Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема смысла жизни человека

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Агностицизм в философии И. Канта. Учение о познании и морали
  2. Диалектический идеализм Гегеля и его учение об Абсолютном духе
  3. Антропологический материализм Л.Фейербаха: «Человек человеку – Бог»
  4. Марксизм как идея и как реальность
  5. Мистицизм философии В.С. Соловьева
  6. Осмысление добра в философии Л. Шестова
  7. Ономатология (философия имени) как наука (по работам А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского)
  8. «Русская идея» в эсхатологической перспективе
  9. Свобода и рабство в осмыслении современных философов (Н.А. Бердяев, Ф.А. Хайек и др.)
  10. Проблема целостного осмысления мира: абсолютный оптимизм Г.В.Лейбница и абсолютный пессимизм А.Шопенгауэра

Введение

Одной из традиционных проблем философии является определение места человека в жизни, смысла его бытия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что на протяжении многих веков вопрос о смысле и цели жизни находится в центре общественного и индивидуального сознания рациональных людей. Вопросы о смысле жизни задавались и продолжают задаваться людьми по сей день, выдвигаются конкурирующие гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Потребность искать, находить, понимать и переживать смысл своего бытия в самом себе и в других существах является основой духовного бытия человека. Важно отметить, что проблема не ограничивается поиском смысла жизни, человек еще должен его осознать 11, с.3.

Цель исследования — выявить специфику смысла жизни человека в XVIII?XIX веке, а также в условиях глобальных проблем современности (XX век). Поставленная цель конкретизируется и достигается в решении взаимосвязанных задач исследования, среди которых следующие:

дать определение понятиям «смысл жизни», «цель жизни», а также проработать их различия, описать поиск человеком смысла жизни, отразить связь смысла жизни с судьбой;

рассмотреть понимание смысла жизни в классической немецкой и современной западной философии

Опишите смысл существования человека в современном мире.

Тема реферата — приоритет, который развивается в соответствии с современными реалиями и продолжает мировую историю философии.

Соответственно, проблема смысла жизни изучалась в немецкой классической и современной западной философии. Философы XVIII?XIX и XX веков произвели огромное количество работ, чтобы обосновать свои концепции и решить проблему смысла жизни. Данный конспект был подготовлен на основе работ И. Канта ? «Наброски метафизики нравов», Г. Гегель ? «Феноменология духа», И. Фихте ? «Факты о сознании». Предназначение человека. Доктрина науки», Л. Фейербах ? «Мысли о смерти и бессмертии», «Сущность христианства», М. Хайдеггер ? «Бытие и время», К. Ясперс ? «Духовная ситуация времени».

Смысл жизни как философская проблема

Смысл человеческой жизни — это философское размышление о назначении и цели такого человеческого дара, как жизнь. Смысл жизни — это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради которой он ставит цели и стремится реализовать поставленные цели в зависимости от событий и обстоятельств, влияющих на его существование. В то же время это регулятивная концепция, которая помогает человеку прожить свои годы достойно и осмысленно. Каждая развитая мировоззренческая система имеет свои представления о том, что такое жизнь и какой смысл она имеет 6, с. 3.

Смысл жизни — это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, определению человечества как вида, одно из основных понятий мира, имеющее огромное значение для формирования духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни можно понимать и как субъективную оценку прожитой жизни и соответствие достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направления своей жизни, своего места в мире, как проблему влияния человека на окружающую действительность и постановку целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае возникает необходимость найти ответы на следующие вопросы:

«Каковы ценности жизни?»;

«В чем смысл жизни человека?». (или наиболее общая цель жизни человека как такового, человека вообще);

«Зачем (для чего) я живу?».

Рассматривая этот вопрос, следует четко разграничить понятия «смысл жизни» и «цель жизни». Если у человека есть цель, например, стать врачом, ученым, инженером, то ответа на волнующий вопрос о смысле жизни все равно нет (во всяком случае, ответ ощущается им только интуитивно, чисто эмоционально). В своих размышлениях человек продолжает: какова цель стать врачом, инженером или ученым? Если цель показывает, к чему стремится человек, то смысл жизни говорит о том, зачем он это делает.

Цель «определяет» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. Человек, не имеющий цели в жизни, не осознает жизнь как органическое целое в биосоциальном, то есть человеческом, смысле. «Человек без цели — это человек без головы», — гласит народная мудрость.

Не каждый человек ставит перед собой цель в жизни, но если он это делает, то тем самым предполагает целенаправленную деятельность.

В реальной жизни существует целое дерево целей. Цель жизни — это главная или общая цель жизни. Кроме них существуют подчиненные, промежуточные или вспомогательные цели.

