Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Проблема человека и смысл жизни в европейской философии ХХ века
  2. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия и их соотношение
  3. Понятие материи. Основные формы и свойства материи
  4. Философское и естественнонаучное представление о материи
  5. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени
  6. Общественное сознание: понятие, структура, мерности развития
  7. Понятие этического и эстетического и их связь с духовным опытом человека
  8. Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и объекта Основные концепции познания. Социокультурная природа познания
  9. Специфика и основные формы чувственного познания
  10. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании

Введение

Человеческое сознание — сложное явление, оно многомерно, многослойно. Многогранность сознания делает его объектом изучения многих наук, включая философию, психологию, биофизику, информатику, кибернетику, юриспруденцию, психиатрию.

Среди философских и эпистемологических концепций сознания, разработанных в нашей стране в последние два десятилетия, наиболее адекватно охарактеризовала природу и структуру сознания концепция А.Г. Спиркина. Из характерных особенностей сознания, отмеченных А.Г. Спиркиным, следует следующее определение сознания: «Сознание — высшее, свойственное только человеку и связанное с языковой функцией мозга, состоящее в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом переустройстве действительности, в предварительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека».

Но сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Помимо сознания, в человеческой психике существует также царство бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня человеческой психики сегодня признается большинством ученых. Однако в недавнем прошлом (в 20-50 годы нашего века) в нашей стране концепция бессознательного была предана анафеме как идеалистическая концепция. С 60-х годов идет активный процесс реабилитации этой концепции и интенсивное изучение феномена бессознательного.

Цель нашей работы — рассмотреть историю возникновения понятия бессознательного, его структуру и место в психике человека. Давайте попробуем, основываясь на учении З. Фрейда, чтобы выяснить, каковы отношения между сознательным и бессознательным.

Историческое развитие концепции сознания

Первые философские взгляды не содержали строгого разграничения между сознательным и бессознательным, идеальным и материальным. Так, Гераклит связывал основу сознательной деятельности с понятием «логос», которое означало слово, мысль и сущность самих вещей. Степень знакомства с логосом (объективным миропорядком) определяла качественный уровень человеческого сознания. Аналогичным образом, в работах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений, было впервые открыто Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противопоставление психического и материального. Так Платон создал грандиозную систему «мира идей» — единой основы всего сущего — и разработал концепцию мирового, самосознающего, развоплощенного духа, который является движущей силой космоса, источником его гармонии. Античная философия активно развивала идеи индивидуального сознания принадлежности человека к мировому духу, которому придавалась функция объективной всеобщей закономерности.

Средневековая философия рассматривала сознательную человеческую деятельность как «отражение» всемогущего божественного духа, что являлось убедительным доказательством сотворения человека. Выдающиеся средневековые мыслители Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляя разные этапы развития философской и богословской мысли, последовательно и обстоятельно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и духовной деятельности в сочетании с самоуглубленным пониманием взаимосвязи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и решению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Таким образом, в этот период было введено понятие интенции как особого качества сознания, выражающегося в его направленности на внешний объект. Проблема интенциональности присутствует и в современной психологии; она также является важной частью методологии одной из наиболее распространенных междисциплинарных областей эпистемологии — феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблемы сознания в Новое время оказал Декарт, который сосредоточился на высшей форме сознательной деятельности — самосознании. Философ рассматривал сознание как представление субъекта о своем внутреннем мире как непосредственной субстанции в отличие от внешнего пространственного мира. Сознание отождествлялось со способностью субъекта обладать знанием о своих собственных психических процессах. Были и другие точки зрения. Лейбниц, например, разработал положение о бессознательной психике.

Французские материалисты XVIII. В XVIII веке (Ламетрини, Кабанис) обосновали положение о том, что сознание — это особая функция мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и самом себе. В целом, материалисты Нового времени рассматривали сознание как вид материи, как движение «тонких» атомов. Сознательная деятельность была напрямую связана с механикой мозга, разделением мозга или универсальным свойством материи («И камень мыслит»).

