Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема смерти и бессмертия личности — Теоцентризм

Человек — единственное живое существо, которое знает о своей смертности. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании, особенно в философии и религии. Интерес к этой проблеме возник в древние времена. История философии выработала различные подходы к ее пониманию.

Ранняя древняя философия характеризовалась космоцентричным подходом к пониманию проблемы жизни и смерти. Здесь смерть воспринимается не как конец бытия, а лишь как метаморфоза вещей и живых существ в вечном, гармоничном и неизменном космосе.

На более поздних этапах развития древней философии интерес переместился с проблем космоса на проблемы человека, его места и роли в мире. В этот период возникли две основные линии мысли о жизни и смерти: материалистическая и религиозно-идеалистическая.

Древнегреческие атомисты Democritus и Epicurus выразили материалистические взгляды на эту проблему. Они не признавали никакой реальности, кроме мира, в котором живет человек. И этот мир состоял из атомов и пустоты. По их мнению, после смерти душа, как и тело, распадается на атомы и перестает существовать. В то же время, Democritus утверждал, что атомы обладают такими свойствами, как тепло и чувствительность. Эти свойства нерушимы, и поэтому атомы нерушимы; поэтому, как только отдельная душа перестает существовать, атомы не разрушаются и могут быть включены в новую душу. Эпикур, который также отрицает бессмертие души, считает необходимым для счастливой жизни преодолеть страх смерти. «…Самое ужасное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, его не существует, а когда приходит смерть, нас уже не существует», — сказал философ.

Проблема смерти и бессмертия личности - Теоцентризм

Теоцентризм

Религиозно-идеалистическая линия в понимании проблемы жизни и смерти восходит к философии Сократа и Платона. Сократ верил, что земная жизнь — это подготовка к вечной жизни после смерти, но это вечное блаженство должно быть заслужено хорошим поведением. Платон в своих диалогах «Тимей», «Федр», «Федрон» развивает учение о бессмертной душе, содержащейся в смертном теле. Он утверждал, что через душу смерть переходит в жизнь, как и все противоположности переходят друг в друга, и доказал это следующим образом. Во-первых, если бы душа погибла, все бы давно умерло, и смерть царила бы на земле. Во-вторых, душа, освобождённая от тела, распознаёт в мире за пределами идей добра, красоты, справедливости и может тем самым распознать их в земных вещах (ибо в земном мире красоты и т. д. нет в материальной форме, и только по своему земному опыту душа может их не распознать). Некоторые этические выводы вытекают из учения Платона о бессмертии души. Если бы существование души прекратилось со смертью тела, люди были бы избавлены от возмездия за свои пороки. Только добродетельная душа может рассчитывать на вечное блаженство в сверхъестественной жизни, поэтому человек должен стремиться к самообладанию и добродетели в жизни. Древние авторы свидетельствуют, что учение Платона было настолько влиятельным, что некоторые люди, прочитав его диалоги («Федо»), поспешно ушли в отставку, так как хотели как можно скорее созерцать чудесный мир идей. Взгляды Сократа и Платона предвосхитили христианские идеи бессмертия души.

Теоцентризм средневековья обесценивал природные наслаждения земного бытия и считал их греховными. Аскетизм считался высшей добродетелью в человеческой жизни. Религия рассматривала смерть человека как конец его земной, плотской, греховной жизни и переход к вечной, духовной жизни. С утверждением христианства вопрос жизни и смерти надолго отошел от философии к религии.

Ренессанс и современный антропоцентризм провозгласили, что смысл человеческой жизни не в стремлении к бессмертию, а в возможности достижения счастья в земном мире, основанном на рациональном знании и преобразовании действительности. Философы современности не обращали особого внимания на проблему смерти, считая, что посмертная судьба души — это не предмет науки, а религия.

Возрождение интереса к проблеме жизни и смерти приходится на вторую половину XIX — XX веков.

Философия религии

В русской философии религии конца XIX — начала XX вв. сформировался своеобразный подход к проблеме жизни, смерти и бессмертия человека. Это ярко проявилось в философии русского космоса. Н.Ф. Основатель космоса Фёдоров считал смерть главным злом на земле, поэтому целью человечества, «общим делом» всех людей, по мнению философа, должно быть преодоление смерти и воскресение умерших предков. Во взглядах Н.Ф. Федорова переплетаются религиозная и научная концепции. С религиозной точки зрения, он считал воскресение Христа примером, которому должны следовать все люди, но для достижения этой цели не следует полагаться на чудо, а на прогресс науки, на разум. Идеи Н.Ф. Федоров повлиял на взгляды основоположника философии всезнания В. С. Соловьева. Проблема смерти и бессмертия занимает значительное место в его работе «Смысл любви». Отношение В.С. Соловьева к этой проблеме можно понять только с позиции идеи всеобщей достаточности. По мнению В.С. Соловьева, смерть ставит человека на один уровень с животными, он находится на нижней стадии эволюции. Но в то же время он видит положительную сторону человеческой смертности. Ведь «пустая и аморальная» жизнь «какой-нибудь мирской дамы или спортсмена, или карточника» смерть «не только неизбежна, но и крайне желательна». Но он видит ту же несовместимость с бессмертием в жизни великих людей, гениев: бессмертие их произведений потеряло бы всякий смысл, если бы существование их авторов продолжалось бесконечно: «Можно ли представить себе Шекспира, бесконечно сочиняющего свои драмы, или Ньютона, бесконечно продолжающего изучение небесной механики, не говоря уже о абсурдности бесконечного продолжения деятельности человеческой жизни?