Подчиненные и промежуточные цели — это цели, реализация которых открывает путь к главной цели жизни, приближает ее.

Вторичные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю «кухню» жизни, обуславливают полноценное гармоничное развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепления здоровья с помощью физической культуры, строительства дома, различных хобби, увлечений). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и второстепенными целями. Этот конфликт может закончиться либо победой главной цели в жизни, либо победой второстепенных целей.

Главная цель жизни — это цель, реализация которой оправдывает жизнь человека в целом, как субъекта, который находится где-то на одном уровне с обществом и осознает его цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни, по логике вещей, сливаются стремления человека как личности и цели общества.

Проблема определения цели жизни очень похожа на проблему выбора профессии. Более того, первое обычно является продолжением второго. В формировании смысла жизни «сотрудничают» случай и необходимость, внешние обстоятельства, стимулы и внутренние мотивы.

Проблема смысла жизни в классической философии

Немецкая классическая философия XVIII и XIX веков занимает особое место в истории философского мировоззрения. Творческое наследие таких мыслителей, как И. Кант, Г. Гегель, Й. Фихте, Л. Фейербах, имеет огромное значение. С немецкими философами этого периода связано, прежде всего, высокоразвитое философское самосознание, то есть новый уровень понимания смысла и определения философского знания, его идейной и методологической специфики. Нравственная жизнь человека по И. Канту; саморазвитие, самопознание некоего мирового духа, абсолютная идея по Г. Гегелю; человеческая деятельность по И. Фихте, истинная любовь по Л. Фейербаху представляют собой смысл человеческого существования, который наиболее подробно описан в этой главе

Идея смысла жизни как долга нашла свое полное выражение в философии Канта. Цель или смысл жизни, по Канту, состоит в том, чтобы жить нравственно, то есть всегда поступать в соответствии с моральным законом. Этот закон, называемый также категорическим императивом, формулируется так: «Поступай так, чтобы максимум твоей воли всегда был в то же время принципом всеобщего закона»[16, с.23]. Каждый отдельный и конкретный поступок, если он претендует на моральное качество, должен мыслиться в терминах этого универсального закона, должен быть по своей сути моральным прецедентом или образцом для всех поступков того же рода. Другими словами, каждый человек должен действовать так, чтобы правило его личного поведения стало правилом поведения для всех.

Нравственно, если то, что делаю я лично, могут имитировать миллионы других людей, вообще все люди, и жизнь от этого не только не нарушится, но, наоборот, станет более человечной. Например, согласно категорическому императиву Канта, почему нельзя лгать? Потому что если я лгу, если ты лжешь, если все вдруг становятся лжецами, то человеческое общение становится невозможным, и общественная жизнь просто разрушается.

Категорический императив является универсальным и необходимым. Она не только предшествует моральному опыту, моральному поведению, но и делает его возможным. Моральный закон в форме категорического императива дан человеку его разумом. Она коренится в свободном творческом волеизъявлении человека. Человек обязан быть человеком.

Категорический императив Канта имеет и другую формулировку: «Поступай так, чтобы ты относился к человечеству, как к своему, так и ко всем остальным, всегда как к цели и никогда только как к средству» [16, с.26].

Таким образом, речь идет о важности и необходимости рассматривать каждого отдельного человека как представителя человеческого рода, признавая в человеке только личность и не используя его как средство или условие для решения узкопрагматических задач для достижения определенных эгоистических целей. Рассматривать человека как личность — значит уважать его человеческое достоинство, видеть в нем, по крайней мере как тенденцию или как принципиальную возможность, свободную личность, целеустремленное существо. Человек преследует собственные интересы, как и то добро, которое он делает. Добро можно делать только ради добра, а не ради какой-либо выгоды, пользы или других посторонних соображений.

Рассмотренные разновидности смысла жизни, даваемого жизнью разума, вытекающего из него долга, обладают рядом привлекательных свойств. Они дают, так сказать, глубокий душевный покой, развивают и укрепляют нравственные силы человека, возвышают его духовно, что особенно важно в наш нравственно не благополучный век. Они также ведут к более глубокому пониманию мира, обстоятельств и людей, с которыми связана повседневная жизнь каждого из нас. Наконец, они раскрывают и убедительно подтверждают несводимость свободного начала в человеческом существовании, свободу выбора, свободу воли человека.

Деятельность человека как смысл жизни по И. Г. Фихте

Субъективно-идеалистическая философия Фихте была очень влиятельной среди ведущих философов своего времени.

Согласно Фихте, не только форма познания, но и все его содержание должно быть выведено из чистой самости трансцендентальной апперцепции. А это значит, что кантовский трансцендентальный субъект тем самым становится абсолютным истоком всего бытия ? абсолютным Я, из деятельности которого возникает вся полнота реальности, весь объективный мир, названный Фихте «Nicht ? Я». Таким образом, понимаемый субъект по существу занимает место божественной субстанции классического рационализма.

Чтобы понять субъективный идеализм Фихте, следует помнить, что он исходит из кантовского трансцендентализма, то есть обсуждает проблему знания, а не бытия. Главный вопрос «Критики чистого разума» Канта — «Как возможны синтетические суждения a priori?» — остается центральным и в творчестве Фихте. Именно поэтому он называет свою философию «учением о науке» («наукоучение»). Наука, утверждает Фихте, отличается от ненаучных идей своей систематической формой. Но систематичность является необходимым, но не достаточным условием научного знания. Истинность всей системы зависит от истинности базового предположения. Последнее, как говорил Фихте, должно быть сразу же достоверным (самоопровергаемым). Очевидность, по мнению немецкого философа, является главным критерием истины. Такое самоочевидное утверждение должно лежать в основе человеческого сознания, являясь источником и носителем всех остальных знаний.

Как Декарт в поисках самого надежного принципа («Я мыслю, следовательно, я существую») обратился к нашему «я», так и Фихте. Самое подлинное в нашем сознании, говорит он, это самосознание: «Я есть», «Я есть Я» [9, с.454]. Акт самосознания — это уникальный феномен. Согласно Фихте, это действие и одновременно продукт этого действия, т.е. встреча противоположностей? Субъект и объект, ибо в этом акте самость порождает себя, предполагает себя.

Акт, посредством которого самость порождает себя, является, согласно Фихте, актом свободы. Значит, утверждение «я есть» — это не просто констатация имеющегося факта, как, например, утверждение «роза красная», а ответ на призыв, на требование? «Осознайте» свое «я», осознайте его как особую автономную реальность через акт осознания… и тем самым войдите в мир свободных существ, а не просто природных существ. Это требование обращено к воле, и поэтому суждение «Я есть Я» выражает именно ту автономию воли, на которой Кант основывает этику. Философия Канта и Фихте — это идеализм свободы, этически ориентированный идеализм.

В абсолютном «я» Фихте теоретическое и практическое начала совпадают, а природа оказывается лишь средством для реализации человеческой свободы, теряя тот остаток автономии, который она имела в философии Канта. Для Фихте активность, активность абсолютного субъекта становится единственным источником всего бытия. Мы принимаем существование природных объектов как нечто независимое только потому, что деятельность, в результате которой эти объекты появляются на свет, скрыта от нашего сознания.

Задача Фихте — раскрыть субъективность во всех объективно существующих вещах. Природа, согласно Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого. Для того чтобы реализовать себя, деятельность самости требует некоторого препятствия, через преодоление которого она разворачивает все свои определения и, наконец, реализует себя полностью, тем самым достигая тождества с собой. Однако эта идентичность не может быть достигнута в течение ограниченного времени: Это идеал, к которому стремится человечество, но никогда не достигает его в полной мере. Движение к такому идеалу составляет смысл исторического процесса.

Л. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия

Концепция, согласно которой вечным смыслом человеческого существования является любовь, была наиболее полно сформулирована философом Л. Фейербахом.

Основой его философии был «антропологический принцип», смысл которого заключается в сведении всего сверхъестественного к природе, а сверхчеловеческого — к человеку. Для Й.Л. Фейербаха субстанция жизни — это активное родовое бытие человека, стремящегося к счастью и устанавливающего не абстрактную, а практически реальную межличностную гармонию. А в чем суть человека, что в нем человеческого? Согласно Фейербаху, это разум, любовь и воля. Основой этой гармонии является «сердце», любовь, которая соединяет Я и Ты и в то же время возвращает человека к его собственной сущности. Он утверждал, что все люди в любое время и при любых обстоятельствах имеют безусловное и обязательное право на счастье, но что общество не способно реализовать это право в равной степени для всех. Фейербах рассматривал любовь как единственное средство удовлетворения стремления к счастью для всех.

Первая опубликованная работа Фейербаха, «Мысли о смерти и бессмертии», посвящена любви. Только ли Бог бессмертен? «Бог есть любовь», а любящий человек причастен к Богу и, следовательно, к бессмертию. Человеческая любовь разнообразна: к деньгам, к вещам, к отдельным существам, к человеку в целом, к добру, к Богу, к истине. Истинность и ценность любви определяются содержанием и степенью чувства. «Чем глубже объект любви, тем он сильнее, и этой силой определяется ценность любви: чем больше человек отдает себя, тем истиннее любовь. Нельзя любить, не отдавая себя» [19, с.35].