Немецкий классический идеализм сформировал особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Согласно Гегелю, основным принципом развития сознания был исторический процесс становления мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте и Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В 19 веке появились различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума и проповедующие иррационалистические подходы к оценке психической деятельности человека (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

Карл Маркс и Фридрих Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировав идею о том, что сознание вторично и обусловлено внешними факторами, особенно экономическими. Марксизм широко использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

Интенциональная структура сознания

Для феноменолога сознание — это динамический поток опыта; то, что реально осознается в данный момент, является лишь малой частью потока сознания. Сама субъективность состоит из множества бессознательных процессов, наших предшествующих ментальных состояний. Этот чрезвычайно сложный и постоянно меняющийся поток сознания является конечной основой, на которой, по мнению феноменологов, покоится вся познавательная и практическая деятельность человека. Переживания сознания нельзя рассматривать изолированно, поскольку по своей природе они являются динамически интенсиональными образованиями, совокупность которых составляет многогранный поток сознания. Изучение основных структур деятельности сознания предполагает разработку элементов, составляющих эти структуры.

Феноменология признает в качестве такого фундамента простое чувственное восприятие, на основе которого могут быть обоснованы все остальные акты сознания. Восприятие рассматривается как единственная легитимная основа всей теоретической и практической деятельности человека.

Как утверждалось выше, весь интенциональный опыт содержит два реальных компонента: noesu — активность Я (сюда входят все формы интенциональной активности субъекта, например, его интересы) и hyle — сенсорные данные, которые в широком смысле можно понимать как общевоспринимаемые. Этим двум реальным компонентам противопоставляется компонент, ноэма, который функционирует как та интенсиональная единица, в которой подразумевается реальность. Ноэма концентрирует результаты активной деятельности сознания, его ноэтического творчества.

Синтетическая деятельность сознания приводит к возникновению ноэмы. Феноменология выделяет два типа синтетической деятельности сознания: тетический и формальный. Акты сознания, лежащие в основе формального синтеза, не дают никаких указаний на конкретное существование субъекта. Однако благодаря тетическим актам сознания человек убеждается в реальном существовании объектов. Суть тетических актов заключается в том, что в них мир считается существующим еще до того, как утверждается существование конкретных объектов. Как правило, существование мира воспринимается как должное, что особенно характерно для повседневных действий человека.

Тетические акты можно различать по модальности, которая находит свое ноэматическое выражение в утверждении, отрицании или сомнении. В этих актах можно, с одной стороны, приписать реальное существование интенсифицированному объекту (это позитивное сознание) и, с другой стороны, говорить об объекте, не утверждая его реального или даже возможного существования (это нейтрализованное сознание, важнейшей формой которого является фантазия). Нейтрализация основана на актах сознания, которые не решают вопрос о существовании или несуществовании объекта. Сознание здесь ограничено пустыми фантазиями.

В свою очередь, тетический и формальный синтезы сознания могут принимать различные формы:

1). Расчленение или дискретный синтез. Каждый объект как определенная сущность (тождество) всегда дан в своем окружении, в своих связях и отношениях с другими объектами. Установление тождества объекта возможно только посредством многообразных тетических актов сознания, в которых, с одной стороны, различные объекты объединяются в единство (что достигается с помощью конъюнкции — союза «и»), а с другой стороны, разъединяются (что достигается с помощью дизъюнкции — союзов «или», «или, или»). Именно на этих актах сознания основано математическое мышление, оперирующее числами, которые представляют собой определенную совокупность объектов вообще, безотносительно к их материальному содержанию.

2). Синтез отношений, посредством которого устанавливаются такие связи между явлениями, как причинность, обусловленность, мотивация и т.д. Ноэматическим коррелятом такой синтезирующей деятельности сознания являются союзы «если, то» и «как». Сфера применения этого синтеза широка; по сути, он охватывает всю область интеллектуальной и практической деятельности человека.

Глубокие слои бессознательного. История взглядов

Помимо сознательных форм мысли и действия, в человеке есть и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания, не достигая нужного уровня интенсивности или напряжения, чтобы привлечь к себе внимание. Термины «бессознательное», «подсознание» и «бессознательное» часто используются в научной и художественной литературе, а также в повседневной жизни. Они говорят: «Он сказал это бессознательно», «Он не хотел этого, но так получилось» и так далее. Повседневный опыт приводит нас к мыслям, которые появляются в нашей голове, но мы не знаем, откуда они взялись.

Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания; иногда она не достигает уровня сознания (предсознательное, или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (бессознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, находящихся вне сферы его разума, необъяснимых и неконтролируемых, по крайней мере, в данный момент, охватывается понятием бессознательного.

Бессознательное — это не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют своего рода защитную функцию: они освобождают мозг от постоянного напряжения сознания там, где оно не нужно.

Человеческий разум нес бы непосильную ношу, если бы ему пришлось контролировать каждый умственный акт, движение и действие. Человек не мог бы ни мыслить эффективно, ни действовать разумно, если бы все его элементы жизнедеятельности требовали сознания одновременно».

Общая идея о бессознательном встречается еще в древнеиндийском учении Потанджали, в котором бессознательное рассматривалось как высший уровень знания, как интуиция и даже как движущая сила Вселенной. Это восходит к Сократу, который утверждал, что постоянно прислушивается к своему внутреннему голосу как к своего рода велению совести и непререкаемому авторитету. Проблема бессознательного отражена в учении Платона о знании как памяти, которое тесно связано с идеей существования в душе скрытого, бессознательного знания, о котором сам субъект может даже не подозревать. Платон считал, что человек не будет искать то, чего он не знает, если только он не имеет это бессознательно в своей душе заранее. Августин проанализировал бессознательное в «Исповеди», где он сравнил царство памяти с огромным внутренним пространством, скрытым от сознания. То, что находится за пределами наблюдаемого для субъекта в сфере его психической деятельности, составляет бессознательное.

Вопрос о бессознательном получил иное освещение в концепции Р. Декарта, который предположил тождество психики и сознания. Отсюда и представление о том, что вне сознания существуют только чисто физиологические, а не психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотивов является бременем для человека. Обретение свободы, с другой стороны, основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.

В истории философской и психологической мысли впервые только
Г. Лейбницу удалось достаточно четко сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы психической деятельности. Лейбниц считал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни, и что в состоянии бодрствования, помимо наиболее отчетливых сознательных идей, существуют как бы спящие или блеклые идеи — малые восприятия. Согласно Лейбницу, в разуме нет ничего, что уже не дремало бы в виде образа в темной душе.

И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на существование сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя можно сделать вывод об их существовании. Бессознательное — это темные восприятия в человеке, число которых бесконечно. На огромной карте нашего разума освещены лишь несколько точек — обстоятельство, которое может вызвать в нас изумление по поводу нашего собственного бытия; ведь если бы какая-то высшая сила сказала: «Да будет свет!» без малейшего действия с нашей стороны, перед нашими глазами открылась бы половина мира (если, например, взять писателя со всем, что он помнит)».

Структура бессознательного

Бессознательное не является аморфным. Она имеет структуру, элементы которой соотносятся друг с другом, а также с сознанием и действием, влияя на них и в свою очередь испытывая их влияние на себе.

Сенсация является структурным компонентом бессознательного. Мы переживаем все, что влияет на нас. Но не все становится фактом сознания. Существуют бессознательные ощущения. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время показа художественного фильма демонстрируются специальные изображения, рекламирующие определенные товары. Эти изображения появлялись на экране в течение периода времени, не воспринимаемого человеческим глазом (т.е. менее 0,05 с), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублиминальных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем влияли на поведение этих людей после сеанса. У лиц, подвергшихся такому внушению, спрос на рекламируемые товары увеличился почти в два раза по сравнению с обычным.

В сферу бессознательного входят также инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты могут порождать в человеке бессознательные желания, эмоции, импульсы воли, которые впоследствии могут попасть в сферу сознания. Было бы ошибкой отрицать роль сексуальных и пищевых инстинктов в психической и даже в сознательной жизни.

Так называемые автоматизмы и интуиции могут возникать с помощью сознания, но затем спускаться в сферу бессознательного. Интуиция — это способность постигать явление путем непосредственного восприятия, не подтверждая его доказательствами. Интуиция — это проявление мышления на бессознательном уровне. Интуиция — это эмоциональное постижение сути проблемы, когда человек врастает в нее и настолько сливается с ней, что она преследует его в снах.[4, с. 376] Автоматизмы — это довольно сложные действия человека, которые сначала находятся под контролем сознания, но при постоянном обучении и повторении приобретают бессознательный характер и становятся неуправляемыми: спортивное плавание, езда на велосипеде, рутинные рабочие процедуры и т.д. Такие автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь.

