Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема смысла истории — Исторический прогресс

Пытаясь объяснить исторический процесс развития общества, многие мыслители выдвигали идею о том, что человечество движется к цели. Это кажется вполне естественным с религиозной точки зрения. Ведь если человек был создан высшей сверхъестественной силой, то возникает вопрос, с какой целью он его создал? Должна быть цель, для которой существует человечество. В продвижении к этой цели лежит суть исторического прогресса. Таким образом, история человека находит смысл в исполнении предназначенной для него судьбы сверху.

Это значение проявляется в следовании воле Божьей, ведущей человечество к «искуплению» (Августин Блаженный); в развитии самопознания абсолютной Идеи (Гегель); в достижении «всеведения», слияния с природой и Богом (В. Соловьев); в приближении к цели исторического прогресса. Соловьев); в движении к «Омега-точке» — вершине развития человеческого духа (Тейльхард де Шарден), в космической судьбе, состоящей в антиэнтропической деятельности и одухотворении природы (Вернадский).

Материализм отвергает идею о том, что Бог или высший разум предопределили смысл истории. Синергетика, обнаружившая закономерности самопроизвольного развития сложных систем, подтверждает с новой точки зрения известные слова Лапласа о том, что для объяснения мира нет необходимости в «гипотезе о существовании Бога». Никто не создавал природу и не ставил перед ней цели, и так же никто не создавал человека и не ставил перед ним цели. Человечество существует не для того, чтобы выполнить предопределенную миссию, а потому, что оно появилось на определенном этапе эволюции материи на Земле и развивается в соответствии с объективными законами до тех пор, пока существуют условия, при которых оно может существовать (если только оно не самоуничтожится в ядерной или иной катастрофе).

Проблема смысла истории -  Исторический прогресс

Исторический прогресс

Но может ли быть так, что сама природа подготовила миссию для человечества, и цель истории состоит в том, чтобы выполнить эту миссию?

Но природа не ставит перед собой целей. Даже если бы и так, мы не знаем, что он собирается делать с человеком. Мы можем знать законы природы, но не ее «мысли». Конечно, мы можем приписать свои мысли природе, если захотим, но тогда вопрос не в том, что природа задумала сделать человеку, а в том, что задумал сам человек.

Природа и человек

То, для чего природа создала человека, является ложным вопросом. Природа уже сделала для человека все, что могла, наделив его мозгами и руками. Теперь человек должен понять, кто он такой, и определить свою судьбу.

Но смысл человеческой истории не может быть открыт, точно так же, как астроном обнаруживает неизвестную до сих пор звезду, или биолог обнаруживает генетический код, определяющий программу поведения животного. Ни от Бога, ни от природы мы не можем получить ответ на вопрос, в чем смысл истории. И сама история не может на это ответить. Никакое изучение исторических фактов не скажет нам, к чему мы должны стремиться. Факты, будь то факты истории или факты природы, не могут решить за нас, ради чего мы живем.

Цели истории

В истории нет ни цели, ни значения, придаваемого человечеству «извне». Но это не значит, что они вообще не могут существовать. Люди способны ставить перед собой цель и наполнять смыслом свою деятельность.

Однако было бы наивно надеяться, что это может сделать какой-нибудь пророк, который в конце концов сформулирует цель и смысл истории, и всем станет ясно, из чего они состоят. Было много исторических личностей, которые сформулировали цели, на достижение которых должны работать усилия народов, стран и всего человечества. В некоторых случаях такие цели были достигнуты, но всегда только частично. Можно вспомнить Иисуса Христа и Мухаммеда, Александра Македонского и кесаря, Петра Великого и Бисмарка. Маркс провозгласил целью истории создание коммунистического общества, и в лозунге «Наша цель — коммунизм» многие увидели смысл истории. Но каждый раз в конце концов выяснялось, что исторические цели, во-первых, эфемерны, а во-вторых, не могут быть навязаны на практике.

До тех пор, пока исторический прогресс является полилинейным, мы не можем говорить о единой цели или едином значении истории. Человечество должно сначала осознать свое единство и организоваться глобально, что является предпосылкой для осуществления целенаправленных, единых универсальных действий. Только тогда он может объединиться для выполнения задач, которые являются смыслом его развития.

Смысл истории

Проблема не в том, чтобы «открыть» «задание», данное человечеству свыше (Богом или Природой — неважно), которое оно должно выполнить. Проблема заключается в том, что человечество должно определить свои задачи, разумно оценить их выполнимость в принципе и сотрудничать в их выполнении. Для того чтобы история имела смысл, человечество должно стать хозяином своей судьбы. Человечество само должно найти смысл в своей истории. Как и каждый человек, человек, как родовое существо, должен сам разгадать тайну своего «я», искать и создавать себя, свое существо, и смысл своего существования.

Сущность человека, природа его происхождения, смысл существования человека — все это составляет ту тайну, которая на каждом этапе исторического развития человечества лишь частично раскрывается перед человеком в виде выработанных им идеалов, и эти частичные разгадки становятся лишь временной и иллюзорной оболочкой.

Это вечная тайна, вечная проблема и вечная задача человечества в его продолжающейся истории.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  2. Бессознательное в современной философии
  3. Влияние общества и личности на развитие сознания
  4. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
  5. Философия и наука. Роль философии в развитии науки
  6. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  7. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  8. Сенсуализм и гносеология
  9. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум
  10. Человек в Новом времени