Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема соотношения культуры и цивилизации — Типология культур

Необходимо рассмотреть вопрос о соотношении культуры и цивилизации. Сегодня в науке преобладает мнение, что между цивилизацией и культурой нет абсолютной гармонии и полной несовместимости. Цивилизация и культура — это две стороны одной и той же «медали». Объяснение кроется в том, что понятия «культура» и «цивилизация» отражают определенные различия, но в то же время образуют определенное единство.

Если следовать М. Херсковицу и рассматривать культуру как среду, которая постоянно совершенствуется благодаря творческой деятельности людей, то можно сказать, что культура всегда связана с различными видами человеческой деятельности и творчества. Это также объясняет тот факт, что в культуре, как отмечают многие культурологи, духовная составляющая играет важную роль, даже когда речь идет о рукотворных материальных ценностях.

Цивилизация в первую очередь связана с обществом и часто относится к объединению различных обществ, в этом случае, следуя Э. Хантингтону, можно сказать, что цивилизация — это внеобщее понятие. Следует признать, что акцент в концепции цивилизации делается не на духовной жизни и ценностях, которые создает отдельный человек, а на обществе в целом. В этом случае приоритет отдается не столько духовным, сколько материальным ценностям.

Таким образом, существует определенная диалектическая связь между духовными ценностями культуры и материальными ценностями цивилизации. Они

В этом контексте философы и культурологи должны быть внимательны, чтобы выявить место и роль культуры и цивилизации в их диалектическом переплетении.

Проблема соотношения культуры и цивилизации - Типология культур

Типология культур

Перейдем к последнему пункту темы: типологии культур. Типология происходит от греческого слова typos — тип, отпечаток, знак, след. Чтобы определить тип культуры, нам нужен критерий или критерии. Однако, поскольку культура является многогранным понятием, мы можем выделить основной критерий и набор специфических критериев. Основным критерием является историко-географический, который определяет основные типы культур, трансформирующихся в соответствующие типы цивилизаций.

К специфическим критериям относятся этнопсихологические особенности и виды хозяйственной деятельности, специфика одежды, характер жилищ, специфика устного народного творчества.

Природа культуры во многом определяет характер цивилизации, этническую и социальную психологию ее носителей, специфику социально-экономических и политических отношений, а также особенности ее религиозной составляющей.

В соответствии с вышеуказанным основным критерием можно выделить следующие типы культур:

  • аграрный;
  • городской;
  • смешанный аграрно-городской;
  • промышленно-городской;
  • постиндустриальный;
  • этнический тип культуры.

К аграрному типу относятся культуры древневосточных народов, в том числе культуры древнего Китая, Индии, древнеперсидская культура, культуры инков и ацтеков.

Городской тип включает в себя культуры Древней Греции и Рима периода республики, городские культуры средневековой и ренессансной Европы, а также культуру Киевской Руси.

К смешанному аграрно-городскому типу культуры можно отнести культуру эллинистических государств, Римской империи, а также культуру европейских народов в период формирования национальных государств и зарождения колониальных империй XVII — начала XIX веков, включая культуру Российской империи, и культуру арабских народов с момента возникновения Арабского халифата и далее.

Культура западноевропейских стран конца XIX — XX веков, России и Японии начала XX века относится к индустриально-городскому типу культур.

Постиндустриальный тип культур включает в себя культуры постмодернизма, массовой информации и глобализма.

К этническому типу культуры можно отнести культуру кочевых народов. Этот тип культуры сохраняет традиционные черты больше, чем другие. Тем не менее, она также подвержена эволюции. В качестве примеров можно рассмотреть Хазарию, Тюркский каганат и монголо-татарскую Золотую Орду, которые возникли из движения хазарских, тюркских и монголо-татарских кочевников и постепенно трансформировались в смешанный оседло-кочевой образ жизни.

Специфические типы

Однако, помимо основных типов культур, можно выделить и специфические типы. К ним относится традиционная культура, которая сохраняется как неотъемлемая часть аграрной и этнической культур. Инновационная культура является составной частью индустриальной и особенно постиндустриальной культур. Индустриальная и постиндустриальная культуры являются основой для развития и массовая культура.

Ю. Лотман, рассматривая культуру как мир получаемой, накапливаемой и распространяемой информации с помощью языковых и знаковых средств, создал так называемые семиотические типы культурДля античной культуры и европейской культуры Новою времени характерны семиотические системы передачи информацииВ XIX-XX вв. огромное значение приобрели слово, знак, символ, язык. Существенным выражением семиотических культур является семантико-синтаксический тип культуры, господствовавший в XIX-XX вв.

Семантический тин предусматривает выяснение смысла, слова, оборота речи.

Синтактический тип предусматривает соединение слов, знаков, символов для понимания сущности многообразия культур.

К концу XX в. семантико-синтаксическая культура близится к упадку. По мнению Ю. Лотмана, последовательность смены типов культуры завершила полный круг, охватывающий все возможные культурные коды. Новое движение по новому кругу приведет к тому, что в грядущей культуре приоритет снова получит семантический принцип и разовьется стремление к точности и строгости смысла языковых выражений, основой которого станет совершенствование и распространение на все сферы жизни компьютерной техники.

Внутри основной культуры как целостного господствующего образования всегда присутствуют некие культурные опыты, отличающиеся от него строем, обычаями, нормами, поведением. Они называются субкультурами.

Субкультура 

Субкультурные образования отражают социальные, этнические, демографические особенности развития культуры. Субкультуры бывают различных видов: этнические, корпоративные (ученые, бизнесмены, продавцы), религиозные, возрастные субкультуры.