В жизни люди формируют сложные привычки, навыки и способности, в которых сознание одновременно присутствует и отсутствует, оставаясь, так сказать, нейтральным. Каждое автоматизированное действие является бессознательным, хотя не каждое бессознательное действие является автоматизированным.

Сознательная деятельность человека возможна только тогда, когда максимальное количество ее элементов выполняется автоматически. Чтобы творчески заниматься музыкой, необходимо обладать хорошими навыками игры на музыкальных инструментах. Изучение различных видов автоматизма показало, что это далеко не просто машина. Это объясняется тем, что она заключается в возможности регулировки «на лету». В то же время существуют уровни психической активности, которые не переходят в область автоматизма. Например, весь процесс игры на музыкальном инструменте не может быть сведен к автоматизму.

Механизмы психического автоматизма освобождают разум от постоянного наблюдения и ненужного контроля над каждым фрагментом действия. Защитная функция бессознательного (подсознания, в котором содержатся психические явления, связанные с переходом от уровня сознания к уровню автоматизма) хорошо видна на примерах автоматизмов. Вовлекая бессознательное, уменьшается бремя сознания и увеличиваются творческие способности человека.

Привычки распространяются на все виды деятельности. Это касается и мышления. Наш сознательный ум присутствует в бессознательной деятельности. Однако он не проявляет своего внимательного отношения ко всем деталям действия, а лишь следит за общей картиной. В то же время сознание, осуществляя своего рода суммарную интроспекцию, может в любой момент взять под контроль автоматическое действие, остановить его, ускорить или замедлить. Но гипертрофированный самоконтроль может привести к дезорганизации нормального хода деятельности, к психостеническим сомнениям, тревогам, мучительной нерешительности, нарушению плавности речи и так далее. Тревога ожидания, например, того, что человек провалится на экзамене, может привести к тому, что он забудет необходимый материал. Недоверие к собственным способностям может помешать их реализации.

Диалектика сознательного и бессознательного

Выяснив, что такое сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения: Бессознательное, властвующее над психикой, сдерживается в глубинах психики «цензором» — психическим образованием, сформированным под влиянием системы общественных запретов — табу. В особых «конфликтных случаях» бессознательные инстинкты «обманывают» цензора и предстают перед сознанием в виде снов, оговорок, ошибок давления, невротических симптомов (проявлений болезни) и т.д.

Самосознание вводит человека, так сказать, в три слоя сознания: сознание вне его, с которым он еще не знаком; сознание внутри себя, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которым он уже обладает. Таким образом, расширение сознания последнего происходит за счет включения того, что находится внутри него самого, и того, что находится вне его. Термины «сознательный» и «бессознательный» могут иметь разные значения. В одном случае они характеризуют субъективное состояние человека; такое значение терминов называется функциональным. Сознательный — это человек, который осознает определенный психический процесс, происходящий внутри него, то есть осознает свои чувства, мысли, идеи и так далее. Напротив, бессознательное в этом смысле — это состояние, в котором человек не осознает никаких происходящих в нем психических процессов, включая сенсорные. Человек, осознающий чувство, осознает его в отношении этого чувства. Однако, если человек не осознает чувство, то он является бессознательным по отношению к этому чувству. Следует отметить, что термин «бессознательное» определяет только неосознанность каких-либо чувств, желаний, страхов и т.д., а не их отсутствие.
Термины «сознательное» и «бессознательное» имеют и другие значения, помимо функционального. В данном случае имеется в виду принцип определенного размещения сознательного и бессознательного в психике человека и их смысловое наполнение. В такой интерпретации «сознательное» и «бессознательное» представляют собой две различные части личности человека, каждая из которых имеет свое особое содержание. Согласно Фрейду, бессознательное является хранилищем всего иррационального. Юнг, в свою очередь, считает бессознательное глубочайшим хранилищем мудрости, а сознание определяет как вместилище человеческого интеллекта. В бессознательном хранится все, что не может быть размещено на высших уровнях человеческой психики. Его можно сравнить с подвалом дома, в который перекочевывают вещи, не нашедшие места на жилых этажах. «Подвал» во фрейдистском смысле воплощает человеческие пороки, тогда как для Юнга это прежде всего хранилище человеческой мудрости.