В своем опусе «Сущность христианства» он писал: «Человек существует для того, чтобы знать, любить и желать. Но какова цель разума? ? Дух любви? ? Любовь к воле? ? Свободная воля. Мы знаем для того, чтобы знать, любим для того, чтобы любить, волим для того, чтобы волить, то есть для того, чтобы быть свободными. Истинно совершенным, божественным является только то, что существует ради самого себя». Фейербах имеет в виду, что любовь (как разум и воля) — это абсолютная, а не относительная способность человека. Любовь ? цель самости [7, с.75].

Так, для Л. Фейербаха смыслом жизни является истинная любовь, которая вознаграждает сущность человека.

Особое место в изучении проблемы смысла жизни занимают такие современные западные философы, как М. Хайдеггер и К. Ясперс. Попытки разработать онтологию субъективности, открыть «бытийные» свойства сознания и смысла были предприняты Мартином Хайдеггером. Карл Ясперс в то время заявил, что истинная сущность человека раскрывается только в экзистенциализме, который проявляет себя в пограничных ситуациях.

Мартин Хайдеггер в своей главной работе «Бытие и время» рассматривает проблему смысла жизни. По мнению философа, понимание бытия всегда присутствует, но оно остается неясным. В понятии бытия только его отграничение от объективного, эмпирического мира, мира сущего, оказывается определенным; все остальное весьма зыбко и неопределенно. Вопрос в том, как поставить вопрос о бытии. «Чтобы интерпретировать проблему бытия со всей возможной прозрачностью, необходимо сначала прояснить способ вхождения в бытие, понимания и концептуального обладания его смыслом, а также прояснить возможность конкретного бытия как модели и указать истинный способ доступа к нему» [8, с.325]. Мы называем многие вещи бытием. Тогда возникает вопрос, из какого бытия следует читать смысл бытия. К Бытию следует подходить с точки зрения такого бытия, которое способно раскрыть то, что скрыто, подвергнуть себя сомнению и понять себя одновременно, то есть следует указать на такое бытие, в котором Бытие раскрывается.

Заключение

В статье рассмотрено понятие смысла жизни, описан поиск человеком смысла жизни, отражена взаимосвязь смысла жизни с образом судьбы человека. Подробно описывается понимание смысла жизни у немецких философов XVIII и XIX веков и у западных философов XX в. Дается краткая характеристика смысла жизни современного человека.

Из аннотации ясно, что концепция смысла жизни классических философов существенно отличается от современного понимания этого вопроса.

Следует отметить, что проблема смысла жизни настолько актуальна, что до сих пор философы высказывают множество мнений, и каждый из них пытается обосновать правильность своей концепции.

Поэтому дальнейшее изучение этой проблемы необходимо как для человечества, так и для истории развития философского учения.

Список литературы

  1. Балашов, Л. Е. Философия /Л. Е. Балашов. — M. : Дашков и К, 2005 г. — 672 с.
  2. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. — M. : Республика, 1995. — 464 с.
  3. Калмыков, В. Н. Основы философии : учебник / В. Н. Калмыков. ? 2 пересмотренное издание. ? Минск. Минск : Вышэйская школа, 2003. ? 541с.
  4. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант — Москва : Мысль, 1994 г. — 591 с.
  5. Евлампиев, И. И. Никколо Макиавелли / И. И. Евлампиев — Санкт-Петербург : РХГИ, 2002 г. — 689 с.
  6. Петров, Г. В. Философия смысла жизни / Г. В. Петров. — Псков : ПГПИ, 2002. — 80 с.
  7. Фейербах, Л. А. Сущность христианства / Л. А. Фейербах. — Москва : Мысль, 1965 г. — 151 с.
  8. Современная западная философия : учебник / В.Л. Абушенко [и др] ; под ред. Т.Г. Румянцевой. ? Д. / Минск : Дом книги, 2009 — 1022 с.
  9. Факты сознания. Предназначение человека. Преподавание естественных наук / перевод с немецкого. ? Минск : Харвест, М. : ACT, 2000. ? 784 с.
  10. Современный человек в поисках смысла жизни : материалы 3-й межвузовской республиканской научно-практической молодежной конференции, Узбекистан, 28 апреля 2008 г. / Алтайский государственный университет ; ред. А. А. Горбунова ? 2008 г. — 25 с.
  11. Емалетдинов, Б. М. Смысл жизни как социокультурный феномен : дис. канд. филос. наук : 09.00.11 / Б. М. Емалетдинов ; Башкирский государственный ун-т. Уфа, 2008. ? 26 с.
  12. Маслянка, Ж. В. Проблема смысла жизни в современной философии : автореферат диссертации. Кандидат философских наук : 09.00.01 / Ю.А. Козлов. В. Маслянка ; Пермский государственный университет им. М. Горького? Пермь, 2008 г. — 24 с.