Проблемы смерти и бессмертия в творчестве русских мыслителей

Только истинная любовь, по словам Соловьева, нуждается в бессмертии. А истинная любовь, с точки зрения идеи универсальности, предполагает не только единство одного человека с другим и взаимное «пополнение», но и тем самым приближается к единству всего человечества, ибо благо одного человека неотделимо «от истинного блага всех живых». Но для полного «увековечивания» всех людей необходимо, чтобы человечество взялось за божественную идею и на ее основе установило единство с природой, всеобщую мировую гармонию.

Взгляды на проблему жизни, смерти и бессмертия в творчестве русских мыслителей глубоко оригинальны и принципиально отличаются от идей западной философии. Особое место эта проблема заняла в работе представителей «философии жизни» и экзистенциализма.

Основатель «философии жизни» А. Шопенгауэр утверждал, что человеку кажется, что его жизнь — это истинное существование; в действительности же истинное и вечное существование обладает только волей мира — началом и концом мимолетных индивидуальных существований. Смысл воли каждого человека заключается в стремлении к счастью, но жизнь никогда не дает полного удовлетворения желаний, что формирует негативное отношение к самой жизни. В моменты страданий человек сильнее чувствует, что он жив, а чувство удовлетворения, наоборот, усыпляет ощущение жизни. Поэтому «наше существование счастливее всего, когда мы его не замечаем, из этого следует, что лучше вообще не существовать». По мнению Шопенгауэра, наш страх смерти преувеличен, он объясняет его с позиции субъективного идеализма. Страх смерти порождается мыслью о том, что «Я» исчезает, а мир остается. По мнению Шопенгауэра, даже наоборот: мир исчезает, существующий только в нашем восприятии, но остается воля, основа человеческой жизни. Смерть не идентична полному исчезновению, потому что воля не может быть уничтожена. Смерть прекращает существование отдельного человека, но существование расы или вида не прекращается. Природа заботится о сохранении расы, но не человека, и в этом заключается решение проблемы бессмертия.

Представитель экзистенциализма М. Хайдеггер считал, что особенностью человеческого существования является понимание существования. Человек понимает, кем он является, только потому, что осознает свою смертность, то есть, он может и не быть. Смерть дает жизнь своим очертаниям, определяет ее. Жизнь — это существование до смерти. Человек раскрывает свою смертность через состояние страха. Человек стремится к спокойному, безразличному замыслу о смерти и тем самым обрекает себя на «бессовестное существование», то есть на неспособность свободно и осознанно определять себя в этом мире.

Решение проблемы жизни и смерти

Проблема смерти — главная проблема в «Мифе о Сизифе» другого представителя экзистенциализма А. Камю. Камю писал: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит ли жить или нет, — это ответ на фундаментальный вопрос философии». Камю связывает вопрос самоубийства с проблемой смысла человеческой жизни, ценности существования. По его мнению, мир чужд человеку, равнодушному к его устремлениям. Когда человек осознает это, он приходит к выводу, что существование абсурдно. Человеческий разум не способен понять, почему существует этот мир. Если бы мир можно было понять, если бы человек не был равнодушен к нему, не было бы места для мыслей о самоубийстве. Самоубийство является доказательством абсурда мира, противостояния мира и человека, которое может быть устранено только путем ликвидации одной из сторон. Но, согласно Камю, самоубийство — это ложный путь; оно лишь утверждает бессмысленность существования. Решение заключается не в отказе от жизни, а в восстании против жизни. Величие человека проявляется в мужестве жить в этом бессмысленном мире.

Тема жизни и смерти — одна из главных тем философии. Кроме упомянутых мыслителей, она нашла свое глубокое понимание и оригинальное решение в творчестве Гегеля, Ф.Ницше, К.Ясперса, З.Фрейда, Э.Фромма, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других.

Решение проблемы жизни и смерти тесно связано с пониманием смысла человеческого существования. При решении вопроса о смысле жизни можно выделить несколько основных подходов:

-смысл жизни заключается в самой жизни;

-смысл жизни лежит за пределами жизни, а земное бытие — лишь подготовка к истинной, вечной жизни;

-смысл жизни создается самим человеком и проявляется в деятельности, достижениях отдельного человека, в прогрессе общества в целом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Н.Г. Чернышевский. «Антропологический принцип в философии» — Жизнь и творчество Н. Г. Чернышевского
  2. Философские идеи Аристотеля и их место в истории философии
  3. Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель, богослов
  4. Научная картина мира хх-ххi столетий
  5. Религиозно-философское “Возрожденчество” в философии зарубежного востока XX века
  6. Методологический анархизм как крайнее проявление релятивизма
  7. Гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности — Философия права Гегеля
  8. Понятия «объективного мира» и «субъективного образа»
  9. Конфуций (кун-цзы), китайский философ, родоначальник конфуцианства
  10. Теория ноосферы, ее основные положения