Субкультура не претендует на то, чтобы стать доминантной культурой эпохи, сменить предыдущий культурный стандарт. Этим она отличается от контркультурыкоторая нарочито противопоставляет себя господствующей культуре.

Понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре. В этом значении употребляется термин контркультура.

Так, раннее христианство можно считать контркультурой по отношению к греко-римской религии.

Контркультурой можно считать период Ренессанса, когда рационалистический гуманизм, возникнув как фактор контркультуры по отношению к доминировавшему христианству, со временем занял ведущее положение во всех сферах культурной деятельности. Целью любой формы контркультуры является показать несостоятельность и неприемлемость доминирующих установок. На современном этапе — это контркультура хиппи или панков, но её скорее нужно рассматривать в контексте молодёжных выступлений.

Во втором более узком значении слово контркультура употребляется в контексте молодежных выступлений, вспыхнувших в конце 60-х гг. XX в. Это движение выразило критическое отношение к современной культуре и предстало как отказ от «культуры отцов». Молодежное движение 60-х гг. не ниспровергло существующий социальнокультурный порядок. Идеи и лозунги этого движения оказались утопичны. Этим контркультура конца 60-х гг. отличалась от контркультурных движений прошлого, вытеснивших предшествующий тип культуры.

Однако важно подчеркнуть, что контркультура, даже если у нее нет аналога, оказывает влияние на дальнейшее развитие культуры.

Наконец, важно также проводить различие между массовой и немассовой культурами. Прежде всего, следует отметить, что массовая культура возникла в эпоху индустриализированного, урбанистического (градостроительного) общества. Массовая культура имеет разнообразные формы, которые проявляются в музыке, литературе, искусстве и архитектуре. Формы массовой культуры эфемерны. Некоторые из них, однажды появившись, быстро исчезают, другие становятся классикой, например, джаз, рок-музыка, произведения

Э. Фицджеральд, А. Кристи, мюзиклы и др.

Массовая культура связана с массовым обществом. Его формирование характеризуется особенностями психологии народных масс. Эту проблему подробно исследовал Г. Лебон в своей книге «Психология народов и масс» (СПб., 1995). Он подчеркивает, что отдельные люди, как бы похожи или непохожи они ни были, отличаются друг от друга образом жизни, степенью интеллекта и рассудка, но когда они становятся массой, они обретают коллективную душу, благодаря чему начинают чувствовать, действовать и вести себя по-другому. Примерами могут служить рок-концерты, рок-фестивали, толпы на стадионах во время спортивных мероприятий, таких как футбол или хоккей, а также митинги и демонстрации.

Лебон, исследовавший психологию толпы, отметил, что когда люди собираются вместе, образуя толпу, они сначала ощущают прилив необычайной силы.

и освобождаются. Человек не может устоять перед искушением высвободить вместе со всеми людьми силы, которые раньше были скрыты и сдерживались внутри него. Во-вторых, человек в массе сразу же заражается общими эмоциями и энергией и часто жертвует своими личными индивидуальными интересами. В-третьих, человек в массе лишается своей индивидуальной, «суверенной» воли.

Проблемой психологии масс занимался и основатель психоанализа 3. Фрейд написал работу «Психология масс и анализ человеческого Я». Он пришел к выводу, что человеческая сущность, человеческая психика, присущая всем людям в условиях массовой культуры и массового общества, — это потеря индивидуальности26.

Эти ученые определили феномен массы. Масса — это специфическая форма сообщества людей, характеризующаяся агрессивностью, архаичной деструктивностью, примитивными устремлениями, сниженным интеллектом, повышенной эмоциональностью, спонтанностью и готовностью подчиняться харизматичному лидеру.

Поэтому любой человек может стать человеком масс, независимо от своих индивидуальных особенностей.

Проблема массового сознания

В этом контексте возникла проблема массового сознания, которую подробно исследовал испанский мыслитель Х. Ортега-и-Гассет в своей работе «Восстание масс «. Он показал, что понятие «масса» является внесоциальным. Она существует вне классов, страт или сословий. Основной определяющей характеристикой массового человека является усредненность. Главный лозунг — «не массы, не народ».

Делайте то, что делаю я»; скорее, «Делайте то, что делают все и я». В этом случае «я» поглощается понятием «все». Главная особенность процессов, происходивших в конце девятнадцатого века и начале двадцатого — это технократия, развитие массового потребления и усреднение индивидуального сознания.

Однако ошибаются те, кто считает, что массовая культура абсолютно подавляет личность и что в этих условиях нет другой, не массовой культуры. Доминирование массовой культуры также вызывает реакцию. Индивидуальное сознание сопротивляется. В начале XXI века контраст между массовой и немассовой культурой стал особенно ощутимым.

В начале XXI века формируется понимание постиндустриального общества, а в области культуры — понятие постмодернизма. XXI век отмечен возрождением культурной рефлексии.

Характеризуется плюрализмом, поиском идентичности, осознанием себя, отказом от европоцентризма и новым критическим мышлением в поисках неизвестного и непознанного.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Тема мистического познания в русской философии 19-20 вв.
  2. Просвещение
  3. Идея «целевой причинности» в современной социальной философии
  4. Идеализм
  5. Киево-могилянская сообщество философов: Иоанникий Галятовский, Лазарь Баранович, Антоний Радивиловский
  6. Философия постмодернизма
  7. Философия эллинистической эпохи
  8. Человек как предмет философской рефлексии
  9. Идея общественного процесса в истории социальной мысли
  10. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса