных социальных явлений, приводящее к стагнации общества, задержке его развития.

Социальная реакция — это выражение активной борьбы регрессивных, антинародных сил против прогресса и революции, усиление социального угнетения во всех его формах, произвола и зачастую открытого террора; это комплекс мер и действий, направленных на достижение главной цели правящих классов — сохранить свои позиции.

Восстановление — это временная победа реакционных сил над незрелыми прогрессивными революционными силами, восстановление отдельных аспектов, отношений старых социальных форм. Прямая дорога к восстановлению — контрреволюция. Восстановление — это восстановление старого социально-экономического порядка, сопровождающееся террором против сторонников нового социально-экономического порядка.

Движущие силы социального прогресса

Какие классы являются движущими силами социального прогресса? Движущими силами социального прогресса являются те классы и социальные слои, которые в данную эпоху решают насущные задачи революционного развития во всех сферах общественного организма — в материальном производстве, в общественно-политической и духовной жизни. А это, как вы знаете, массы народа, ведомые в классовом обществе самым революционным классом (слоем) эпохи. Прогресс осуществляется массами в целом, но наибольшее влияние на характеристики той или иной эпохи оказывает этот класс (слой).

Поэтому при характеристике социального прогресса необходимо учитывать объективное содержание исторического процесса в данный момент времени, прежде всего, понять движение, какие социальные группы являются основным источником возможного прогресса в данной среде.

Активность и реальное влияние прогрессивных и регрессивных (реакционных) сил, зрелость противоречий между ними в разные исторические периоды различны. На подъеме антагонистических социально-экономических образований эксплуатирующие классы, будучи прогрессивными, быстро развиваются и преодолевают сопротивление реакции. На нисходящей стадии антагонистических социально-экономических образований социальные силы, заинтересованные в поддержании существующего порядка, становятся консервативными. Тогда эти силы проявляют все более реакционный характер, активно борясь против прогрессивных сил и интересов большей части общества. Однако рост и укрепление прогрессивных сил в конечном итоге приводит к поражению этих реакционных сил.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общие признаки средневековой философии
  2. Создание научных основ теплотехники
  3. Лев Исаакович Шестов, русский философ
  4. Философия и ее место в культуре
  5. Гносеология марксизма
  6. Философия древнего востока о человеке
  7. Проблема поиска «первоначала» всего сущего у Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена — Материализм и идеализм в учениях Милетских философов
  8. Западники
  9. Понятие «априори» в философии Канта
  10. Милетская школа и проблема первоначала