Наконец, термин «сознательный» имеет еще одно значение. В то время как сознание отождествляется с рефлексивным интеллектом, бессознательное отождествляется с нерефлексивным опытом. Однако использование этих терминов не всегда бывает успешным. Конечно, интеллектуальная рефлексивность всегда сознательна, но не всякое сознание является интеллектуальной рефлексивностью. Например, я осознаю свое дыхание, но это не то же самое, что думать о дыхании: я перестаю осознавать его, как только начинаю думать о нем. То же самое относится к любому действию, которое характеризует мое отношение к окружающему миру.

В то же время следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос о взаимоотношениях между сознательным и другими уровнями психической регуляции поведения, особенно бессознательным, остается сложным и не может быть решен полностью однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют различные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному связаны с сознанием. На подсознательном уровне существуют бессознательные психические явления.

Бессознательный уровень психической деятельности — это обобщенные, автоматизированные в опыте конкретного индивида стереотипы его поведения — способности, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро личности, сформированное на ранних этапах ее развития. Она также включает в себя импульсивно-эмоциональную сферу, то есть бессознательные стремления человека, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая природа человека», «центр» индивидуальных поведенческих отпечатков, поведения.

Заключение

В заключение следует отметить, что бессознательное и сознание — это две относительно независимые стороны единой психической реальности человека; противоречия, а иногда и конфликты между ними встречаются довольно часто, но они взаимосвязаны, взаимодействуют друг с другом и способны достичь гармоничного единства. Бессознательное содержит богатые возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, особенно для творческой активности субъекта.

«Питая» и в значительной степени формируя бессознательное, сознание способно контролировать его в целом, а также определять общую стратегию поведения человека. И хотя поведение человека, особенно социальное, определяется сознанием, сознательное поведение не исчерпывает всех поведенческих действий; остается место для бессознательного.

В генезисе человеческой психики бессознательное функционирует как первый этап, а сознание — как второй этап ее формирования и развития. Но с появлением сознания бессознательное не растворяется в нем, оно становится уровнем человеческой психики и начинает активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обогащается в своей структуре, функциях и содержании. Бессознательное у людей и бессознательное у животных имеют общие черты сходства, но есть и существенные различия. Бессознательное в человеческом субъекте гуманизировано и социализировано; оно биосоциально по своей природе.

Список литературы

  1. Введение в философию. Учебник для вузов / Авт: Фролов И.Т. и др; 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Республика, 2005 г. — 623 с.
  2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005 г. — 624 с.
  3. М.К. Мамардашвили, М.К… Необходимость самости. М.: Лабиринт, 1996 г. — 463 с.
  4. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений: в 3-х томах. — 4-е изд. / Под ред. Р.С. Немова — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. — Номер 1: Общие основы психологии. — 688 с.
  5. Философский энциклопедический словарь / гл. редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1993 г. — 839 с.
  6. Фрейд З. О психоанализе. — М.: Мысль, 1991 г. — 590 с.
  7. Энциклопедия философских наук / под редакцией Л.Ф.Ильичева и П.Н.Федосеева. — М.: Сов. Энциклопедия, 1993. 411.
  8. [2] М.К. Мамардашвили, Необходимость себя. М.К. Мамардашвили, Необходимость самости, М.: Лабиринт, 1996, с. 154.
  9. Введение в философию. Учебник для вузов / авторский сборник Фролов И.Т. и др; 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Республика, 2005 г. — С. 92.
  10. Философский энциклопедический словарь / гл. редакторы: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. — М.: Сов. Энциклопедия, 1993.- с. 194.
  11. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2005.- С. 37
  12. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3-х томах. — 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002 г. — Номер 1: Общие основы психологии. — С. 29.
  13. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений в 3-х томах. — 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — Номер 1: Общие основы психологии. — С. 139.
  14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Издательская группа «НОРМА-ИНФРА-М», 2005. С. 98.